Олег юрьевич атьков

1882

Первый в мире Опытовый бассейн, построенный в Англии по предложению Уильяма Фруда в 1872 году, быстро убедил судостроителей мира в целесообразности проведения модельных испытаний.

Адмирал А.А. Попов — выдающийся отечественный кораблестроитель, автор проектов круглых судов — броненосных батарей («поповок»), яхты «Ливадия», первого отечественного эскадренного броненосца «Петр Великий», первого в мире броненосного океанского крейсера «Генерал-Адмирал» одним из первых высказал мысль о необходимости создания отечественного опытового бассейна.

Морской технический комитет Морского ведомства, ведавший всеми вопросами кораблестроения, впервые рассмотрел вопрос о создании в России опытового бассейна, инициатива создания которого принадлежала великому русскому ученому Д.И. Менделееву .

Идея была активно поддержана главой Морского ведомства Генерал-Адмиралом Великим Князем Алексеем Александровичем.

Дальнейшая судьба проекта и ракетоносца

Экраноплан «Лунь» (Каспийск, 2010).Хорошо видны пусковые установки ПКР «Москит», а также кормовая и носовая кабины воздушных стрелков (с орудийных установок УКУ-9К-502-II демонтированы 23-мм пушки ГШ-23).

21 ноября 2011 года появилась информация о том, что российские военные решили отказаться от разработки экранопланов, а оставшиеся экранопланы будут утилизированы в ближайшие месяцы. Как сообщил высокопоставленный представитель Минобороны:

В гособоронзаказе на 2011—2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие… Даже разговоры об их возрождении не ведутся. Сейчас у флота много других серьёзных задач, уже не таких смелых, как прежде. Предпочитаем больше не строить иллюзий.

Однако сразу после этого в СМИ Нижнего Новгорода появилась новость о неких активистах, желающих сохранить ракетный экраноплан «Лунь» в качестве музейного комплекса. С этой целью они послали письмо в министерство обороны и получили ответ, в котором сообщалось о возможности передачи в том случае, если поступит официальное обращение муниципалитета. В результате этого активисты создали петицию, адресованную администрации города, с просьбой сохранить уникальный ракетоносец.Таким образом, на момент начала 2013 года «Лунь» утилизирован ещё не был. 25 января 2020 года принято решение о транспортировке экраноплана в парк «Патриот», который строится в Дербенте.

Так, для ПЛ разрабатывались:

  • многофункциональные гидроакустические комплексы (ГАК);
  • комплексные гидроакустические станции (ГАС), сочетающие несколько функций;
  • специализированные ГАС шумопеленгования в звуковом диапазоне частот с использованием антенн, размещенных на корпусе корабля;
  • ГАС шумопеленгования в низком звуковом диапазоне с использованием гибких протяженных буксируемых антенн (ГПБА);
  • ГАС обнаружения сигналов гидролокаторов (ОГС);
  • гидроакустическая аппаратура классификации целей;
  • гидролокаторы для обнаружения ПЛ;
  • ГАС связи и опознавания; ГАС миноискания;
  • ГАС определения гидролого-акустической обстановки — измерители скорости звука в воде с построителями зон акустической освещенности;
  • электронно-акустическая аппаратура для самоходных средств гидроакустического противодействия;
  • абсолютные гидроакустические доплеровские лаги;
  • гидроакустические системы позиционирования с донными маяками – ответчиками;
  • гидролокаторы для обнаружения разводий;
  • гидролокаторы обнаружения объектов на дне моря;
  • аварийные гидроакустические сигнализаторы.

Антифрикционные углепластики

В 80-е годы 20 века резко возросло внимание к экологической чистоте узлов трения скольжения современных судов, гидротурбин, насосов, шлюзов и нефтедобывающего оборудования, эксплуатирующихся в воде

 

Антифрикционные углепластики

Антифрикционные углепластики

Впервые в мировой практике нашими специалистами была решена проблема создания антифрикционных углепластиков марок УГЭТ и ФУТ, обладающих уникальным комплексом триботехнических, физико-механических и технологических свойств, имеющих прочность, износостойкость, ударостойкость, стабильность размеров, технологичность на уровне металлов, но в отличие от них способных работать без смазки или при смазывании водой или агрессивными жидкостями.

Разработана технология изготовления тяжелонагруженных высокоскоростных узлов трения скольжения диаметром до 2,4 метра для судовых механизмов и систем,  гидротурбин и насосов, а также для применения в арматуростроении, тяжелом машиностроении и других отраслях.

Стоит ли усложнять и без того накаленные отношения

Кто из сторон виноват и чьей рукой было сделано повреждение, неизвестно. На фоне накала отношений между Москвой и Вашингтоном последним временем виновной стороне целесообразно было бы признать свою ошибку, сделать выводы и успокоиться.

Но, возможно, Атьков так не думает. Помимо прочего, он озвучил примерно следующее: “у американки в жизни не было уроков труда, поэтому она так бездарно работает дрелью”

А теперь внимание! Кому в голову может прийти, что бортинженера космического корабля отправили на орбиту Земли, ни разу не показав при этом как пользоваться дрелью? Вряд ли логика господина Атькова поддается каким-либо объяснениям, даже если космический корабль пыталась вывести из строя женщина по имени Серина

Ссылки [ править ]

  1. ^
  2. ^ . Astronautix.com . Архивировано из 8 ноября 2013 года . Проверено 5 апреля 2016 года .
  3. Беккер, Иоахим. . www.spacefacts.de . Проверено 5 апреля 2016 года .
  4. ^ . ysa.meduniwien.ac.at . Проверено 5 апреля 2016 года .
  5. ^ Фернисс, Тим; Дэвид, Шейлер; Шейлер, Майкл Д. (17 августа 2007 г.). . Springer Science & Business Media. ISBN
  6. Атеки, О.Ю. (1992). «Некоторые медицинские аспекты 8-месячного космического полета». Успехи в космических исследованиях . 12 (1): 343–5. Bibcode . DOI . PMID .
  7. . ysa.meduniwien.ac.at . Проверено 10 апреля +2016 .
  8. . www.3eyesobserver.com . Проверено 26 апреля 2016 года .
  9. Атьков, Олег Юрьевич .; Горохова, Светлана Г .; Сбоев, Александр Г .; Генерозов, Эдуард В .; Мурасеева Елена В .; Морошкина, Светлана Юрьевна; Черный, Надежда Н. (2012). . Журнал кардиологии . 59 (2): 190–194. DOI . PMID .
  10. Салтыкова, Марина; Капдеру, Андре; Атов, Олег; Гусаков Виктор; Коновалов, Геннадий; Воронин, Леонид; Каспранский, Рустем; Моргун, Валерий; Байяр, Оливье (1 октября 2003 г.). . Анналы неинвазивной электрокардиологии . 8 (4): 321–332. DOI . ISSN . PMC . PMID .
  11. . www.cancernetwork.com . 15 февраля 1995 . Проверено 10 апреля +2016 .

Отличия

  • Герой Советского Союза (2 октября )
  • орден Ленина (2 октября 1984)
  • медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) — за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность
  • орден Кирти Чакра (1984, Индия)
  • медали
  • заслуженный деятель науки Российской Федерации (2007)
  • Государственная премия СССР (1989) — за разработку методов эхокардиографической диагностики и контроля состояния сердечно-сосудистой системы и внедрения их в практику здравоохранения
  • Премия Правительства Российской Федерации ()
  • премия Ленинского комсомола (1978) — за внедрение ультразвуковых методов диагностики основных заболеваний сердца
  • Золотая медаль имени К. Э. Циолковского Академии наук СССР (1987)
  • Диплом Международного общества и Федерации кардиологии и организационного комитета IX Всемирного конгресса кардиологов
  • Международная премиея Андрея Первозванного «За Веру и Верность» — за «особый вклад в укрепление государственности и приумножение национальной славы России» ()
  • Почётный гражданин городов Варна (Болгария), Гагарин (Россия), Джезказган (Казахстан), Ленинск (Россия) и села Хворостянка

Почётный доктор берлинского Университета имени Гумбольдта (1985).

Атьков Олег Юрьевич (1949- гг.)

Краткая биография:

Продолжительность: 236 суток 22 часа 49 минут 04 секунды;

Олег Атьков – 57-й советский космонавт и герой СССР: биография с фото, космос, личная жизнь, знаменательные даты, первый полет, Союз и Салют, количество миссий.

Атьков Олег Юрьевич – 57 космонавт СССР и 137 космонавт мира.

Известный космонавт России, родился 9 мая 1949 года в селе Хворостянка Самарской области. Его отец — полковник внешней разведки, а мать преподаватель русского языка и литературы. Однако сам Олег решил посвятить себя медицине и в 1973 году закончил первый Московский мединститут имени Сеченова, после чего — ординатуру и аспирантуру в Научно-исследовательском институте кардиологии СССР. До1977 года работал в Институте клинической кардиологии имени Мясникова, а после — во Всесоюзном кардиологическом центре Академии медицинских наук СССР.

Космос

Начиная с 1975 года он начал изучать состояние сердечно-сосудистой системы космонавтов, отправлявшихся в долговременные полеты, а затем и сам был зачислен в отряд советских космонавтов. В этот период ему довелось пройти курс общекосмической подготовки для полетов в космос.

Упор ставился на корабли типа «Союз Т» и орбитальные станции «Салют», и уже 8 февраля 1984 года Олег Атьков отправился в полет вместе с Леонидом Кизимом и Владимиром Соловьевым. Команда находилась на орбите на протяжении 237 дней, работая на борту орбитальной станции «Салют-7».

Находясь в космосе, он посвятил себя исследованиям и проводил эксперименты. В этот период космическая станция приняла на борт еще две экспедиции — советско-индийскую и команду корабля «Союз Т-12». Возвращение космонавтов на Землю состоялось 2 октября 1984 года, после чего Атьков приступил к работе в качестве руководителя лаборатории функциональных методов исследований в Институте клинической кардиологии Всесоюзного кардиологического научного центра Академии медицинских наук СССР. А с 1990 года — возглавил отдел новых методов диагностики Института клинической кардиологии.

Является доктором медицинских наук, автором пяти изобретений и написал более тридцати научных работ. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1984 года Олегу Юрьевичу Атькову присвоено звание Героя Советского Союза, он также награжден орденом Ленина и медалями. Имеет почетную награду Республики Индия — орден «Кирти Чакра». А за разработку методов эхокардиографической диагностики и контроля состояния сердечно-сосудистой системы ему присвоено звание Лауреата Государственной премии СССР 1989 года.

Олег Юрьевич Атьков — известный летчик-космонавт, ученый и руководитель, был также награжден дипломом Международного общества и федерации кардиологии (МОФК) и организационного комитета IX Всемирного конгресса кардиологов. Все свои почетные награды и звания он заслужил благодаря огромному вкладу в развитие космонавтики и медицинским исследованиям, а результаты его труда заслуживают огромного внимания и сегодня.

Личная жизнь

Отец — Атьков Юрий Иванович (род.01.05.1926 г.), полковник внешней разведки в отставке.

Мать — Атькова (Плахута) Дина Ростиславовна (род.12.05.1927 г.), преподаватель русского языка и литературы.

Жена — Атькова (Алексеева) Евгения Львовна (род.23.08.1950 г.), с.н.с. Всероссийского научно-исследовательского института глазных болезней (ВНИИГБ) АМН РФ.

Дочь — Атькова Екатерина Олеговна (род. 13.04.1972 г.), врач дермато-венеролог.

Две школы

В истории экранопланов — две значимые фигуры. Первая нам всем хорошо известна. Это Ростислав Алексеев — знаменитый советский конструктор, заинтересовавшийся использованием экранного эффекта(воздушная подушка под крылом экраноплана, создаваемая набегающим потоком воздуха и обеспечивающая повышенное давление под нижней плоскостью крыла) ещё в 40-х годах. Но вот о втором человеке — немецком инженере Александре Липпише — у нас не упоминают или упоминают вскользь.

Первый экраноплан Александр Липпиша — Collins Х-112, построенный им ещё в США

Работая на Третий рейх, Липпиш занимался исследованием схемыбесхвостка» и дельтавидного крыла. После войны его вывезли в США, но американскому правительству немецкий инженер оказался не очень нужен. В Германию он до поры до времени решил не возвращаться, и в фирме Collins занялся разработкой бескрылых летательных аппаратов — аэродайнов.

В середине 50-х Липпиш заинтересовался вопросом создания экранопланов. Уже в 1963 году его аппарат Х-112 совершил первый полёт и доказал жизнеспособность идей инженера. В то же время Липпиш решил наконец вернуться в Германию — и продолжил работы там.

Таким представлялось развитие экранопланов Александра Липпиша в большем масштабе

Интересно, что Алексеев и Липпиш предлагали достаточно разный подход к экранопланам. Советский конструктор выступал за прямое крыло небольшого удлинения. Эта схема достаточно сложна в управлении и маневрировании, но легко масштабируется и позволяет развивать приличную скорость. Липпиш же предлагал использовать треугольное крыло обратной стреловидности, загнутое вниз. Этот вариант был устойчивее, и экраноплан легче маневрировал, но для больших проектов он подходил плохо. В итоге обе схемы получили развитие. Алексеевская использовалась для проектирования больших экранопланов, схема Липпиша стала почти традиционной для небольших аппаратов.

RFB X-114 — наиболее совершенный экраноплан, созданный Липпишем. Во многом его идеи стали классикой для небольших экранопланов

Понимая недостатки своей изначальной идеи, в конце жизни Липпиш пытался модифицировать её для использования на больших экранопланах

Карьера космонавта [ править ]

Атков примечателен своим длительным пребыванием на орбите, общее время полета составило 236 дней, 22 часа и 49 минут. Как кардиолог, в его обязанности входило наблюдение за здоровьем других космонавтов на борту и изучение долгосрочного воздействия невесомости на человеческий организм.

В 1977 году Олег Атьков попал в группу подготовки советских космонавтов. 3 сентября 1983 г. д-р Атков был выбран в отборочную группу АМН вместе с Уралом Султановым и Магомедом Толбоевым . 8 февраля 1984 года Атьков совершил полет в космос в качестве космонавта-исследователя на космическом корабле «Союз Т-10В».

Союз Т-10 в планетарии Неру, Нью-Дели, Индия.

В 1984 году был осуществлен космический полет на орбитальном комплексе Салют-7-Союз-Т. В состав экипажа входили Олег Атьков (космонавт-исследователь), член Леонид Кизим (командир) и Владимир Соловьев (бортинженер). Как кардиолог, Атков привез с собой собственное изобретение — портативный ультразвуковой кардиограф, который он будет использовать для наблюдения за здоровьем экипажа в течение всего времени их пребывания в космосе. Инициатива этой команды заключалась в продолжении основной медицинской задачи, которая продвигала бы изучение острой стадии адаптации к невесомости, феноменологии и механизмов изменений гемодинамики , метаболизма и других функций. В конце корабля Союз Т-10В экспедиции Атков провел в полете 87 дней, посвященных медицинским работам. Когда три космонавта приземлились обратно на Землю, они поняли, что стали новыми рекордсменами космической выносливости, оставаясь в космосе на месяц дольше, чем Союз Т-5 . Всего экипаж провел в космосе 236 дней 22 часа 49 минут.

Исследования в космосе править

Во время полета у доктора Атки была основная задача — исследовать долгосрочные последствия космического полета, например, что происходит с телом в течение года в условиях невесомости. Измерения проводились последовательно с помощью эхокардиографической и биохимической систем. Кроме того, были проведены исследования вестибулярных органов и органов чувств. Чтобы избежать разрушения мышц и поддерживать активность членов экипажа, космонавты тренировались по часу два раза в день три дня подряд, с днем ​​«активного отдыха» между ними, во время которого их поощряли принимать водно-солевые добавки.

Основные идеи и краткая история

Экранопланы, или экранолеты, — летательные аппараты, высота полета которых лежит в пределах ширины (хорды) крыла.

Можно предложить такое упрощенное объяснение принципа полета экраноплана. При полете на малой высоте возмущение воздушного потока, распространяющееся от поверхности крыла, достигает поверхности воды или земли. Далее происходит отражение и обратное движение. Если отраженная волна возмущения достигнет крыла, то давление в этой области возрастет, что приведет к увеличению подъемной силы. Под крылом создается как бы «динамическая» воздушная подушка. Так как скорость передачи возмущения в воздухе равна скорости звука, то «эффект экрана» будет проявляться на высотах H = ba/2V, где Н — высота полета, b — хорда крыла, a — скорость звука, V — скорость движения аппарата.

Можно утверждать, что идея создания экраноплана была заимствована у природы. Наблюдения позволили установить, что летучие рыбы при своем полете используют экранный эффект.

Испытатели столкнулись с эффектом влияния подстилающей поверхности «экрана» в начале XX века. Малые скорости движения первых самолетов требовали значительной площади крыла. При расположении крыла в нижней части фюзеляжа пролет над полем при посадке получался очень долгим. Первый экраноплан был построен Т. Кларио (Финляндия) в 1935 году. С 1940-го по 1960 год А. Липишем (Австрия), Х. Вейландом (Швейцария), В. Б. Корягиным (США) были предложены разнообразные конструкции экранопланов. Несмотря на многочисленные проекты, до сих пор широкого распространения экранопланы не получили, главным образом из-за трудностей обеспечения безопасного полета в условиях существования на пути следования препятствий

Важной проблемой остается обеспечение устойчивости полета. Многочисленные аварии опытных экранопланов происходили при полете в условиях встречного или бокового ветра. Исследование влияния подстилающей поверхности на характеристики крыла позволили подобрать алгоритм обеспечения безопасного полета

Наиболее удачные летательные аппараты на экранном эффекте были построены Р. Е. Алексеевым (СССР)в 60-е годы прошлого века. Наиболее известные — экранопланы Алексеева «Орленок», «Лунь» и КМ — «Корабль-макет» («Каспийский монстр»). Последний имел максимальный взлетный вес 544 тонны при полезной нагрузке 300 тонн и максимальной скорости движения 500 км/ч

Исследование влияния подстилающей поверхности на характеристики крыла позволили подобрать алгоритм обеспечения безопасного полета. Наиболее удачные летательные аппараты на экранном эффекте были построены Р. Е. Алексеевым (СССР)в 60-е годы прошлого века. Наиболее известные — экранопланы Алексеева «Орленок», «Лунь» и КМ — «Корабль-макет» («Каспийский монстр»). Последний имел максимальный взлетный вес 544 тонны при полезной нагрузке 300 тонн и максимальной скорости движения 500 км/ч.

Версия о том, что отверстие проделали при сборке

После происшествия на околоземной орбите одной из версий случившегося была халатность российских специалистов, которые занимались сборкой летательного аппарата на земле. И хоть ее быстро “отмели”, озвученное ранее осталось фактом. Ну не могли сборщики, “обидевшись на небольшие зарплаты, либо по своей халатности, или же из злого умысла” продырявить космический корабль. Или могли? Представители Роскосмоса отказались от данной версии практически сразу же.

Чтобы журналисты воочию смогли убедиться, что халатности и злого умысла не было, им провели демонстрацию процесса монтажа “Союзов” и РКК “Энергия”. Стало ясно, что даже малейшее нарушение не могло ускользнуть от зорких глаз контролирующих служб.

Биография

Олег Атьков родился 9 мая 1949 года в селе Хворостянка (ныне Самарская область). Окончил 10 классов средней школы № 20 Херсона в 1966 году, после которой попытался поступить в медицинский институт, но не прошёл по конкурсу. Учился в медицинском училище, одновременно работая препаратором медсанчасти Херсонского хлопчатобумажного комбината. В 1967 году поступил в Крымский медицинский институт, расположенный в Симферополе.

Во время учёбы женился и переехал в Москву, где окончил 1 ММИ имени И. М. Сеченова в 1973 году. В 1975 году окончил ординатуру, а в 1978 аспирантуру НИИ кардиологии ВКНЦ АМН СССР. С 1978 года работал в клинико-функциональном отделе ИКК имени А. Л. Мясникова сначала младшим научным сотрудником, а с 1982 года — старшим научным сотрудником. Доктор медицинских наук.

В 1975 года начинает обследовать космонавтов в Центре подготовки космонавтов.

В 1976 году прошёл медицинский отбор в отряд врачей-космонавтов, а в январе 1977 года прошёл медкомиссию в Институте медико-биологических проблем (ИМБП). В отряд космонавтов-медиков не был представлен, поскольку не захотел переходить на работу в ИМБП, но тренировки в ИМБП не прекращал. В 1977 году вступил в КПСС.

В конце 1970-х годов было принято решение послать в космический полёт пожилого космонавта для исследования влияния факторов космического полёта на его организм. В 1982 году был выбран Константин Петрович Феоктистов, которому в то время было 56 лет. Для наблюдения его организма на борту был назначен Атьков, которого направили на подготовку в Центр подготовки космонавтов. Однако в связи с внезапным обострением хронической болезни полёт Феоктистова был отменён, но Атьков, уже проходящий индивидуальную подготовку по программе космонавта-исследователя, был назначен на должность врача-космонавта Всесоюзного кардиологического центра Академии медицинских наук СССР. В октябре 1983 года было принято решение о включении его в экипаж третьей основной экспедиции на орбитальной станции «Салют-7» как врача-космонавта-исследователя.

C 8 февраля по 2 октября 1984 года вместе с другими членами экипажа космического корабля «Союз Т-10» совершил космический полёт на орбитальную станцию «Салют-7». Общая продолжительность полёта составила рекордный на то время срок — 236 суток 22 часа 49 минут. Во время полёта Атьковым были проверены новая аппаратура и приборы для оценки состояния космонавтов, был проведён ряд уникальных научных экспериментов.

После возвращения из космоса Атьков продолжил работу в Институте клинической кардиологии, в 1984 году стал заведующим лабораторией функциональных методов исследования, в 1986 году защитил докторскую диссертацию, с 1987 года руководит отделом новых методов диагностики и исследований. Одновременно с этим с 1991 года является профессором, заведующим кафедрой методов диагностики Российского государственного медицинского университета. Занимается клинической и педагогической деятельностью, одновременно продолжая работу в области космической физиологии и медицины, участвует в экспериментах при полётах по параболе Кеплера на специально оборудованных самолётах А-300 и Ил-76ТД.

В 1985 году избран почётным доктором Университета имени Гумбольдта в Берлине.

В 1991 году назначен президентом Российской ассоциации специалистов ультразвуковой диагностики в медицине.

В 1992 году основал научный журнал «Визуализация в клинике» и является его главным редактором.

C 1999 по 2002 год являлся руководителем отдела новых методов диагностики Российского кардиологического научно-производственного комплекса Министерства здравоохранения Российской Федерации. В 2000 году назначен президентом Российской ассоциации телемедицины и работал экспертом-консультантом в области телемедицины Европейской комиссии в Брюсселе.

В 2002 году назначен руководителем Департамента здравоохранения Министерства путей сообщения России.

В 2003 году назначен начальником Департамента медицинского обеспечения ОАО «Российские железные дороги».

17 августа 2005 ( до ноября 2015 года) Атьков назначен вице-президентом ОАО «РЖД» по здравоохранению и работе с общественными организациями.

С февраля 2010 года — председатель совета директоров компании «РЖД-ЗДОРОВЬЕ», в структуру которой входят 19 санаториев и пансионатов в России.

В 2014 г. Олег Атьков назначен научным руководителем НУЗ НКЦ ОАО «РЖД»

Атьков является автором более 150 научных трудов, в число которых входят 4 монографии, 14 изобретений и 3 патента.

1941–1945

Участие сотрудников Института в Великой Отечественной войне: на фронтах и флотах в составе боевых частей и в обороне Ленинграда. Научно-исследовательские подразделения института обеспечивают ремонт и восстановление боевых кораблей, обеспечивают нужды флотов, устраняют конструктивные недостатки кораблей и боевой техники. Разрабатывают рекомендации по улучшению тактико-технических элементов и  тактико-технических характеристик.

Интенсивно изучается и обобщается боевой опыт, трофейная и  «ленд-лизовская» техника, осуществляется проектирование кораблей, ранее не предусматривавшихся довоенными программами. Продолжаются фундаментальные научно-исследовательские и  опытно-конструкторские работы. Ведутся проектные исследования, направленные на создание послевоенного флота.

Торпедный катер типа А-2 «Хиггинс», поставлявшийся в СССР по ленд-лизу

Восстановление оторванной взрывом мины носовой оконечности крейсера «Максим Горький»

Из почти 500 сотрудников Института, непризванных в армию, около 400 человек было эвакуировано в г. Казань. В блокированном Ленинграде оставалось около 80 человек. Они и составили ленинградское отделение института. В их задачу входило сохранение экспериментальной базы Новой Голландии и на территории Судбасстороя, оказание технической помощи судостроительным заводам и содействие флоту и фронту.

В частности, на базе лабораторий института была развернута мастерская по ремонту двигателей торпедных катеров, в которой было отремонтировано 96 моторов. Специалисты института участвовали в ремонте и восстановлении боевых кораблей, находившихся в Кронштадте и в Ленинграде. Одновременно обобщался боевой опыт повреждений.

В 1942 г. была завершена разработка специальных ледовых гребных винтов. Директор Института В.И. Першин под легендой преподавателя Ленинградского кораблестроительного института с группой специалистов Народного комиссариата судостроительной промышленности был направлен в США для изучения опыта военного и гражданского судостроения.

Начиная с 1943 г., институт обеспечивал освоение «ленд-лизовской» техники, поступавшей из США и Великобритании. Группа во главе с  Г.И. Зотиковым завершила предэскизную проработку первого образца корабельной газотурбинной установки. В сентябре, не смотря на все трудности, была введена в эксплуатацию кавитационная труба, а затем и Опытовый бассейн.

Во время блокады от голода, артобстрелов и бомбежек погибло более 60 сотрудников.

Казанская группа института в основном занималась фундаментальными и поисковыми научно-исследовательскими работами. В частности, в 1942 г. Ю.А. Шиманский и  В.Ф. Безукладов разработали проект технических условий на расчет прочности конструкций судового корпуса. Ю.В. Кривцов в Малом бассейне КБ в г. Горьком организовал испытания масштабных серий моделей кораблей. Продолжались исследования по проблеме взаимодействия между гребными винтами и корпусом корабля — самой сложной из проблем ходкости, по приобретавшей все более серьезное значение проблеме вибрации, решался ряд практических задач по повышению скрытности подводных лодок (в частности борьба с искрением выхлопа дизелей) и т. д.

В 1943 г. сотрудники Казанской группы провели в Каспийском море успешные натурные испытания опытной установки активных успокоителей качки.