Волынов борис валентинович

Жена космонавта

Тамара Волынова: Не было ни одной командировки, из которой Юра бы не привез нашим детям подарки. Дочери Татьяне привез из Болгарии красивейшую куклу в национальном наряде. А еще он как-то подарил бабушкам-соседкам плоский японский телевизор, который также привез из командировки в Японию. А в 60-х годах такой телевизор был, конечно, в диковинку! Добрый Юра был человек и очень отзывчивый.

Статья по теме

Покорили небо. Какой вклад в завоевание космоса внесли кузбассовцы?

— Тамара Федоровна, еда в космосе наверняка однообразная. Что вы готовили для своего мужа, когда он возвращался из неземных командировок?

— Пельмени! Борис Валентинович их очень любит. У него день рождения 18 декабря, и мы всей компанией друзей (на сам праздник собирался весь отряд космонавтов — человек 40. — Прим. авт.) за две недели до празднования начинали их лепить. Морозили на балконе. А был один год, когда в декабре неожиданно очень потеплело, и пельмени начали таять. Мы тогда по всем соседским холодильникам их разнесли. Наступает день рождения, все приходят в гости и вместе с подарками несут пакет пельменей!

А еще я каждое воскресенье вставала пораньше, пока все спят, заводила тесто и стряпала беляши. На них приходили друзья Бориса Валентиновича. И ему это очень не нравилось. Он сделал замечание, и они ходить перестали. И тогда я набирала беляши в пакет и на веревочке с балкона их спускала!

Несколько лет назад Марс Рафиков написал мне последнее письмо, которое заканчивалось словами: «Тамара, я очень плохо себя чувствую, и до твоих беляшей мне, дорогая, теперь уже не дотянуться». И примерно через месяц после этого его не стало.

— Были моменты, когда Борис Валентинович был в космосе, а вам его особенно не хватало?

— Его не хватало и тогда, когда он не находился в космосе. Был такой период, когда его дома не было ни днем, ни ночью. Они были одержимы своей работой. И эта одержимость исходила от Сергея Павловича Королева. Он их ласково называл «мои орелики».

Авария

Во время спуска от корабля, на котором находился Борис Валентинович, должны были отделиться бытовой, приборный отсеки, солнечные батареи и двигательная установка, но по какой-то причине отделился только бытовой отсек. При этом система получила сигнал о том, что все прошло успешно. Борис Валентинович чувствовал, как огромный корабль кувырком летел к Земле. Как только машина добралась до плотных слоев атмосферы, прогремел взрыв. В результате приборный отсек, солнечные батареи, двигательная установка отделились, и спускаемый аппарат направился к Земле. В задымленной кабине космонавт не знал, что произойдет в ближайшую секунду. Однако в десяти километрах от Земли раскрылся парашют капсулы.

При приземлении удар был настолько сильным, что Борис Валентинович получил серьезную травму — перелом корней зубов верхней челюсти. Однако в госпиталь он не попал.

— Боль была ужасная, я не мог есть. Но предстояла торжественная встреча с руководством, и нужно было улыбаться, рассказывать о полете, — вспоминает Борис Волынов.

Волынов Борис Валентинович (1934 — гг.)

Краткая биография:

Продолжительность: 52 суток 07 часов 17 минут 47 секунд;

Борис Волынов – 14-й советский космонавт и дважды герой СССР: биография, фото, космос, личная жизнь, знаменательные даты, первый полет, Восток, Союз, миссии.

Волынов Борис Валентинович — 14 космонавт СССР и 35 космонавт мира.

Волынов Борис Валентинович — служащий 1-го набора ВВС, летчик-космонавт СССР, участвовавший в 2-х полетах, время которых составляет 52 суток 07 часов 17 минут 47 секунд. В списке среди мировых космонавтов он занимает 35 место, тогда как на территории СССР ему отведено 14-ое.

18 декабря 1943 года на свет появился Борис Валентинович, в городе Иркутске, РСФСР в семье Валентина Спиридоновича и Евгении Изралиевны (1910-1991 г.р). Жена известного космонавта, Тамара Федоровна (в девичестве Савинова) была известна не только на территории СНГ, в качестве заведующей лабораторией ЦНИИ черной металлургии, она так же являлась академиком Нью-Йоркской академии. Своего первенца, родившегося в 1958 г., они нарекли Андреем, а дочь, которая появилась на свет в 1965 году, назвали Татьяной.

Отправным пунктом в мир наук стала средняя школа №1 города Прокопьевск Кемеровской области, в которой Борис в 1952 году окончил 10 классов. Уже год спустя, он завершил обучение в военной авиационной школе, предназначенной для первоначального обучения летчиков ВВС Приволжского ВО в городе Павлодар, Казахстан. Дальнейшая учеба проходила в Новосибирске, в Сталинградском военной авиационном училище летчиков(ВАУЛ), и завершилась в 1955 году.

Должность «летчик-инженер-космонавт» была присвоена Борису Валентиновичу в январе 1968 года, по завершению подготовки на инженерном факультете Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) им. Н.Е.Жуковского, которая была начата в сентябре 1961. В этой же академии он получил кандидатскую степень технических наук за свою диссертацию в области эргономики КЛА.

Космос

Для подготовки перед полетом был записан в число слушателей-космонавтов в отряд ЦПК ВВС по приказу Главкома ВВС №267 от 7 марта 1960 года. 3 апреля 1961 были проведены выпускные экзамены, которые Борис сдал успешно и уже 4 апреля был зачислен в штат.

К сожалению, подготовка к первому одиночному полету на КК «Восток-3» (должен был бы длиться трое суток), проходящая с 30 сентября по 2 ноября 1961 года, была напрасна из-за отмены полета в связи с внесением корректировок в программу. В последующем участвовал в подготовке полетов по трем программам. В первом случае она длилась с ноября 1961 по август 1962 года и предусматривала групповой полет КК «Восток-3» и «Восток-4». Во втором же, все проходило с сентября 1962 по 25 мая 1963 года, где перед космонавтами стояла задача подготовиться к общему полету пары кораблей, в одном из которых пилотом была женщина.

И третья, заключительная, проходила в ноябре – декабре 1968 года, где Волынов был командиром основного экипажа пассивного КК «Союз-5», в команде с Алексеем Елисеевым и Евгением Хруновым.

Первый полет

Даты: 15 — 18 января 1969 года.

Должность: Командир корабля.

Название корабля: КК «Союз-5».

Команда: А.Елисеев и Е.Хрунов.

Позывной: «Байкал-1».

Продолжительность полета: 3 суток 00 часов 54 минуты 15 секунд.

Особенности полета: Посадка была осуществлена непосредственно Волыновым. Возвращение же на Землю пришлось проводить в аварийном режиме из-за того, что не произошло отделение СА от ПАО. При снижении корабль подвергся вращению по всем осям и не долетел до намеченной точки на 600 км.

Второй полет

Даты: 6 июля — 24 августа 1976 года.

Должность: Командир корабля.

Название корабля: «Союз-21».

Команда: В.Жолобов.

Позывной: «Байкал-1».

Продолжительность полета: 49 суток 06 часов 23 минуты 32 секунды.

Особенности полета: Полет был прекращен досрочно из-за проблем на станции.

Родной «Байкал»

— Детство вы провели в Прокопьевске. Какие у вас остались воспоминания?

— Я всю жизнь проучился и проработал в мужском коллективе: школа в Прокопьевске была исключительно мужская, и в авиации большинство мужчин. Что запомнилось? На улице мороз -45°С, шахта дает пять гудков. Значит, детям в школу идти опасно. Родители на работе, поэтому забираешься под одеяло и еще часок спишь. А потом одеваешься, обуваешь валенки, накручиваешь на них коньки — и на стадион. Консервная банка вместо шайбы, и до темноты гоняли в хоккей!

— А своей родиной вы считаете Иркутск?

— Да, в Иркутске я родился, там мои корни. И свой космический позывной также связан с тем местом, где я родился, — «Байкал». Он останется со мной до конца моей жизни.

— Сегодня вы живете в Звездном городке, и когда-то вашим соседом был Юрий Гагарин. Ходили друг к другу в гости?

— Мы сейчас соседи с супругой Юры — Валентиной Ивановной. Иногда к ней приходят журналисты, просят рассказать о своем муже, но она отказывается. Я предлагал Валентине побыть с ней в момент разговора, чтобы ей было полегче, но она не соглашается. Мне кажется, что она до сих пор не может смириться со смертью Юры.

Когда мы получили квартиры, наши балконы с Юрой были рядом, и мы прямо через них ходили друг к другу в гости. Хотели спилить решетки, чтобы не мешали. Но Юра погиб…

Космические полёты

Б. В. Волынов принадлежит к первому набору в группу космонавтов, в отряде с марта 1960 года. Прошёл полный курс подготовки к полётам кораблей типа «Восток». С ноября 1961 по август 1962 года проходил подготовку по программе группового полёта корабля «Восток-3» и «Восток-4» в группе космонавтов.

В июне 1963 года был дублёром Валерия Быковского во время полёта корабля «Восток-5». В 1964 году проходил тренировку для полёта на космическом корабле «Восход» вместе с Борисом Егоровым.

В 1965 году проходил тренировку в качестве командира экипажа космического корабля «Восход-3», однако в мае 1966 года полёт был отменён. С сентября 1966 по 1967 год проходил теоретическую подготовку по программе облёта Луны на космическом корабле «Л-1» в составе группы космонавтов.

15 января 1969 года Б. В. Волынов (позывной «Байкал-1») совершил полёт на космическом корабле «Союз-5». Во время полёта впервые была осуществлена стыковка с другим космическим кораблём «Союз-4». Два космонавта, Евгений Хрунов и Алексей Елисеев, вышли в открытый космос и перешли в корабль «Союз-4» под управлением лётчика-космонавта В. А. Шаталова. Корабли «Союз-4» и «Союз-5» находились в состыкованном состоянии 4 часа 35 минут. 18 января 1969 года Б. В. Волынов вернулся на Землю на корабле «Союз-5». Во время спуска не произошло отделения приборного отсека от спускаемого аппарата корабля. По этой причине спуск был баллистический, с перегрузками около 10 g, а не скользящий, когда перегрузки примерно втрое ниже. Кроме того, из-за присоединённого отсека спускаемый аппарат был неверно сориентирован, что привело к нерасчётной работе его теплозащиты. Космонавта не вжимало в ложемент, а тянуло на ремнях, корабль раскрутило. Разделение отсеков произошло поздно, когда корабль уже горел в атмосфере. Вращающийся спускаемый аппарат закручивал стропы парашюта, что могло привести к падению с высоты. Стропы были скручены, но купол не схлопнулся. Скорость спуска была существенно больше штатной. При приземлении Волынов получил несколько серьёзных травм, в том числе и перелом корней зубов верхней челюсти. В 10 часов утра 19 января он вместе с тремя остальными космонавтами докладывал Государственной комиссии о результатах полёта, а 22 января в 13 часов, сразу после посадки самолёта, доставившего космонавтов в Москву, участвовал вместе с остальными тремя космонавтами в докладе руководителям СССР.

Из-за последствий травм, в том числе психологических, его на несколько лет отстраняли от полётов. Но он снова смог добиться допуска к полётам. Этому событию посвящён документальный фильм 1-го канала телевидения.

Впервые после полёта на космическом корабле «Союз-5» предложение о включении Волынова в космический экипаж на очередной полёт упоминается в дневниковой записи Н. П. Каманина, датированной 23 апреля 1970 года. В дальнейшем Волынов, начиная с 1971 года, неоднократно включался в состав экипажей-дублёров.

6 июля 1976 года Борис Волынов совершил свой второй космический полёт на корабле «Союз-21» вместе с лётчиком-космонавтом СССР Виталием Жолобовым (позывной «Байкал»). На следующий день произошла стыковка с орбитальной станцией «Салют-5». Это была первая экспедиция на орбитальную станцию «Салют-5». Полёт продолжался 49 суток и был прерван в связи с плохим самочувствием В. М. Жолобова. 24 августа 1976 года космонавты вернулись на Землю.

После второго полёта Борис Волынов продолжал службу в ЦПК до 1990 года.

Статистика
# Стартовый корабль Старт, UTC Экспедиция Корабль посадки Посадка, UTC Налёт Выходы в открытый космос Время в открытом космосе
1 Союз-5 15.01., 07:04 Союз-4, Союз-5 Союз-5 18.01., 07:59 03 суток 00 часов 54 минуты
2 Союз-21 06.07., 12:08 Союз-21, Салют-5 (1) Союз-21 24.08., 18:32 49 суток 06 часов 23 минуты
52 суток 07 часов 17 минут

Семья

  • Мать — Евгения Израилевна Волынова (1910—1991), уроженка Бодайбо, дочь ссыльнопоселенца Верхоленского уезда Израиля Волынова и его жены Бейли Иосифовны Азадовской; двоюродная сестра фольклориста М. К. Азадовского и торгпреда СССР в Италии М. А. Левенсона. Во время Великой Отечественной войны работала хирургом, затем педиатром и санитарным врачом; заслуженный врач РСФСР (1963).
  • Отец — Валентин Спиридонович (фамилия и даты жизни неизвестны).
  • Отчим — Иван Дмитриевич Карих (1908—1956), врач, работал в противочумном пункте; участник Великой Отечественной войны, майор медицинской службы, командир санитарного взвода, кавалер ордена Красной Звезды (1944).
  • Жена — Тамара Фёдоровна Волынова (урождённая Савинова, род. 1935), работала заведующей лабораторией ЦНИИ чёрной металлургии, доктор технических наук.
    • Сын — Андрей Борисович Волынов (род. 1958), предприниматель.
    • Дочь — Татьяна Борисовна Волынова (род. 1965).

У Бориса Волынова трое внуков.

Карьера

Восход 1

Волынов был назначен одним из двух возможных командиров, обучающихся на « Восходе-1» в 1964 году, но он и его товарищи по команде Георгий Катыс и Борис Егоров были сбиты за три дня до запланированной даты запуска, несмотря на то, что он был основным экипажем. Сообщается, что Сергей Королев был в ярости из-за этого решения, но Никита Хрущев сказал ему: «Не раскачивайте лодку — оно того не стоит!»

Восход 3

Потеряв шанс совершить первый полет на «Восходе», Волынов в течение года тренировался на « Восходе-3» . Сначала он тренировался с Георгием Катысом, но Катыс лишился активного статуса, когда КГБ обнаружило, что его отец был казнен во время одной из сталинских чисток. Затем его объединили с Виктором Горбатко, а затем с Георгием Шониным , но после смерти Сергея Королева 14 января 1966 года рейс «Восход-3» был отменен всего за 10 дней до запуска. Преемник Королева, Василий Мишин , отменил миссию, поскольку намеревался вместо этого сосредоточиться на Союзе . Впоследствии Волынов был переведен в группу «Союз», а затем назначен дублером » Союз-3″ .

Союз 5

«Союз-5» был запущен 15 января 1969 года. Экипажи: Волынов, Алексей Елисеев и Евгений Хрунов . 16 января Елисеев и Хрунов перешли на корабль «Союз-4» под командованием командира Владимира Шаталова после орбитального сближения и стыковки. На следующий день «Союз-4» отстыковался от «Союза-5», и «Волынов» приготовился к самостоятельному возвращению в атмосферу.

Аппаратный модуль корабля «Союз-5» не смог должным образом отделиться после ретрофита из-за пропусков зажигания разрывных болтов и, как следствие, заблокировал возвращаемый тепловой экран на основании спускаемого аппарата. В результате увеличения массы аппаратного модуля Волынов потерял контроль над «Союзом-5», который начал кувыркаться, в конце концов стабилизировавшись самой тонкой частью космического корабля, обращенной вперед. Когда сборка вошла в атмосферу, напряжение и тепло на опорных стойках между модулями, наконец, заставили их прожечь и распасться, что позволило модулю оборудования упасть и сгореть при повторном входе. Волынову оставалось только ждать, пока система автоматического ориентирования спускаемого аппарата попытается восстановить управление, что, к счастью, удалось сделать с теплозащитным экраном, направленным вперед.

После входа в атмосферу парашюты модуля раскрылись лишь частично, а отказ ретророзеток мягкой посадки в основании спускаемого модуля привел к жесткой посадке, которая почти разрушила модуль и сломала несколько зубов Волынова.

Союз 21

Борис Волынов (слева) и Виталий Жолобов (справа) на почтовой марке СССР 1976 года .

6 июля 1976 года Волынов и бортинженер Виталий Жолобов были запущены на борту корабля «Союз-21» и провели на борту космической станции Салют-5 от 54 до 66 дней . После ухудшения состояния здоровья Жолобова, совершавшего свой первый космический полет, было принято решение вернуть экипаж при первой возможности, и 24 августа они поднялись на борт своего корабля «Союз». Однако, когда Волынов попытался отстыковаться от Салюта, защелка не удалось выпустить должным образом. Когда он запустил реактивные двигатели, чтобы отвести космический корабль, стыковочный механизм заклинил, в результате чего «Союз» отстыковался, но все еще был связан с «Салютом». Когда два космических корабля вышли из зоны действия наземной связи, был получен только первый набор аварийных процедур. Волынов второй раз попытался отстыковаться, но сумел лишь слегка ослабить защелки. Эта ситуация сохранялась в течение всей орбиты (90 минут), затем был получен последний набор аварийных процедур и защелки наконец отключились.

Поскольку «Союз-21» возвращался рано, он находился за пределами обычного окна восстановления и при спуске столкнулся с сильным ветром, что привело к неравномерному срабатыванию ретроковых ракет. Он совершил жесткую посадку около полуночи в 200 км к юго-западу от Кокчетава , Казахстан . Болезнь Жолобова, по всей видимости, была вызвана утечкой паров азотной кислоты из топливных баков «Салюта». Однако другие сообщения указывают на то, что экипаж не выполнял свою программу физических упражнений и страдал от недостатка сна.

Биография

Родился в Иркутске, где его мать Евгения Израилевна Волынова (1910—1991) в это время училась в медицинском институте. Детство и юность провёл в городе Прокопьевске Кемеровской области, где жила семья матери и куда она с сыном уже будучи врачом-педиатром уехала после окончания института в 1938 году. В Прокопьевске она работала главным врачом санитарной части шахты Коксовая-1. В послевоенные годы жил в Кишинёве в семье старшей сестры матери — военного врача Ревекки Израилевны Волыновой (в замужестве Волыновой-Судит, 1903—1968), майора медицинской службы, кавалера ордена Красной Звезды (1944), до призыва в 1941 году также жившей в Прокопьевске, а после демобилизации работавшей в Кишинёве главным врачом родильного дома. Здесь он впервые летал на самолётах санитарной авиации, когда сопровождал свою тётю в вылетах в отдалённые сельские районы Молдавии за роженицами. Со школьных лет был одержим мечтой стать лётчиком. В 1952 году окончил среднюю школу. В 1953 году — военную авиационную школу, а затем, в 1956 году — Сталинградское военное авиационное училище лётчиков под Новосибирском. После окончания училища служил в авиационных частях Московского округа ПВО (лётчик, старший лётчик), летал на самолёте МиГ-17.

В марте 1960 года зачислен в отряд космонавтов (1960 Группа ВВС № 1). С 1970 года командир отряда слушателей-космонавтов. В 1976 году назначен заместителем командира отряда космонавтов, старшим инструктором-космонавтом (с 1982 года — инструктор-космонавт-испытатель). С 1983 по 1990 год — командир отряда космонавтов. В мае 1990 года уволен в запас по возрасту и отчислен из отряда космонавтов. Таким образом, установил абсолютный мировой рекорд — 30 лет службы в отряде космонавтов. Он и его жена Тамара Фёдоровна живут в Звёздном городке (были соседями по площадке с вдовой Ю. А. Гагарина — Валентиной Ивановной).

Он считается первым евреем (по ), побывавшим в космосе. По документам, он русский, и чего-то еврейского в его детстве, по его словам, было «мало, если оно вообще было». Однако еврейское происхождение его матери, наличие еврейских родственников, вместе с разгоревшимися в конце 1960-х — начале 1970-х годов арабо-израильскими войнами сильно мешало его участию в полётах, что отражено в посмертно опубликованных дневниках генерал-полковника Н. П. Каманина.

Пугающая тишина

Юлия Пашенцева, «АиФ-Кузбасс»: Травма и экстремальная ситуация в космосе не испугали вас настолько, чтобы вы отказались вновь отправиться в полет?

Борис Волынов: Если есть желание, то можно всего добиться. А желание еще раз слетать в космос было. Я мог своими глазами увидеть то, что большинство людей на планете никогда не увидят. Например, грозу с обратной стороны облаков. Иногда грозовая молния достигала размеров  Московской области. Или «мертвые» города, где нет ни одного зеленого росточка, стоят дома, а вокруг — ничего живого.

Статья по теме

Ели вернулись из космоса и растут на кузбасской земле

— Аварийное приземление — единственное происшествие, которое произошло с вами в космосе?

— В 1976 году на корабле «Союз-21» мы должны были пробыть с Виталием Жолобовым около 50 суток. Но уже в конце экспедиции на корабле неожиданно выключился свет. Вестибулярный аппарат в космосе не функционирует, поэтому мы не понимали, где пол, а где потолок. Причины произошедшего были неизвестны. Возможно, метеоритом пробило корпус корабля, и вот-вот могла начаться разгерметизация. Что делать? Либо уходить в транспортный отсек, либо выяснять причины случившегося. Мы остановились на втором варианте. Хорошо знали расположение приборов, поэтому добрались до кнопки, выключили сирену. И наступила жуткая, пугающая тишина. В течение двух часов мы устраняли неполадки. Но после этого случая Виталя не смог спать, он испытал жуткий стресс. Земля попросила нас «сбросить» информацию о его здоровье. После того как они посмотрели на показатели, дали команду на посадку.

Ранние годы

Борис Волынов родился в сибирском городе Иркутске 18 декабря 1934 года. Когда мальчик был еще маленький его родители Валентин Спиридонович и Евгения Израилевна переехали в кузбасский городок Прокопьевск, где он провел свое детство и юность. Мама работала врачом и все время была на работе. Юному Борису приходилось присматривать за младшим братом, и чтобы его защищать от уличной шпаны он начал усиленно заниматься спортом.

В 1952 году Борис получил школьный аттестат, после чего отправился в павлодарскую военную авиационную школу. Выбор был не случаен, ведь после поездки в Кишинев, где удалось лично полетать на ПО-2, юноша всерьез заболел небом. Получив первоначальные навыки управления самолетом, молодой человек отправился в Сталинград для учебы в ВАУЛ, которое закончил в 1955 году. В дальнейшем начал служить летчиком и старшим летчиком в подразделениях Московского округа ПВО, управлял истребителями МИГ-15 и МИГ-17.

Почтовая марка в честь полёта космического корабля «Союз-21»

Первый полет

15-го января 1969-го года Б. Волынов – командир корабля, бортовой инженер А. Елисеев и инженер-исследователь Е. Хрунов стартовали с Байконура. Спустя день была произведена 1-я в мире стыковка двух космических кораблей с космонавтами на борту. При этом спустя 34 витка кораблей вокруг Земли, космонавты Елисеев и Хрунов, надев скафандры, перешли из корабля «Союз-5» на борт «Союз-4» через разгерметизированный отсек. Примечательно, что космонавты принесли командиру КК «Союз-4» — Владимиру Шаталову газеты и письма, датированные после старта «Союз-4». Оба корабля, будучи состыкованными, находились на орбите 4 часа и 35 минут.

После успешного выполнения основной задачи миссии, «Союз-5» отправился на Землю. Однако во время схода с орбиты спускаемый аппарат не отделился от агрегатного отсека, в результате чего спуск происходил по нештатной траектории, с вращением во всех направлениях. По этой причине парашют спускаемого аппарата начал закручиваться, не выполняя свою функцию в полной мере. К счастью, парашют частично тормозил спускаемый аппарат, и хотя перегрузки были втрое выше (10 g), чем требовалось для успешной посадки, вероятность гибели космонавта была мала. 18-го января 1969-го года, врезавшись в землю на спусковом аппарате, Борис Валентинович получил несколько значительных травм, среди которых перелом корней зубов верхней челюсти.

Несмотря на полученные травмы, в 10 утра следующего дня, Борис Волынов вместе с другими космонавтами докладывал о результатах полета Госкомиссии, а через три дня – руководству СССР.

До 1971-го года, по причине полученных травм, космонавта Волынова отстранили от космических полетов. Однако позже он все же добился разрешения. С 1971-го года Борис Валентинович проходил подготовку к проведению пилотируемых полетов на космическую станцию «Салют».

Главное — не ошибиться

— Раз вы были близки с Гагариным, рассказывал ли он вам о своём полете что-то, что не рассказывал другим?

— Рассказывал, но не всё можно публиковать (смеётся). После приземления на Юру нахлынуло столько эмоций… Меня в его рассказе больше всего интересовало, как он приземлялся с парашютом. Дело в том, что перед полётом не было ясно, сможет ли он раскрыть его, будет ли в состоянии управлять куполом. Именно мне было поручено испытать парашютную систему перед его полётом в полном облачении космонавта

После своего прыжка я ему посоветовал, на какие детали надо обратить внимание, и он потом всё это мне подробно рассказал.

Статья по теме

Чего не знал Юрий Гагарин. Первый полет в космос мог закончиться трагедией

Гагарин много говорил о том, что с ним там происходило, в первую очередь в связи с невесомостью. Для всех нас это была очень важная информация, мы ведь совершенно не представляли, как она на нас будет действовать. Как выяснилось после полёта Германа Титова, который продолжался более суток, при длительной невесомости мозг наполняется кровью, мышление становится не таким быстрым, как на Земле. 

Вообще, у нас было так заведено, что когда кто-то слетал, все собирались и слушали, а он подробно рассказывал, как всё прошло. Абсолютно всё, до мельчайших деталей. Ведь следом полетит кто-то другой, и он должен знать все нюансы. 

Иногда говорят, что мы были мечтателями. Но мы не были мечтателями, мы были «рабочими лошадками» — исследователями, испытателями; мы делали то, что никто из людей до этого не делал. Каждый из нас был готов к неожиданностям, мы понимали, что в полёте, возможно, будет что-то ещё, что мы не отрабатывали на тренажёрах. Надо было всё сделать правильно и не ошибиться — именно это было самым главным в нашей подготовке. За ошибку можно было расплатиться своей жизнью. 

— Где вы находились во время полёта Гагарина? 

— В Хабаровске. Когда планировали запуск «Востока-1», прикинули, над какими городами он будет проходить, и сделали в них центры радиосвязи. Меня направили в Хабаровск, я сидел в оборудованной комнате у микрофона, чтобы принять информацию от космонавта и что-то подсказать, если нужно.

Причём я ведь не знал, кто именно полетел — Юра или Герман. До последнего момента этого не было известно, хотя я и чувствовал, что это должен быть Гагарин. Лишь только когда услышал «Я Кедр», понял, что это он. 

Кто, если не он? Первым человеком в космосе мог оказаться совсем не Гагарин
Подробнее

Когда Гагарин сел, мы должны были сразу вылетать в Москву. Вышли на улицу и видим: весь город празднует, весь! Улыбки, цветы, объятия… Это был невероятный, незабываемый праздник для всей страны. Как День Победы.