Константин циолковский

Вклад Циолковского в науку

Чудаком и фантазером считали Циолковского окружающие его люди. Мнение это менялось по мере принятия в ученом свете научных работ калужского учителя. Первые обнародованные работы Циолковского такие как: «Теория газов», «Механика животного организма» и «Продолжительность лучеиспускания Солнца» нашли положительные отзывы у видных столичных ученых. Что нельзя сказать о его новаторской идее создания дирижабля.

Об усовершенствовании аэростата Циолковский впервые задумался в 1885 году, и итогом этих размышлений стало изобретение им летательного аппарата с тонкой металлической оболочкой с гофрированными боковинами, а вместо водорода ученый предложил использовать нагретый воздух. Однако научное сообщество не нашло нужным уделить время и выделить средства на создание модели дирижабля Циолковского.

В 1887 году Циолковский написал научно-фантастическую повесть «На Луне». Сила воображения ученого была столь велика, что его описания поверхности Луны от лица героя повести, очутившемся на спутнике Земли, как мы сейчас понимаем, оказались на удивление точными: «Мрачная картина! Даже горы обнажены, бесстыдно раздеты, так как мы не видим на них легкой вуали — прозрачной синеватой дымки, которую накидывает на земные горы и отдалённые предметы воздух… Строгие, поразительно отчётливые ландшафты! А тени! О, какие тёмные! И какие резкие переходы от мрака к свету! Нет тех мягких переливов, к которым мы так привыкли и которые может дать только атмосфера. Даже Сахара — и та показалась бы раем в сравнении с тем, что мы видели тут». Также точными оказались предположения Циолковского и относительно вида Земли и Солнца с Луны, и относительно проистекания там различных физических процессов.

В 1894 году Циолковский написал статью «Аэростат или птицеподобная (авиационная) летательная машина». И снова научное сообщество России оказалось глухо к идеям учителя-самоучки. Спустя 20 лет в Европе запустили первый моноплан, который соответствовал описанной Циолковским ранее «птицеподобной машине».

В 1903 году Циолковский написал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой предложил для освоения космического пространства использовать ракету с двигателем на особом топливе из сжиженного водорода и кислорода, а также рассчитал скорость («вторая космическая скорость»), при которой корабль может выйти в Солнечную систему. Это и многие другие практические аспекты послужили тем основанием, на котором было построено советское ракетостроение.

Среди других интересных идей Циолковского выделяют изобретение лифта, с помощью которого люди смогли бы попасть в космос, а также поезда на воздушной подушке («Сопротивление воздуха и скорый поезд», 1929). Более того, Циолковский описал свое представление о том, куда должно двигаться в своем развитии человечеству, раздвигая границы привычного земного понимания.

Константин Эдуардович Циолковский

На удивление, жизнь основателя космонавтики была нелёгкой. Сначала его труды и взгляды высмеивали. Но он продолжал свою работу несмотря на критику общественности. Много публикаций Циолковского не были признаны.

Константин Эдуардович Циолковский

Хотя, упорная работа над реактивными приборами с целью исследования космического пространства, все же дала результат. В дальнейшем, зарубежные учёные выдвинули аналогичные разработки к трудам Константина Эдуардовича. Но произошло это намного позже. Однако Ассоциация натуралистов признала приоритет Циолковского в разработке ракеты.Таким образом, авторитет российского учёного стал общепризнанным.

Поедатели солнца

Циолковский был страстным поклонником евгеники — учения об улучшении человеческой природы путём контроля над наследственностью. Такие воззрения были популярны в начале XX века.

  • Репродукция картины «Циалковский. Ветренный день в Калуге»
  • РИА Новости

Человека Циолковский считал «полуживотным», которое к тому же в общественном развитии уступает муравьям и пчёлам. При этом он был уверен, что в космосе уже обитают значительно более развитые существа, которые смотрят на человечество так же, как мы смотрим на крыс.

Далее утопия Циолковского начинает плавно переходить в боевую космическую фантастику с элементами технократической антиутопии.

Для жизни на других планетах людям понадобится развить свои не только общественные, но и индивидуальные свойства: вывести такие «породы» человека, которые будут способны жить в различных атмосферах и других неземных условиях.

«Получатся очень разнообразные породы совершенных: пригодные для жизни в разных атмосферах, при разной тяжести, на разных планетах, пригодные для существования в пустоте или в разреженном газе, живущие пищей и живущие без неё — одними солнечными лучами, существа, переносящие жар, существа, переносящие холод, переносящие резкие и значительные изменения температуры. Впрочем, будет господствующий наиболее совершенный тип организма, живущего в эфире и питающегося непосредственно солнечной энергией (как растение)», — писал Циолковский.

Биография Циолковского

Константин Циолковский появился на свет 5 (17) сентября 1857 г. в селе Ижевском (Рязанская губерния). Его отец, Эдуард Игнатьевич, преподавал естествознание в гимназии. Мать, Мария Ивановна, была образованной женщиной и татаркой по национальности.

Детство и юность

У родителей Циолковского родилось 13 детей, из которых выжить удалось только семерым. Мария Ивановна самостоятельно давала своим детям начальное образование. Когда Константин научился читать, он часто проводил время с книгами.

Уже в детские годы биографии Циолковского стали интересовать техника и естественные науки. Когда ему было 8 лет, мать подарила ему игрушечный аэростат, заполненный водородом. Одновременно с этим, мальчик любил запускать воздушных змеев.

Константин Циолковский в детстве

Примерно через год Константин серьезно переболел скарлатиной, от которой практически полностью оглох. По этой причине ему не удалось получить традиционное образование. Проучившись 4 года в гимназии, на протяжении последующих 3-х лет он занимался самообразованием.

И хотя глухота очень негативно отразилась на коммуникации с окружающими, Циолковский не терял оптимизма. Он любил узнавать что-то новое и мастерить различные подделки. Любопытно, что он сконструировал коляску, которая передвигалась против ветра, посредством пружины и мельницы.

В 13-летнем возрасте Константин лишился матери, которая из-за 13 сложных беременностей не прожила и 40 лет. В скором времени подросток был оставлен на второй год, так как сильно отставал в нескольких дисциплинах, виной чему была глухота.

По словам самого Циолковского, в детстве сверстники постоянно унижали его из-за потери слуха, а сам он заявлял, что глухота способствовала его общему отупению. После отчисления юноша продолжал читать учебники, а также обучился токарному делу, сумев самостоятельно изготовить токарный станок.

Фридрих Цандер (1887 – 1933)

В 1909 году Фридрих Цандер стал первым советским ученым и изобретателем, работающим в области теории межпланетных полетов и реактивных двигателей, который высказал мысль о том, что в качестве горючего целесообразно использовать элементы конструкции межпланетного корабля. Спустя десять лет систематических исследований проблем ракетно-космической науки и техники Цандер предложил свою основную идею: сочетать ракету с самолетом для взлета с Земли, затем сжечь в полете самолет в качестве горючего в камере ракетного двигателя для увеличения дальности полета ракеты. В том же, 1924 году, Цандер разработал идею использования Луны или других планет, а точнее их гравитационное поле или атмосферу, для увеличения скорости полета на другие планеты. Его авторству принадлежит идея планирующего спуска с торможением в атмосфере планеты. Советский ученый предложил схему и конструкцию двигателя внутреннего сгорания, которому не был нужен воздух.

Эти и многие другие идеи и разработки плодовитого ученого и инженера внесли вклад в развитие советской космонавтики, который сложно переоценить.

Самое тяжелое время

Самыми тяжелыми для Циолковского стали первые 15 лет 20 века. Игнатий, его сын, в 1902 году покончил жизнь самоубийством. Кроме того, в 1908 году его дом во время разлива реки Оки затопило. Из-за этого были выведены из строя многие машины и экспонаты, утеряны многочисленные уникальные расчеты.

Сначала пожар, затем наводнение… Создается впечатление, что Константин Эдуардович не дружил со стихиями. Кстати, вспоминается пожар 2001 года, произошедший на российском корабле. Судно, загоревшееся 13 июля этого года, — «Константин Циолковский», теплоход. К счастью, тогда никто не погиб, однако сам корабль сильно пострадал. Внутри все сгорело, как и при пожаре в 1887 году, который пережил Константин Циолковский.

Биография его отмечена трудностями, которые сломили бы многих, но только не знаменитого учеого. И жизнь его через некоторое время стала легче. Русское общество любителей мироведения 5 июня 1919 г. сделало ученого своим членом и назначило ему пенсию. Это спасло Константина Эдуардовича от голодной смерти в период разрухи, поскольку Социалистическая академия 30 июня 1919 г. не приняла его в свои ряды и оставила тем самым без средств к существованию. Значимость моделей, представленных Циолковским, не оценили также в Физико-химическом обществе. В 1923 году Александр, второй его сын, свел счеты с жизнью.

Детство и юность

Осенью 1857 года в семье Циолковских родился мальчик. Родители ребенка жили в селе Ижевское Рязанской губернии. Константином младенца назвал священник при крещении. Эдуард Игнатьевич (отец) считался отпрыском обедневшего дворянского рода, корни которого уходили в Польшу. Мария Юмашева (мать) – татарка по происхождению, получила образование в гимназии, поэтому могла сама обучать детей грамоте.

Портрет Константина Циолковского

Мама научила сына письму и чтению. Букварем Константина становятся «Сказки» Афанасьева. По этой книге смышлёный мальчик складывает буквы в слоги и слова. Овладев техникой чтения, любознательный ребенок познакомился с многочисленными книгами, которые присутствовали в доме. Старшие братья и сестры Циолковского считали малыша выдумщиком и фантазером и не любили слушать детские «бредни». Поэтому Костя вдохновенно рассказывал младшему братишке собственные размышления.

В 9-летнем возрасте ребенок заразился скарлатиной. Мучительная болезнь дала осложнение на слух. Тугоухость лишила Константина большей части детских впечатлений, но он не сдался и увлекся мастерством. Вырезает и клеит поделки из картона и дерева. Из-под рук одаренного малыша выходят саночки, часы, домики и крошечные замки. Изобрел и коляску, которая ездила против ветра, за счет пружины и мельницы.

Родители Константина Циолковского

В 1868 году семья вынуждена переехать в Киров Вятской губернии, так как отец потерял работу и направился к братьям. Родственники помогли мужчине с работой, пристроив лесничим. Циолковским достался купеческий дом – бывшее владение Шуравина. Через год подросток вместе с братом поступает в мужскую «Вятскую гимназию». Педагоги оказались строгими, а предметы сложными. Учеба дается Константину тяжело.

В 1869 погибает старший брат, который учился в Морском училище. Мама, не пережив утрату ребенка, через год скончалась. Костя, горячо любивший матушку, погружается в траур. Трагические моменты биографии отрицательно сказались на учебе мальчика, который и до этого не блистал отметками. Ученика 2 класса из-за неуспеваемости оставляют на второй год, а сверстники жестоко издеваются над глухотой.

Константин Циолковский в детстве

Из 3 класса отстающего школьника отчислили. После этого Циолковский вынужденно занялся самообразованием. Находясь в домашней обстановке, подросток успокоился и вновь принялся много читать. Книги давали необходимые знания и не упрекали юношу, в отличии от педагогов. В родительской библиотеке Константин обнаружил труды именитых ученых и с упоением взялся за изучение.

К 14 годам одаренный мальчик развивает собственные инженерные способности. Самостоятельно создает домашний токарный станок, с помощью которого мастерит нестандартные вещицы: движущиеся коляски, ветряную мельницу, деревянный локомотив и даже астролябию. Увлечение фокусами побудило Константина к созданию «волшебных» комодов и ящиков, в которых таинственным образом «исчезали» предметы.

Пример доклада:

Знаменитый российский учёный Константин Циолковский носит почётное звание отца космонавтики отнюдь не случайно. И хотя сам он не дожил до эры покорения космоса, его многочисленные научные труды послужили той основой, на которой строится современная космонавтика. Именно он понял, что исследовать космос можно используя ракеты. Исследователь был уверен, что человечество обязано выйти в космос и предлагал множество решений для осуществления этого, идей, значительно опередивших своё время.

Краткая биография

Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября 1857 года в селе Ижевское Рязанской губернии в роду обедневших польских дворян. Там прошли первые детские годы будущего учёного, там он научился мастерить поделки из подручных материалов.

В 1869 году Циолковские переезжают в Вятку, и Костя поступает в гимназию. Мальчику было нелегко учиться из-за тугоухости, развившейся после скарлатины, и после третьего класса его отчислили. После этого Циолковский занимался исключительно самообразованием.

Он всерьёз увлекается физикой и моделированием, самостоятельно изготавливая действующие модели различных устройств и проводя физические опыты.

В 1873 году начинающий исследователь отправляется в Москву и целыми днями сидит в библиотеках, изучает алгебру, химию, астрономию. За три года Константин Эдуардович освоил значительную часть университетской программы и в 1876 году вернулся в Вятку, а два года спустя вместе с семьёй оказывается в Рязани.

Успешно сдав экзамены на право обучения, он становится учителем в Боровске и начинает писать первые научные работы. В 1880 году женится на Варваре Соколовой. В этом браке у Циолковского родилось четверо детей. Учёный пишет несколько научных работ, но ни одну из них не напечатали.

Научные достижения

В 1885 году Циолковский начинает заниматься разработкой конструкции металлического дирижабля, и выступает с докладом о нём в Москве. Выступление было принято благосклонно, и о нём заговорили, как о талантливом учёном-самородке.

Два года спустя появляется фантастическая повесть “На Луне”, в которой писатель и популяризатор описывает лунные реалии, вид небесных объектов с поверхности Луны, поведение газов и жидкостей в безвоздушном пространстве.

В 1892 году Циолковского переводят в Калугу, где помимо преподавания в училище, он продолжает свои научные исследования и печатает многочисленные статьи. Учёный разрабатывает помимо металлического дирижабля, проекты обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для космических путешествий.

Современники не оценили идеи Циолковского, слишком далеко они опережали их взгляды. Время для космических полётов ещё не наступило. Но учёный не отчаялся и продолжал разрабатывать теорию ракетостроения. Многие его идеи были использованы позднее, при строительстве первых ракет.

Большое внимание Циолковский уделял вопросам распространения разума во Вселенной, считая наличие внеземных цивилизаций обязательным. Учёный предсказывал, что в далёком будущем человеку придётся превратиться в лучистое существо, состоящее из энергии, а развитие Вселенной должно идти по спирали

Умер Циолковский 19 сентября 1935 года в Калуге от рака желудка. За три года до смерти учёный был награждён орденом Трудового красного знамени за заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для страны.

Богатство отданное людям

Константин Циолковский был выдающимся учёным и изобретателем, умеющим увидеть то, что появится в будущем. Его труды были посвящены всему человечеству, он отдал людям всё то богатство, которым наделила его природа, свой талант и знания. Его имя навсегда оказалось впечатано в золотые листы науки, как учёного, опередившего своё время.

Память

В честь Циолковского названы многочисленные улицы, площади и даже город. Ему установлены памятники, Российская Академия космонавтики носит имя великого учёного. Высшая награда Федерального Космического агентства носит название Знак Циолковского.

Вывод

Не все передовые идеи встречают понимание у современников. Иногда, чтобы осознать перспективу той или иной научной разработки, требуется время. Но талант всегда находит себе дорогу, и открывает двери в неизведанное для человечества.

«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели»

После возвращения из Москвы осенью 1879 года Циолковский экстерном сдает экзамен в Рязанской гимназии на звание учителя уездных училищ и спустя три месяца получает назначение в небольшой городок Боровск Калужской губернии. В течение 12 лет Циолковский живет и работает в Боровске, преподавая арифметику и геометрию. Там же он женится на Варваре Евграфовне Соколовой, ставшей его верной помощницей и советчицей, матерью его семерых детей.

Учительствуя, Циолковский начинает заниматься научной работой. Уже в 1883 году он написал работу «Свободное пространство», в которой сделал важный вывод о возможности использования реактивного движения для перемещения в мировом пространстве.

Именно к этому времени относится наибольшее количество научных исследований Константина Эдуардовича, которые отметил такой ученый-энциклопедист и физиолог, как Иван Михайлович Сеченов, что и послужило причиной принятия Циолковского в российское физико-химическое сообщество. Практически все работы этого великого изобретателя были посвящены реактивным аппаратам, самолетам, дирижаблям, а также многим другим аэродинамическим исследованиям.

В Боровске Константин Циолковский проработает несколько лет и в 1892 году переведен в Калугу. В этом городе и прошла вся его дальнейшая жизнь. Здесь он преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище, а все свободное время посвящал научной работе. Не имея средств на покупку приборов и материалов, он все модели и приспособления для опытов делал собственными руками.

Круг интересов Циолковского был очень широк. За вторую опубликованную работу «Механика животного организма» Циолковский был избран действительным членом Русского физико-химического общества. Эта работа заслужила положительные отзывы крупнейших ученых того времени: химика и педагога Дмитрия Ивановича Менделеева и физика Александра Григорьевича Столетова.

Александр Столетов познакомил Циолковского со своим учеником Николаем Егоровичем Жуковским, после чего Циолковский стал заниматься механикой управляемого полета. Ученый построил на чердаке своего дома примитивную аэродинамическую трубу, на которой производил опыты с деревянными моделями.

Накопленный им материал был положен в основу проекта управляемого аэростата. Так Константин Циолковский назвал дирижабль, поскольку само это слово в то время еще не придумали. Циолковский не только первым предложил идею цельнометаллического дирижабля, но и построил его работающую модель. При этом ученый создал и оригинальный прибор для автоматического управления полетом дирижабля, а также оригинальную схему регулирования его подъемной силы.

В дальнейшем интересы Циолковского переключились на исследования космического пространства. В 1903 году он опубликовал «Исследования мировых пространств реактивными приборами», где впервые доказал, что единственным аппаратом, способным совершить космический полет, является ракета. Правда, Циолковскому не хватало математических знаний, и он не смог дать детальные расчеты ее конструкции.

Первая часть статьи Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» прошла незамеченной для широких научных кругов. Вторая часть, опубликованная в журнале «Вестник воздухоплавания», увидела свет в 1911-1912 годах и вызвала большой резонанс. Известные популяризаторы науки и техники В.В. Рюмин, Я.И. Перельман и Н.А. Рынин занялись распространением космических идей Циолковского, стали со временем его настоящими друзьями. Большую помощь оказывали Циолковскому и многочисленные калужские друзья: В.И. Ассонов, П.П. Каннинг, С.Е. Еремеев, а позднее А.Л. Чижевский и С.В. Щербаков. В 1914 году Циолковский издал отдельной брошюрой «Дополнение к «Исследованию мировых пространств реактивными приборами».

Открытия ученого долгое время оставались неизвестными большинству специалистов. Его деятельность не встречала необходимой поддержки. У него была большая семья и маленькое жалованье. За все свои труды до октябрьских событий 1917 года он получил 470 рублей от Императорской академии наук. И жизнь была трудной, иногда попросту голодной, и немало было в ней горя и слез, лишь две дочери пережили отца.

20 интересных фактов о Циолковском

  1. Константин Циолковский (1857-1935) – изобретатель, философ, писатель и родоначальник теоритической космонавтики.
  2. В 9-летнем возрасте Циолковский серьезно простудился, что стало причиной частичной потери слуха.
  3. Читать и писать будущего изобретателя научила его мать.

  4. С раннего возраста Циолковский любил что-нибудь мастерить своими руками. В качестве материалов мальчик использовал любые подручные вещи.
  5. Константин Циолковский рационально обосновал применение ракет для полетов в космос (см. интересные факты о космосе). Он пришел к выводу о необходимости использования «ракетных поездов», которые позже станут прообразом многоступенчатых ракет.
  6. Циолковский внес значительный вклад в развитие аэронавтики, космонавтики и ракетодинамики.
  7. Константин Эдуардович не имел хорошего образования и по сути являлся гениальным ученым-самоучкой.
  8. В возрасте 14 лет Циолковский по своим чертежам собрал полноценный токарный станок.
  9. Интересен факт, что перу Циолковского принадлежит немало научно-фантастических произведений, некоторые из которых неоднократно переиздавались в СССР.
  10. Когда Циолковскому не удалось поступить в училище, он занялся самообразованием, живя практически впроголодь. Родители отправляли сыну всего 10-15 рублей в месяц, поэтому юноше приходилось подрабатывать репетиторством.
  11. Благодаря самообразованию, позже Циолковский смог с легкостью сдать экзамены и стать школьным преподавателем.
  12. Знаете ли вы, что Циолковский был создателем первой в СССР аэродинамической трубы, что позволило сделать большой шаг в развитии советской авиации?
  13. В честь Циолковского назван город в России и кратер на Луне (см. интересные факты о Луне).
  14. Первый проект межпланетной ракеты Константин Циолковский разработал еще в 1903 г.

  15. Циолковский являлся активным пропагандистом технического прогресса. К примеру, он разработал теоретические модели поездов на воздушной подушке и космических лифтов.
  16. Константин Циолковский утверждал, что со временем человечеству удастся достичь прогресса в освоении космоса и распространить жизнь по Вселенной.
  17. За годы своей жизни изобретатель написал примерно 400 научных трудов, который касались темы ракетостроения.
  18. Циолковский особенно увлекался творчеством Заболоцкого, Шекспира, Толстого и Тургенева, а также восхищался работами Дмитрия Писарева.
  19. На протяжении долгого времени Циолковский трудился над усовершенствованием управляемых аэростатов. Позже некоторые его труды использовались при изготовлении дирижаблей.
  20. Любопытно, что ученый скептически относился к теории относительности Альберта Эйнштейна. Он даже публиковал статьи, в которых критиковал теорию немецкого физика.

Это были самые интересные факты о Циолковском. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в соцсетях. Если вы вообще любите интересные факты о великих людях – подписывайтесь на сайт interesnyefakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Алексей Богомолов (1913 – 2009)

Алексей Богомолов был, возможно, первым из советских ученых, который понял необходимость создания больших и эффективных наземных антенн. Под его руководством в 1960–1965 годах были построены антенны с диаметром зеркала 32 метра, а затем и 64 метра. Они обеспечивали связь с межпланетными исследовательскими спутниками и аппаратами, которые изучали Солнечную систему и ее планеты. Без этих антенн научная информация автономных аппаратов «Венера-15», «Венера-16», «Вега», «Фобос» и других, возможно, затерялась бы на окраинах нашей системы. Более того, картографирование поверхности северного полушария Венеры и создание атласа ее поверхности было проведено именно силами аппаратов «Венера-15» и «Венера-16». Учитывая долгое и томительное ожидание, связанное с надеждами на цветущую поверхность этой, как оказалось, свирепой планеты, специально созданный Богомоловым космический радиолокатор был крайне необходим.

Работы Богомолова и коллектива под его руководством в сферах радиолокации, телевидения, передачи и хранения информации, а также повышения ее достоверности и точности, легли в основу создания уникальных комплексов траекторных и телеметрических измерений для ракетно-космической и авиационной техники.

Галилео Галилей (1564 – 1642)

Галилея называют отцом современной наблюдательной астрономии. Он разработал телескопы с приближением до 30X, а до этого все астрономические работы проводил невооруженным глазом. С помощью своих телескопов Галилей обнаружил четыре крупнейших луны Юпитера, наблюдал за пятнами на Солнце и подтвердил фазы Венеры. Также он поддержал гелиоцентрическую модель Коперника, за что преследовался Папой, испанской инквизицией и получил неодобрение со стороны коллег-астрономов. В свободное от наблюдения за ночным небом время Галилей исследовал движение тел. И эта работа стала прекурсором для классической механики, разработанной Исааком Ньютоном.

Внеземной странник

Российская фантастика конца XIX века была бедна на авторов. Издавались преимущественно мистические или утопические истории. В то же время молодёжь зачитывалась романами Жюля Верна и Герберта Уэллса. Любителем зарубежной фантастики был и Циолковский. Богатое воображение подталкивало калужского учителя к собственным пробам пера, и самым удобным форматом для него оказались научно-фантастические очерки, служившие иллюстрациями к его необычным идеям.

Первый очерк Константина Циолковского «На Луне» был опубликован в 1893 году на страницах журнала «Вокруг света». Сюжет очерка прост: рассказчик попадает во сне на Луну, встречает там своего друга-физика, наблюдает и описывает различные явления, обусловленные пониженной силой тяжести и отсутствием атмосферы. Идеальное дополнение к соответствующим урокам по физике и астрономии.

Через два года вышел более пространный труд — «Грёзы о земле и небе и эффекты всемирного тяготения». В этом очерке Циолковский рассматривал невероятные гипотезы. Сначала он рисовал величественную картину Вселенной и объяснял значение для жизни человечества закона всемирного тяготения, а затем описывал фантастическое происшествие: сила тяжести на Земле исчезла, и начался невообразимый хаос. Далее развивалась удивительная по меркам того времени идея: создание для научных целей искусственного спутника Земли. Именно здесь впервые был использован этот термин — с указанием, что «скорость, необходимая для возбуждения центробежной силы, уничтожающей притяжение Земли, должна доходить до 8 вёрст в одну секунду» и что высота полёта должна составлять «вёрст на 300 от земной поверхности».

Большую повесть «Вне Земли», которая стала иллюстрацией к его новым проектам, Константин Циолковский задумал ещё в 1897 году, но на некоторое время забросил работу над ней. Рукопись была закончена только в 1916-м и тогда же куплена журналом «Природа и люди». Из-за революционных событий журнал закрылся, и публикация полного текста состоялась через два года, когда Калужское общество изучения природы и местного края выпустило «Вне Земли» отдельной книгой тиражом 300 экземпляров.

Действие повести происходит в 2017 году (в первом варианте — в 2000-м). Персонажи живут в замке, расположенном в недоступной местности между отрогами Гималаев. Героев шестеро: француз Лаплас, англичанин Ньютон, немец Гельмгольц, итальянец Галилей, американец Франклин и русский Ломоносов, впоследствии переименованный автором в Иванова. Замысел Циолковского прозрачен: перед нами не люди-учёные, а некие абстрактные образы, персонифицированная классика мировой научной мысли. Но именно им предстоит проторить человечеству дорогу к звёздам. Идея пришла в голову Иванову, который предложил использовать для полёта в межпланетное пространство составную (сегодня сказали бы «многоступенчатую») ракету на жидком топливе. Разумеется, Циолковский в подробностях описал устройство этой ракеты, нимало не заботясь о том, что читатель может заскучать.

Персонажи вывели ракету на околоземную орбиту, развернули оранжерею, поработали в невесомости и, убедившись, что жизнь в замкнутой системе возможна, сообщили о своём открытии человечеству. Цивилизация, по мнению Циолковского, в XXI веке наконец-то объединится и будет счастливо жить без войн, болезней и голода. Единственной проблемой станет перенаселённость, и вот тут-то план Иванова окажется как нельзя кстати: многие захотят переехать в «эфирные города», избавившись от тягот и тесноты мегаполисов. На Земле начнётся ракетный бум, и к первому обитаемому спутнику, построенному учёными, вскоре добавятся сотни ему подобных.

Выполнив миссию по спасению человечества, учёные отправились к Луне и высадились на её поверхность. Там они обнаружили целые россыпи драгоценных камней и повстречали необычных существ, живущую в непрерывной погоне за солнечным светом. Затем межпланетные путешественники двинулись к Марсу, но садиться на него не стали, поскольку не были технически к этому готовы.

Примечательная деталь: в отличие от других сторонников космической экспансии, Циолковский не считал необходимым освоение соседних планет — он верил, что в самом межзвёздном пространстве достаточно ресурсов для обеспечения растущего человечества.

Юность

Будущий ученый родился 5 (17) сентября 1857 года в селе Ижевском Рязанской губернии в семье лесничего Эдуарда Игнатьевича Циолковского.

В возрасте девяти лет, катаясь в начале зимы на санках, простудился и заболел скарлатиной. В результате осложнения после тяжёлой болезни частично потерял слух.

Вот как вспоминал о годах юности сам ученый: «Проблески серьезного умственного сознания проявились при чтении. Лет в 14 я вздумал почитать арифметику, и мне показалось все там совершенно ясным и понятным. С этого времени я понял, что книги – вещь немудреная и вполне мне доступная. Я разбирал с любопытством и пониманием несколько отцовских книг по естественным и математическим наукам. И вот меня увлекает астролябия, измерение расстояния до недоступных предметов, снятие планов, определение высот. Я устраиваю высотомер. С помощью астролябии, не выходя из дома, я определяю расстояние до пожарной каланчи. Нахожу 400 аршин. Иду и проверяю. Оказывается – верно. Так я поверил теоретическому знанию. Отец вообразил, что у меня технические способности, и меня отправили в Москву. Но что я мог там сделать со своей глухотой! Какие связи завязать? Без знания жизни я был слепой в отношении карьеры и заработка. Я получал из дома 10-15 рублей в месяц. Питался одним черным хлебом, не имел даже картошки и чаю. Зато покупал книги, трубки, ртуть, серную кислоту и прочие химические реактивы для опытов».

Выдающиеся способности, склонность сына к самостоятельной работе и изобретательству заставили отца задуматься над его дальнейшим образованием. Циолковскому было 16 лет, когда отец решил отправить его в Москву для продолжения учебы. Три года самостоятельных целеустремленных занятий в библиотеке Румянцевского музея обогатили юношу знаниями в области математики, физики и астрономии.