Гироскоп в телефоне

Содержание

Портативный и полезный гироскоп: на что способно это оборудование в телефоне

«Теория, это, конечно, хорошо, но как я смогу использовать такое приспособление на практике?»  — спросит наш читатель. И наша редакция готова перейти от скучной науки к рассказу о реальном применении оборудования в современных условиях. Поехали!

Автоматический поворот экрана

Наиболее популярной и заметной функцией является автоматическое изменение расположения изображения на экране. Вертикальный режим, можно сказать «повседневный», удобнее для общения и иных простых действий. Но для комфортного веб-сёрфинга, мобильных игр, просмотра фильмов и сериалов куда удобнее горизонтальное (ландшафтное) расположение экрана. За переключение между двумя этими состояниями и как раз отвечает гироскоп.

Управление телефоном при помощи движений

Эта опция используется не столь часто. Однако она удобна в час пик в переполненном транспорте или при банальной нехватке времени. Вам достаточно лишь встряхнуть аппарат для ответа на звонок, переключения трека в плеере или иных действий, в других условиях требующих полноценных действий обеими руками.

Навигационные программы

Как мы уже говорили ранее, изначально гироскопы использовались в навигационных системах самолётов, кораблей и иных средств передвижения. Из этой сферы инженеры и перенесли удобную функцию в портативные устройства. Запомните, спутники GPS, ГЛОНАСС или BeiDou будут «сотрудничать» с вашим аппаратом только при наличии встроенного датчика! Также существуют десятки программ, превращающих телефон в компас – без героя нашего обзора их эффективность была бы равна нулю.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Чтобы ваш GPS- или ГЛОНАСС-трекер работал полноценно, необходимо убедиться в наличии встроенного акселерометра. Без него будет невозможно рассчитать пройденное расстояние и иные подобные измерения.

Программы для измерений

Если вы работаете в сфере строительства, то нередко сталкиваетесь с таким инструментом, как уровень. Он необходим для определения ровности поверхности. При отклонении в ту или иную сторону будет увеличиваться нагрузка на материал, а также элемент приобретёт неэстетичный внешний вид. Поскольку гироскоп измеряет углы, скачав соответствующую программу из Play Маркета или App Store, вы сможете превратить мобильный телефон в строительный уровень – это очень удобно и практично.

Цифровые развлечения

В обзоре нельзя не упомянуть про любимые всеми игры и весёлые приложения для поднятия настроения. Многие приобретают смартфоны не только для работы и связи, но также и для всевозможных развлечений. И здесь прибору есть, где разгуляться. Наклонами гаджета можно управлять рулём в гоночных играх или перемещениями протагониста в зажигательных шутерах. Есть даже приложения, полностью построенные на физике изменения углов. Самым популярным примером является Doodle Jump.

Как проверить гироскоп в смартфоне

С помощью видео в 360 можно проверить работоспособность смартфона

Все современные смартфоны оборудованы этими датчиками. Но если вам интересен принцип их работы, то есть отличный способ.

  • Откройте приложение YouTube
  • Найдите в поиске любое видео, которое поддерживает просмотр в режиме 360 градусов
  • Попробуйте покрутить телефон. Если изображение меняется относительно угла наклона, то гироскоп работает нормально
  • Если ничего не меняется, проверьте, не выключена ли функция автоповорота экрана
  • Проверить этот датчик можно и в играх с дополненной реальностью. Самый простой пример — игра Pokemon Go

Проверить наличие и работоспособность устройств можно также в приложении AIDA64. Устанавливаете приложение и получаете информацию в разделе «Датчики» обо всех установленных комплектующих в вашем смартфоне.

Для чего нужен гироскоп в телефоне

Как было сказано выше, главное предназначение гироскопа в телефоне – это определение положения устройства в пространстве. Но зачем системе знать, насколько градусов наклонён смартфон? Ответ на этот вопрос вы можете найти далее, ознакомившись со следующим списком:

  • Просмотр видео в 360 градусов. Если у вас есть очки виртуальной реальности, то вы можете просматривать ролики и играть в игры без нажатий по экрану. Все повороты становятся возможными благодаря гироскопу.
  • Встряхивание телефона. Без рассматриваемого датчика нельзя было бы использовать функцию, позволяющую разблокировать смартфон после встряхивания.
  • Использование навигации. Без гироскопа практически невозможно пользоваться GPS и компасом. Этот датчик позволяет определять стороны горизонта и расположение человека относительно спутника.
  • Управление персонажем в играх. Существует огромное количество мобильных игр, где для управления автомобилем или героем нужно поворачивать телефон. Без гироскопа система никак не смогла бы понять положение устройства.

Конечно, в этом списке описаны не все ситуации, где используется гироскоп, но их будет достаточно для первоначального ознакомления.

Как устроен гироскоп в смартфоне, отличие гироскопа от акселерометра

Естественно, гироскоп в смартфоне существенно отличается в плане конструкции от классических гироскопов, хотя и служит той же цели. Механическая энергия в нём преобразуется в электрическую, формирующую последовательность битов – бинарный код, лежащий в основе всех компьютерных программных систем. Никаких вращающихся волчков в гироскопах электронных устройств, разумеется, нет, они слишком малы для этого. Вместо них используется подвижные массы вещества, смещение которых вызывает изменение электрической емкости конденсаторов, регистрируемое микропроцессором.

Вместо конденсаторов могут использоваться вырабатывающие ток пьезокристаллы, особенно часто встречающиеся в определяющих положение в пространстве датчиках другого типа – акселерометрах. Конструктивно акселерометры очень похожи на гироскопы, в них также имеется подвижный элемент – специальный грузик, смещение которого при наклоне устройства оказывает воздействие на пьезокристалл. Таким образом, скорость и давление преобразуются в электрический сигнал, обрабатываемый соответствующим образом микропроцессором. Итак, некоторое представление о том, что это такое гироскоп в смартфоне вы, надеемся, получили.

И вот еще пару моментов. И гироскопы, и акселерометры являются инерционными МЭМС-датчиками, отличаясь, однако, принципом получения данных. Если гироскоп определяет только угол наклона по отношению к земной поверхности, то акселерометр может измерять линейное ускорение, то есть перемещение по горизонтали относительно земли. На практике в смартфонах и прочих устройствах нередко устанавливаются оба датчика, которые прекрасно дополняют друг друга. Теперь давайте посмотрим, как узнать есть ли гироскоп в телефоне.

2.5 Перспективы развития гироскопического приборостроения

В настоящее время разрабатывается система навигационных
спутников третьего поколения. Она позволит определять координаты объектов на поверхности
Земли с точностью до единиц сантиметров в дифференциальном режиме, при
нахождении в зоне покрытия корректирующего сигнала DGPS. При этом якобы
отпадает необходимость в использовании курсовых гироскопов. Например, установка
на крыльях самолета двух приёмников спутниковых сигналов, позволяет получить
информацию о повороте самолёта вокруг вертикальной оси.

Однако системы спутниковой навигационной системы оказываются
неспособны точно определять положение в городских условиях, при плохой
видимости спутников. Подобные проблемы обнаруживаются и в лесистой местности.
Кроме того прохождение сигналов навигационной системы зависит от процессов в
атмосфере, препятствий и переотражений сигналов. Автономные же гироскопические
приборы работают в любом месте — под землёй, под водой, в космосе. В самолётах
спутниковая навигационная система оказывается точнее инерциальную навигационную
систему на длинных участках. Но использование двух спутниковых навигационных —
приёмников для измерения углов наклона самолета даёт погрешности до нескольких
градусов. Подсчёт курса путём определения скорости самолёта с помощью этой
системы также не является достаточно точным. Поэтому, в современных
навигационных системах оптимальным решением является комбинация спутниковых и
гироскопических систем, называемая интегрированной системой.

Заключение

Почти каждое морское судно дальнего плавания снабжено
гирокомпасом для ручного или автоматического управления судном, некоторые
оборудованы гиростабилизаторами. В системах управления огнем корабельной
артиллерии много дополнительных гироскопов, обеспечивающих стабильную систему
отсчета или измеряющих угловые скорости. Без гироскопов невозможно
автоматическое управление торпедами. Самолеты и вертолеты оборудуются
гироскопическими приборами, которые дают надежную информацию для систем
стабилизации и навигации. К таким приборам относятся авиагоризонт,
гировертикаль, гироскопический указатель крена и поворота. Гироскопы могут быть
как указывающими приборами, так и датчиками автопилота. На многих самолетах
предусматриваются гиростабилизированные магнитные компасы и другое оборудование
— навигационные визиры, фотоаппараты с гироскопом, гиросекстанты. В военной
авиации гироскопы применяются также в прицелах воздушной стрельбы и
бомбометания.

Гироскопы разного назначения (навигационные, силовые)
выпускаются разных типоразмеров в зависимости от условий работы и требуемой
точности. В гироскопических приборах диаметр ротора составляет 4-20 (см),
причем меньшее значение относится к авиационно-космическим приборам. Диаметры
же роторов судовых гиростабилизаторов измеряются метрами.

Литература

1.   Бороздин В.Н. Гироскопические приборы и
устройства систем управления: учеб. пособие /В.Н. Бороздин.-Москва, 1990. -480
с.

2.      Меркурьев И.В. /Динамика
микромеханического и волнового твердотельного гироскопов./ И.В. Меркурьев; Подалков
В.В. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2009. — 228 с.

.        Гироскопические системы / под ред. Д.С.
Пельпора. — М.: Высш. шк., 1986-1988.-564 с.

.        Павловский М.А. Теория гироскопов:
учебник для ВУЗов/М.А. Павловский. — Киев, 1986.-78 с.

.        Сивухин Д.В. Общий курс физики./В.Д.
Сивухин. — М.: Физматлит, 2006. — 560 с.

.        В.В. Матвеев Основы построение
бесплатформенных инерциальных навигационных систем. / В.В. Матвеев., В.Я.
Распопова. — Москва 2009. — 280 с.

.        Савельев И.В. Курс общей физики:
Механика./И.В. Савельев. — М.: Астрель, 2004. — 336 с.

Бытовая электроника

Модуль цифрового гироскопа, подключенный к плате Arduino Uno

Помимо использования в компасах, самолетах, компьютерных указательных устройствах и т. Д., Гироскопы были внедрены в бытовую электронику. Первое использование гироскопа в бытовой электронике было популяризировано Стивом Джобсом в Apple iPhone .

Поскольку гироскоп позволяет рассчитывать ориентацию и вращение, дизайнеры внедрили их в современные технологии. Интеграция гироскопа позволила более точно распознавать движение в трехмерном пространстве, чем предыдущий одиночный акселерометр в ряде смартфонов. Гироскопы в бытовой электронике часто сочетаются с акселерометрами (датчиками ускорения) для более надежного определения направления и движения. Примеры таких приложений включают смартфоны, такие как Samsung Galaxy Note 4 , HTC Titan , Nexus 5 , iPhone 5s , Nokia 808 PureView и Sony Xperia , периферийные устройства игровой консоли, такие как контроллер PlayStation 3 и Wii Remote , а также наборы виртуальной реальности, такие как Oculus Rift .

Nintendo интегрировала гироскоп в контроллер Wii Remote консоли Wii с помощью дополнительного оборудования под названием « Wii MotionPlus ». Он также включен в контроллеры Joy-Con 3DS, Wii U GamePad и Nintendo Switch , которые обнаруживают движение при повороте и тряске.

Круизные лайнеры используют гироскопы для выравнивания чувствительных к движению устройств, таких как самовыравнивающиеся бильярдные столы.

Гироскоп с маховиком с электрическим приводом, вставленный в велосипедное колесо, продается как альтернатива тренировочным колесам. Некоторые функции телефонов Android, такие как PhotoSphere или 360 Camera, а также использование гаджета VR не работают без датчика гироскопа в телефоне.

Как определить, есть ли гироскоп в смартфоне

Узнать о присутствии функционального модуля в системе мобильного устройства можно несколькими способами. Наиболее простой и доступный вариант – ознакомление с описанием модели смартфона на официальном сайте изготовителя либо просмотр прилагающейся к гаджету технической документации.

Существуют и другие решения. Например, можно прибегнуть к установке на телефон специальных приложений. Одним из таковых выступает AnTuTu Benchmark. После инсталляции и запуска приложения достаточно перейти на вкладку «Информация». Через несколько мгновений на экране отобразятся все спецификации смартфона.

В качестве альтернативы вышеуказанному варианту можно воспользоваться утилитой Sensor Sense. Приложение фиксирует данные, которые исходят со всех датчиков, встроенных в мобильное устройство. Если в списке «запеленгованных» модулей не окажется гироскопа, это будет свидетельствовать о его отсутствии.

Включаем гироскоп на смартфоне

Эта деталь телефона функционирует постоянно. Устройство невозможно запустить или выключить. Но, за разворот телефона во все стороны несёт ответственность акселерометр. Это устройство есть возможность выключить. Итак, для этого:

  1. Тапнем по шестерёнке на рабочем столе;
  2. Входим в окно данного раздела;
  3. В этом окне нужно выбрать команду экран;
  4. В этом окошке посмотрите команду, которая отвечает за «Поворот экрана». Меняем положение бегунка в позицию «Выкл».

Если у вашего телефона актуальная версия Андроид (сейчас актуальна Android 10), то заниматься автоповоротом дисплея есть возможность открыв шторку. Данная вкладка на разных брендах телефона называется по-своему, но, всё равно название будет похоже на слово «Автоповорот».

Корпус части старых смартфонов (по большей части на планшетах) имеет специальный выключатель

Он может заблокировать разворот дисплея, не обращая внимание, выключен ваш гироскоп, или включён

Другие примеры

Вертолетов

Несущий винт вертолета действует как гироскоп. На его движение влияет принцип гироскопической прецессии, согласно которому сила, приложенная к вращающемуся объекту, будет иметь максимальную реакцию примерно на 90 градусов позже. Реакция может отличаться от 90 градусов, когда действуют другие более сильные силы. Чтобы изменить направление, вертолеты должны регулировать угол тангажа и угол атаки.

Гироскоп X

Прототип автомобиля, созданный Алексом Тремулисом и Томасом Саммерсом в 1967 году. Автомобиль использует гироскопическую прецессию для движения на двух колесах. Узел, состоящий из маховика, установленного в карданном корпусе под капотом транспортного средства, действовал как большой гироскоп. Маховик вращался гидравлическими насосами, создавая гироскопический эффект на транспортном средстве. Прецессионный плунжер был ответственен за вращение гироскопа, чтобы изменить направление прецессионной силы, чтобы противодействовать любым силам, вызывающим дисбаланс транспортного средства. Единственный в своем роде прототип сейчас находится в Lane Motor Museum в Нэшвилле, штат Теннесси.

Специализированные самолетные гироскопы

Для применения в самолетах с целью стабилизации крена начали выпускать специализированные гироскопы. От обычных они отличаются тем, что имеют еще один канал внешней команды.

При управлении каждого элерона отдельным серво, самолетчики с компьютерной аппаратурой задействуют функцию флаперонов. Микширование происходит на передатчике. Однако контроллер самолетного гироскопа на модели автоматически определяет синфазное отклонение обоих каналов элеронов и не мешает ему. А противофазное отклонение задействуется в петле стабилизации крена — в ней присутствуют два сумматора и один датчик угловой скорости. Других отличий нет. Если элероны управляются от одного серво, то специализированный самолетный гироскоп не нужен, сгодится и обычный. Самолетные гироскопы делают фирмы Hobbico, Futaba и другие.

Касаясь применения гироскопов на самолете, нужно отметить, что нельзя использовать режим Heading Hold на взлете и посадке. Точнее, в тот момент, когда самолет касается земли. Это потому, что когда самолет находится на земле, он не может накрениться или повернуть, поэтому гироскоп выведет рули в какое-нибудь крайнее положение. А при отрыве самолета от земли (или сразу после посадки), когда модель имеет большую скорость, сильное отклонение рулей может сыграть злую шутку. Поэтому настоятельно рекомендуется использовать гироскоп на самолетах в стандартном режиме.

В самолетах эффективность рулей и элеронов пропорциональна квадрату скорости полета самолета. При широком диапазоне скоростей, что характерно для сложного пилотажа, необходимо компенсировать это изменение регулированием чувствительности гироскопа. Иначе при разгоне самолета система перейдет в автоколебательный режим. Если же задать сразу низкий уровень эффективности гироскопа, то на малых скоростях, когда он особенно нужен, от него не будет должного эффекта. На настоящих самолетах такое регулирование делает автоматика. Возможно, скоро так будет и на моделях. В некоторых случаях переход в автоколебательный режим органа управления полезен — при очень низких скоростях полета самолета. Многие наверное видели, как на МАКС-2001 «Беркут» С-37 показывал фигуру «харриер». Переднее горизонтальное оперение при этом работало в автоколебательном режиме. Гироскоп в канале крена позволяет делать самолет «несваливаемым на крыло». Подробнее о работе гироскопа в режиме стабилизации тангажа самолетов можно почитать в известной монографии И.В.Остославского «Аэродинамика самолета».

Признаки поломки датчика

Если гироскоп вышел из строя, возможны следующие неполадки:

  • статичная картинка на дисплее;
  • произвольная смена положения;
  • погрешности при повороте.

Если портативный электронный прибор не роняли, вероятен программный сбой. Рекомендовано выполнить одно из действий:

  • «перепрошить» смартфон;
  • вернуться к предыдущей версии ПО;
  • установить обновление операционной системы;
  • удалить ненужные приложения.

Владелец в состоянии справиться с системными ошибками телефона не прибегая к помощи профессионалов.

Если мобильное устройство падало, то починить гироскоп своими руками не получится. В этой ситуации стоит посетить сервисный центр, где проведут диагностику и в случае необходимости заменят датчик.

Что такое гироскоп в телефоне?

Как и OTG, гироскоп в смартфонах на базе Андроида, Айфонах и других современных мобильных устройствах — это программно-аппаратная технология, позволяющая владельцу пользоваться своим телефоном с наибольшим уровнем комфорта. По сути же гироскоп — это небольшой датчик, встроенный в общую плату и передающий операционной системе информацию о текущем положении аппарата в пространстве.

Но сначала — несколько слов и гироскопах в целом. Устройства такого типа, позволяющие измерять отклонение от «точки спокойствия» во всех трёх измерениях, появились очень давно; традиционно изобретение прибора приписывают И. Боненбергеру, жившему в начале XIX века, однако практические модели существовали с незапамятных времён; самый простой их пример — юла, то есть игрушка, способная долгое время сохранять движение относительно центра тяжести.

Устройство, созданное Боненбергером и окончательно оформленное жившим чуть позже М. Фуко, технически представляло собой тяжёлый диск, вращающийся в трёх ориентированных по осям X, Y и Z сферах. И, как уже упоминалось, центр тяжести диска (в ранних версиях — шара) оставался неизменным вплоть до прекращения вращения, вне зависимости от наклона сфер.

Нанеся на внешние ободы прибора шкалу, учёные смогли отслеживать наклон, а стало быть — и изменение направления движения относительно Земли как неподвижной точки. С того времени и по сей день гироскопы, в том числе в телефонах, используются именно с этой общей целью: для определения перемещения в пространстве.

Разумеется, внутри смартфона нет ни вращающихся дисков, ни тяжёлых шаров; вместо них в плату впаиваются микроприборы, содержащие ничтожно малые количества перемещающегося вещества. Найти гироскоп, не разбираясь в схемотехнике на высоком уровне, почти невозможно — внешне он ничем не отличается от других датчиков.

Как работает гироскоп

Обычный гироскоп состоит из инерционного предмета, который быстро вращается вокруг своей оси. Тем самым он сохраняет свое направление, а смещение контролируемого объекта измеряется по изменению положения подвесов. В смартфоны такой волчок явно не поместиться, вместо него используется МЭМС.

Преобразование механического движения в электрический сигнал

В самом простом одноосевом гироскопе есть две подвижные массы, двигающиеся в противоположных направлениях (на картинке изображены синим цветом). Как только прикладывается внешняя угловая скорость, на массу действует сила Кориолиса, которая направлена перпендикулярно их движению (отмечена оранжевым цветом).

Под действием силы Кориолиса происходит смещение масс на величину пропорциональную прикладываемой скорости. Изменение положения масс меняет расстояние между подвижными электродами (роторами) и неподвижными (статорами), что приводит к изменению емкости конденсатора и соответственно напряжения на его обкладках, а это уже электрический сигнал. Вот такие множественные сигналы и распознаются гироскопом MEMS, определяя направление и скорость движения.

Вычисление ориентации смартфона

Микроконтроллер получает сведения о напряжении и преобразует их в угловую скорость в данный момент. Величину угловой скорости можно определять с заданной точностью, например до 0,001 градусов в секунду. Чтобы определить насколько градусов вокруг оси повернули устройство, необходимо мгновенную скорость умножить на время между двумя показаниями датчика. Если использовать трехосевой гироскоп, то получим данные о поворотах относительно всех трех осей, то есть таким образом определить ориентацию смартфона в пространстве.

Здесь стоит отметить, что для получения значений углов, необходимо интегрировать первоначальные уравнения, в которые входят угловые скорости. При каждом интегрировании увеличивается погрешность. Если вычислять положение только при помощи гироскопа, то со временем рассчитываемые значения станут некорректными.

Поэтому в смартфонах для точного определения ориентации в пространстве необходимы данные еще и акселерометра. Этот датчик измеряет линейное ускорение, но не реагирует на повороты. Оба датчика способны полностью описать все виды движения. Основное преимущество гироскопа над акселерометром в том, что он реагирует на движение в любом направлении.

Датчик угловой скорости

Прецессию оси вращения ротора в направлении вектора момента
силы, направленного вдоль оси, перпендикулярной оси рамки, можно ограничить
пружиной и демпфером, воздействующими на ось рамки. Кинематическая схема
двухстепенного гироскопа с противодействующей пружиной представлена на (рисунок
1.2). Ось вращающегося ротора закреплена в рамке перпендикулярно оси вращения
последней относительно корпуса. Входной осью гироскопа называется направление,
связанное с основанием, перпендикулярное оси рамки и оси собственного вращения
ротора при недеформированной пружине.

1 — корпус; 2 — пружины; 3 — вязкостный демпфер;
4 — рамка; 5 — ротор; 6 — указатель выходного угла рамки

Рисунок 1.2. — Двухстепенной гироскоп с противодействующей
пружиной

Момент внешней силы относительно опорной оси вращения ротора,
приложенный к основанию в тот момент времени, когда основание не вращается в
инерциальном пространстве и, следовательно, ось вращения ротора совпадает со
своим опорным направлением, заставляет ось вращения ротора прецессировать в
сторону входной оси, так что угол отклонения рамки начинает увеличиваться. Это
эквивалентно приложению момента силы к противодействующей пружине, в чем
состоит важная функция ротора, который в ответ на возникновение входного
момента силы создает момент силы относительно выходной оси (рисунок 1.2). При
постоянной входной угловой скорости выходной момент силы гироскопа продолжает
деформировать пружину, пока создаваемый ею момент силы, воздействующий на
рамку, не заставит ось вращения ротора прецессировать вокруг входной оси. Когда
скорость такой прецессии, вызванной моментом, создаваемым пружиной, сравняется
с входной угловой скоростью, достигается равновесие и угол рамки перестает
изменяться. Таким образом, угол отклонения рамки гироскопа (рисунок 1.2),
указываемый стрелкой на шкале, позволяет судить о направлении и угловой
скорости поворота движущегося объекта.

1 — регулировка противодействующей пружины; 2 —
ось собственного вращения ротора; 3 — рамка; 4 — корпус; 5 — ротор; 6 —
воздушное сопло; 7 — турбинный обод ротора; 8 — демпфер рамки; 9 — стрелка; 10
— шкала; 11 — указывающая система; 12 — противодействующая пружина.

Рисунок 1.3. — Основные элементы указателя угловой скорости

дальнейшее чтение

  • Феликс Кляйн и Арнольд Зоммерфельд , « Über die Theorie des Kreisels » (Тр., О теории гироскопа). Лейпциг, Берлин, Б. Г. Тойбнер, 1898–1914. 4 т. Илл. 25 см.
  • Один, М. Волчки: курс по интегрируемым системам . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1996.
  • Крэбтри, Х. «Элементарное рассмотрение теории волчка и гироскопического движения». Longman, Green and C), 1909. Перепечатано Мичиганской исторической репринтной серией.
  • Материалы юбилейного семинара по твердотельной гироскопии, 19–21 мая 2008 г. Ялта, Украина. Киев-Харьков. АТС Украины, ISBN  978-976-0-25248-5 (2009)
  • Э. Лейманис (1965). Общая задача о движении связанных твердых тел вокруг неподвижной точки . (Спрингер, Нью-Йорк).
  • Перри Дж. «Волчки». Лондонское общество содействия распространению христианских знаний, 1870 г. Перепечатано электронной книгой Project Gutemberg, 2010 г.
  • Уолтер Ригли, Уолтер М. Холлистер и Уильям Дж. Денхард (1969). Гироскопическая теория, конструкция и приборы. (MIT Press, Кембридж, Массачусетс).
  • Купер, Дональд и Университет Западной Австралии. Отдел машиностроения и материаловедения, 1996 г., Исследование применения гироскопического крутящего момента для ускорения и замедления вращающихся систем.