3 класс. окружающий мир. глобус — модель земного шара

Проект «Слои Земли»

Учится ли
ваш ребёнок легче, если параллельно с
теорией изучает предмет на практике?
Если да, не стоит ограничивать его
исключительно чтением о слоях земной
коры, так как это не вдохновит его на
дальнейшее изучение и не заинтересует.
Превратите абстрактный урок в
исследовательскую работу
по географии, создавая модели слоёв
земной коры из цветного теста.

Что нам понадобится:

  • 2 ст. муки;
  • 1 ст. крупной морской соли;
  • 4 ч. л. винного камня (гидротартрата калия);
  • 2 ч. л. растительного масла;
  • 2 ст. воды;
  • кастрюля;
  • ложка;
  • разделочная доска;
  • пищевой краситель.

Ход эксперимента:

Пусть ребёнок добавит в кастрюлю муку, соль, винный камень, растительное масло, воду.
Разогрейте смесь, постоянно помешивая. Тесто начнёт схватываться и станет очень клейким.
Когда тесто начнёт отставать от стенок кастрюли, достаньте его и вымешивайте на протяжении 1-2 минут. Вы заметите, что в нём всё ещё остались кристаллики соли. Напомните ребёнку, что земля состоит из множества минералов. Кристаллы соли будут визуальным напоминанием об этом факте.
Помогите ребёнку разделить тесто на шесть шариков разных размеров (по возрастающей), начиная с шарика диаметром 2,5 см.
Теперь можно использовать пищевые красители, начиная окрашивать тесто с самого маленького шарика. Его следует окрасить в красный цвет. Добавьте 6 капель красителя. Размешивайте тесто при помощи ложки, а затем месите рукой, пока краска не распространится равномерно. Не переживайте, если рука испачкается. Краситель хорошо смывается.
Следующий шар будет оранжевым. Добавьте 4 капли жёлтой краски и 2 – красной. Повторите процесс смешивания. Пропорции пищевого красителя для других шариков следующие (от меньшего к большему): жёлтый – 7 капель жёлтого красителя; зелёный – 7 капель зелёного красителя; серо-зелёный – 7 капель красного, 2 зелёного, 3 синего и 3 жёлтого красителя; синий – 7 капель синего красителя. Добавляйте краску и замешивайте тесто, как указано в шаге 5.
Теперь ребёнок может своими руками формировать модель Земли в разрезе. Красный шарик из теста необходимо прижать к разделочной доске, так чтобы одна его сторона стала ровной.
Затем можно добавить следующий слой – оранжевое тесто. Для этого нужно слепить блинчик и поместить его на внешнюю половину первого шарика. При этом постарайтесь не исказить форму первой половины шара.
Затем идёт слой мантии – жёлтое тесто

Ребёнок снова сформирует плоский блин и разместит его на внешней стороне половины шара.
Повторите тот же процесс с земной корой (серовато-зелёное тесто) и водой (синее тесто).
И последнее, но не менее важное. Ребёнок должен использовать зелёную глину, чтобы сформировать массивы суши и прикрепить их на половинку глобуса.

Вывод:

Этот опыт
помогает понять, как устроена Земля.
Если посмотреть на модель сверху, можно
увидеть ее поверхность – сушу и воду.
Но когда ребёнок осторожно поднимет
модель и перевернет, он увидит срез
планеты: внутреннее ядро, оранжевый
внешний слой ядра, жёлтую мантию,
сероватую земную кору, верхний слой
синей воды и зелёной суши

Проект «3D модель Земли»

Давным-давно многие люди верили, что Земля плоская. Исследователи, увлекавшиеся географией, изучали планету и смогли доказать, что она круглая. По мере того, как люди узнавали всё больше о нашем мире, они делились знаниями, в результате чего создали глобус.

Многим детям интереснее учиться, если они могут своими руками прикоснуться к предмету изучения. Создание модели Земли – это замечательный проект по географии, который поможет ребёнку начать понимать и развивать интерес к этой науке. Не останавливайтесь на шаре из пенопласта в качестве основы для создания модели. Попробуйте использовать глину, папье-маше или даже старый волейбольный мяч. Старые вещи могут послужить превосходным материалом для научных экспериментов.

Проект, в котором Земля будет создана из подручных материалов – это весёлый способ изучить нашу планету. Вы построите модель мира, нанесёте изображение всех семи континентов и четырёх крупных океанов.

Когда ребёнок
узнает всё о главных океанах и континентах,
углубитесь в географию ещё больше и
нанесите вместе с ним названия стран,
а также некоторых крупных водных
массивов. Или продолжите эксперимент
и постройте модель остальных планет
нашей солнечной системы. Никогда не
рано начать исследовать просторы
космоса.

Создание
модели планеты поможет понять, где
размещены массивы суши и скопления
воды.

Что нам понадобится:

  • халат художника;
  • газеты;
  • клейкая лента;
  • глобус;
  • большой пенопластовый шар;
  • синяя темперная краска;
  • зелёная темперная краска;
  • чёрная темперная краска (или чёрный маркер);
  • кисточка для рисования.

Ход эксперимента:

  1. Застелите стол несколькими газетами, чтобы защитить его от темперной краски. Прикрепите их к столу, чтобы они не скользили.
  2. Наденьте халат поверх своей одежды, чтобы не испачкать её красками.
  3. Поместите пенопластовый шар в центр стола на газетах.
  4. Поставьте глобус где-то недалеко, чтобы вы могли использовать его, как руководство при необходимости.
  5. Посмотрите на глобус. Найдите семь континентов: Азия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Антарктика, Австралия, Европа.
  6. Разместите четыре крупных океана на глобусе: Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий, Индийский.
  7. Используйте северный полюс в качестве точки отсчёта, нанесите семь континентов зелёной краской. Старайтесь придерживаться масштабов, сохраняя пропорции, насколько это возможно.
  8. Остальные участки пенопластового шара закрасьте голубой темперой. За пределами суши Земля покрыта водой.
  9. Отложите пенопластовый шар в сторону, дайте ему высохнуть. Это займёт несколько часов, поэтому вы сможете завершить проект по созданию планеты Земля на следующий день.
  10. Нанесите названия четырёх океанов и семи континентов чёрной темперой, используя обратный конец кисточки. Если использование краски вызывает сложности, напишите названия океанов и континентов чёрным маркером.
  11. Оставьте модель Земли на столе, дайте ей подсохнуть.

Вывод:

Ваш ребёнок
сможет отчётливо увидеть, какие океаны
граничат с континентами. Он заметит, на
каком расстоянии находятся материки

друг от друга, и каким образом расположены
Северный и Южный полюса в соответствии
с массивами суши.

3. Глобус – модель Земли

По форме и размерам планеты была создана модель Земли – глобус.

Рис. 2. Глобус (Источник)

Глобус – трехмерная уменьшенная модель Земли.Глобус имеет такую же форму, как сама планета, он объемный, ось вращения, так же как и у планеты, у него наклонена.

На глобусе изображены материки, острова, океаны, моря и пр. Они имеют те же очертания, что и на поверхности Земли, и расположены относительно друг друга так же. Таким образом, на глобусе минимальны искажения земной поверхности.

Первый глобус был создан около 150 лет до н. э. Наиболее старым из сохранившихся до наших дней глобусом остается глобус Мартина Бехайма.

Рис. 3. Глобус Бехайма, 1492 г. (Источник)

Подготовка к работе

Перед тем как приступить к лепке, нужно выполнить ряд простых требований. Во-первых, хорошо вымыть руки. Во-вторых, подготовить рабочее место. Лучше всего приобрести специальную дощечку для работы с массой для лепки. На ней удобно отрезать кусочки необходимых размеров, раскатывать и вылепливать. В процессе работы под рукой должна быть влажная салфетка или мокрая тряпочка. Некоторые разновидности пластилина могут оставлять следы на руках.

Для маленьких детей желательно приобретать безопасные специальные массы для лепки. Они рассчитаны на то, что малыш может попробовать ее на вкус. Специальный состав такого пластилина абсолютно безвреден. Тем не менее, работая с маленькими детьми, желательно следить и по возможности избегать подобных инцидентов.

Шкатулка-глобус из бисера

Вам понадобится: деревянная заготовка – открывающийся шар с подставкой, простой карандаш, бисер – синего, светло-розового и золотистого цвета, толстая проволока, тонкая леска, клей момент, акриловый лак, блёстки, ножницы, шуруповёрт с тонким сверлом, молоток, акриловые краски и кисточка.

Мастер-класс

  1. Нанесите контуры материков на шар.
  2. Сплетите поясок в 2 бисеринки: один ряд золотой – это экватор, а второй ряд цветной. Во время плетения следует постоянно прикладывать леску к шару и ориентироваться по намеченным линиям, то есть: синий бисер – это вода, а розовый – суша.
  3. Сшейте поясок в кольцо, нанесите клей на край шкатулки (середину шара) и наденьте поясок из бисера, затем подождите 15 минут, чтобы поясок хорошо приклеился.
  4. Сплетите следующий ряд таким же способом: нанизывайте синий бисер на место воды, а розовый на суши, не забывайте постоянно прикладывать к шару и примерять к континентальным линиям. Только после тщательной примерке следует приклеивать леску с бисером к шару. Стоит отметить, что необходимо каждому ряду давать время высыхать, чтобы ряды не поехали и работа не испортилась.
  5. Оплетите всё северное полушарие, затем южное.
  6. Оплетите подставку золотистым бисером, только оставьте маленький промежуток не оплетённым для будущего отверстия.
  7. Подготовьте отрезок толстой, но гибкой проволоки полукруглой формы, и постучите по её концу молотком, чтобы он расплющился.
  8. Просверлите дырочку в основании и приклейте расплющенный конец внутрь, затем оставьте высыхать.
  9. Покрасьте внутренность шкатулки в розовый цвет и дождитесь высыхания.
  10. Смешайте акриловый лак с блёстками, покройте глобус и оставьте высыхать.
  11. Сплетите из золотистого бисера квадратный жгут в длину хвоста проволоки, обклейте им проволоку, а лишней конец проволоки обрежьте.
  12. Приклейте золотистую бисеринку, чтобы не было видно конец проволоки.

Шкатулка в виде глобуса готова! Рекомендую к просмотру данное видео!

3D РУЧКА РИСУЮ ГЛОБУС СВОИМИ РУКАМИ | ЛАЙФХАКИ ДЛЯ ХЕНДМЕЙДА 3D SIMO MINI

Что такое глобус

Итак, как мы уже выяснили, первым изображением Земли была карта. Глобус появился значительно позднее, после того, как люди пришли к умозаключению о шарообразности нашей планеты.

Глобус – это мини-копия Земли. История его создания уходит глубоко в древние времена. Примерно во втором веке до нашей эры ученым Кратесом Малосским был разработан самый первый примитивный глобус. Этот ученый очень любил поэму «Одиссеи». Он взялся раскрасить шар по всем маршрутам, по которым проходил его любимый герой. Получилось примитивно, но тем не менее это был самый настоящий глобус, соответствующий уровню знаний тех времен, и по достоинству оцененный нашими современниками.

Самый большой в мире глобус создали в Америке. Его диаметр равен 12,6 м, что соответствует высоте четырехэтажного дома!

webglearth.com

Достаточно простенький вариант. Не позволяет приближать картинку на столько же, как два предыдущих онлайн глобуса.

ссылка на Глобус https://www.webglearth.com/#ll=31.42971,62.89132;alt=24434312;h=-12.330;t=-0.135

Тем не менее, у этого ресурса есть парочка собственных особенностей:

  • При приближении отображается морская зона, принадлежащая определенной стране;
  • Есть возможность выбора из трех вариантов отображения картинки: спутниковая карта и два схематических отображения.

Ну и дополнительно сервис предлагает множество сопутствующих услуг. Например, создание индивидуальных карт и так далее.

Какие поделки можно сделать на день космонавтики с детьми

Какие только материалы и идеи не используют для изготовления поделок на тему Космос своими руками. Изделия на космическую тематику можно сделать из картона, дисков, коробок, соленого теста, пластиковых бутылок, фантиков, пластилина и других вещиц, найденных дома. Чтобы оформить красивые детские поделки ко дню Космонавтики, нужно лишь подсказать ребенку, как правильно это сделать.

Из дисков

Оригинально и необычно будет смотреться поделка «Летающая тарелка», сделанная своими руками из диска. В качестве кабины для инопланетян послужат половинки от Киндер-сюрприза. Пластиковое яйцо можно использовать частично, так его будет намного удобнее закрепить на тарелке. Не забудьте раскрасить летающую тарелку вместе с малышом или наклеить сверху поделки звездочки, игрушечные глазки и другие предметы по желанию.

Из пластилина

Чтобы смастерить подходящего для выставки в детском саду или школе космонавта, необходимо иметь пластилин любимых цветов и фантазию. Вот один из способов, как изготовить поделку в виде космонавта своими руками:

  1. Скатываем шарик из пластилина красного цвета – это будет шлем.
  2. Сворачиваем пластилиновую синюю колбаску и превращаем в пружинку. Делаем несколько спиралек, которые станут ручками и ножками героя поделки – космонавта.
  3. Из желтого или белого пластилина формируем иллюминатор для шлема, прорисовываем лицо.
  4. Прикрепляем к скафандру перчатки и обувь, слепленную из красного цвета.
  5. Нарезаем несколько небольших полосок красного тона, лепим снаряжение для космонавта и прикрепляем его к скафандру.

Есть еще один вариант изготовления пластилиновой поделки на тему Космос:

  1. Скатываем два шара – это будут голова и туловище поделки.
  2. Формируем десять небольших шариков и шесть немного большего размера, маленькие – послужат ручками, крупные – ножками.
  3. Расплющиваем кусочек оранжевого пластилина и прикрепляем к туловищу поделки. К накладке крепим три разноцветных шарика – получаем панель управления космонавта.
  4. Лепим из белого пластилина иллюминатор, окантовываем тонкой полоской красного цвета.
  5. Берем черный пластилин, изготавливаем наушники и закрепляем на шлеме.

Из соленого теста

Ко дню Космонавтики в детский сад можно принести оригинальную поделку в виде смешных инопланетян. Чтобы смастерить работу своими руками, возьмите:

  • разноцветное соленое тесто;
  • игрушечные звездочки, пуговки и глазки;
  • проволока;
  • стеки.

Инопланетян можно лепить разных форм и размеров, каких только захочет ваш малыш. Из проволочки делаем антенны, ведь какой пришелец получится без них? Маленькие глазки приклеиваем на существо с другой планеты, украшаем поделку пуговками или звездочками. Если ребенок никак не придумает образ будущего пришельца, подскажите ему, слепив пример. Украсить инопланетянина можно, как угодно, все зависит от фантазии крохи и идеи поделки.

Из бумаги или картона

Ракета – одна из самых популярных поделок на тему Космос своими руками. Чтобы сделать ее в технике квиллинг, потребуются гофрированные полосочки, яйцо от Киндер-сюрприза, клей ПВА. Процесс изготовления поделки с детьми из бумаги таков:

  1. Половинки яйца используем в качестве шаблона для кругов.
  2. Из полосок накручиваем верхушку ракеты, крылья, основание и иллюминатор.
  3. В центр ракеты вставляем яйцо от Киндера, соединяем все детали поделки в единое целое.

Поделки из пластиковой бутылки

Чтобы сделать своими руками космическую ракету, взмывающую вверх, нужны:

  • пустая пластиковая бутылка;
  • картон;
  • насос, которым надувают мячи;
  • скотч;
  • вода.

Основным предназначением поделки для малышей является ее запуск в эффектный полет. Ракета развалится на мелкие кусочки, поэтому, слишком усердствовать с деталями не стоит. Действуйте по инструкции:

  1. Необходимо вырезать из картона верхушку поделки в форме конуса и 3 ракетные лопасти.
  2. Все полученные элементы нужно примотать скотчем к емкости.
  3. Окончив прошлые этапы, вставьте насосную иглу в пробку. Отверстие должно совпадать с диаметром иглы, иначе вода вытечет из ракеты. Если они не совпадают, воду можно налить уже перед запуском.
  4. Пора приводить в действие насос и наблюдать за шикарным полетом ракеты!

Рожденный со второй попытки

Считается, что к созданию первой версии глобуса приложил руку и мозги древнегреческий философ Кратес Малосский. По легенде ученый зачитывался «бестселлером» того времени — поэмой «Одиссея» бессмертного Гомера. Он не только знал ее практически наизусть, но и имел своеобразное хобби — прокладывал маршруты любимого героя на картах.

Поскольку уже в III тысячелетии до н.э. в Древней Греции допускали мысль, что земля имеет круглую форму, Кратес изготовил шар, сделав из него своеобразный путеводитель главного художественного персонажа. Философ раскрасил глобус схемами передвижения Одиссея, и его изобретение имело довольно большой успех среди современников. Впоследствии «шарик» был забыт и ушел в небытие на несколько столетий.

Выйти из временного забвения глобусу помог Мартин Бейхам, немецкий географ, путешественник и математик, живший в 15 веке. Назвал свое творение он «земным яблоком». По задумке на нем должны были отражены представления о поверхности Земли на базе рукописей древнегреческого ученого Птоломея (II в н.э.) и других античных путешественников, а также сведений современных португальских мореплавателей, исследовавших берега Индии, Китая и стран Востока.

По сути, глобус Бехайма зафиксировал данные о мировой географии как раз накануне открытия Америки Колумбом. На нем были подробно отмечены территории Старого Света, Африки, а воды Атлантического океана простираются вплоть до берегов Восточной Азии. Помимо американского континента, отсутствовала на «земном яблоке» и нумерация, определяющая долготу и широту. Зато были отмечены тропики, линия экватора, описания некоторых стран и даже знаки зодиака.

По задумке ученого круглая «карта» должна была стать рекламным продуктом, восхваляющим достижения португальских мореплавателей. Планировалось наладить целое производство по выпуску таких глобусов, чтобы привлечь инвестиции от богатых торговцев и пустить их на финансирование следующих морских экспедиций.

Львиную долю работы над «дизайном» глобуса провел художник Георг Глокендон. Именно он придумал и изобразил на нем 111 миниатюр, 15 гербов и 48 флагов известных на то время стран, а также обозначил на картографическом полотне Северный и Южный полюс. Сам же шар был сделан из папье-маше, сверху покрыт гипсом, а затем обклеен специальным пергаментом. В диаметре он составил 54 сантиметра.

На всеобщее обозрение «земное яблоко» был выставлен в 1492 году. Жители города Нюрнберга стали первыми зеваками, с интересом разглядывавшими странноватую диковинку. Всем хотелось не только изучать глазами, но и пощупать глобус руками, чему Мартин Бехайм был несказанно рад. Возле дома 33-летнего ученого постоянно стояла толпа людей, что еще больше подстегивало интерес общественности к изобретению.

Вплоть до 16 века глобус находился на постоянном «местопроживании» в главной Радуше Нюрнберга. Затем хранился в качестве семейной реликвии у потомков Бейхамов, а начиная с 1907 года, стал официальным экспонатом нюрнбергского Национального музея. Там он выставляется до сих пор.

——————————————-

Чтобы лучше пред­ста­вить себе внеш­ний вид Земли, люди со­зда­ли её мо­дель – гло­бус (от лат. globus – шар), ко­то­рый имеет такую же форму, как и Земля, толь­ко во много раз мень­ше.

Мо­дель гло­бу­са — nakhgeoclub.wordpres

С по­мо­щью гло­бу­са легко пред­ста­вить себе ша­ро­об­раз­ную форму Земли. По­че­му мы го­во­рим имен­но ша­ро­об­раз­ную, а не шар? Ис­кус­ствен­ные спут­ни­ки по­мог­ли по­лу­чить точ­ные зна­ния о форме Земли. Об­ле­тая Землю, спут­ни­ки все время по­сы­ла­ли ра­дио­сиг­на­лы – со­об­ще­ния о своей уда­лен­но­сти от Земли.

Спут­ник, об­ле­та­ю­щий Землю — mmust.elimu.net

По этим сиг­на­лам спе­ци­аль­ные элек­трон­ные ма­ши­ны опре­де­ли­ли вы­со­ту по­ле­та спут­ни­ков, а пи­шу­щие устрой­ства по­мог­ли «на­ри­со­вать» форму Земли. Ока­за­лось, наша Земля не пра­виль­ный шар – она немно­го сплюс­ну­та у по­лю­сов. Гло­бус за­креп­лен на оси, но наша пла­не­та вра­ща­ет­ся во­круг во­об­ра­жа­е­мой оси. Об­ра­ти­те вни­ма­ние, точка, где ось вы­хо­дит из гло­бу­са свер­ху, на­зы­ва­ет­ся Се­вер­ным гео­гра­фи­че­ским по­лю­сом (от лат. polus – ось), а ниж­няя точка – Южным гео­гра­фи­че­ским по­лю­сом Земли.

Всё началось с подарка

Так клин за клином создаются глобусы ручной работы

10 лет назад Питер Беллерби искал оригинальный подарок для своего отца. Презентом на 80-летие должен был стать глобус, но Питера ждал неприятный сюрприз.

Побывав практически во всех уголках родного городка Сток-Нюнингтона, парень не нашел ничего пристойного. Глобусы были либо очень низкого качества, либо стоили внушительных денег, но при этом оставались слишком хрупкими.

Тогда Беллерби решил сделать глобус самостоятельно.

Он начал изучать, как делали глобусы несколько веков назад. Разработал вариант распечатки картографических карт на принтере с дальнейшим ручным колорированием. Много времени занял подбор водостойких красок.

То, что Беллерби планировал окончить за пару месяцев, заняло два года. День за днем хобби перерастало в полноценную студию по производству глобусов.

Творческая мастерская Bellerby буквально увешана лоскутами бумаги и завалена красками и кистями.

За 10 лет компания Bellerby & Co стала всемирно известным брендом. Здесь производят уникальные глобусы на заказ. Цена может варьироваться от $1500 до $100 000. И ждать глобус по индивидуальному заказу клиентам приходится по несколько лет.

Современные достижения

Развитие науки и техники на современном этапе даёт возможность производить и использовать в последующем самые разнообразные программируемые модели в областях их применения. Так, например, известно, что в США настроен выпуск специализированных цифровых моделей. Ведущими специалистами Германии был спроектирован Сферический интерактивный (Interactive Multi-touch) мультитач глобус, который работает от обычного касания пальцем. Применяется для автоматического прокладывания маршрутов на море, трёхмерной проекции интерьера судна и сопряжения с системами кораблей, представлен как сенсорный экран в виде сферы с диаметром 1 м.

Модель Земли из бумаги

Техника рукоделия «папье-маше» увлекательна, проста, подходит для детей от 3-х лет и старше. Таким способом можно создавать своими руками фигурки животных, искусственные растения и, конечно же, глобусы.

Материалы и инструменты:

  • шар для фитнеса или прочный воздушный шарик, пищевая пленка;
  • много старых газет, туалетной бумаги или бумажных полотенец (салфеток);
  • клей ПВА или клейстер, сваренный самостоятельно;
  • ножницы, карандаш, краски и кисти.

Готовим шар. Вариант для фитнеса просто протираем и сушим. Воздушный шар надуваем, «усиливаем» (оборачиваем) пищевой пленкой.

Бумагу измельчаем – газеты режем или рвем на ленты, туалетную бумагу, полотенца на небольшие кусочки.

Шар устанавливаем в миску или подвешиваем, начинаем оклеивать. Наносим клей (клейстер), укладываем материал. Каждый слой тщательно просушиваем. Для этого можно воспользоваться феном.

На просушенной основе прорисовываем контуры материков, закрашиваем их зеленым, а «поверхность» океанов синим цветом

Важно понимать, что многослойная бумага будет впитывать краску, как губка, и прокрашивать придется несколько раз. Кроме этого, нужно будет выделить более насыщенным оттенком глубокие места морей, возвышенности на материках

Подставку можно сделать из плотного картона, свернув и закрепив его в виде конуса. Верх детали надрезаем на «язычки», подгибаем их наружу, смазываем клеем, фиксируем на них шар.

Материки можно обозначить не только красками. Покрытие может быть из чего угодно – кружочки из бумаги, крупы, макароны, бисер и даже пуговицы.

——————————————-

Чтобы лучше пред­ста­вить себе внеш­ний вид Земли, люди со­зда­ли её мо­дель – гло­бус (от лат. globus – шар), ко­то­рый имеет такую же форму, как и Земля, толь­ко во много раз мень­ше.

Мо­дель гло­бу­са — nakhgeoclub.wordpres

С по­мо­щью гло­бу­са легко пред­ста­вить себе ша­ро­об­раз­ную форму Земли. По­че­му мы го­во­рим имен­но ша­ро­об­раз­ную, а не шар? Ис­кус­ствен­ные спут­ни­ки по­мог­ли по­лу­чить точ­ные зна­ния о форме Земли. Об­ле­тая Землю, спут­ни­ки все время по­сы­ла­ли ра­дио­сиг­на­лы – со­об­ще­ния о своей уда­лен­но­сти от Земли.

Спут­ник, об­ле­та­ю­щий Землю — mmust.elimu.net

По этим сиг­на­лам спе­ци­аль­ные элек­трон­ные ма­ши­ны опре­де­ли­ли вы­со­ту по­ле­та спут­ни­ков, а пи­шу­щие устрой­ства по­мог­ли «на­ри­со­вать» форму Земли. Ока­за­лось, наша Земля не пра­виль­ный шар – она немно­го сплюс­ну­та у по­лю­сов. Гло­бус за­креп­лен на оси, но наша пла­не­та вра­ща­ет­ся во­круг во­об­ра­жа­е­мой оси. Об­ра­ти­те вни­ма­ние, точка, где ось вы­хо­дит из гло­бу­са свер­ху, на­зы­ва­ет­ся Се­вер­ным гео­гра­фи­че­ским по­лю­сом (от лат. polus – ось), а ниж­няя точка – Южным гео­гра­фи­че­ским по­лю­сом Земли.

География

§ 5. Движения Земли

Вспомните

Что такое орбита планеты? Какую форму она имеет? Какая планета расположена ближе всех к Солнцу? Какое место по удаленности от Солнца занимает Земля? Заметно ли для человека ее движение?

По человеческим меркам Земля огромна. Она весит 6 000 000 000 000 000 000 000 т! Поэтому людям, живущим на Земле, трудно поверить, что такое огромное тело находится в постоянном движении. Два основных вида движения Земли, известных человечеству с давних времен, — вращение вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Рис. 15. Вращение Земли вокруг своей оси

Вращение Земли вокруг своей оси. Землю часто сравнивают с огромным волчком, но, в отличие от волчка, ось Земли — воображаемая линия. Кроме того, земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом 66,5°. Земная ось строго ориентирована в космическом пространстве. Ее северный конец направлен на Полярную звезду (рис. 15).

Точки пересечения воображаемой земной оси с поверхностью Земли называются географическими полюсами. Таких полюсов два — Северный и Южный.

Все объекты на земной поверхности вращаются вместе с Землей. Если наблюдать за нашей планетой из космоса со стороны Северного полюса, можно увидеть, что она вращается вокруг своей оси против часовой стрелки, т. е. с запада на восток. Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает примерно за 24 ч. Этот период называется сутками.

Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси:

  1. Вращение Земли влияет на ее форму: она немного сплюснута у полюсов.
  2. Из-за вращения Земли все движущиеся по ее поверхности тела отклоняются в Северном полушарии вправо по ходу своего движения, а в Южном — влево.
  3. Благодаря вращению Земли происходит смена дня и ночи.

Если бы земная ось не была строго ориентирована в пространстве, Земля двигалась бы беспорядочно «кувыркаясь».

Если Земля перестала бы вращаться вокруг своей оси и вокруг Солнца, она была бы обращена к Солнцу всегда одной стороной, на которой был бы вечный день. Температура на этой стороне Земли достигла бы 100°С и более, и вся вода испарилась бы. Неосвещенная сторона планеты превратилась бы в царство вечного холода, где в виде гигантской ледяной шапки скопилась бы земная влага.

Движение Земли вокруг Солнца. Вы уже знаете, что Земля движется вокруг Солнца по орбите со скоростью 30 км/с. Она удалена от Солнца почти на 150 млн км (рис. 16). Это расстояние — огромное по человеческим меркам и незначительное для космоса — оказалось наилучшим для возникновения жизни.

Рис. 16. Вращение Земли вокруг Солнца

Для удобства продолжительность года считают равной 365 суткам. Оставшиеся 6 часов суммируются и каждые 4 года образуют дополнительные сутки. Такие годы называются високосными, в них не 365, а 366 суток. В високосные годы в самом коротком месяце — феврале — не 28, а 29 дней.

Расчеты ученых показывают, что за все время существования Земли — 4,6 млрд лет — расстояние между ней и Солнцем оставалось практически неизменным.

Если бы Солнце перестало притягивать Землю, она бы улетела в космос в 40 раз быстрее пули! Если бы Земля двигалась по орбите медленнее, она не смогла бы противостоять притяжению Солнца и упала бы на него.

Если бы Земля находилась ближе к Солнцу, температура на ней была бы намного выше. На Венере, которая ближе к Солнцу на 42 млн км, температура около 500°С! Если бы Земля находилась дальше от Солнца, температура на ней была бы отрицательной. Марс удален от Солнца на 228 млн км и на его поверхности температура -60°С. Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365 сут. и 6 ч. Этот период называется годом.

Вопросы и задания

  1. Назовите два основных вида движения Земли.
  2. В какую сторону происходит вращение Земли вокруг своей оси?
  3. Назовите следствия вращения Земли вокруг своей оси.
  4. Назовите следствия вращения Земли вокруг Солнца.

Экскурс в историю

После изучения некоторых материалов и находок эксперты пришли к выводу, что изобретение модели нашей планеты происходило несколько раз. Причиной тому послужило стремительное развитие науки, открытие новых и неизведанных ещё земель, а также мореплавание и торговля, которые развивались в те времена быстрыми темпами.

Древняя Греция

В 3 веке до н.э. учёные установили, что планета Земля имеет форму шара, а позже, примерно в 150 году до н.э., философ Кратетт Малльский (известен также под именем Кратес Малосский) изобрёл самый первый в мире глобус с системой координат в виде кругов. Произошло это в античном городе Пергаме, об этом событии в своих трудах упоминают древнегреческие историки Гемин и Страбон.

Мусульманские страны

Известный астроном Джамаль Ад-Дин, который родился в Бухаре, в 1267 году на территории современного Пекина презентовал хану Хубилаю глобус, который служил даром от хана Хулагу.

В обсерватории Стамбула находилась модель Земли, которую разработал учёный по имени Такиюддин аш-Шами. Об этом факте упоминается в 1574 году.

Также известно, что производство небесных моделей впервые было осуществлено астрономом Мухаммедом Салих Татави в Индии, благодаря династии Моголов.

Появление в России

На территории страны шарообразная модель появилась благодаря послам из Голландии в 1672 году. Именно они преподнесли такой подарок царю Алексею Романову, который правил в те годы. Некоторое время спустя его юный сын Пётр, которому только исполнилось 17 лет, потребовал переставить этот презент в свои покои. Будущий император России с самого детства проявлял чрезвычайный интерес к новейшим открытиям и разработкам науки и техники.