17 невероятных фактов о фильме «интерстеллар»

Смысл финала фильма

Кинопроект «Интерстеллар» можно смело назвать мифом. Скорее всего, именно мифическая составляющая так сильно воздействует на зрителей. Картина снята настолько тонко, что задевает самые потаенные уголки человеческой души и заставляет задуматься о судьбе человечества в целом.

Согласно мифу Нолана, самым главным во Вселенной является самый обычный человек. Таким образом, режиссер не собирается поддерживать мифический трансгуманизм. Появление в картине неантропоморфного робота только подтверждает этот посыл.

Во многих современных мифах во главу ставятся или искусственный мозг, или инопланетяне. В этой картине все наоборот. Режиссер возносит на место богов высокоразвитое человеческое общество.

Нолан предлагает человеку, который разочаровался в себе и обществе, верить только в силу науки и поверить в себя, придать смысл собственной жизни. Только так можно побороть экзистенциальный кризис и поверить в реальное счастливое будущее для себя и всего человечества.

Все будет, но не сразу

Несмотря на то, что фильм основан на реальной науке, ничто не мешает режиссеру нарушать правила — в конце концов, это фантастика.

Если вы один из 3 миллиардов людей, которые видели или еще увидите «Интерстеллар», одно вам точно будет ясно: это не документальный фильм. Это фантастика, научная фантастика. Поэтому если вы, как и я, решите пойти в кино, чтобы удовлетворить свой личный сорт ученого, вам это вряд ли удастся.

В чем же «Интерстеллар» абсолютно точно передает суть, и где оставляет пространство для маневра? Вот несколько ключевых моментов, которые устраивают или не устраивают ученых

Осторожно, спойлеры!. 1

Червоточину можно открыть в космосе, организовав короткий переход с одной части Вселенной в другую. Вердикт: по большей части, да

1. Червоточину можно открыть в космосе, организовав короткий переход с одной части Вселенной в другую. Вердикт: по большей части, да.

Червоточины хорошо вписываются в современную космологию, и во многом благодаря Кипу Торну, который всю жизнь работал над этой теорией. Если вы представите пространство-время в виде ткани или листа бумаги, то его, конечно, можно будет согнуть или сложить пополам. Проткнуть несколько дыр в ткани пространства-времени для обеспечения перехода будет сложнее, чем проткнуть бумагу, конечно. Понадобится так называемая отрицательная энергия — энергетическое состояние меньше нуля — чтобы создать портал и поддерживать его открытым, считает космолог Принстона Ричард Готт. И многие ученые с ним согласны. Предпринимались попытки создать такие условия в лаборатории, и хотя до червоточины было еще далеко, они помогли подтвердить теорию.

Однако выше мы уже отметили сомнительный момент в истории «Интерстеллара»: откуда взялась червоточина. Это массивный объект, который генерирует мощное гравитационное поле, которое точно навело бы беспорядок в Солнечной системе.

2. Если подобраться слишком близко к массивному объекту (например, к черной дыре), время будет течь намного медленнее, чем для людей на Земле. Вердикт: правда.

Давайте вернемся к мысли о том, что пространство-время — это ткань, натянутая такая, как батут или сетка гамака. Теперь положите на нее 150-килограммовое пушечное ядро. Это будет черная дыра с мощным гравитационным полем. Вертикальные полосы в сетке ткани — это пространство, горизонтальные — это время, и пушечное ядро не может искривлять одни полосы, не затрагивая другие. Из этого следует, что все — включая то, как скоро наступит ваш следующий день рождения — будет растянуто. Просто поверьте на слово, это действительно так.

3. Можно наладить связь с Землей изнутри черной дыры. Вердикт: возможно.


догадайтесь кеминформация не может исчезать бесследно

4. Можно пережить погружение в черную дыру, а потом отправить сообщение. Вердикт: частично неправда.

Космологи часто спорят на тему того, что происходит, когда вы пересекаете горизонт событий черной дыры, то есть порог, за которым даже свет оказывается в ловушке. Самый удачный вариант звучит не самым удачным образом: спагеттификация. Но он означает то, что конец может прийти не сразу.

5. Энн Хэтэуей проходит через пространство и время, помогает спасти человечество, а ее прическа все равно выглядит роскошно. Вердикт: какая разница? Другой вариант нам бы не понравился.

О гибернации, или глубоком сне

Профессор биохимии Университета Аляски Фэрбенкс Келли Дрю занималась исследованиями глубокой спячки белок в Арктике, и вот что она говорит:

Кстати, команда, состоящая из женщин, тоже может помочь снизить количество продовольственных запасов, ведь метаболизм женского организма медленнее, чем у мужского. Можно ещё йогов в команду взять.

Вердикт: Действительно, без состояния глубокой спячки в дальних космических перелётах не обойтись.

В целом, конечно, большинство учёных сомневаются в возможности путешествия, совершённого «Интерстеллар», ведь для этого нужно преодолеть световой барьер. Для того чтобы преодолеть световой барьер, необходимо выйти за рамки специальной теории относительности и использовать принципы общей теории относительности и квантовой теории поля.  Нам необходимо дождаться полного доказательства какой-нибудь из квантовых теорий гравитации (например, теории суперструн), чтобы наконец уверенно ответить на вопросы возможности создания кротовых нор и их стабильности.

Посмотреть больше образовательных роликов о теории относительности, гравитации и физике элементарных частиц можно в этом посте. 

Черная дыра, которая выглядит вот так

Сверхмассивные черные дыры относятся к достаточно распространенным небесным телам в нашей Вселенной. Одна из них находится в центре нашей галактики — Млечного пути, да и почти все галактики имеют своим центром черные дыры. Симуляцию черной дыры для фильма делала группа университетских ученых под руководство Кипа Торна.

Свет, огибающий дыру, показан не случайно. Черная дыра своей гравитацией заставляет лучи света изгибаться, так что непосредственно рядом с ней образуется «кольцо Эйншетйна». При приближении к дыре мы, скорее всего, действительно увидели бы свет вокруг нее, а также аккреционный диск материи, поглощаемой черной дырой.

Вердикт: правдоподобно.

Смысл фильма «Интерстеллар»

Сила любви

Каждый из героев выполняет сложную, ответственную работу, благодаря которой есть шанс спасти человечество. Мотивацией совершаемых подвигов является любовь.

Амелия всем сердцем стремится к Эдмундсу. В итоге окажется, что его планета – надежда на дальнейшее существование человечества. Любящий отец Купер готов пожертвовать своей жизнью ради любимой дочери. Отчаянно нырнув в черную дыру, он передает ученым бесценную информацию.

Любовь к отцу заставляет Мерфи через много лет вернуться в свою комнату и забрать подаренные им часы. Этот подарок – не просто память, в них скрыта информация, благодаря которой можно спасти все человечество.

Амелия Бренд, участница экспедиции, говорит о силе любви, которая ведет ее сквозь преграды к любимому человеку. Их последняя встреча произошла 10 лет назад, не исключено, что его уже нет в живых, но любовь – это то совершенное чувство, которое способно преодолевать все времена и пространства и, возможно, даже сотворить чудо.

Этими словами героини четко описывается тема любви, показанная в данной картине. Любовь к людям и знаниям – главный стимул к действиям и подвигам не только в этом фильме, но и в жизни в целом.

Тяга к знаниям

Среди персонажей фильма четко прослеживается деление на два совершенно разных лагеря. Представителями первого лагеря можно назвать Мерфи, а также Купера, Амелию, Ромилли и Дойла – членов экипажа космического корабля «Endurance».

Это те люди, для которых не существует преград в решении сложных проблем, им не свойственно отступать перед неизвестностью. Новые знания и свершения – вот то, чему они посвящают жизнь.

Истинными ценителями знаний выступают Мерфи и Купер. Последний, несмотря на то, что давно стал фермером, хранит в себе все, что удалось узнать за жизнь.

Для Купера важно, чтобы у его сына было хорошее образование. Он не сдается перед трудностями и настойчиво ищет путь спасения Мерфи и всего человечества

Мерфи также не привыкла отступать от намеченной цели. Несмотря на то, что Бренд утверждает, что осуществить план «А» невозможно, она продолжает над ним работать. Ей необходимо спасти брата и его семью от беды, хотя тот не хочет ее слушать.

Во вторую группировку входят люди, которые привыкли плыть по течению. Им несвойственно стремление к познанию чего-то нового, так как им легче довольствоваться тем, что уже имеют.

Представителями этого лагеря являются сын Купера, Том, и его тесть Дональд. Парню нравится заниматься фермерством, все остальное его не интересует.

К отрицательным героям можно смело отнести учителей, которые обучают в школе детей Купера. Знания, которые они дают, не только пустые, они еще могут серьезно навредить будущему поколению.

В ходе фильма некоторые члены групп меняют свои позиции. Так, доктор Манн и профессор Бренд «перемещаются» во второй лагерь.

Если на первых этапах они усиленно и довольно успешно разрабатывали способы спасения человечества, то позже «выпадают из обоймы». Профессор больше не верит в собственное уравнение, а Манн, оказавшись на необитаемой людьми планете, медленно сходит с ума.

«Знания и стремление к новому – прекрасно, глупость и инерция – скверно» — такой фразой можно охарактеризовать смысл киноленты. Жизнь многих людей зависит от того, насколько отчаянно другие люди, подобные Куперу и Мерфи, стремятся решить сложные задачи.

Владение знаниями – не панацея в решении проблем. Без любви знание может приносить вред. Так, умнейший доктор Манн, у которого на Земле никого не осталось, и ему некого любить, не думает о том, что будет с теми, кто ждет помощи.

Для него собственная жизнь намного важнее. Профессор Бренд сделал для своей дочери все возможное, чтобы она жила, и его не волнует, что согласно плану все человечество может погибнуть.

Последствия плана неизвестны дочери, получается, что она невольно оказывает содействие преступным действиям отца. Если сравнивать любовь Бренда к дочери и Купера к Мерфи, вывод будет однозначным – Купер любит Мерфи сильнее, и это путь к спасению всего человечества.

Путь героя

Составляя рецензии к фильмам, часто пытаются найти скрытый подтекст. В этом случае критики провели параллель с историей христианства. Свой вывод они подтверждают тем, что постхристианская культура обязательно впитает в себя отдельные моменты средневековой христианской мифологии.

Если посмотреть на путь главного героя, то ему на самом деле приходится пройти все этапы, которые проходили герои христианских сказаний:

  • жизнь в простом земном мире;
  • осмысление своего призвания;
  • встреча с «учителем»;
  • преодоление ряда испытаний;
  • проникновение в черную дыру (параллель с миром мертвых);
  • счастливая весть;
  • возвращение к жизни;
  • путь домой;
  • долгожданная встреча с родными людьми;
  • прославление.

Интересные факты

  • Сначала Кристофер Нолан хотел снимать настоящие кукурузные поля, но при этом понятия не имел, сколько времени займет выращивание подобных локаций. Затем он вспомнил, что Зак Снайдер уже занимался этим для своей ленты 2013 года «Человек из стали». Кристофер позвонил другу и выяснилось, что у того есть две сотни акров. Там Нолан и построил фермерский дом. Кстати, когда все было закончено, урожай кукурузы собрали и, как сказал Нолан, хорошенько на этом заработали.
  • Фильм снимался под вымышленным названием «Письмо Флоры». Данное название было выбрано в честь дочери Кристофера, которую зовут Флора.
  • Когда Спилберг еще занимался проектом в качестве режиссера, он собирался пригласить на главную роль Уилла Смита.
  • Это первый фильм Нолана (начиная с «Преследования» 1998 года), который был снят без оператора Уолли Пфистера.
  • Некоторые «архивные кадры», которые демонстрируются в трейлере, на самом деле были сняты при создании «Интерстеллара», а затем просто обработаны при помощи визуальных эффектов, чтобы они казались более архаичными.
  • Сценарий фильма основан на научных работах физика-теоретика Кипа Торна.
  • В черновом варианте сценария персонаж Тины был пареньком по имени Мерф.
  • Пленочная версия кинофильма демонстрировалась в сети IMAX лишь на 50 экранах по всему миру.
  • Во время съемок Мэттью Макконахи предпочел жить не в отеле, а в трейлере (в близости от дома, в котором жил его персонаж).

В чём смысл фильма «Интерстеллар»?

С теоретическими вопросами мы разобрались, но «Интерстеллар» всё-таки фильм художественный, а не научно-популярный. Значит, есть какая-то идея, которую Нолан хотел нам передать, помимо важных открытий в физике и астрономии за последние сто лет. Чтобы понять эту идею, надо проанализировать две ключевые темы фильма — любовь и тягу к знанию.

Сила любви

Все герои, которые вносят вклад в дело спасения человечества, делают это ради любви. Амелия хочет увидеть Эдмундса — в финале окажется, что именно его планета оказалась единственной пригодной для жизни. Купер любит дочь и ради её спасения готов нырнуть в чёрную дыру — и так ему удаётся передать на Землю самые ценные для учёных данные. Мёрф, в свою очередь, любит отца и возвращается в свою комнату спустя много лет, чтобы забрать его подарок — часы. А в часах оказывается зашифрована информация, которая спасёт людей на Земле.

Эти слова — монолог Амелии Бренд — на мой взгляд, являются ключевыми для понимания темы любви. Любовь — основная движущая сила в фильме, но не только к другим людям. Есть ещё любовь к знанию.

Тяга к знанию

Все герои «Интерстеллара» очень явно разделены на два лагеря. В первом — люди, прилагающие все усилия для решения проблемы, не готовые сдаваться, стремящиеся открывать новое. Это Мёрф и весь экипаж космического корабля Endurance: Купер, Амелия, Ромилли и Дойл. Наиболее ярко тяга к знанию проявляется, конечно, у Купера и Мёрф. Купер, даже став фермером, не может забыть те знания, которыми он владел раньше. Он настаивает на том, чтобы его сын получил образование. Он до последнего ищет способ спасти Мёрф и остальных людей на Земле. Мёрф продолжает работать над планом А, даже услышав от Бренда, что он неосуществим. Она пытается спасти семью брата от бедствия, хотя тот противится ей.

Во втором лагере — противники знания и просто инертные люди, довольные своей участью. Это Том, сын Купера, которому нравится быть фермером. Это тесть Купера Дональд. Наиболее вредные персонажи здесь — учителя в школе, в которую ходят дети Купера. Они преподают ложные знания, которые только помешают детям выжить.

Профессор Бренд-старший и доктор Манн по сюжету переходят из первого лагеря во второй. Их первоначальной целью было спасение человечества, и они внесли большой вклад в решение этой задачи. Но позже оба опустили руки: Бренд разочаровался в своём уравнении, а Манн попросту сошёл с ума на безлюдной планете.

Смысл фильма «Интерстеллар», если свести его к одному предложению, предельно прост: знания и поиск нового — хорошо, ограниченность и бездействие — плохо. Жизни миллионов людей зависят от таких, как Мёрф и Купер — готовых решать задачу до конца и рисковать ради её решения.

Одного знания недостаточно: без любви оно не приносит добра. Мы знаем, что у доктора Манна на Земле не осталось родных и близких, а потому судьба человечества его не волнует, собственная жизнь оказывается дороже. Профессор Бренд-старший, с одной стороны, обеспечивает своей дочери относительно неплохую судьбу: у неё есть реальный шанс выжить, в то время как оставшиеся на Земле в соответствии с его планом неминуемо погибнуть. Но с другой стороны, он скрывает от неё свой план, и это делает её невольной соучастницей отцовского преступления. Любовь Бренда к Амелии не так сильна, как любовь Купера к Мёрф, поэтому Купер и Мёрф становятся спасителями человечества, а не профессор Бренд.

Объяснение сюжета

Научно-фантастическая лента разделила поклонников картины на два лагеря. Одни трактуют сюжет с точки зрения религии, другие – с точки зрения науки. Есть и те, кто рассматривает фильм со стороны человечности.

В фильме затронуто много научных тем:

  • элементы квантовой физики,
  • теория относительности,
  • вероятность существования четырех и пятимерного измерения;
  • конструирование роботов.

Основой всего этого являются знания. Но Нолан не считает знания единственным инструментом для спасения человечества

Не менее важной составляющей является любовь

Вера, надежда, любовь

По словам Нолана, смысл фильма Интерстеллар – во всепоглощающей силе любви. Без любви знания не принесут добра. Любовь мотивирует людей на преодоление трудностей, на самопожертвование.

Соединив обе темы, можно кратко выразить смысл фильма Интерстеллар – любовь и тяга к знаниям, к неизведанному – хорошо, инертность, равнодушие – плохо.

Однако некоторые критики усмотрели в фильме Интерстеллар и скрытый смысл, связанный с религиозной составляющей картины.

Судьба лавного героя Джозефа Купера во многом схожа с жизненным путем героев средневековых христианских сказаний. Родившись и прожив на земле определенный отрезок времени к пилоту приходит осознание своего призвания. Далее следует встреча с наставником и преодоление череды испытаний. Черная дыра, в которую попадает герой, ассоциируется с миром мертвых, а возвращение сознания в госпитале схоже с воскрешением.

Отсюда можно сделать вывод, что фильм настолько многогранен, что заставляет зрителя докапываться до сути, рассматривая картину с разных точек зрения.

Прочный фундамент

Торн был одновременно и исполнительным продюсером, и научным консультантом фильма. Нолан (который писал сценарий в соавторстве со своим братом Джонатаном) работал с Торном, чтобы «сделать упор на научную сторону» истории. Торн также консультировался с командой по спецэффектам, чтобы максимально точно визуализировать червоточину и черную дыру.

Торн рассказал ресурсу Wired, что хотя «история полностью пропитана духом Криса и Джона, целью было создать фильм, в котором наука вплетена в саму ткань истории, от начала и до конца — и это не простая наука».

Физик-теоретик Мичио Каку эхом повторяет слова Торна. Он пообщался с телеканалом CBS News и рассказал, что «Интерстеллар» «может установить золотой стандарт для научно-фантастических фильмов на долгие годы».

Точно так же и Тим Райс, бывший инженер-программист NASA, пишет в Universe Today, что «взгляд Торна и Нолана на черные дыры и червоточины удался. «Интерстеллар» полностью использует чудеса гравитации 21 века, в отличие от фильма «Гравитация», который застрял в 20 веке и предупреждает нас осторожнее управляться с космическими аппаратами».

Другие мотивы

В фильме присутствуют и другие мотивы, которые способны эмоционально затронуть самые глубокие пласты нашего существа:

  • Мы не одиноки во вселенной (один из экзистенциальных страхов современного человека – глобальное одиночество)
  • В безвыходной ситуации происходит чудо (Купер попадает в тессеракт)
  • Существуют высшие силы, «присматривающие за нами»
    (и эти силы – это не какие-то прометеевские Инженеры и не непознаваемый Бог традиционных религий, а наши потомки, в которых мы можем узнать себя)

Становится ясно, что с фильмом Интерстеллар мы с вами переходим к рассмотрению особой категории фильмов, которую можно обозначить как фильмы-мифы.

Майкл Кейн (профессор Бренд)

Фильм «Интерстеллар»: актер Майкл Кейн в роли профессора Бренда | kyky.org

Профессор Бренд — руководитель лаборатории секретного подразделения НАСА. Профессор вместе со своими сотрудниками несколько лет назад обнаружили кротовую нору на орбите вокруг Сатурна. Эта кротовая нора позволяет гораздо быстрее перемещаться по галактикам. Профессор Бренд — также руководитель секретной научной экспедиции в рамках программы «Лазарь».

Роль профессора Бренда исполнил известный британский актёр Майкл Кейн (Морис Джозеф Миклвайт). Карьеру начал с выступлений на сцене провинциальных театров. В своих ранних работал использовал псевдоним Майкл Скотт, позднее сменил на Майкл Кейн. Но в реальной жизни всегда пользовался своим настоящим именем.

1956 год — кинодебют в фильме «Гора в Корее» в роли солдата. В 1964 году сыграл роль лейтенанта-аристократа в фильме «Зулусы». На тот момент ему было 30 лет, и эта роль принесла ему признание международного уровня. За свою жизнь Майкл Кейн сыграл в более чем ста фильмах. Обладатель двух «Оскаров» и трёх «Золотых глобусов». В 2000 году королева Елизавета II посвятила его в рыцари как сэра Мориса Миклвайта. С июля 2016 года официально сменил имя на «Майкл Кейн», чтобы упростить процедуры контроля в аэропортах.

Гравитационное замедление времени

Гравитационное замедление времени – это реальное явление, наблюдаемое на Земле. Оно возникает потому, что время относительно. Это означает, что оно течет по-разному для различных систем координат.

Когда вы находитесь в сильной гравитационной среде, время течет медленнее для вас по сравнению с людьми, находящимися в слабой гравитационной среде.

Если вы находитесь возле черной дыры, как в фильме, ваша система координат, а, следовательно, восприятие времени отличается от восприятия того, кто находится на Земле. Это потому, что гравитационное притяжение черной дыры тем сильнее, чем ближе вы к ней находитесь.

  • Согласно уравнению Эйнштейна время течет медленнее в более высоких гравитационных полях. То же самое происходит на планете, близкой к черной дыре: часы тикают медленнее, чем на космическом корабле, вращающемся дальше.
  • Присутствие массы искривляет мембрану, как резиновый лист.
  • Если достаточно массы концентрируется в одной точке, формируется сингулярность. Объекты приближающиеся к сингулярности проходят через горизонт событий, из которого они никогда не возвращаются.

Для вас минута возле черной дыры будет длиться 60 секунд, но если бы вы могли взглянуть на часы на Земле, минута продлилась бы меньше 60 секунд. Это значит, что вы будете стареть медленнее людей на Земле, и чем сильнее гравитационное поле, в котором вы находитесь, тем сильнее замедляется время.

Это играет важную роль в фильме, когда исследователи встречаются с черной дырой в центре другой Солнечной системы.

Куда попадает Купер из чёрной дыры?

В сценарии фильма это странное место называется «тессеракт». Вообще тессеракт — это геометрическая фигура, четырёхмерная версия куба. То есть тессеракт по отношению к кубу — то же самое, что куб по отношению к квадрату. В «Интерстелларе» тессеракт — это трёхмерная модель четырёхмерного пространства, которую построили люди будущего специально для Купера.

Непонятно? Сейчас объясню. Давайте вспомним слова Амелии Бренд: «Для „них“ время может быть физическим измерением… А будущее — горой, на которую „они” могут взобраться». «Они», как мы помним, это и есть люди из будущего. «Они» научились свободно перемещаться во времени так же, как и в пространстве. У Купера такой способности нет, но внутри тессеракта он может передвигаться между разными временными точками. Теперь и для него время стало физическим измерением.

Здесь важно понять, что физически Купер не может переместиться в прошлое. Единственная сила, которая свободно проникает из его времени в прошлое, — это гравитация

Её-то Купер и использует, чтобы передать информацию себе и Мёрф в прошлое.

Дата выхода, слухи. Что говорят официальные представители?

Название Премьера Дата выхода
Интерстеллар 2 Мир 2021-2022 год

Дата выхода «Интерстеллар 2»Главные герои

Стоит отметить, что ни одна из предыдущих работ Кристофера Нолана не получала продолжения. При этом «Интерстеллар» считается одним из наиболее известных научно-фантастических фильмов современности. Вероятность продолжения съемок есть, и она подкрепляется восторженными отзывами, которые получила первая часть.

В 2017 году на мероприятии пресса задала Нолану вопрос о продолжении «Интерстеллара». В ответ режиссер утвердительно кивнул головой и ограничился от всех комментариев на эту тему. Вероятнее всего, он действительно обдумывает создание продолжения кинокартины.

Ходят слухи, что съемки были начаты уже в конце 2019 года и скоро фильм будет официально анонсирован.

Предполагаемая дата выхода фильма «Интерстеллар 2»

По неофициальным данным, предполагаемая дата выхода фильма «Интерстеллар 2» назначена на 2021-2022 год.