Наскальные рисунки в урочище калбак-таш

Исследования загадочного памятника

Урочище Калбак-Таш довольно легкодоступно, но несмотря на это, серьёзно изучать данную реликвию древних стали только в 80-х годах прошлого века. При этом сам памятник открыли и немного описали ещё в 1912 году. Это сделали художники Гуркин и Кузнецов. Ими были сделаны первые зарисовки, положившие начальную точку изучения древних наскальных алтайских памятников. Почему это было открыто так поздно? Одно из объяснений — это то, что старая тропка Чуйского тракта находилась несколько выше автодороги современности, а скалы же с рисунками — ниже у отвесных скал реки под названием Чуя, тем самым исследователи просто проходило мимо этого таинственного места. Другой причиной является то, что возникла путаница в названии этого места. Таким образом, исторически оно было названо Ялбак-Таш, а Калбак-Таш был расположен в семи километрах оттуда, около Чул-Оозы. В общем Ялбак-Таш просто неверно назвали. С названиями разобрались, но решили оставить всё так под названием Калбак-Таш, ведь по-монгольски и по-алтайски эти два выражения имеют одинаковые значения — «широкая ровная скала». К тому же первые описания этого места было довольно скудны, и поэтому учёными оно не представлялось настолько значимым звеном истории и археологии. Только в 80-90-х годах памятник стали считать одним из главнейших центров петроглифов Древнего Алтая.

Тщательно рассмотрев рисунки на скалах, можно заметить всевозможные жизненные сценки людей древнего мира. На некоторых рисунках даже можно увидеть объекты, похожие на космические корабли, людей в скафандрах, существ со странным строением тела и фантастических животных.

Стоит отметить такой интересный факт, что рисунки странных существ наподобие вышеописанных были обнаружены ещё и во всей Центральной Азии, Монголии и Пакистане. Возможно, это из-за того, что у народностей этих земель были общие верования.

Калбак-Таш

Культурно-историческая достопримечательностьинформация обновлена: 10.07.2010
Место,
называемое Калбак-Таш, находится на правом берегу Чуи, на 723 км
Чуйского тракта между, селами Иодро и Иня (в 12 км от первого и в 18 —
от второго).

На скалах вдоль дороги практически непрерывно на протяжении 10 км
встречаются древние на­скальные рисунки-петроглифы. В целом здесь
находятся более 3 тыс. разно­временных изображений от эпохи бронзы до
Средневековья и 20 рунических древнетюркских надписей.

Название Калбак-Таш переводится как «плоский расширенный висячий камень, гора».
Здесь, на скальной уплощенной возвышенности, расположенной поперек
долины реки Чуи, нанесено более 500 композиций, насчитывающих более 5
тысяч рисунков. Все они выбиты каменными или металлическими орудиями в
основном точечной техникой. Древнейшие из рисунков датируются 8-м
тысячелетием до Рождества Христова. Самыми распространенными картинками
являются изображения животных. Это — распространенные на Алтае быки,
олени, волки, барсы. Попадаются изображения неведомых хищников — то ли
эти загадочные звери существовали несколько тысячелетий назад, то ли их
создала буйная фантазия художника. Выбиты на камнях и сцены охоты.

Некоторые из них представляют не только историческую, но и эстетическую
ценность. Другой мотив — ритуальные действа. На петроглифах такого рода
можно увидеть хвостатых воинов, шаманов и их таинственного помощника
зверя кер-тютпа. Он помогал шаманам путешествовать по подземному миру.
Интересно, что у шамана внутри груди как бы пустое место.
Предполагается, что там должна быть душа. Некоторые из петроглифов
ученым удалось соотнести с сюжетами алтайских мифов, другие пока не
поддаются интерпретации.

Удивительно, что кроме символических рисунков
животных и людей, на многих рисунках изображены объекты, по форме
напоминающие современные космические корабли с капсулой прикрепленной к
корпусу вверху и большими языками пламени снизу. Рисунки «Космических
кораблей» нарисованы крупнее нежели изображения животных и людей. Они
расположены на горизонтальных плитах и поэтому их очертания более
размыты — в силу большего воздействия природных факторов и постепенного
стирания обувью людей, побывавших здесь за многие века.

Солярные символы, которые можно распознать в иных петроглифах Калбак-Таша дают право предполагать, что это место использовалось и как обсерватория, и как некий храм.
Оно было священным для всех народов, проживающих в округе на протяжении
долгого времени, ведь создание такого количества петроглифов — дело не
одного дня.

Калбакташские росписи создавались в течение нескольких эпох,
а анализ разнообразных сюжетов и даже отдельных изображений позволяет
наметить несколько этапов создания этого святилища:
1. Эпоха неолита (6-4 тыс. до н.э.)
представлена крупными фигурами оленей и козлов, выполненными контурным желобком. Размеры некоторых фигур достигают 2 м. х 3 м.
2. Эпоха энеолита-бронзы (3-1 тыс. до н.э.) к ней
относится самая многочисленная группа петроглифов: стилизованные
изображения женщин (часто рядом со зверем), мужские фаллические фигуры;
колесницы и вьючные быки; погонщики и войны, вооруженные копьями;
фантастические хищники и олени и т.п. К числу редко встречаемых на Алтае
в эту эпоху также следует отнести рисунки медведя, змеи и
знаков-символов.
3. Скифская эпоха (YIII-III в.в. до н.э.)
характеризуется сценами охоты на оленей, а также главными персонажами
скифо-сибирского звериного стиля (козлы, волки, лошади, собаки и др.)
4. Древнетюркская эпоха (YII-X в.в. до н.э.) выделяется небольшим числом сцен охоты на оленей, диких быков, медведей, выполненных техникой граффити.

Расположение — на 723.0 км дороги М-52 «Чуйский тракт»
Новосибирск — Ташанта. Скалы урочища Калбак-Таш находятся прямо у
автодороги М-52 «Чуйчкий тракт», слева от дороги. На небольшом холме
расположен дом, в котором обитают экскурсоводы, и небольшая беседка.

Никто не препятствует самостоятельному изучению древних рисунков, но
экскурсовод многое может рассказать и показать.
На самом деле на Алтае петроглифы встречаются не только здесь, но
Калбак-Таш — самое легко доступное и показательное место. Оно
разрушается с течением времени, но пока еще есть возможность
прикоснуться к древней святыне, запечатлеть таинственные знаки и просто
насладиться видом мест, где люди жили в незапамятные времена.


Сегодня урочище Калбак-Таш входит в состав природно-хозяйственного парка
«Чуй-Оозы» — особо охраняемой природной территории Республики Алтай.

Примерно в 2 км от наскальных рисунков стоит изваяние каменного воина с четко изображенным лицом и рукой, сжимающей меч.

ОЭЗ Бирюзовая Катунь

Река Катунь, Алтай

В 7 км от Манжерока, на 477 км Чуйского тракта, находится Особая Экономическая Зона «Бирюзовая Катунь». С дороги сворачиваем направо на мост через Катунь. Стоимость проезда легкового автомобиля — 100 руб., пеший проход бесплатный. Перед мостом есть бесплатная парковка, но я рекомендую проехать на территорию комплекса на автомобиле. На участке в 3000 га расположено искусственное озеро с аквапарком, горнолыжный комплекс, пасека, рыболовный пруд, археологический парк, пещеры, а также отельные комплексы и точки питания.

Здесь можно прыгнуть с тарзанки, покататься на квадроциклах,сплавиться на рафтах по реке Катунь. Ежегодно на территории «Бирюзовой Катуни» проводятся туристические фестивали: «Цветение маральника», «Because of the Beatles», «Алтайская зимовка».

  • Экскурсионный билет на посещение «Тавдинских пещер» — 150 руб./взр., 100 руб./дет. Открыт круглогодично.
  • Сплав по Катуни 3 часа — 1000 руб./чел.
  • Обзорная экскурсия на квадроциклах с посещением мараловодческого хозяйства — 2000 руб./чел. Продолжительность — 1 час.

Участок пути в 70 км от начала Республики Алтай застроен базами и отелями на любой бюджет. Вы можете остановиться здесь на пару дней для отдыха и посещения экскурсионных объектов, а далее отправиться вглубь Алтая за природными красотами.

Мы же сразу проезжаем туристический Алтай. На 495 км дороги в районе Усть-Семы будет развилка, пересечение Чемальского и Чуйского трактов. Необходимо повернуть направо на мост через Катунь и продолжить путь по Чуйскому тракту. Каждый раз в этом месте я выдыхаю и предвкушаю свое большое путешествие по настоящему Горному Алтаю.

Дорога петляет через десятки колоритных деревушек и рек, вы заметите как горы становятся выше, а пейзажи более захватывающими.

Кош-Агач

Алтай, Монголия. Юрты в степи

Последний крупный населенный пункт перед границей с Монголией и конечная точка нашего путешествия. Горы остались в стороне, мы оказались посреди Чуйской степи.

Местное население, в основном, казахи и алтайцы, живет за счет животноводства и торговли. По пути встречаются лошади, яки и верблюды. На местном рынке продаются товары из верблюжьей шерсти и кожи, которые везут из Монголии, ремесленные поделки и алтайские продукты. Цены ниже, чем в туристических местах.

В Кош-Агаче есть несколько кафе. Самое популярное — «Юлдуз», кафе узбекской кухни. Средний чек: 300 руб. Готовят вкусно, порции большие, а внешний вид заведения пусть не настораживает. Это уже нетуристические места.

Далее 50 км по прямой и попадаете на пограничный пункт Ташанта. Еще 20 км и Монголия, которую граждане РФ могут посетить по действующему заграничному паспорту.

Здесь завершается наше короткое, но насыщенное автопутешествие по Чуйскому тракту.

Исторические подоплеки Калбак-Таш

Место Калбак-Таш исторически принято как великая писаница Горного Алтая. Здесь на плоских скалах можно увидеть величественную коллекцию примерно трёх тысяч наскальных рисунков, датируемых периодом от неолита (6-4 тыс. лет до н. э.) до древнетюркской эпохи (1000-700 лет до н. э.). Рисунки на скалах вполне себе демонстрируют культуру и быт людей древнего мира. Здесь и мифология, и бытовые проблемы, и чего только нет!

Данные петроглифы в этом замечательном комплексе делятся на несколько эпох:

  • Неолит (6-4 тыс. лет до н. э.), на что указывают рисунки крупных животных: оленей, верблюдов и коз.
  • Энеолит-бронза (3-1 тыс. лет до н. э.). Об этом периоде говорят рисунки человеческих фигур, телег, колесниц, вьючных быков, воинов, погонщиков, хищников и домашних животных. Здесь можно вспомнить такое понятие как «алтайская химера».
  • Эпоха скифов (8 век до н. э. — 3 век н. э.). Здесь примечательны сцены охоты на оленей и прочих животных, таких как маралы, козлы, кошки, волки-собаки.
  • Эпоха древних тюрков (7-10 века н. э.). Здесь стоит отметить рисунки сцен охоты, изображения медведей и быков. Здесь уже возникают древние руны тюрков.

Турочакская писаница

На берегу реки Бия в 1975 исследователь Б. X. Кадиков обнаружил десять уникальных рисунков. Они выделяются из всех изображений Горного Алтая способом нанесения – картины выполнены минеральной краской. Размеры животных поражают. Высота одного из зверей – более двух метров. Детально изучить находку не получилось сразу из-за бурного течения реки. Однако исследователь сделал несколько фотографий.

Ученые вернулись зимой, когда можно было добраться до рисунков по льду. Во время обследования удалось обнаружить два неизвестных ранее скопления петроглифов. Лучше всего сохранилась верхняя часть композиций. Нижняя стала под воздействием негативных факторов светло-оранжевого цвета, сильные потеки испортили изображение. Исследователи провели калькировку рисунков, зарисовали их и сфотографировали.

Через десять лет недалеко от села Турочак Е. П. Маточкиным найдено еще одно место, где можно увидеть древнюю живопись. Чаще всего на скалах в этом районе встречаются изображения лосей. Сначала художники древности обозначали контур фигуры, потом заливали его или делали полную выбивку.

Характерные признаки Турочакской писаницы – непропорционально большие головы у животных и перпендикулярные полосы на их туловище.

Святилище Сетерлю

На отвесной скале в Каракольской долине найдено природное святилище Сетерлю с уникальной древней живописью. Его название происходит от слова «сэтэр», что в переводе с монгольского значит «лента». Речь идет о специальной ленте, которую использовали во время ритуалов – привязывали к гриве лошадей.

Предполагают, что рисунки были нанесены в первом тысячелетии до нашей эры. Все скопление петроглифов сосредоточено в одном месте – скала прошла специальную подготовку перед нанесением рисунка. Ученые считают, что перед работой древние художники заровняли ее, в некоторых местах видны следы жирового покрытия.

В основном изображены животные: козлы, бараны, собаки. Больше всего изображений оленей. Иногда встречаются фигуры людей.

Две особенности выделяют обнаруженные здесь рисунки:

  • Головы изображенных направлены вправо;
  • Все звери располагаются друг за другом в три длинных ряда.

Важный вопрос, который предстоит решить в ближайшее время, – сохранение наскальной живописи Горного Алтая. Состояние многих рисунков оставляет желать лучшего, а от воздействия неблагоприятных факторов они продолжают разрушаться.

Как вам статья?
Мне нравится5Не нравится

Что вдохновляло древних художников?

Если картины времен палеолита на Алтае пока удалось найти только в одном месте, то изображения бронзового века на территории Республики Алтай встречаются гораздо чаще.

«Как правило, петроглифы связаны с местами обитания скотоводов. Пастухи перемещаются в течение года, меняя места выпаса животных. Когда скот — а это огромные стада яков, лошадей и баранов — съедает траву, скотоводы идут дальше, проходя за год большие расстояния. Есть зимние и летние пастбища, а также промежуточные места стоянок, весенние и осенние. В местах временных стоянок людей и появлялись петроглифы», — поясняет археолог.

Фото: предоставлено Дмитрием Черемисиным

Древние люди изображали на скалах животных, которые их окружали – яков, быков, лошадей, горных баранов, оленей-маралов, хищников – волков, барсов или собак. Появляются изображения людей, вооруженных луком и стрелами, охотящихся на диких животных или сопровождающих домашних.

Для эпохи бронзы на Алтае это одомашненные яки, по-алтайски сарлыки, с кисточкой на конце хвоста. Нередко на такого яка навьючена поклажа, а ведет в поводу его женщина.

Чаще всего в петроглифах изображались реальные животные, фигуры фантастических зверей обнаруживают на скалах очень редко. Но и такие примеры есть, например, бык, у которого рядом со своими рогами изображены еще и рога оленя.


Бык с двумя видами рогов
Фото: предоставлено Дмитрием Черемисиным

Современная наука считает, что древние люди в петроглифах изображали не только реальные сюжеты из жизни, но и мифы. При этом, по словам собеседника, на сегодня достоверно неизвестно, кто это изображен – настоящие герои, персонажи мифов или божества. 

«Я думаю, что миф и правила жизни предписывали людям того времени в определенный момент (новый год, убийство врага и т.п.) наносить изображения на скалы, и они это делали с разным уровнем умения и способностей», – рассуждает ученый.


Женщина в юбке на Калбак-Таше
Фото: предоставлено Дмитрием Черемисиным

Например, такой загадочной фигурой являются известные изображения женщин в юбке (иногда называют танцующими шаманами, а кто-то видит в рисунках ракеты), которые выбиты на скалах в урочище Калбак-Таш. Археологи предполагают, что она могла быть героиней мифа или жрицей какого-то божества. 

Калбак-Таш (Ялбак-Таш) — место древнего святилища, петроглифический комплекс, расположенный на правом берегу реки Чуи, на 723-м километре Чуйского тракта. Более 500 наскальных композиций содержат свыше 5 тысяч рисунков и рунических надписей.

Тем, кто хочет познакомиться с петроглифами, ученый советует посетить именно это место — урочище Калбак-Таш. Местность уникальна скоплением на небольшой площади рисунков разных эпох – от неолита до древнетюркской. 

Здесь можно увидеть и жрицу-богиню, и быка с концентрическими окружностями на туловище, и колесницу эпохи бронзы, а также загадочных персонажей, на которых нападает фантастический хищник.

Как описал в книге «Петролифы Калбак-Таша» историк и исследователь памятника Владимир Кубарев, хвостатые мужчины c грибовидными (или серповидными) головами — это воины или шаманы. Черемисин добавляет, что подобные антропоморфные фигуры
встречаются не только на Алтае, они распространены в Центральной Азии, также, например, в Туве, в Монголии. 

Что касается необычной формы
головы, то есть версия, что это шлемы воинов. Хвосты на изображении присутствуют потому, что у шаманов было
принято надевать шкуры и хвосты животных. Кроме того, палица
на поясе идентична изображению хвоста яка. 

Зверь сверху — мифологический. Существуют разные трактовки сюжета. От обряда посвящения юношей в воинов до чудовища, которое поглощало души и очищало их перед отправкой в иной мир. 

На памятнике есть несколько уникальных изображений колесниц – легких двухколесных экипажей, запряженных парой лошадей. «В эпоху бронзы был такой способ изображения колесниц, когда два колеса переданы в плане – они как бы лежат, а возничий стоит на платформе и управляет лошадьми. Это один из самых интересных сюжетов, ведь колесный транспорт говорит нам о высоких технологиях бронзового века», – поясняет Черемисин.

На Калбак-Таше также представлены петроглифы и скифского времени — эпохи раннего железного века, а также гравированные рисунки эпохи раннего средневековья.

Главные темы сообщений блога, или О чём можно прочитать в блоге. Просто выберите то, что интересно:

!
(52)

«В гостях у Географочки-2015»
(9)

«В гостях у Географочки-2016»
(2)

«В гостях у Географочки-2018»
(1)

«В гостях у Географочки-2019»
(2)

«В гостях у Географочки»
(9)

«конкурс»
(12)

«перлы»
(6)

«Самое синее в мире…»
(15)

#яхудожник
(18)

1 сентября-А класс
(7)

10А
(10)

11А
(15)

5 «А» 2018-2019
(22)

5 А
(23)

6 «А» 2019-2020
(9)

6 А
(24)

7 «А» 2020-2021
(5)


(29)


(10)


(13)

анонс
(104)

ассоциация
(54)

аттестация
(9)

блог
(284)

блог-обзор
(28)

блогерские встречи
(29)

блогеру
(147)

блоговая викторина
(12)

БЛОГОСФЕРА
(26)

В.В.Путин
(2)

вебинар
(7)

вечер встречи выпускников
(1)

взгляд в будущее
(6)

внеклассная деятельность
(179)

вокзал
(2)

воспитание
(110)

Всероссийский Географический диктант
(6)

выпускники 2011-2018
(3)

географические прогулки
(8)

география
(176)

геопатриотизм
(8)

ГеоФест
(2)

ГИА
(23)

Год российского кино
(6)

год учителя
(7)

Год экологии
(3)

гостевой пост
(7)

демография
(12)

День рождения
(11)

День учителя
(11)

дистант-2020
(10)

дистант-осень-2020
(4)

дистанционное образование
(98)

дистанционный урок географии
(4)

домашнее задание
(6)

достижения
(127)

ЕГЭ
(10)

загадка
(14)

закон
(10)

ЗОЖ
(5)

идея
(28)

Инал
(7)

интервью со мной
(5)

Интернет
(267)

ИРО КК
(1)

к уроку
(40)

Кабардинка
(2)

ККИДППО
(9)

КНМЦ
(116)

коллаж
(18)

командировка
(3)

конкурс
(265)

котята
(19)

Краснодар
(121)

Креатив инициатив
(7)

Крымский мост
(1)

КубГУ
(14)

ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
(7)

Лермонтово
(7)

Лучший блогер
(44)

мероприятия
(198)

методическая экскурсия
(3)

мечта
(10)

МИП
(22)

музей
(11)

мысли вслух
(67)

настроение
(161)

онлайн-проверка
(5)

от А до Я
(7)

отдых
(158)

память
(59)

паромная переправа
(7)

Педагогическая концепция
(4)

плагиат
(3)

ПНПО
(13)

праздник
(177)

проблема
(163)

Прорыв в науку XXI века
(3)

профсоюз
(1)

публикация
(43)

работа
(131)

РГО
(45)

репортаж с урока
(16)

рефлексия
(11)

рецепт
(9)

родители
(77)

самообразование
(61)

самопредставление
(8)

сборник статей
(14)

секрет
(19)

селфи
(5)

семинар
(121)

сервис
(3)

сетикет
(6)

синквейн
(7)

сказка
(9)

собираемся в путешествие правильно!
(6)

события в мире
(357)

совет
(26)

совместный проект
(40)

тайны географических названий
(4)

творчество
(87)

тест
(8)

турнир знатоков географии
(10)

тьютор
(31)

учитель года
(50)

ФГОС 10 класс
(4)

ФГОС 11 класс
(4)

ФГОС 5 кл.
(28)

ФГОС 6 кл.
(11)

ФГОС 7 кл.
(13)

ФГОС 8 класс
(3)

ФГОС 9 класс
(5)

ФКР
(5)

хобби
(7)

Чёрное море
(49)

школа-новостройка
(4)

школьное питание
(2)

экзамен
(34)

экология
(9)

экскурсия
(166)

Этнографический диктант
(1)

COVID-19
(15)

WhatsApp
(2)

Описание

Высота расположения рисунков Калбак-Таш II — около 788 м над уровнем моря. Петроглифы сосредоточены, в основном, в двух близлежащих пунктах:

1) на скальных останцах каменной гряды, протянувшейся перпендикулярно долины реки. Общее число рисунков на разные сюжеты, вдоль северной стороны (влево) от полотна Чуйского тракта, в районе 717 км — 150 композиций;

2) у подножия и по склонам большой горы, в 300 метрах к западу от с. Чуй-Оозы. Общее число разносюжетных композиций не превышает 30.

Образы и сюжеты основного местонахождения Калбак-Таш I очень хорошо коррелируются с петроглифами памятника Калбак-Таш II. Здесь известны крупные изображения лосей, оленей, лошадей, козлов, хищников и других видов животных, датируемых эпохой ранней бронзы.

Именно на данном местонахождении впервые открыты петроглифы каракольской культуры, до сих пор известные только по красочным росписям, выбитым рисункам и граффити на плитах погребальных сооружений Каракола. Значение подобных открытий трудно переоценить. Они позволяют выделить каракольский пласт петроглифов на исследованных рисунках, уточнить дату уже опубликованных сюжетов и наметить периодизацию наскального искусства Алтая.

Представляет большой практический интерес антропоморфная фигура из Калбак-Таша II. Пока не удалось установить достоверно, является ли основание маски-личины «ручкой» для нее или рогами животного? Очень сходная изобразительная традиция существовала и у древних скотоводов Монгольского Алтая. На рисунке крупного быка рога лировидной формы стилизованы под анфасную фигурку женщины.

К эпохе бронзы также следует отнести рисунок фантастического зверя из Калбак-Таш II, недавно найденный, в естественно образованном самой природой, жертвеннике.

Этот хорошо узнаваемый образ синкретического облика образует целый ряд близких, по стилю изображений. Немецкие исследователи склонны датировать его скифо-сакским временем, тогда как рисунок из петроглифов в устье Чуи выглядит более архаично.

В средневековых сценах комплекса Калбак-Таш II, выполненных в технике граффити, преимущественно, запечатлена удачная охота.

На памятнике Калбак-Таш II, также открыты крупные изображения оленей и кабанов раннескифского времени. Сравнительно большой и компактный блок петроглифов оставлен древними тюрками. В средневековых сценах, выполненных в технике граффити, преимущественно, запечатлена удачная охота.

Основная статья Калбак-Таш

Материал подготовил Е.Гаврилов, 16 ноября 2016 года. Особая благодарность за консультацию А. Борбошеву (Онгудай). Ссылка на сайт обязательна!

Чуя

  • Назад

  • Вперед

Старт маршрута, аэропорт, аренда автомобиля

Автопутешествие по Горному Алтаю / фото автора

Наше автопутешествие по Чуйскому тракту начинается в Новосибирске. Здесь находится самый крупный аэропорт в регионе, который принимает рейсы со всей России.

Прилетайте сюда и берите в прокат автомобиль в аэропорту. Если вы из Москвы, гнать сюда свою машину бессмысленно. Это будет дорого и основную часть отпуска потратите на дорогу.

Для аренды автомобиля можно обратиться в представительство компании Avis Russia в аэропорту Новосибирска. Покрытие Чуйского тракта в идеальном состоянии на протяжении всего пути, поэтому подойдет седан. Например, Hyundai Solaris, при аренде на 5 дней обойдется в 3000 руб./сутки.

Второстепенные дороги оставляют желать лучшего. Это либо гравийка, либо полное бездорожье. Поэтому, если вы планируете самостоятельно подняться на Акташский ретранслятор либо отклониться от маршрута и посетить долину Чулышмана, арендуйте автомобиль с высоким клиренсом. Например, Hyundai Creta — 3900 руб./сутки.

Также можно заранее воспользоваться сервисом проката avenuerent.ru. Цены —от 2400 руб./сутки. Обязательно уточняйте про ограничения на суточный пробег.

Вдоль Чуйского тракта есть все, что нужно для путешествия: столовые, кафе, места для отдыха и крупные АЗС (Роснефть, Газпромнефть, Лукойл встречаются часто). После села Усть-Муны будут попадаться АЗС — Ника, Опти, Салекс. Рекомендую заправиться до полного бака в основной туристической зоне, далее на АЗС в Онгудае или Акташе. Хорошее качество топлива на заправке Расул в Акташе и Кош-Агаче.

Крупных городов по пути нет, поэтому после Новосибирска первая наша остановка будет через 350 км в Бийске.