Планеты солнечной системы. презентация о космосе

Марс

Попробуем выяснить тайну «красной» планеты Солнечной системы. Для детей нужно отметить, что Марс — четвертая планета от Солнца. Она гораздо меньше Земли, ее радиус составляет всего 6779 км. На планете допускается перепад температур от -155 градусов до +20 градусов на экваторе.

У Марса незначительное магнитное поле, весьма разряженная атмосфера, поэтому солнечная радиация проникает беспрепятственно на поверхность планеты. Отвечая на вопрос о возможности существования жизни на планете, ученые приходят к выводу, что живые существа могут выживать только внутри Марса.

Автоматические аппараты, которые обследовали поверхность планеты, обнаружили ледники и высохшие русла рек. В марсианском песке содержится оксид железа, что и придает планете красный цвет.

Здесь часто бывают пылевые бури, имеющие разрушительный характер. 96 % атмосферы Марса составляет углекислый газ, а содержание водяного пара и кислорода минимально. Планета имеет два спутника: Деймос и Фобос. У них небольшие размеры, неровная форма, подобная астероидам.

Планеты Солнечной системы однотипные Земле в порядке удалённости от Главной звезды

Итак, давайте рассмотрим планеты Солнечной системы по порядку, их размеры, особенности и, конечно, удаленность от Солнца.

  1. Меркурий.

Первая планета от Солнца — это Меркурий. Она самая маленькая в системе, радиус — 2440 км (38% от земного). Меркурий не имеет ни собственных спутников, ни атмосферы, а некоторые учёные полагают, что когда-то он мог быть спутником Венеры, но безапелляционно доказать такую теорию пока что не удалось. Здесь слишком слабое магнитное поле, а поверхность избита кратерами из-за частых столкновений с метеоритами.

Вокруг Солнца планета движется медленно. Если сравнивать сутки с земными, то на Меркурии они приравниваются к 59 нашим дням, а вот обращение вокруг главной звезды – 88 дней в сравнении с нашими 365/366 (что опять же объясняется максимальной приближенностью и кратчайшей орбитой). За свой год (88 дней) Меркурий совершает всего 1,5 оборота вокруг своей оси. Именно близкое расположение и медленное вращение являются причиной того, что ничего живого там нет и быть не может, перепад температур самый большой: днём в среднем 350 градусов (может доходить до 430), а ночью – до 170 ниже нуля.

Ещё одна интересная особенность – это нестабильность орбиты: изменяется скорость вращения, удалённость и непосредственно положение.

  1. Венера.

Романтическая Венера – это 2 планета от Солнца. Наблюдая за звездами с Земли, именно эту планету первой видят на небе после солнечного заката и последней скрывающейся — после рассвета. За это её именуют «Утренней звездой» и «Вечерней звездой».

У Венеры обильная углекислая атмосфера, на долю диоксида углерода приходится 96% и почти 4% — на азот. Собственных спутников нет. По величине она почти как Земля, радиус — 6052 км (это 94,99% от земного). За счет плотной атмосферы, климатические условия непригодны для жизни, т.к. тут создается сильный парниковый эффект, образующий под собой температуру в +475 градусов. Как ни странно, но это даже выше, чем на 1-й по счету планете! Атмосферное давление около поверхности превышает 90 атм.

Особенность – вытянутая траектория движения и самая низкая из всех скорость движения вокруг собственной оси. Год на Венере составляет по земным меркам 225 дней, а сутки – 243, таким образом, получается, что одни сутки – это почти год!

  1. Земля.

Если рассматривать все планеты по порядку в Солнечной системе, то по удалённости от Главной звезды Земля – третья, расстояние от Солнца составляет 149 600 000 км. Радиус — 6371 км. По теоретическим расчетам масса составляет 5,9726⋅1024 кг. В сопровождении есть собственный спутник – Луна.

Земля уникальна, ведь планеты Солнечной системы не обладают возможностями создавать условия для жизни. Только тут есть водные бассейны (воды в состоянии жидкости: океаны, реки), причем, они занимают ¾ всей поверхности, и только остальное – суша, материки (к слову, такого разнообразного рельефа и плодородной почвы тоже нет больше нигде). Особенность и окружение плотной кислородосодержащей атмосферой, что дает возможность всему живому тут дышать. За счет этого Землю нередко называют «Голубая планета».

Движется она вокруг Солнца по эллиптической орбите, характерной чертой является вполне высокая скорость движения, она составляет 29,77 км/сек. Один оборот вокруг собственной оси совершается за 23 часа 56 мин., вокруг Солнца – за 365,24 суток.

  1. Марс.

Это 4 по счету планета от Солнца, с Главной звездой их разделяют 228 млн км. Отличается разрежённой атмосферой. Тут уже имеются два собственных спутника – Деймос и Фобос. По размерам Марс наполовину меньше Земли, его радиус составляет 3390 км, но по продолжительности года он почти в два раза превзошёл «голубую сестру», тут год равен 687 суток.

Если сравнивать все планеты Солнечной системы, то только Марс единственный, который обладает возможностями для существования примитивной жизни. По предположению учёных NASA, возможно, что тут была жизнь раньше, поэтому уже несколько десятков лет так активно ведется изучение марсианской поверхности и атмосферы. Сейчас основной преградой для жизни тут является отсутствие воды в жидком виде.

Планетная структура во многом схожа с Землёй. Среди особенностей следует выделить насыщенность оксидом железа, что придает поверхности красноватый оттенок, поэтому его называют «Красная планета». В отличие от других планет, Марс очень яркий, поэтому земляне могут увидеть его даже без специальных астрономических приборов.

Интересно! В период Противостояния, происходящего каждые 15-17 лет, Марс затмевает собой по яркости и видимости Венеру и Юпитер, хотя он гораздо меньше них.

Интересные факты о планетах Солнечной системы

Вот некоторые интересные факты о планетах:

  • Как минимум, существует 5 карликовых планет, в том числе Плутон.
  • Венера вращается в противоположную сторону от движения всех планет.
  • Большое пятно на Юпитере является гигантским штормом, который меняет свое направление и размеры на протяжении нескольких веков.
  • На Нептуне дуют ветры со скоростью 2100 км/ч.
  • Самой яркой планетой считается Венера. Ее также называют Утренняя и Вечерняя звезда.
  • Доказано, что Солнце — не самая крупная звезда. Солнце является одной из 200 миллиардов звезд Млечного пути.
  • Земля — единственная планета, не названная в честь богов.
  • Ученые предполагают, что если растопить все ледяные шапки Марса, вода покроет всю планету.
  • Юпитер обладает огромной силой тяготения. Он притягивает все пролетающие рядом космические объекты.
  • Самой высокой горой Солнечной системы является потухший вулкан на Марсе. Его высота более 21 км.

Продолжать можно бесконечно. Астрономия не стоит на месте, благодаря прогрессу ученые открывают новые космические тела, получают информацию об их строении, о поверхности и прочие важные характеристики. А мы, в свою очередь, можем узнавать все больше интересных фактов и новостей из мира космоса.

Ход игры:

Воспитатель: -Ребята, наши ракеты столкнулись с потоком метеоритов и они повредили их. Сейчас вы все инженеры-конструкторы. Нам необходимо отремонтировать наши космические корабли.

-Какого цвета наша ракета?

(Перед детьми ракета с пробоинами в виде геометрических фигур. На подносе геометрические фигуры. Дети накладывают и определяют те пробоины, которые подходят для ремонта.)

-А сейчас назовите те фигуры, которые вам понадобились для ремонта (дети называют).

ИГРА «ДЕНЬ, НОЧЬ — СУТКИ ПРОЧЬ!»

Задачи:

— формировать у детей элементарные представления о смене дня и ночи;

-дать детям понятие о том, что Солнце восходит рано утром на Востоке, днем поднимается на небосклоне, вечером опускается на Западе и уходит за горизонт. Ночью видны звезды и Луна.Луна находится в разных фазах: молодой месяц, возрастающая Луна, полная Луна, убывающая Луна; вместе день и ночь называют сутками;

-воспитывать интерес к окружающему миру;

-формировать познавательно-исследовательский интерес и расширять кругозор;

-побуждать детей к активному речевому общению.

Актуальность игры:

-игровое пособие позволит ребенку раскрыть свой потенциал,использовать анализаторы организма:

1.Слуховой: слушает и запоминает задание педагога;

2.Зрительный: находит зрительно «Восход Солнца», «Небосклон», «Закат Солнца»;

3.Тактильный: ребенок самостоятельно удерживает макет «Солнца», «Луны», передвигает его по дуге.

Материал:

10 комплектов состоящих из 2-х карточек, обозначающих «день» и «ночь», макеты «солнца», «луны», «месяца».

Варианты игры:

Вариант№1

У каждого ребенка в одной руке макет неба, в другой макет солнца. Ребенок вставляет макет солнца в прорезь и передвигает его по дуге, находя восход, продвигает к небосклону, а затем к линиигоризонта, внимательно слушая инструкции педагога.

Вариант № 2

Ночным светилом является Луна, когда наступает ночь, на небе появляется Луна. Дети меняют макет дневного неба на звездное и вставляют макет луны. День и ночь – сутки прочь!Ночью видны звезды и Луна;Луна находится в разных фазах: молодой месяц, возрастающая Луна, убывающая Луна. Слушая инструкции педагога, дети вставляют макет молодого месяца, полной Луны, убывающей Луны.

Дети могут играть как с педагогом, так и самостоятельно.

ИГРА «НАЙДИ ЛИШНЕЕ»

Задачи:

-развивать логическое мышление (анализ и синтез);

-развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному, существенному признаку;

-развивать память.

Материал:

наборы карточек из четырех картинок.

Правила игры:

Первый уровень (с опорой на наглядность). Воспитатель показывает детям наборы из 4-х картинок. Перед детьми ставится задача – найти среди картинок лишний предмет, не укладывающийся в общую схему.

Второй уровень (без опоры на наглядность). Воспитатель зачитывает детям наборы слов. Задача детей – найти в этом наборе лишнее слово, не укладывающееся в общую схему и объяснить свой выбор.

Предлагаемые наборы слов: Ракета, спутник, луноход, лодка. Солнце, Юпитер, Сатурн, Земля. Комета, звезда, метеорит, глобус и т. д.

Игра «Ракетодром»

Дети произносят речёвку перед началом игры.

Мы сейчас все космонавты,

Как Гагарин, как Титов

Экипаж ракеты нашей

В космос вылететь готов. Старт.

(поднимает красный флажок)

Дети стоят вокруг ракеты, по знаку красного флажка дети начинают двигаться по кругу под космическую музыку, через некоторое время второй ребенок поднимает желтый флажок- дети двигаются по кругу в другую сторону, далее третий ребенок поднимает оранжевый флажок- дети начинают двигаться по залу свободно,четвертый – поднимает зеленый флажок- дети садятся на корточки или останавливаются на месте,игра проводится в течение некоторого времени,дети сами контролируют процесс поднятия флажков, главная задача – следит за поднятым цветом.

Дидактическая игра

«Найди свою планету».

Цель: — Учить ориентироваться в замкнутом пространстве (помещении кабинета, находить и располагать игрушки по инструкциям педагога.

— Развивать зрительный поиск в макропространстве, закреплять знание основных предлогов, характеризующих местоположение предметом.

Ход игры: Педагог предлагает детям найти 4 ракеты, расположенные в разных местах кабинета и рассказать, где находятся ракеты, используя пространственные предлоги.

Дидактическое упражнение

«Найди свою планету (звезду)».

Цель: — учить видеть среди множества предметов заданный предмет, развивать зрительное внимание, восприятие. — формировать понятие относительности величины предметов, умение сравнивать предметы по величине

— формировать понятие относительности величины предметов, умение сравнивать предметы по величине.

Основные виды

Многие тысячелетия люди придавали необычному явлению мистическое значение. Они приходили в ужас, когда на небе вдруг выстраивался ряд небесных тел, считая, что скоро наступит конец света.

Ученые уже на протяжении многих веков проводят исследования космического явления, на основании чего пришли к выводу, что парад планет может быть нескольких видов. Он бывает:

  1. Большим. Такие случаются один раз в 20 лет. В этот момент в один ряд выстраиваются 6 и более объектов.
  2. Малым. Проходят очень часто. В них участвуют 4 планеты.
  3. Полным. Великий парад является редким явлением, которое бывает каждые 170 лет. В этот момент выстраиваются в линию все планеты Солнечной системы.
  4. Мини. Проходят 1−2 раза в год. В них участвуют 3 небесных тела.

Также существуют видимые и невидимые типы. К видимым относится такая планерная конфигурация, при которой 5 объектов выстраиваются на близком расстоянии друг от друга. При этом они видны в небольшом секторе небесной сферы. Чаще их можно наблюдать рано утром или вечером. При невидимом типе скрытыми от человеческого глаза обычно остаются Меркурий и Венера.

Среди всех видов древние люди боялись именно полного парада. Они считали, что именно с ним придёт конец света. Это явление и по сей день остается полностью не изученным. Учёные не знают, как воздействует на Землю такое близкое расположение других космических тел.

Некоторые считают, что полное выстраивание в ряд приведёт к разным катастрофам и стихийным бедствиям, но эти слова никак не подтверждены. Исходя из практики, ничего плохого не происходит.

Планеты Солнечной системы

Давайте начнем увлекательное знакомство с планетами Солнечной системы по порядку их расположения от Солнца, а также рассмотрим их основные спутники и некоторые другие космические объекты (кометы, астероиды, метеориты) в гигантских просторах нашей планетарной системы.

Кольца и спутники Юпитера:
Европа, Ио, Ганимед, Каллисто и другие…

Планету Юпитер окружает целое семейство из 16 спутников, причем каждый из них имеет свои, непохожие на другие особенности…

Кольца и спутники Сатурна:
Титан, Энцелад и другие…

Характерные кольца есть не только у планеты Сатурн, но и на других планетах-гигантах. Вокруг Сатурна кольца особенно четко видно, потому что состоят из миллиардов мелких частиц, которые вращаются вокруг планеты, помимо нескольких колец у Сатурна есть 18 спутников, один из которых Титан, его диаметр 5000км, что делает его самым большим спутником Солнечной системы…

Кольца и спутники Урана:
Титания, Оберон и другие…

Планета Уран имеет 17 спутников и, как и другие планеты-гиганты, опоясывающие планету тонкие кольца, которые практически не имеют способности отражать свет, поэтому открыты были не так давно в 1977 году совершенно случайно…

Кольца и спутники Нептуна:
Тритон, Нереида и другие…

Изначально до исследования Нептуна космическим аппаратом «Вояджер-2» было известно о двух спутников планеты — Тритон и Нерида. Интересный факт, что спутник Тритон имеет обратное направление орбитального движения, также на спутнике были обнаружены странные вулканы, которые извергали газ азот, словно гейзеры, расстилая массу темного цвета (из жидкого состояния в пар) на много километров в атмосферу. Во время своей миссии «Вояджер-2» обнаружил еще шесть спутников планеты Нептун…

Как запомнить планеты и их порядок?

Короткие мнемонические фразы они же мнемоники облегчают запоминание разной информации путем образования искусственных ассоциаций.

На этой страничке мы собрали запоминалки планет Солнечной системы для детей, которые облегчат эту, порой, не простую задачу. Единственный нюанс, что когда они придумывались Плутон – относили к планетам, и, поэтому он присутствует почти во всех запоминалках. А как мы знаем — с 2006 года Плутон стал считаться карликовой планетой, и сейчас при заучивании – его можно опускать.

Запоминалки планет Солнечной системы

Запомнить порядок планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) можно по первым буквам слов М-Меркурий В-Венера З-Земля М-Марс Ю-Юпитер С-Сатурн У-Уран Н-Нептун П-Плутон во фразах:

  • Мы Ведь Знаем — Мама Юли Села Утром На Пилюли!
  • Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный.
  • Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт.
  • Мама Всегда Запрещала Мне Юному Следопыту Узнать Названия Планет.
  • Морской Волк Замучил Молодуго Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Парня.
  • Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты.
  • Мудрая Волшебница Златоглавая Модница Южных Стран Увлекается Новейшей Поэзией.
  • Мы Все Знаем: Многие Юные Сурки Учат Названия Планет.
  • Можно Вылететь За Марс, Ювелирно Свернув У Нашей Планеты.
  • Мама Варит Земляничный Морс, а Юный Сын Уже Не Плачет.
  • Мерял Веня Землю Марусиной Юбкой, Сатиновой да Урановой, Непутёвый он Плут.
  • Мрачное Венерическое Заболевание Может Юрко Сразить Усталую Нимфоманку.
  • Меньше Всего Замечает Мария Южного Солнца Улыбку На Пляже.
  • Медленно Везёт Землю Маленький Питер; Сад Украшен Небьющимися Плафонами (мнемоника планет Алексея Головнина).
  • Мечтая Выйти Замуж, Мало Юбку Снять — Улыбнуться Надо и Поцеловать.

Планеты — гиганты

Существуют четыре газовых гиганта, располагающихся за орбитой Марса: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Они находятся во внешней Солнечной системе. Отличаются своей массивностью и газовым составом.

Планеты солнечной системы, масштаб не соблюден

Юпитер

Пятая по счёту от Солнца и крупнейшая планета нашей системы. Радиус её – 69912 км, она в 19 раз больше Земли и всего в 10 раз меньше Солнца. Год на Юпитере не самый долгий в солнечной системе, длится 4333 земных суток (неполных 12 лет). Его же собственные сутки имеют продолжительность около 10 земных часов. Точный состав поверхности планеты пока определить не удалось, однако известно, что криптон, аргон и ксенон имеются на Юпитере в гораздо больших количествах, чем на Солнце.

Юпитер, снимок зонда Вояджер-1

Существует мнение, что один из четырёх газовых гигантов на самом деле – несостоявшаяся звезда. В пользу этой теории говорит и самое большое количество спутников, которых у Юпитера много – целых 67. Чтобы представить себе их поведение на орбите планеты, нужна достаточно точная и чёткая модель солнечной системы. Самые крупные из них – Каллисто, Ганимед, Ио и Европа. При этом Ганимед является крупнейшим спутником планет во всей солнечной системе, радиус его составляет 2634 км, что на 8% превышает размер Меркурия, самой маленькой планеты нашей системы. Ио отличается тем, что является одним из трёх имеющих атмосферу спутников.

Сатурн

Вторая по размерам планета и шестая по счёту в Солнечной системе. В сравнении с остальными планетами, наиболее схожа с Солнцем составом химических элементов. Радиус поверхности равен 57350 км, год составляет 10 759 суток (почти 30 земных лет). Сутки здесь длятся немногим дольше, чем на Юпитере – 10,5 земных часов. Количеством спутников он ненамного отстал от своего соседа – 62 против 67. Самым крупным спутником Сатурна является Титан, так же, как и Ио, отличающийся наличием атмосферы. Немного меньше него по размеру, но от этого не менее известные – Энцелад, Рея, Диона, Тефия, Япет и Мимас. Именно эти спутники являются объектами для наиболее частого наблюдения, и потому можно сказать, что они наиболее изучены в сравнении с остальными.

Сатурн, снимок космического аппарата Кассини в 2007 году

Долгое время кольца на Сатурне считались уникальным явлением, присущим только ему. Лишь недавно было установлено, что кольца имеются у всех газовых гигантов, но у остальных они не настолько явно видны. Их происхождение до сих пор не установлено, хотя существует несколько гипотез о том, как они появились. Кроме того, совсем недавно было обнаружено, что неким подобием колец обладает и Рея, один из спутников шестой планеты.

Уран

Седьмая по счету и третья по размеру планета, радиус которой составляет 25267 км. Справедливо считается самой холодной планетой среди остальных, температура достигает -224 градусов по Цельсию. Продолжительность года — 30 685 суток в земном исчислении (почти 84 года), сутки же ненамного меньше земных – 17 с небольшим часов. Из-за сильной наклонности оси планеты, иногда создается впечатление, будто она не вращается, как остальные небесные тела нашей системы, а катится, подобно шару. Это может наблюдать любой, кого интересует астрономия, геометрическая модель солнечной системы наглядно продемонстрирует этот эффект.

Уран — снимок Вояджера-2 в 1986 году

Спутников у него гораздо меньше, чем у соседнего Сатурна, всего 27. Наиболее известны Титания, Ариэль, Оберон, Умбриэль и Миранда. Они не настолько крупны, как спутники.

Примечательно, что ведя наблюдения за Ураном в свой телескоп, астроном Уильям Гершель сначала не понял, что он наблюдает за планетой, будучи уверен, что он видит комету.

Нептун

Размером восьмая планета солнечной системы очень близка к своему ближайшему соседу, Урану. Радиус Нептуна равняется 24547 км. Год на планете равняется 60 190 суток (приблизительно 164 земных года). В атмосфере зафиксированы самые сильные ветра в нашей системе, скорость которых достигает 260 м/с.

Нептун, вид с Вояджера-2

По сравнению с остальными планетами-гигантами спутников у него совсем мало – всего 14. Самые известные из них – Тритон, третий в солнечной системе спутник, имеющий атмосферу, Протей и Нереида.

Примечательно, что это – единственная из планет, которая была открыта не благодаря наблюдениям, а с помощью математических расчётов.

Планеты Солнечной системы
Карликовые планеты Плутон· Церера· Хаумеа· Макемаке· Эрида
Планеты Земной группы Меркурий· Венера· Земля· Марс
Газовые гиганты Юпитер· Сатурн· Уран· Нептун

Ход игры.

Детям раздаются карты лото с изображением различных созвездий. У воспитателя картинки с изображением сказочных животных или людей,символизирующих эти созвездия: Лев, Кит, Рыбы, Большая Медведица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Пегас.

Воспитатель:

На ночном небе можно увидеть созвездие, похожее на большой ковш. В древности людям показалось, что конец ручки ковша похож на нос какого – то зверя, несколько звезд под ковшом – на его лапы и туловище, а сам ковш – седло. И они решили, что если соединить все эти звезды, то они будут похожи на медведицу. Называется оно – Большая Медведица. У кого есть такое созвездие? (и т. д. с другими созвездиями)

ИГРА «ИЗОБРАЗИ СОЗВЕЗДИЕ»

Задачи:

-учить детей изображать созвездие на плоскости;

-развивать мышление, творческое воображение, память;

-развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал:

листы черной или синей бумаги, звездочки из желтого картона.

Варианты игры:

Вариант № 1

Дети изображают созвездие по образцу.

Вариант № 2

Дети изображают то или иное созвездие по памяти.

ИГРА «КОСМОС»

Задачи:

-учить детей плоскостному конструированию по образцу;

-развивать мышление, творческое воображение, память;

-развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал:

12 больших карточек с изображением какого-нибудь предмета (ракета, солнце, инопланетянин и др.) игеометрические фигуры разного цвета.

Варианты игры:

Вариант №1

Дети накладывают детали на образец.

Вариант № 2

Дети конструируют, глядя на образец.

Вариант № 3

Дети конструируют по памяти.

ИГРА «СОБЕРИ ПРЕДМЕТЫ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

Задачи:

-закреплять знания детей о геометрических фигурах;

-учить детей конструировать по образцу и по памяти;

-развивать мышление, воображение, память;

-развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал:

карточки с изображением предметов: ракета, космонавт, спутник, робот, звезда.

Варианты игры:

Вариант № 1

Дети конструируют предмет по образцу.

Вариант № 2

Дети конструируют предмет по памяти.

ИГРА «УСТРАНИ ПРОБОИНУ»

Задачи:

-закреплять знания детей о геометрических фигурах;

-развивать мышление, воображение;

-развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал:

Ракеты из картона с прорезями, с «пробоинами»,геометрические фигуры: круги, треугольники, трапеции, прямоугольники.

Земная группа

Астрономия для детей включает обзорную характеристику каждой планеты.

Меркурий — это планета, которую можно назвать самой маленькой в Солнечной системе.

Диаметр его составляет всего 4879 километров. Меркурий располагается ближе всего к Солнцу. В дневное время на планете температура составляет около +350 градусов по Цельсию, а ночью показатель опускается до -170 градусов.

Если вести сравнение с земным годом, то полный оборот вокруг Солнца Меркурий совершает за 88 дней, а сутки равны 59 земным дням. Астрономам удалось установить, что периодически изменяется скорость вращения Меркурия вокруг Солнца.

Меркурий лишен атмосферы, именно поэтому планета часто атакуется астероидами, которые оставляют на поверхности огромное количество кратеров.

Из-за близости к самой яркой звезде нашей Галактики, Меркурий изучен плохо. Астрономам удалось обнаружить на планете гелий, кислород, аргон, водород, натрий. Какая тайна есть у этой планеты Солнечной системы?

Для детей можно отметить, что по одной из версий, Меркурий считают бывшим но доказательств этой теории пока не найдено.

Что и когда рассказать детям о космосе и планетах?

Дети после четырех лет с большим интересом слушают о космосе, Солнце, планетах, звездах, галактиках. Многих детей разных возрастов завораживает ночное звездное небо, для них это нечто волшебное и совсем непонятное явление. Стоит только вспомнить себя в детстве, многие мечтали стать космонавтами или астронавтами, полететь в космос или найти инопланетную жизнь. Некоторые дети начинают интересоваться позже четырех лет, уже в начальной школе их начинает интересовать космос. По утверждениям педагогов, до 3 лет редко детей интересует космос.

Если родители увидели в ребенке заинтересованность неизвестным миром, не стоит ограничивать детей в знаниях. Даже малышам можно дать первые знания в области астрономии. При этом следует учитывать возраст ребенка, чтобы преподнести простую, но понятную ребенку информацию. Только так ребенок сможет понять и запомнить планеты, их характеристики, другие термины, связанные с астрономией.

Что рассказать детям о космосе:

  • О Солнце и Солнечной системе;
  • Названия планет;
  • О расположении планет от Солнца;
  • Рассказать немного о планетах;
  • Краткая информация о том, как планеты возникли.

Если ребенок заинтересован, можно развивать его знания в области астрономии и рассказать:

  1. Что такое спутники планет;
  2. Что такое звезды, созвездия;
  3. Назвать и показать самые известные созвездия;
  4. Рассказать о полярной звезде.

Не стоит перегружать ребенка информацией, сложными терминами и самое важное — не стоит заставлять ребенка учить названия, если ему это занятие не в радость. Возможно, пока ребенок не готов к новым знаниям, стоит немного подождать

Планеты

Аппликация «Планеты» из пластилина

Этот метод идеально подходит тем, кто планирует создавать поделки с малышом для детского сада. Сам процесс лепки развивает мелкую моторику пальцев, а фантазия расширяет внутренний мир ребенка.

Для работы нам понадобится:

  • Пластилин.
  • Доска для работы с материалом.
  • Основа для аппликации (использовать можно любую основу, но лучше всего взять обычную пластиковую тарелку).
  • Краски и кисточка.

Пошаговая схема-инструкция для работы:

Приготовим основу для расположения наших звездных объектов. Возьмем пластиковую тарелочку и покрасим её в синий цвет. Можете использовать вообще такой цвет, какой допускает ваша фантазия. По периферии тарелки укладываем звезды, точки-планеты, астероиды из пластилина. Приступаем к изготовлению центральных планет. Здесь совсем необязательно лепить именно Землю или Сатурн, или Марс

Если хотите сделать именно эти модели, найдите готовые фото планет в интернете, и занимайтесь изготовлением шариков-планет. Если вам не важно, какую галактику вы представляете на аппликации, смело экспериментируйте. Вот один пример: скатайте шарик из пластилина зеленого цвета. Из голубых кусочков слепите маленькие точки – они послужат нам кратерами на планете

Посадите «кратеры» на модель небесного светила, а саму модель опустите на основу для аппликации.

 

Описание явления

В астрономии отсутствует термин «парад планет». Но сами учёные его достаточно активно используют. Парад планет — это расположение планет Солнечной системы относительно Земли, при котором все небесные тела можно видеть на одной условной линии. Угловое расстояние при этом не превышает 40−50 градусов. Если они займут такое положение, их можно будет наблюдать с Земли.

Есть мнение, что во время парада все объекты ближнего космоса находятся в одном ряду. Но это только частично правда. Например, при таком расположении не получится увидеть Венеру, которая является одной из главных участниц этого явления. А без неё ряд не будет выглядеть полноценно. Это обусловлено её местоположением — она находится к Солнцу ближе, чем Земля, поэтому при таком расположении окажется на дневной стороне планеты. Из-за этого её не получится увидеть. Это относится и к Меркурию.

Другие способы запоминания порядка планет солнечной системы для детей и взрослых

Еще один способ запоминания порядка планет – это сравнение с другими, но похожими словами и составление предложения с их использованием. К примеру: Меркнет (Меркурий) моя подруга Венера (Венера) на Земле (Земля). Потому что съела Марс (Марс), лежавший на пюпитре (Юпитер), а обёртку бросила в полную, то есть сытую урну (Сатурн), крикнув после этого «Ура» (Уран). И не ПТУ (Нептун), а институт окончила, сбежав потом с каким-то плутом (Плутон).

Между двумя богами на букву М: Меркурием и Марсом стоят 2 женщины: Венера и Земля. За богом Марсом стоит его папа — Юпитер. За верховным богом Юпитером — уникальная своими кольцами планета — Сатурн. В названии Сатурн зашифрован как Сатурн (САТ), так и последующие планеты: Уран (УР) и Нептун (Н). Следующий за ними Плутон планетой не является, но выглядит как пёсик Плуто с недоумением смотрящий на пантеон греческих богов перед ним.

Акронимы для запоминания планет

Еще один способ выучить порядок планет – использования акронима – то есть аббревиатуры, которая образуется первыми звуками слов во фразе. То есть это слово, которое можно произнести слитно, при этом оно является сокращением. Для заучивания планет можно запомнить акроним: МеВеЗеМа ЮСУНП.

Ход упражнения:

1. Детям предлагается среди разложенных на полу звезд,найти заданную:

– Найдите большую красную звезду, или маленькую зеленую.

— Найдите большую голубую звезду.

— Сравните,какая из больших звезд больше: красная или голубая? и т. д.

Игра » Вокруг солнца»

В каждой команде 6 человек, которые стают в колонны. Двум ведущим игрокам каждой команды дается воздушный шарик. Игроки обеих команд поднимают руки вверх. По команде руководителя участники игры передают воздушный шарик по рукам назад колонны. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданным заданием

Игра “Космонавты”

Ждут нас быстрые ракеты, дети врассыпную бегают по залу, на полу лежат

Для прогулок по планетам. обручи “ракеты” на один меньше, чем детей.

На какую захотим, по окончанию слов, дети забегают в обруч

На такую полетим. кому из детей обруча не хватила, выбывает

Но в игре один секрет — из игры

Опоздавшим места нет.

Дидактическое упражнение

«Маршрут ракеты».

Цель: — развивать у детей зрительное восприятие,

— активизировать зрительные функции глаз, развивать периферическое зрение.

— Формировать зрительно-двигательную ориентировку, графические навыки.

Планеты и даты

В разных типах парадов участвуют различные планеты. Например, в малом могут выстроиться в ряд Меркурий, Венера, Марс, а также Сатурн. В большом принимают участие:

  • Уран;
  • Сатурн;
  • Меркурий;
  • Юпитер;
  • Венера;
  • Марс.

В мини-парадах участвует всего лишь три планеты. В некоторых случаях бывают и расширенные выстраивания. При этом к трём небесным телам добавляются яркие звёзды и Луна.

В марте 2022 году астрономы прогнозируют парад, в котором будут участвовать такие объекты:

  • Юпитер;
  • Марс;
  • Сатурн;
  • Меркурий;
  • Луна.

Но жители России не смогут насладиться этим зрелищем. Зато в июне 2022 года появится возможность посмотреть на ряд из 5 планет: Юпитера, Марса, Венеры, Сатурна и Меркурия. Это достаточно редкое сочетание космических объектов. Полное выстраивание в последний раз произошло в 1982 году, а в следующий раз это явление повторится лишь в 2161 году, через 170 лет.

В некоторых случаях в период солнцестояния Земля и Солнце располагаются на экваторе галактики. В это время Солнце находится в её центре. Такое явление, согласно расчётам астрономов, крайне случается редко — один раз в 26 тысяч лет.

Заключение

Для того чтобы заинтересовать ребят астрономическими исследованиями, учитель должен правильно подобрать материал для первичного знакомства с планетами Солнечной системы. Интерес у школьников вызывают легенды, мифы, рассказанные так, чтобы у детей появилось желание самостоятельно найти материал о каждой планете.

Наши полеты в космос не прекращаются, кажется что фантазия моего ребенка (3 года 11 месяцев) уже улетела в другие галактики
. Даже два восковых карандашика в его руках превращаются в космические корабли
. Сегодня я вас не отвлеку надолго, постараюсь описать только самое интересное из последних занятий о космосе и поделюсь своими книжками.

Итак 10, 9, 8 ,7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, ПУСК! Полетели!