Комаров, владимир михайлович

Первый шаг к трагедии

Что же произошло на «Союзе-1» на заключительном участке спуска, как подкралась трагедия и где она прошла через испытательные рубежи? При нормальном ходе событий после входа в атмосферу на корабле «Союз» первой вводится основная парашютная система. Причем сначала в этой системе вводится тормозной парашют площадью 18 кв. м. Он тормозит корабль до скорости, безопасной для ввода основного купола на высоте 7 км. Затем тормозной парашют отцепляется от корабля, вытаскивает из контейнера упаковку основного купола и вводит его в действие (вытаскивает из мягкой камеры-упаковки).

Здесь же упаковка не вышла из контейнера, она оказалась зажатой в нем, а тормозной купол через фал, соединяющий его с упаковкой, так и остался связанным с кораблем. Этот случай не предусматривался разработчиками, поскольку казалось совершенно невероятным, чтобы тормозной купол, развивающий большое тянущее усилие, не вытащил упаковку основного парашюта. Такого никогда не было. Так к трагедии был сделан первый шаг.

54 года со дня гибели Владимира Комарова

54 года назад, 24 апреля 1967 года, произошла трагедия в истории освоения космоса: во время выполнения космического полёта на корабле «Союз-1» погиб дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР Владимир Михайлович Комаров.

В свой первый полёт Владимир Комаров отправился в 1964 году в качестве командира «Восхода-1» вместе с Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым. Это была первая в истории экспедиция на многоместном космическом корабле. Так СССР закрепил за собой приоритет в коллективных полетах. Длительность полета составила 24 часа 17 минут и 3 секунды.

23-24 апреля 1967 года Владимир Комаров совершил свой второй космический полёт на корабле «Союз-1». Подготовка запуска «Союза-1» проходила точно по графику: накануне Владимир Комаров прошел все медицинские обследования, и в три часа утра был готов к вылету. Все параметры ракеты-носителя и нового пилотируемого корабля перед стартом были в норме, температура в корабле достигала плюс пятнадцати градусов. Через 540 секунд после старта космический корабль «Союз-1» вышел на околоземную орбиту.

Программой полёта были запланированы стыковка «Союза-1» и «Союза-2» и переход космонавтов Алексея Елисеева и Евгения Хрунова из корабля «Союз-2» в корабль «Союз-1» через открытый космос. Из-за неполадок, возникших с «Союзом-1», программу пришлось свернуть. Было принято решение отменить старт второго корабля и выбрать подходящий виток, чтобы вернуть Владимира Комарова на Землю. Сначала он должен был приступить к посадке на 17-ом витке, однако она не состоялась из-за плохой работы новых датчиков ионной ориентации.

Утром 24 апреля на 18-м витке, через 26 часов 45 минут после запуска, космонавту удалось сориентировать корабль вручную, соразмеряя пространственное положение «Союза» с Землей. При этом требовалось не допустить серьезных отклонений корабля при полете над ночной стороной планеты. Подобных тренировок космонавты никогда прежде не проводили. После этого связь с «Союзом» вдруг резко прервалась, но Владимир Комаров вскоре сообщил, что все в порядке, и корабль перешел на траекторию баллистического спуска.

Тем не менее всеобщее ликование прервалось сообщением, что космонавту срочно требовалась медицинская помощь. Приехавшая на место посадки в районе Орска группа поиска обнаружила местных жителей, которые забрасывали горящий корабль землей, пытаясь потушить пожар. При спуске у корабля Владимира Комарова отказала парашютная система. Спускаемый аппарат разбился восточнее города Орск Оренбургской области. Владимир Комаров погиб.

На месте гибели космонавта в Оренбургской области, в 65 км от Орска, местными военными был установлен памятный обелиск. Через 20 лет после гибели Владимира Михайловича Комарова на месте обелиска возвели мемориальный комплекс.

Как все начиналось

Задачу создания космического корабля «Союз» его разработчикам пришлось решать в условиях острейшего дефицита веса, поскольку для него предназначалась та же ракета-носитель, что и для «Востоков». Шесть лет прошло от старта Ю. А. Гагарина. Шесть лет напряженной работы. Предусмотрены все мыслимые меры безопасности. Корабль оснащен специальной системой аварийного спасения, действующей на всех этапах полета, система приземления дополнена запасной парашютной системой на случай отказа основной.

До старта В. М. Комарова проведено два беспилотных пуска «Союза». Правда, оба неудачно. В первом дело до работы системы приземления не дошло. Из-за ошибок в системе управления корабль разрушился при входе в атмосферу. Во втором пуске при входе прогорело днище корабля. Система приземления сработала нормально. Требование представителей ВВС о проведении «чистого» эксперимента было отвергнуто. Их доводы посчитали неубедительными. Но в том-то и состоит особенность летного эксперимента, что для его проведения при соблюдении всех реальных условий никаких доводов не требуется.

Третий шаг

Парашютные контейнеры имели эллиптическое сечение и были довольно упругими конструкциями. При открытии крышек на высотах они испытывали сжатие из-за образующегося перепада давления снаружи и внутри корабля, что способствовало зажиму парашютных упаковок. Это был третий незамеченный шаг к трагедии. А миновать испытательный рубеж и шагнуть на борт «Союза-1» им помогло то обстоятельство, что во втором запуске, когда прогорело днище корабля, отсутствовал перепад давления, сжимающий контейнеры. В этом случае снаружи и внутри корабля давление было одинаковым. «Союз-1» снижался на тормозном парашюте с зажатой в контейнере укладкой основного купола на высоте примерно 6 км. Скорость такого снижения была слишком велика для безопасного приземления.

Запасная парашютная система как раз и сработала по признаку повышенной скорости снижения. Эту скорость определял специальный автомат, находившийся на борту «Союза-1», путем оценки времени прохождения кораблем заданного перепада высот (по атмосферному давлению) — мерной базы от 5 до 4 км. Если время прохождения мерной базы было меньше заданного, то автомат давал команду на ввод запасной парашютной системы. При этом предполагалось, что повышенная скорость может быть достигнута лишь при отказе сброса крышки контейнера основной системы или разрушении купола основного парашюта.

В последнем случае предусматривалась отцепка основного купола от СА. В обоих случаях предполагалось, что к моменту ввода запасной системы над СА будет чистое пространство. Запасный купол имел меньшую скорость приземления. Особенностью запасной парашютной системы было отсутствие тормозного парашюта. Торможение до безопасной скорости перед окончательным наполнением запасного купола осуществлялось за счет рифовки его кромки специальной рифовочной стропой. При этом какое-то время после начала ввода запасный купол оставался частично наполненным. Это тоже внесло свой вклад в трагический исход.