Сергей павлович королев и его вклад в науку

Две жены и одна дочь

Королев был женат два раза. Первая жена (1931 1948) — Ксения Винцентини. Познакомились они в школе, когда им было по 15 лет. Общие интересы и увлечения сблизили подростков. Ксения была потомственной итальянкой, родилась в Кишиневе. Ее дед заведовал училищем виноградарского виноделия. Сразу после окончания школы, Сергей сделал предложение, но Ксения попросила отложить свадьбу до того времени, когда они встанут на ноги и смогут обеспечить себя, семью и будущих детей.

Ксения окончила медицинский институт и получила распределение в Алчевск. В конце лета Королев приехал и повторил предложение выйти за него замуж. Молодая жена должна была отработать положенное время и только после этого ее отпустили в Москву. Там она приступила к работе в Боткинской больнице, где вскоре стала успешным хирургом-травматологом. Молодая семья жила скромно, все время отдавая любимой работе, вместе проводили каждый отпуск.

В 1935 году у них родилась дочь Наталья, Королев был безмерно счастлив. Осенью семья получила двухкомнатную квартиру на Конюшковской улице недалеко от зоопарка. И хотя она была на 6 этаже и без лифта, это не смущало ни Ксению, ни Сергея – это была их первая отдельная квартира.

Молодая жена и мать все время ждала ареста. В коридоре стояли «тревожные» чемоданчики, а на дочь были подготовлены бумаги для удочерения бабушкой, чтобы девочка не попала в детский дом.

После ареста мужа мать Королева запретила невестке предпринимать какие-либо действия, и сама стала писать письма и хлопотать за сына – матерей не трогали.

На работе директор, секретарь парткома и председатель месткома, после небольшого совещания, разрешили женщине продолжать работу несмотря на то, что ее муж был арестован. Но Ксении пришлось несладко, некоторые хирурги отказывались ассистировать при операциях жене врага народа.

Через 8 долгих лет разлуки Королевы смогли воссоединиться в Германии, однако счастливой жизни не получилось. Не смогла Ксения жить без работы, муж все время пропадал на объектах, а она в полном одиночестве проводила дни и ночи. Осенью, сославшись на то, что Наташе нужно в школу, она вернулась в Москву.

Не сложилась жизнь и после перевода Королева в Калининград. Чтобы конструктор не тратил время и силы на дорогу Королеву предоставили в Калининграде квартиру на улице Либнехта. Он сразу же попросил семью переехать к нему.

Ксения не могла бросить работу ведущего специалиста и сменить операционный стол на маленький кабинет провинциального врача

Была еще причина, по которой переезд был нежелателен: дошли слухи о том, что Королев обратил свое внимание на переводчицу с английского языка. Ее прикрепили к нему переводить журналы и статьи с английского на русский

Так они и продолжали жить: жена в Москве, муж в области. Когда Королев подал на развод Ксения взяла слово от дочери, что та никогда в жизни не будет встречаться с новой женой отца.

Сергей Павлович тяжело переживал разлуку с дочерью. Ежегодно на день рождения дочери он отправлял цветы и подарки – все было напрасно. Каждый свой день рождения он оправлял за ней машину. Дочь отказывалась от встречи. Автомобиль возвращался пустым.

И только в 1961 году Наталья Королева, став самостоятельной, возобновила отношения с папой.

Своей жене Королев рассказывал, что и теперь, во времена Хрущева он каждый день ожидает, что вежливые охранники перестанут быть такими, заломают ему руки поведут расстреливать или в тюрьму.

Вторая жена (1949 1966) — Нина Котенкова. Их сблизила совместная работа. Когда Королев вызвался ее проводить, оказалось, что они живут в одном доме и в одном подъезде. Они прожили вместе 19 лет.

Дочь Сергея Павловича Королёва, Наталья Сергеевна Королева пошла по стопам своей матери. Стала высококвалифицированным хирургом и опытным педагогом. Ее работа высоко оценена и правительством, и простыми людьми.

Раздел 3. Сергей Королев – академик. Научные труды

Достижения в сфере освоения космоса заслуживают отдельного внимания. Итак, этот талантливый советский специалист принимал участие в следующих проектах, направленных на:

  • Разработку баллистических ракет. В 1956 г. под его чутким руководством была создана двухступенчатая баллистическая ракета Р-7, ее модификация состояла на вооружении РВСН СССР. В 1957 г. он создал первые ракеты, работающие на основе стабильных компонентах топлива.
  • Создание первого искусственного спутника нашей планеты. С. П. Королев разработал его на основе боевой ракеты с трех- и четырехступенчатым носителем. В результате 4 октября 1957 г. этот спутник Земли был запущен.
  • Конструирование различных спутников и запуск аппаратов на Луну. Кроме всего прочего, ему удалось разработать геофизический спутник, парные спутники «Электрон» и автоматические станции к Луне.
  • Сборку пилотируемого корабля «Восток-1», который сделал возможным первый в мире полет человека — Ю. А. Гагарина — по околоземной орбите. За это Королева вторично удостоили звания Героя Социалистического Труда.

Личная жизнь

Ксения Винцентини стала первой любовью Сергея Королева. Девушка не страдала от недостатка поклонников, поэтому влюбленному парню пришлось очень постараться, чтобы заслужить ее благосклонность. Чтобы получить расположение Ксении Сергей даже стоял на руках на одной из крыш.

Его подвиги впечатлили девушку, и они начали встречаться. Перед поступлением в институт в Киеве молодой человек предложил Ксении пожениться. Но она отказала, решив сначала закончить учебу и встать на ноги.

Девушка окончила медицинский ВУЗ и оказалась по распределению в Донбассе. Королев несколько раз приезжал туда, уговаривая Ксению выйти за него замуж. В конце концов, ему это удалось, и в 1931 году они поженились. Через четыре года на свет появилась их дочь Наталья.

С женой Ксенией и дочерью Натальей

Сергей, на протяжении семи лет добивавшийся согласия Ксении выйти за него замуж, очень скоро потерял к супруге всякий интерес. Он стал изменять жене, и она знала об этом, но молчала и терпела. Но после того, как он вернулся из заключения, они так и не смогли наладить отношения, поэтому оформили развод в 1948 году.

Дочь, узнав об изменах отца, порвала все его фотографии и заняла сторону матери. Она не могла простить отца и не желала общаться с ним, только спустя большое количество времени дочь и отец вновь смогли сблизиться.

Второй раз знаменитый конструктор женился на Нине Котенковой. Их знакомство произошло, когда Нина пришла к Королеву, чтобы сделать перевод. Чуть позже у них начались близкие отношения, несмотря на то, что в то время Сергей был еще женат. Он оставил семью и женился на Нине, которая уволилась и стала заниматься домом.

Сергей и Нина

Начало

Королёв Сергей Павлович — человек удивительной судьбы. Годы его жизни пришлись на самый нелегкий период в стране. Много невзгод пришлось пережить и ему. Однако, несмотря на все трудности он смог устоять, смог доказать свою значимость. Сергей Павлович стал дважды Героем Социалистического Труда, академиком Академии наук СССР, основателем практической космонавтики. Спустя более чем полвека его вклад в развитие ракетно-космического направления Советского Союза остается незаменимым. Именно благодаря его таланту страна стала ракетной державой.  

Сергей Королёв, Нежин. 1912 год

Сергей Павлович появился на свет в 1907 году 12 января в городе Житомир Волынской губернии. Отец, Павел Яковлевич, преподавал словесность, а мать Мария Николаевна была дочерью нежинского купца. Оба были украинцами. Они развелись, когда будущему ученому было всего три года. Мать забрала сына и увезла его к своим родителям в Черниговскую область Украины, в город Нежин.

В начале 1-ой Мировой войны они оказались на грани разорения, поэтому летом 1914 года семье пришлось переехать в Киев. Больше Сергей в Нежине за всю свою жизнь так и не был. В 1915 году мать Сергея второй раз вышла замуж и вместе с мальчиком переехала жить к отчиму — Георгию Михайловичу Баланину.

В 1917 года Королёв поступает в гимназию, но закончить обучение ему не удается, так как начинается революция. Гимназию закрывают, и Сергею приходится сначала учиться в трудовой школе, а затем и вовсе уйти на домашнее обучение. Занимались с ним мать и отчим — оба были педагогами по образованию. Отчим параллельно имел второе образование: инженерное. Именно он вложил в Королева первые знания в этой области.

Интересные факты из биографии

  • В 1921 году знакомится с летчиками гидроотряда и участвует в авиационной жизни: в 16 лет читает лекции об авиации. Первое его изобретение, созданное в 17 лет, это безмоторный самолет К-5, рекомендованный к постройке.
  • 1924-1926 года – учеба в Киевском политехе.
  • В 1926 году переводится в Москву в высшее техническое училище. Участвует в организации планерной школы, становится инструктором и испытателем планеров, заканчивает школу летчиков, посещает аэродинамический кружок и разрабатывает легкие самолеты и планеры. Начиная с четвертого курса, работает в КБ.
  • С 1927 года четыре раза подряд участвует во Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле.
  • В 1929 года встречается с К. Э. Циолковским, который советует ему заняться космическими полетами дарит книгу «Космические ракетные поезда» и рекомендует обратиться к Фридриху Артуровичу Цандеру – инженеру ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института).
  • В феврале 1930 года под руководством А.Н. Туполева защищает проект самолета СК-4. Одновременно с этим Королев создает планер СК-3 «Красная звезда», на котором в свободном полете были выполнены петли Нестерова. Конструктор не смог сам выполнить полет, так как заболел тифом с осложнением в виде глухоты и потери памяти. До болезни у него была феноменальная память.
  • В марте 1931 года начинает работу в ЦАГИ старшим инженером по летным испытаниям. Главное событие этого периода – встреча с Цандером, который занимается испытаниями двигателя ОР-1. В работу включается и Королев. В сентябре 1931-го группа во главе с Цандером начинает разработку и испытание ракетоплана РП-1 с жидкостным двигателем.

Создание ракетного щита

Из Казани в 1944 и 1945 годах Сергей Павлович направляет в Наркомат письма с предложением постройки баллистических ракет на твердом топливе. Аргументированное обоснование создания специального КБ убедило руководство и в августе 1945 года Королева вернули в Москву.

А уже в сентябре направили в Германию руководителем научной программы по изучению V-2 (ФАУ-2) с присвоением звания подполковника. Изучив наработки Вернера фон Брауна, Королев отказался от немецкого подхода и самостоятельно разработал ракету с дальностью полета 600 км.

В октябре С. П. Королева наградили орденом «Знак почета» за плодотворную деятельность во время войны.

Постановлением Совета Министров СССР недалеко от Москвы (сейчас г. Королев) создается НИИ-88 с входящим в него особым КБ №1. С. П. Королев становится главным конструктором этого КБ. С этого момента Королев занимается только ракетостроением.

20 апреля 1956 года Сергей Павлович Королев удостаивается золотой звезды Героя социалистического труда.

С. П. Королев продолжает образование на философском факультете, посещает отдельные лекции ученых в разных институтах.

На созданном специальном факультете читает курс лекции на тему «Основы проектирования баллистических ракет дальнего действия».

С 1949 по 1958 год в ОКБ-1 были:

  • сконструированы (1948 г.) и поставлены на вооружение (1950 г.) ракеты Р-1;
  • построен полигон Капустин Яр;
  • произведено модифицирование Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е);
  • закончены испытания Р-5 и намечены 5 ее модификаций. Создана Р-5М с ядерной боеголовкой. Начато проектирование Р-11 и Р-11ФМ;
  • создана в 1956 г. межконтинентальная баллистическая ракета Р-7;
  • развернут полигон №5 в Казахстане (Ныне Байконур) и на нем испытана Р-7;
  • возведена в 1958-59 годах стартовая станция в Плесецке для постановки на боевое дежурство Р-7;
  • созданы в 1957 г. баллистические ракеты мобильного и морского базирования.

После модернизации ракета Р-7А, способная поразить цели на расстоянии 11000 км, до 1968года стояла на боевом дежурстве, а это целых 9 лет.

Итогом обращения в Военную прокуратуру, стала полная реабилитация С. П. Королева в апреле 1957 года.

Детство и юность

Дата рождения будущего конструктора отличается по старому и новому календарю — 30 декабря 1906 года или 12 января 1907. Он появился на свет в украинском городе Житомире. Его родители: мать — Москаленко Мария Николаевна, а отец — Королев Павел Яковлевич. Женщина происходила из Нежинского купеческого рода, мужчина родился в Могилеве, работал учителем словесности.

Когда ребенок достиг трехлетнего возраста, мать оставила семью. Сергей переехал в Нежин, где он проживал с бабушкой Марией Матвеевной и дедушкой Николаем Яковлевичем. В 1915 он стал посещать подготовительные занятия в Киевской гимназии, через два года перешел в Одесскую, куда переехал вместе с Марией Николаевной и ее новым мужем Григорием Михайловичем Баланиным. Но скоро учебное заведение закрыли, мальчику пришлось получать образование дома. С этим хорошо справились мать и отчим-инженер.

Уже в юные годы Сергей проявлял интерес к авиации. С 1922 по 1924 он учился в профессиональной школе, где прошел сразу несколько курсов, получил строительную специальность и посещал разные кружки. В этот период Королев завел знакомства с летчиками Одесского гитотряда и стал активным общественным деятелем в сфере авиации. В 16 лет юноша читал лекции студентам разных курсов, а через год спроектировал безмоторный самолет К-5. Он официально защитил свою работу перед комиссией, которая рекомендовала конструкцию к постройке.

Начало правления

Хотя наследование трона Елизаветой II пока было под вопросом, будущая монархиня в день совершеннолетия официально пообещала родной стране посвятить свою жизнь служению людям и процветанию Великобритании. 6 февраля 1952 года после ухода из жизни Георга VI принцессу провозгласили королевой.

Интересен тот факт, что коронация Елизаветы впервые в истории страны транслировалась по ТВ, что, по мнению большинства, обеспечило рост популярности телевещания в Британии. Примечательно, что владения молодой правительницы на момент наследования титула были значительно обширнее, нежели сейчас.

Тогда в Британскую империю входили Пакистан, Цейлон и Южная Африка, позднее вышедшие из-под ее власти. Взойдя на престол, Ее Королевское Величество немедля нанесла визит в каждое из государств, став первым правителем, который посетил Новую Зеландию и Австралию.

Королева с супругом и двумя старшими сыновьями

Елизавета живо интересовалась наукой, искусством и культурой, поэтому начиная с самых первых лет престолонаследования, принимала во дворце мировых знаменитостей. В королевском архиве сохранились снимки встречи с голливудской дивой – непревзойденной звездой кино и сцены Мэрилин Монро, прошедшей в 1956 году. Тогда девушкам исполнилось по тридцать лет.

В 1961-м году президентом США стал Джон Кеннеди. Через 4 месяца первое лицо Америки с супругой Жаклин Кеннеди посетили Великобританию, куда были приглашены на королевский ужин. Американский политик прибыл на аудиенцию с подарком…

Он вручил правительнице собственный фотопортрет. Историки до сих пор гадают, что планировал подобным жестом показать новоиспеченный президент. Ее Величество недоуменно приняла дар.

Коронация Елизаветы II

Жаклин Кеннеди поделилась, что волновалась перед предстоящей встречей с правительницей, но Елизавета тепло приветствовала первую леди США и, чтобы снизить беспокойство гостьи, показала ей королевскую коллекцию произведений искусства.

Через несколько месяцев супруга президента нанесла королеве еще один визит, но в этот раз прибыла одна. Встреча прошла легко и непринужденно, Жаклин была в восторге. Первая леди Америки через полгода собиралась принять монаршую особу у себя, но оказалось, что королева беременна, и визит пришлось отложить.

12 апреля 1961 года произошло грандиозное для всего мира событие – Юрий Гагарин впервые полетел в космос. Молодой летчик-космонавт из СССР мгновенно стал известным всему миру. Зарубежные правительства и государственные организации приглашали Юрия Алексеевича, и Великобритания тоже входила в их число.

Елизавета II захотела пообщаться собственнолично с выдающимся космонавтом и пригласила Гагарина на завтрак.

Пренебрегая протоколом, королева усадила Юрия Алексеевича подле себя, задавала советскому космонавту вопросы и с интересом общалась с этим незаурядным человеком. Позднее присутствующие вспоминали, что атмосфера встречи была очень теплой и располагающей к беседе.

Встреча супругов Кеннеди с королевой Великобритании

От энтузиастов-одиночек до НИИ и КБ

Первые теоретические выводы по физике полета ракеты сделал еще в конце XIX века Циолковский, однако эти работы практически не привлекли к себе внимания научного мира. Мало того — над ученым посмеивались и не воспринимали всерьез, а после прихода советской власти в стране и так хватало забот, поэтому первые отечественные ракеты начали строиться только в 1920-х годах. Хотя справедливости ради нужно отметить, что эпизодически проводились работы над реактивными снарядами для военных целей, однако конструкторы ставили при этом совершенно другие задачи.

Макет самолета «Высокий путь» конструкции С. П. Королева, 1932 год

К 1930-м годам ученые зашли в тупик: твердое топливо для ракет было малоэффективным, стало понятно, что на порохе создать ракету, способную подняться на значительную высоту, невозможно.

А о полетах в космос на порохе можно и не мечтать

Когда никакие ухищрения успеха не принесли, тогда-то и обратили внимание на предложение Циолковского использовать жидкое горючее (ученый сам не строил ракет, но практически все его предложения и теории нашли применение в ракетостроении)

Еще в 1921 году в Москве под руководством изобретателя Николая Тихомирова была образована лаборатория, которая в 1928-м стала называться Газодинамической (ГДЛ). Там как раз и велись работы по созданию реактивных двигателей на жидком топливе. Но активно этим стали заниматься только через год, когда была организована отдельная группа под руководством тогда еще малоизвестного конструктора Валентина Глушко, который сейчас признан одной из ключевых фигур советского ракетостроения.

В 1931-м произошло важнейшее событие в истории отечественного ракетостроения: в августе была создана легендарная Группа изучения реактивного движения (ГИРД). В ее состав вошли молодые изобретатели и ученые, фамилия каждого из которых сейчас известна, — Сергей Королев, Фридрих Цандер, Михаил Тихонравов и многие другие.

Макет кабинета ученого

Интересно, что ГИРД в то время была организацией, созданной на общественных началах, пользовалась минимальной поддержкой со стороны государства, а все работы проводились, что называется, на голом энтузиазме. И это не преувеличение: ни один сотрудник ГИРД (нужно отметить, что группы создавались в Москве, Ленинграде и других городах, Королев работал в МосГИРД) не получал зарплату — случай сейчас беспрецедентный, но в те годы это было нормальным явлением.

В 1933 году произошло слияние ГИРД и ГДЛ — так образовался Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), существующий и поныне (правда, сейчас он носит название Исследовательский центр им. М. В. Келдыша). В РНИИ попали все те ученые и конструкторы, которые работали в ГИРД и ГДЛ.

Перед запуском ракеты ГИРД-Х
на Нахабинском полигоне. С. П. Королев
стоит слева

Современному человеку трудно представить, какие по сложности технические проблемы решали пионеры ракетной техники, работавшие в ГДЛ, ГИРД, а позже и в РНИИ. Мы привыкли к реактивным самолетам, которые ежедневно пролетают над нашими домами, без восторга воспринимаем информацию об очередном удачном запуске ракеты-носителя со спутниками или людьми. И реактивный двигатель в целом кажется нам простым и надежным. Но 80 лет назад ситуация была иной — конструкторы не просто создавали первые реактивные двигатели, а чувствовали себя как на поле боя, с трудом и самоотверженностью отвоевывая каждый ньютон тяги, каждый сантиметр скорости истечения продуктов горения, каждую секунду нормальной работы двигателя.

Аналогия с полем битвы будет еще более полной, если учесть, что в ГДЛ, ГИРД и РНИИ во время испытаний взрывались десятки двигателей и ракет, и иногда они приводили к разрушениям и, что самое страшное, к человеческим жертвам.

Ракета ГИРД-Х в полете

Но даже это никого не останавливало, потому что каждый верил, что еще при их жизни ракеты полетят в космос, к Луне и другим планетам. В то время Сергей Павлович Королев стал, образно выражаясь, одним из главных стержней в ГИРД и РНИИ, на котором держались весь рабочий энтузиазм и вера в лучшее будущее, которое ждет ракету.

В этом же году в ГИРД смогли решить проблему с жидкостным реактивным двигателем — и осенью был совершен успешный запуск экспериментальной ракеты ГИРД-Х, работавшей полностью на жидком топливе (спирт и кислород), положившей начало целому классу аппаратов. Эта победа была началом нового пути, ведь создание более совершенных ракетных двигателей на долгие годы стало задачей № 1 во всем ракетостроении. Данная проблема остра и в наше время, но решение ее в 1930-х годах по-настоящему открыло дорогу к военному и мирному применению ракеты.

Конструктор

Сергей Королев оказался не только талантливым конструктором, но и организатором, сумевшим скоординировать работу всех подразделений.

Освоение вершин военной техники началось с создания ракеты с дальностью 300 км. В 1948 создается ракета Р-2 с дальностью 600 км, способная достичь некоторых американских баз. В результате дальнейших разработок появляется РДД Р-5М с дальностью 1200 км и ядерной боевой частью. Испытания стратегической ракеты проводились на Семипалатинском полигоне 2 февраля 1956 года.

Основным направлением Королева была разработка многоступенчатых межконтинентальных ракет. Созданная им баллистическая ракета (МБР) Р-7 имела дальность 8 тыс. км., модернизированный вариант МБР Р-7А – 12 тыс. км. Жидкостные МБР проигрывали американским твердотопливным, поэтому была создана экспериментальная ракета РТ-1 на твердом топливе. Современные ракетные комплексы оснащаются твердотопливными ракетами, в основе которых МБР РТ-2, созданная Королевым.

Первая любовь – первая жена

В 1922 году 15-летний Сергей сдал экстерном экзамены и поступил в предпоследний класс стройпрофшколы. Здесь он и познакомился с Лялей – Ксенией Винцентини. Она стала его первой любовью. Семья девочки имела итальянские корни. Подружившись с ней, он часто приходил к Ляле и ее брату в гости. Бывал здесь, правда, не только он, но и другие парни.

Ради того, чтобы добиться внимание девушки он буквально ходил на руках. Так, в частности, один раз он сделал стойку вниз головой на крыше двухэтажного дома

Пораженная девушка после такого лихого поступка разрешила парню поцеловать себя.

Сергей Королев, 1920-е годы. Фото: Commons.wikimedia.org

Сергей признался Ксении в любви на Торговой лестнице. Но поскольку прежние общественные устои рухнули, девушка заявила, что он, «сильная и независимая», сначала хочет получить высшее образование, устроиться на работу и только потом выходить замуж. Впрочем, у Сергея были тоже свои карьерные планы – он планировал ехать в Киев, чтобы поступить в Киевский политехнический институт на авиационное отделение. Собственно, так он и сделал в 1924 году. Ляля, тем временем, поступает в Харьковский медицинский институт.

Сергей параллельно с учебой в вузе также записывается в планерный кружок и успевает спроектировать несколько летающих аппаратов. Дальнейшее обучение Королев продолжил уже в Москве, где он поступил в Высшее училище имени Баумана и закончил при нем планерную школу, а после этого получил звание пилота-планериста.

Образование дало ему право получить должность конструктора на Московском авиационном заводе №22.  Несмотря на то, что прошли годы – единственной и горячо любимой женщиной для него остается его Ляля. Она приезжала несколько раз в Москву к Сергею. Подруги по вузу, знали, что у нее в Москве есть жених – пилот, авиаконструктор. Однако Ксения все еще не спешила выходить замуж.

В 1930 году, когда она закончила мединститут и ей дали назначение на Донбассе. Королев поехал к возлюбленной и еще раз предложил стать его супругой… И она согласилась.

ГИРД и Реактивный институт

В 1931 г. вместе с другим выдающимся изобретателем и ученым Ф. Цандлером Сергей Павлович организовал ГИРД – группу по изучению реактивного движения. Формально это была общественная организация, а фактически – научная лаборатория по разработке реактивных летательных аппаратов. Уже в 1933 г. на базе ГИРД был создан Реактивный научно-исследовательский институт, руководителем которого был назначен И.Т. Клейменов.

С.П. Королев, которому было всего 26 лет, сначала назначен был заместителем директора. Но его взгляды на развитие ракетной техники расходились с позицией И.Т. Клейменова. Королев оставил руководящую должность и стал начальником сектора. Он был одним из создателей легендарной «Катюши».

Характер

Сергей Павлович Королев имел очень своеобразный характер, о чем говорили его родственники и знакомые. Незаурядный ум в нем сочетался с детской неусидчивостью, которая не пропадала у него до самой смерти. Главной чертой, которая сделала Королева отцом космонавтики, стала мечтательность.
Королев был целеустремленным и упорным, что позволяло ему доводить все до конца. Как рассказывают коллеги Сергея Павловича, ему был свойственен пессимизм и цинизм, которые выработались в нем из-за тяжелой жизни. Впрочем, ученый выхода им не давал, всегда был спокойным, но угнетенным.

Леонид Кербер в своих воспоминаниях пишет, что Королев всегда был мрачен, а его любимая фраза, которую от часто стал использовать после заключения, была «хлопнут без некролога».

Личная жизнь знаменитого конструктора

Судьба Сергея Павловича складывалась непросто не только в отношении профессиональной деятельности, но и в личной жизни. Со своей первой женой они познакомились в строительной профессиональной школе, где учились в 15 лет. Одноклассницы очень любили Сергея Королёва, но ему нравилась Ксения Винцентини. Она была самой красивой из всех одноклассниц. Вокруг нее постоянно находились поклонники, что вызывало в Королеве жуткую ревность.

После окончания школы Сергей сделал Ксении предложение, но услышал отказ. Девушка хотела сначала получить образование. Ксения с отцом переезжает в Харьков и поступает в медицинский институт на лечебный факультет. После окончания института она отправляется по распределению в Луганскую область и приглашает к себе Королева. Как только у него появляется такая возможность, он приезжает и добивается согласия выйти за него замуж.

Ксения Винцентини с Сергеем Королёвым и дочерью Натальей

В 1935 году них рождается дочка Наталья, но семейное счастье длится недолго. В 1938 году Сергея арестовывают. В тюрьме он без конца терпит избиения и издевательства, ему угрожают арестом семьи. В то время супругу конструктора могли уволить из больницы из-за статьи мужа, однако главврач вошел в положение женщины, учитывая, что у нее есть маленький ребенок, поэтому Ксению оставили на работе.

Долгие восемь лет Сергей и Ксения думали, что уже никогда не увидятся. Только в заключении Королёв понял, как дорога ему супруга — он постоянно писал письма семье, но первая их встреча стала для них разочарованием. Ксения встретила его прохладно и настороженно. После освобождения Сергея Павловича они начали строить свои отношения заново. Ситуация осложнялась тем, что и один и второй очень много времени проводили на работе. Королёв занимался конструированием летательных аппаратов, а его супруга стала известным хирургом.

Сергей Павлович и Нина Ермолаева

В одну из командировок в Германию Ксения с дочкой поехали с Сергеем Павловичем, однако эта поездка только усугубила ситуацию. Ксения почувствовала себя не нужной. Она ждала от супруга внимания, простого человеческого общения, но он был полностью погружен в свои разработки и не замечал ничего вокруг. Он поздно приходил домой с работы без сил. Поездка в Германию образовала в отношениях огромную трещину.

После возвращения в Москву Королёву предложили работу в подмосковном Калининграде. Ему предоставили квартиру, однако Ксения категорически отказалась переезжать, так как не хотела бросать работу в своей больнице. Кроме того, до нее дошли слухи, что муж увлекся своей переводчицей – Ниной Ермолаевой. Сергей Павлович стал приезжать домой все реже и реже. В те дни, когда он навещал семью, Ксения была все время подавлена. Через некоторое время супруги официально развелись. Дочь Наталья узнала об этом от матери, когда процесс уже состоялся.

Наталья Королёва

После оформления развода она очень долго с ним не общалась. Они начал разговаривать только тогда, когда сама Наталья вышла замуж. Ксения всю свою жизнь так и не смогла забыть Сергея. Она до последнего дня хранила его письма из тюрьмы.

Когда умер королев сергей Павлович. Арест и заключение

Трудовая деятельность Королева в Реактивном научно-исследовательском институте была прервана в 1938 году арестом и признанием врагом народа по типичной для того периода 58-ой статье. Исследования ученого были представлены диверсией с целью подрыва мощи государства и нецелевом использовании финансирования против власти Советов.

Академик считал арест недоразумением, веря, что разберутся представители НКВД и как максимум завтра он будет дома.

Сталин одобрял и поощрял рукоприкладство для признания «содеянного». Продолжавшийся сутками допрос, сопровождаемый побоями и шантажом, сделал из Королева «виноватого без вины». Суд приговорил его к десяти годам лишения свободы. Мать ученого добилась пересмотра дела, что требовало прибытия заключенного с прииска Мальдяк в Москву. По дороге ослабленный Королев заболел, что спасло ему жизнь. Нахождение в лазарете послужило причиной опоздания на последний перед закрытием навигации пароход «Индигирка», затонувший в Охотском море.

Арест и заключение стоили:

  • Многочисленных переломов, включая переломы обеих челюстей, неправильно сросшихся впоследствии.
  • Черепно-мозговой травмы закрытого типа.
  • Мерцательной аритмии, приведшей к ишемической болезни сердца.
  • Заболеваний легочной системы.
  • Цинги и падения иммунитета.

Рассуждая над ответом, от чего умер Сергей Королев, следует рассматривать причинно-следственную связь в контексте ГУЛАГа, навсегда подорвавшего здоровье.