Что такое космический лифт и когда его построят?

Нет достаточно прочного материала для троса

Нагрузка на трос может превышать 100 000 кг/м., так что материал для его изготовления должен обладать чрезвычайно высокой прочностью для устойчивости к растяжениям, и при этом очень низкой плотностью. Пока такого материала нет — не подходят даже углеродные нанотрубки, считающиеся сейчас самыми прочными и упругими материалами на планете.

К сожалению, технология их получения только начинает разрабатываться. Пока что удаётся получить крошечные кусочки материала: самая длинная нанотрубка, которую удалось создать — пара сантиметров в длину и несколько нанометров в ширину. Удастся ли когда-нибудь сделать из этого достаточно длинный трос, пока неизвестно.

Какие проекты есть сейчас?

Самый амбициозный проект космического лифта предложили исследователи Зефир Пеньор из Кембриджского университета и Эмили Сэндфорд из Колумбийского университета. Их лифт представляет собой кабель, который соединяет Землю с Луной. По расчетам исследователей, такой кабель достаточно протянуть от Луны до геосинхронной орбиты (то есть орбиты Луны). Изготовить его можно из углеродных полимеров толщиной с карандаш.

Лифт, согласно проекту, совершает полный оборот раз в месяц. Это позволит распределить центробежную силу так, чтобы она проходила через точку Лагранжа — там, где гравитационные поля Земли и Луны полностью нейтрализуют друг друга. Там же предлагают разместить орбитальные станции (сейчас они вращаются на орбите Земли). В точке Лагранжа значительно меньше изменение скорости силы тяжести, поэтому оброненные предметы остаются рядом, а не улетают в атмосферу.

На реализацию проекта понадобятся миллиарды долларов. Но это позволит на две трети сократить расходы на топливо, которое уходит на запуски ракет. Кроме того, проект откроет возможности для создания колоний-поселений на поверхности Луны.

С 2005 года NASA проводит конкурс на лучшую модель космического лифта — аппарата, который поднимется по тросу на максимальную высоту с максимальной скоростью. Подобные же конкурсы проводят в Германии и Японии. Пока что самый выдающийся результат — 1,2 км. Победители получали гранты на свои исследования, но так и не смогли продвинуться дальше прототипа.

В Канаде разработкой лифта занимается Thoth Technology. Компания получила патент США на свою разработку башни, которая сохраняет жесткость за счет сжатого газа. В концепции канадцев лифт будет доставлять грузы на высоту 20 км, откуда их будут забирать ракеты. Это позволит экономить до 30% топлива.

Проект башни канадской компании Thoth Technology

В Японии создание космического лифта активно поддерживается государством. Местная Obayashi Company обещает построить лифт к 2050 году. Компания работает с частными подрядчиками и университетами, чтобы создать максимально прочные нанотрубки.

В 2018 году на МКС стартовал эксперимент STARS-Me, разработанный физиками из японского университета Сидзуока. Это автономный роботизированный спутник с космическим мини-лифтом, который будет в миниатюре моделировать условия, с которыми могут столкнуться подобные системы. Его камеры будут следить за движением двух крошечных лифтов по десятиметровому тросу в невесомости.

Китайцы намерены опередить Японию и построить космический лифт к 2045 году. Они тоже ведут разработки в области углеродных нанотрубок. В 2018-м исследовательская группа Университета Цинхуа запатентовала технологию создания углеродного волокна, 1,6 г которого выдерживает до 800 тонн.

Место расположения

В космосе есть две точки, в которых стыковочный порт лифта может поддерживать стабильное лунно-синхронное положение: точки Лагранжа Земля-Луна и . Эксцентриситет лунной орбиты 0,055 означает, что эти точки не зафиксированы относительно лунной поверхности: находится на расстоянии 56 315 км +/- 3183 км от обращенной к Земле стороны Луны (на лунном экваторе), а находится 62 851 км +/- 3539 км от центра обратной стороны Луны в противоположном направлении. В этих точках влияние гравитации Луны и влияние центробежной силы, возникающей в результате синхронного вращения твердого тела лифтовой системы, компенсируют друг друга. Точки Лагранжа и являются точками нестабильного гравитационного равновесия, что означает, что потребуются небольшие инерционные корректировки, чтобы гарантировать, что любой объект, расположенный там, может оставаться неподвижным относительно лунной поверхности.

Обе эти позиции значительно дальше, чем 36 000 км от Земли до геостационарной орбиты. Кроме того, вес конечности кабельной системы, идущей вниз до Луны, должен быть уравновешен кабелем, идущим дальше вверх, а медленное вращение Луны означает, что верхняя конечность должна быть намного длиннее, чем для наземной системы. , или быть увенчанным гораздо более массивным противовесом. Чтобы подвесить килограмм кабеля или полезного груза прямо над поверхностью Луны, потребуется 1000 кг противовеса, что на 26000 км дальше . (Меньший противовес на более длинном кабеле, например, 100 кг на расстоянии 230000 км — более чем на полпути к Земле — будет иметь такой же балансирующий эффект.) Без притяжения земной силы тяжести потребовался бы самый низкий килограмм кабеля 1000 кг противовеса на расстоянии 120 000 км от Луны. Среднее расстояние Земля-Луна составляет 384 400 км.

Точка привязки космического лифта обычно считается на экваторе. Однако есть несколько возможных вариантов размещения лунной базы на одном из полюсов Луны; база на пике вечного света могла бы использовать почти непрерывную солнечную энергию, например, или небольшое количество воды и других летучих веществ может быть захвачено в постоянно затемненных кратерах. Космический лифт можно было поставить на якорь возле полюса Луны, но не прямо у него. Можно использовать трамвай, чтобы подвести кабель к полюсу, поскольку низкая гравитация Луны позволяет использовать гораздо более высокие опорные башни и более широкие пролеты между ними, чем это было бы возможно на Земле.

Вступление

Автором идеи космического лифта является Константин Эдуардович Циолковский. В 1895 году, осматривая в Париже новенькую Эйфелеву башню, Циолковский задумался о том, насколько реально было бы построить башню высотой до геостационарной орбиты, чтобы доставлять по ней грузы прямо в космос. Конструкция получалась практически неосуществимой: мало того, что ее основание на земле было бы сопоставимо по площади со всем Парижем, так и даже самая прочная сталь не выдержала бы такой нагрузки. Тем не менее, идею башни или мачты, выходящей прямо на орбиту, можно отнести к «невозможностям первого класса» в соответствии с парадигмой Мичио Каку: создание такой конструкции не противоречит законам физики, мы просто не владеем материалами и технологиями для осуществления проекта.

Следующая, вполне прикладная попытка подступиться к идее космического лифта была предпринята уже в СССР в 1960 году. 31 июля в воскресном приложении к «Комсомольской правде» вышла статья «В космос – на электровозе», написанная Юрием Николаевичем Арцутановым (1929 – 2019), в ту пору учившимся в аспирантуре Ленинградского технологического института. Тогда (третий год продолжаются космические запуски, но человек на орбите еще не бывал) Юрий Николаевич справедливо отметил, что космический полет на ракете не сможет стать массовым явлением, так как оказывает запредельные нагрузки на человеческий организм, а также требует тратить непозволительно много ресурсов и энергии на преодоление гравитации. Поэтому, предположил Арцутанов, запуск ракет должен осуществляться с орбиты, там, где они с легкостью будут приобретать вторую космическую скорость и отправляться в нужном направлении. Для этой цели на орбите должен быть развернут «целый город с оранжереями, обсерваториями, гелиоэлектростанциями, мастерскими, складами горючего и взлетно-посадочными устройствами для межпланетных ракет». Доставка людей и грузов на такую орбитальную станцию должна осуществляться по вертикальной трассе длиной 50-60 тысяч километров, так как для металлической конструкции такого размера примерно на высоте 42 тысячи километров центробежная сила (обусловленная орбитальным вращением Земли) станет примерно равна силе тяжести, под которой конструкция могла бы рухнуть на землю. Соответственно, такую конструкцию потребовалось бы составить из «наземной» несущей части, которая имеет переменную, увеличивающуюся толщину на пути к геосинхронной орбите, и из противовеса, который начинается на высоте порядка 42 000 километров и уравновешивает силу тяготения собственной центробежной силой.

Ажурную конструкцию подобной мачты Арцутанов предполагал снабдить железнодорожными путями, действующими по принципу маглева (поезда на магнитной подушке). Поезд должен был бы постепенно разгоняться до тех пор, пока не достигнет первой космической скорости, причем, гнать его вверх должно было исключительно магнитное поле. Горючее при этом бы не тратилось.

Здесь вкратце остановлюсь на практических соображениях, позволяющих осознать пользу и даже необходимость космического лифта. Космический лифт технически нереализуем в настоящее время – прежде всего, потому что у нас нет технологии для промышленного производства нанотрубок или аналогичного легкого и крепкого материала, из которого можно было бы собрать такой лифт. Тем не менее, космический лифт в отличие, например, от гиперлупа, не является улучшением какой-либо существующей технологии. Это принципиально новый, экологически чистый, а в долгосрочной перспективе — еще и экономичный проект. Космический лифт  открывает реальные возможности долговременной колонизации околоземной орбиты, колонизации Луны с возможностью устраивать экспедиции в любую точку нашего спутника. Космический лифт является одной из самых реалистичных предпосылок для освоения точек Лагранжа, которые, в свою очередь, могут оказаться удобны для промышленной переработки астероидов. Наконец, космический лифт – незаменимая технология для высадки на суперземли и благополучного отбытия с них. Теперь давайте обо всем по порядку.  

Проблема седьмая: общество

Допустим, международная кооперация и лучшие умы человечества решат все озвученные сложности и космический лифт гордо вознесется над Землей, попирая суровую гравитацию. Колоссальное сооружение, разумеется, станет одним из ключевых символов прогресса, успеха и процветания западной, научноориентированной цивилизации. А значит, превратится в привлекательный объект для всех ее противников.

Разрушение космического лифта в результате террористических атак могло бы стать событием, которое и по масштабам, и по эффекту воздействия затмит все произошедшее 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и после этого. Гибель этой громадины будет серьезным ударом и в финансовом, и в самом прямом смысле: представьте себе неконтролируемое падение троса длиной в десятки тысяч километров и многотонной массы со всеми смонтированными на нем элементами… Неудивительно, что лифт должен быть стопроцентно защищен от всех возможных атак с суши и воздуха.

Кстати, именно эти соображения стали одной из важных причин, по которым наземную инфраструктуру космического лифта предлагается возвести на морской платформе, оборонять которую от самодеятельных террористов намного легче. Но и тут нас ожидают малопредсказуемые последствия — уже со стороны экологических активистов.

Их тревогу можно понять: как отмечают многие защитники планеты, большой масштаб грузовых перевозок вдоль лифтового троса чреват появлением у Земли намертво привязанной к ней дополнительной массы. Элементарные расчеты показывают, что при колоссальной длине троса это способно повлиять даже на скорость вращения планеты вокруг своей оси, замедляя его. Последствия такого влияния могут быть действительно непредсказуемы. И даже если мы замедлим Землю на несколько наносекунд, можно ждать самых яростных протестов «зеленых» — например, под лозунгами вроде «Сохраним угловой момент планеты!».

В случае отказа

Если, несмотря на все эти меры предосторожности, лифт все равно будет отключен, результат будет зависеть от того, где именно произошла поломка:

Вырезать возле точки привязки

Если лифт разрезать в его якорной точке на поверхности Земли, внешняя сила, создаваемая противовесом, заставит весь лифт подняться вверх на более высокую орбиту или вообще вырваться из-под земной гравитации. Конечная высота разорванного верхнего конца кабеля будет зависеть от деталей распределения массы лифта .

Разрезан примерно до 25000 км

Если разрыв произошел на большей высоте, примерно до 25000 км, нижняя часть лифта опустилась бы на Землю и задрапировалась бы вдоль экватора к востоку от точки привязки, в то время как теперь неуравновешенная верхняя часть поднялась бы на более высокую орбиту. Некоторые авторы (например, писатели-фантасты Дэвид Герольд в « Прыжки с планеты» и Ким Стэнли Робинсон в « Красном Марсе» ) предположили, что такой сбой будет катастрофическим, поскольку тысячи километров падающего кабеля создадут полосу метеоритных разрушений вдоль всей планеты. поверхность. Однако в большинстве конструкций кабелей верхняя часть любого кабеля, падающего на Землю, сгорает в атмосфере . Кроме того, поскольку предложенные первоначальные кабели имеют очень низкую массу (примерно 1 кг на километр) и плоские, нижняя часть, вероятно, осядет на Землю с меньшей силой, чем лист бумаги, из-за сопротивления воздуха при спуске.

Выше 25000 км

Если бы разрыв произошел со стороны противовеса лифта, нижняя часть, теперь включающая «центральную станцию» лифта, начала бы падать и продолжила бы спускаться обратно, если бы ни одна из частей нижнего кабеля не вышла из строя. В зависимости от размера он либо сгорит при повторном входе, либо ударится о поверхность. Механизм, позволяющий немедленно перерезать кабель под станцией, предотвратил бы возвращение станции и привело бы к ее продолжению на высокой и слегка измененной орбите. Моделирование показало, что по мере того как нисходящая часть космического лифта «оборачивается» вокруг Земли, нагрузка на оставшуюся длину кабеля увеличивается, в результате чего его верхние части отламываются и отбрасываются. Детали того, как эти части ломаются, и траектории, которые они выбирают, очень чувствительны к начальным условиям.

Космический лифт. Идеи К.Э. Циолковского. Иные проекты и концепции:

Космический лифт – конструкция для запуска космических аппаратов в космос без использования ракет.

Впервые данную идею высказал Константин Эдуардович Циолковский. На эту идею его вдохновила Эйфелева башня. Он представлял себе космический лифт, расположенный внутри высочайшей башни, идущей до околоземной орбиты. Впоследствии данная концепция была существенно доработана и видоизменена.

На сегодня предложено несколько концептов реализации данной идеи.

Первая концепция космического лифта основана на выводе в космос специального троса, сделанного из высокопрочного материала. Эту идею предложил Юрий Арцупанов. Один конец троса присоединен к поверхности Земли, а другой находится на геосинхронизированной орбите в неподвижной точке в космосе, т.е. на высоте порядка 100 000 километров. Трос постоянно находится в натянутом состоянии. По нему передвигается сам лифт (специальная капсула, подъемник), который выводит на нужную орбиту полезный груз. Натянутое состояние троса обеспечивается земным притяжением нижнего конца и центростремительным ускорением (центробежной силой) верхнего конца троса. Для начала движения лифта с земли на орбиту необходимо придать усилие. Далее, при подъёме груз будет ускоряться за счёт вращения Земли, что позволит на достаточно большой высоте отправлять его за пределы тяготения Земли. Для движения в обратном направлении гравитационное поле Земли притянет капсулу (подъемник) к поверхности.

В дальнейшем было предложено несколько вариантов первой концепции. Но они мало чем отличаются друг от друга, разве только в используемом материале. Так, предлагается в качестве материала троса использовать углеродные нанотрубки.

Вторая концепция космического лифта, называемая Thoth, заключается в строительстве вертикальной конструкции из модульных труб, выполненных из кевлар-полиэтиленовых композитов, заполненных гелием. Материал труб по сравнению с другими строительными технологиями самый легкий среди известных строительных материалов, а гелий будет удерживать конструкцию вертикально. Космический лифт Thoth будет иметь высоту 20 км. На конце данной конструкции будет площадка, с которой будет происходить запуск космических аппаратов.

Возможные варианты использования

Материалы с Земли могут быть отправлены на орбиту, а затем на Луну для использования лунными базами и установками.

Бывший президент США Джордж Буш в своем обращении к своему « Видению исследования космоса» предположил, что Луна может служить рентабельной площадкой для строительства, запуска и заправки топливом для будущих миссий по исследованию космоса. Как отметил президент Буш, «(лунная) почва содержит сырье, которое можно собрать и переработать в ракетное топливо или пригодный для дыхания воздух». Например, предлагаемая тяжелая ракетная система Ares V может рентабельно доставлять сырье с Земли на стыковочную станцию (подключенную к лунному лифту в качестве противовеса), где будущие космические корабли могут быть построены и запущены, одновременно извлекая лунные ресурсы. может быть доставлен с базы на поверхности Луны, недалеко от точки якорной стоянки лифта. Если лифт каким-то образом был связан с лунной базой, построенной недалеко от северного полюса Луны, тогда рабочие могли бы также добывать водяной лед, который, как известно, существует там, обеспечивая достаточный источник легкодоступной воды для экипажа на стыковочной станции лифта. Кроме того, поскольку общая энергия, необходимая для транзита между Луной и Марсом, значительно меньше, чем между Землей и Марсом, эта концепция может снизить некоторые инженерные препятствия для отправки людей на Марс.

Лунный лифт также может использоваться для транспортировки припасов и материалов с поверхности Луны на орбиту Земли и наоборот. По словам Джерома Пирсона, многие материальные ресурсы Луны могут быть извлечены и отправлены на околоземную орбиту более легко, чем если бы они были запущены с поверхности Земли. Например, сам лунный реголит может использоваться в качестве массивного материала для защиты космических станций или космических кораблей с экипажем во время длительных миссий от солнечных вспышек , излучения Ван Аллена и других видов космического излучения . Природные металлы и минералы Луны можно добывать и использовать для строительства. Лунные залежи кремния, которые могут быть использованы для создания солнечных панелей для массивных спутниковых солнечных электростанций , кажутся особенно многообещающими.

Одним из недостатков лунного лифта является то, что скорость поднимающихся транспортных средств может быть слишком низкой, чтобы эффективно использовать его в качестве транспортной системы для людей. В отличие от земного лифта, большее расстояние от стыковочной станции до поверхности Луны означало бы, что любой «лифт-вагон» должен был бы поддерживать экипаж в течение нескольких дней, даже недель, прежде чем он достигнет места назначения.

Что думают эксперты?

В NASA считают, что сама концепция космического лифта очень перспективна. Главную ставку делают на японский и китайский проекты — то есть, запуск лифта к 2050 году.

Митио Каку, профессор физики Городского колледжа Нью-Йорка, популяризатор науки и футуролог, называет космический лифт «Святым Граалем освоения космоса»:

«Представьте, что вы нажимаете кнопку «вверх» и поднимаетесь на лифте в небо. Это могло бы открыть космос для каждого человека».

Митио Каку о космическом лифте

Питер Суон, президент Международного консорциума по созданию космического лифта ISEC, тоже настроен оптимистично: «Эта технология открывает феноменальные возможности, она обеспечит человечеству доступ к Солнечной системе. Я думаю, что первые лифты будут работать в автоматическом режиме, а спустя 10-15 лет в нашем распоряжении уже будут от шести до восьми таких устройств, достаточно безопасных, чтобы транспортировать людей».

Однако Суон также говорит и о трудностях: «Единственная технологическая проблема, которую предстоит решить — подбор подходящего материала для изготовления троса. Все остальное мы можем построить уже сейчас».

Кевин Фонг, основатель Центра высотной, космической и экстремальной медицины при Университетском колледже Лондона, тоже считает идею амбициозной: «Мне нравится дерзость концепции космического лифта. Я могу понять, почему она кажется людям такой привлекательной. Возможность добираться до низких орбит Земли недорого и безопасно открывает для нас всю внутреннюю область Солнечной системы».

При этом Фонг признает, что строительство космического лифта — достаточно сложный процесс. Он считает, что даже если людям удастся преодолеть технические сложности, получившаяся конструкция будет представлять собой «гигантскую натянутую струну, сводящую космические аппараты с орбит и постоянно подвергающуюся бомбардировке космическим мусором». Кроме того, строительство такого лифта потребует активного использования космических кораблей и большого количества выходов в открытый космос за всю историю человечества.

Илон Маск и вовсе усомнился в реальности этой идеи. Выступая на конференции в Массачусетском технологическом институте, он сказал:

«Это слишком технически сложная задача. Проще соорудить мост между Лос-Анджелесом и Токио, чем построить лифт на орбиту».

Существуют ли материалы, из которых можно построить сооружение такой высоты?

С другой стороны, по мере того как вы будете приближаться к космическому пространству, гравитация станет ослабевать, а центробежная сила — увеличиваться, поэтому трос, натянутый в невесомости, будет испытывать более высокие нагрузки. В результате этого центральная точка конструкции будет испытывать наибольшие, колоссальные нагрузки на растяжение.

Усилие, воспринимаемое тросом, можно рассчитать по следующей формуле, приведенной в видео, где «G» — гравитационная постоянная, «M» — масса Земли, «ρ (low)» — плотность материала троса, «R» — радиус Земли, «Rg» — радиус стационарной орбиты.

В видео подсчитано, какой из доступных материалов мог бы выдержать эту силу. В качестве примера предлагается стальной трос с плотностью порядка 7900 килограммов на кубический метр, подставляется в значение «ρ», …

Итого после вычислений получается, что максимальное напряжение при натяжении составляет 382 Гига Паскаль. Это в 240 раз выше прочности стали.

Однако материалу с меньшей плотностью, чем у стали, требуется меньшее растягивающее напряжение. Кроме того, трос можно сделать тоньше, поскольку он будет испытывать минимальные силы вблизи поверхности Земли или у противовесов.

Предположим, что самая тонкая часть троса составляет 5 мм.

Далее рассчитаем диаметр самой толстой части. Если используется сталь, диаметр самой толстой части составит 1,76×1054 метра. Поскольку известный размер наблюдаемой Вселенной составляет 8,8×1026 метров, теоретически требуется стальной трос диаметром большей толщины, чем Вселенная. Это означает, что построить лифт с применением стали точно невозможно. Тем не менее даже сегодня существуют другие материалы, гораздо более прочные, но при этом обладающие низкой плотностью.

Итого на сегодняшний момент подсчитано, что толщина троса из композитного материала, например из углеродного волокна, составит 170 метров, а из кевларового волокна — 80 метров, но сделать кевларовое волокно толщиной 80 метров технологически невозможно как с технической, так и с экономической точки зрения.

Таким образом, ответ на вопрос «Существуют ли материалы для создания космического лифта?» однозначный — НЕТ, НЕ СУЩЕСТВУЮТ!

Но это не может быть невозможно в будущем. Уже сегодня есть перспективные наработки, например, одним из таких материалов будущего, которые могли бы вынести на своих плечах столь титанический проект, являются углеродные нанотрубки (УНТ).

Прочность углеродных нанотрубок поразительна: одно из исследований показало, что максимальное растягивающее напряжение достигает 130 гигапаскалей, а плотность составляет всего 1300 килограммов на кубический метр. И, вроде как, японцы на данный момент являются пионерами в проведении разработок в этом направлении. Однако пока остается много инженерных проблем для практического применения углеродных нанотрубок. И об их практическом применении можно будет говорить лишь после очень долгих тестов и доработок.

Конструкция и принцип работы

Впервые идею космического лифта высказал основоположник теоретической космонавтики — Константин Эдуардович Циолковский, когда увидел Эйфелеву башню. Тогда он представлял себе лифт, расположенный внутри высочайшей башни. К сегодняшнему дню концепция было значительно доработана и видоизменена. Наиболее популярная концепция космического лифта состоит из четырех основных частей и представляется в следующем виде.

Первая часть – это основание. Это место располагается на поверхности Земли, к нему крепится трос и с него начинается подъем груза. Оно может быть двух видов: подвижным и стационарным. Подвижное основание, к примеру, установленное на океанском судне, способно проводить маневры уклонения троса от природных стихий, вроде ураганов и бурь. Стационарное же основание обойдется значительно дешевле, по причине уменьшения длины троса и более простого доступа к источнику энергии.

Вторая важная часть конструкции, это собственно сам трос, вдоль которого будет происходить перемещение подъемников. Его конец должен проходить через геостационарную орбиту, находясь на которой, любой объект обращается вокруг Земли с той же угловой скоростью, что и сама планета вокруг своей оси. Таким образом колебания троса будут минимальны. Толщина троса должна быть неоднородна, так как в каждой его части нагрузка разнится. То есть ближе к поверхности планеты конструкция будет вынуждена выдерживать свой собственный вес (в том числе и вес подъемников с грузом), тогда как ближе к орбите трос вынужден уравновешивать центробежную силу, направленную от Земли.

Третья часть конструкции – противовес. Его предназначение состоит в натяжении троса. Однако в перспективе его можно будет использовать также для удаленного запуска кораблей и космических грузов на другие планеты. Противовес должен располагаться за геостационарной орбитой на высоте более чем в 144 тыс. км, и представлять собой любой тяжелый объект, например, астероид или даже космический док. Если с поверхности Земли по тросу будет свободно двигаться космический аппарат, то он сможет набрать скорость, достаточную для того, чтобы выйти за пределы Солнечной системы.

Вариант реализации космического лифта

Четвертый основной компонент космического лифта – это сам подъемник. Его конструкция может быть представлена большим количеством концептов, среди которых можно выделить основной принцип работы. Как видно из представленной схемы, на подъемник будет действовать две силы: сила притяжения и сила Кориолиса. Вторая возникает в результате вращения Земли и с ее помощью подъемник воздействует на трос, прогибая его. В случае вертикального движения подъемника со скоростью 200 км/ч, трос наклоняется на 1 градус относительно поверхности планеты. Для осуществления этого подъема потребуется сила, направляющая подъемник от Земли, которой будет содействовать и горизонтальная сила Кориолиса. Вероятно, для создания подобной вертикальной силы потребуется использование эффектов электромагнетизма.