Ломоносов, михаил васильевич

Биография Ломоносова по датам

8 (19) ноября 1711 года появился на свет Михаил Васильевич Ломоносов в селении Денисовка, что в Архангельской области. Семья, в которой появился на свет великий ученый жила богато. Основным занятием его отца было рыболовство. Поэтому, что говорится с младых ногтей, выходил Михаил с батюшкой на промысел.

Такие походы в море дали много для общего развития Михаила Васильевича. Он научился ценить красоты русской природы, видеть необычное в обыденном, в том, что мы зачастую не замечаем.

Кроме эстетической составляющей, плавание и рыболовство сформировали основу характера Михаила Ломоносова.

В раннем возрасте Ломоносов научился читать и писать, но в совершенстве владеть грамотой он стал лишь в возрасте четырнадцати лет.

Отец решил, что, когда его наследнику исполнится девятнадцать – он его женит. Михаилу не понравилась подобная перспектива и он, когда ему исполнилось девятнадцать, пешком отправился в Москву получать образование. Этот поступок рассказывает о внутренних качествах Ломоносова, о том, что у Михаила была непреодолимая тяга к знаниям.

В 1731 году Ломоносов добрался-таки до стольного града Москвы и поступил в академию Славяно-греко-латинскую. Время учебы можно охарактеризовать как трудное и бедственное, потому что главная проблема – это голод.

Благодаря железной выдержке и стальной силе воли Михаил Васильевич всего за пять лет освоил двенадцатилетний курс обучения в учебном заведении.

Наступил 1736 год. Михайло, как нескольких прочих хорошо занимающихся учащихся, отправляют в Германию, чтобы там постигали и совершенствовали познания в технической и естественной областях наук.

Также, там на немецкой стороне, Ломоносов Михаил увлекся изучением иностранных языков и литературы.

Благодаря любви к словесности, он стал формировать собственную библиотечку, почетное место в которой заняли труды античных и современных писателей.

В Германии Михаил Васильевич ведет активную научную работу: читает лекции студентам, пишет научные доклады, проводит опыты, и, конечно же, постигает новые науки.

Параллельно, в связи с увлечением литературой, начинает слагать вирши.

В 1741 году Ломоносов приезжает в Россию.

В 1742 году Михайло становится аспирантом Петербургской академии наук, а спустя всего три года – он уже профессор в области химической науки.

Прошло некоторое время и вот настал 1754 год. Это год знаменательный для российской науки, потому что Михаил Васильевич создал проект Московского университета, который впоследствии станет носить имя того, кто некогда стоял у его истоков.

В научном плане, Ломоносов совершил немало: открыл физический закон сохранения материи, в оптике разработал теорию цвета, создал специальные оптические приборы.

Примерно в это же время Михаил Ломоносов увлекся изучением истории России. В результате он создал труд «Краткий российский летописец с родословием». Этот научный труд приобрел широкую популярность среди историков, потому что в разы упростил работу с исторической документацией. Также эту книгу прочитали многие грамотные люди того времени, да и сейчас ее популярность остается достаточно высокой, но, увы, в узких кругах.

Когда знаменитому соотечественнику исполнилось пятьдесят четыре года, то он заболел пневмонией. Медицина в то время была, к сожалению, не так технологична, как сегодня, и Ломоносов скончался от банального воспаления легких.

Прах великого ученого упокоен на Лазаревском кладбище Петербурга 4 (15) апреля 1765 года.

5, 6, 7, 9 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

Личная жизнь

В краткой биографии Ломоносова сказано, что во время нахождения в Марбурге он имел отношения с дочерью вдовы пивовара, в доме которой жил. Далее события развивались следующим образом:

  1. Елизавета Цильх стала его женой, но уже после рождения их первой дочери Екатерины. Обвенчали пару в феврале 1739 года.
  2. Когда Михаил покинул город и уехал во Фрайберг, жена осталась в родном городе.
  3. После дезертирства из прусской армии он некоторое время жил в доме своей тещи. В 1741 году, уезжая в Петербург, Михаил не взял с собой жену и ребенка.
  4. Долгое время в России он не говорил о том, что женат. После того как жена обратилась в посольство, не стал отрицать своей женитьбы и помог семье перебраться в Петербург. К этому времени Елизавета родила второго ребенка — мальчика, названного Иваном. Однако он умер в младенчестве.
  5. Первая дочь супругов Ломоносовых умерла в 1743 году. Существуют данные о третьем ребенке. Это была дочь Елена, рожденная в 1749 году. Она умерла в возрасте 23 лет, успев родить сына и трёх дочерей. Поскольку сыновей у Ломоносова больше не было, его линия прервалась на нем.

Умер Михаил Васильевич в 1765 году в возрасте 54 лет от тяжелой формы пневмонии, похоронен на Лазаревском кладбище в Петербурге. Современники утверждают, что за несколько дней до смерти его посещала Екатерина II. После смерти все его научные труды были изъяты, поскольку императрица не желала передавать открытия Ломоносова в чужие руки.

Основные достижения в искусстве

На этом поприще, судя по биографии Ломоносова, нон прославился в основном в области мозаики. Одним из первых шедевров его рук можно назвать изображение Богоматери и иконку Нерукотворного спаса.

А вот самым, пожалуй, известным творение мастера, вне всяких сомнений можно назвать поясной портрет царя Петра I, выполненные полностью из мозаичных кусочков, ныне выставленный в Эрмитаже.

Не меньшего внимания заслуживает и его «Полтавская баталия», а также портрет Шувалова.

Кроме того, если говорить о теории, ученый в свое время написал множество трактатов, в которых научно обосновал принципы смешивания цветов, а его работы всерьез брали за основу многие художники последующих поколений.

Город в годы ВОВ

23 сентября немцы заняли Петергоф, вышли к Финскому заливу. Ораниенбаум оказался в двойном кольце блокады, потому что сухопутной связи с Ленинградом не стало. Снабжение продуктами нашего мирного населения начало осуществляться только от скудного пайка Ленинграда.

Жизнь в городе, занимавшем тогда площадь пять квадратных километров, на которую в отдельные дни падало боле 700 бомб и снарядов, когда плотность обстрела была больше, чем в Ленинграде, когда немцы стреляли с близкого расстояния (до вражеских окопов было 4 километра, где-то и того меньше), и не только из тяжёлых видов оружия, но и из миномётов, — превратилась для его жителей в ад.

Систематические бомбёжки и обстрелы разрушали жилые дома и предприятия, было много убитых и раненых, особенно в районе порта, откуда осуществлялась связь с Ленинградом. В городе к началу 1942 года после гибели многих под обстрелом и эвакуации на судах раненых и ослабевших от голода осталось около 2 тысяч жителей, из них несколько сотен детей дошкольного и школьного возраста. А ведь перед войной здесь проживало около 30 тыс. человек. Снижались нормы продовольствия. В январе 1942 года норма выдачи хлеба составляла 100 грамм на человека. Начался страшный голод, резко увеличилась смертность.

Жители города держались мужественно: участвовали в организации партизанских отрядов для боевых действий в тылу врага, занимались размещением и снабжением воинских частей, истребительных батальонов, госпиталей. Были созданы службы МПВО и домовые комитеты самообороны. Сооружали противотанковые рвы, лесные завалы, линии надолб и колючей проволоки. Побережье Финского залива для предотвращения высадки десанта врага было заминировано. В короткие сроки Ораниенбаумский плацдарм превратился в неприступную крепость.

Горожане выходили на субботники, расчищали город от завалов, нечистот, чинили крыши домов, рыли щели. Молодые жители ходили по квартирам, помогая больным, собирали сирот и отправляли их в детский дом, который находился в непростреливаемой части города.

Для соблюдения графика поездов женщины и дети заготавливали в лесу дрова и в корзинах оставляли их вдоль железной дороги по пути следования поездов.

Отдельного упоминания заслуживает Парковская Школа — единственная работавшая в осаждённом Ораниенбауме и объединившая всех уцелевших детей и учителей.

В жесточайшей битве за Ленинград, когда Ораниенбаум стал городом-фронтом, особая судьба была уготована его историко-художественным, архитектурным и природным памятникам, представляющим собой богатейшее культурное наследие России.

Война прервала мирную жизнь и созидательную работу. Уже 23 июня 1941 года по приказу Управления культурно-просветительских учреждений дворцы-музеи и парки пригородов Ленинграда были закрыты. Вступил в действие «мобилизационный план», согласно которому музейные ценности должны были направиться в глубь страны. Начались работы по подготовке экспонатов к эвакуации, консервации помещений дворцов, укрытию скульптуры. Сотрудники музея засыпали полы и залы песком, большие вазы наполняли водой, окна и двери забивали деревянными щитами, парковую скульптуру захоронили в парке. Плафоны, картины, ценную мебель, стеклярусные панно, фарфор запаковывали в ящики и перевозили на баржах в Ленинград.

Это был период жесточайших бомбардировок с воздуха и артиллерийских обстрелов. Не сумевшие овладеть Ораниенбаумом, фашистские войска подвергали город бомбёжкам. Удары были направлены и на его ценнейшие памятники. Снаряды рвались у Китайского дворца, повреждая фасад, во дворце Петра III снаряд уничтожил камин в Спальне императора. В парках Ораниенбаума были разрушены и повреждены деревья, фонари, мосты. В тяжелейшие годы — 1941, 1942, 1943-й — дворцы охранял Н.М. Михайлов, уже немолодой человек, выполнявший функции и сторожа, и коменданта, и директора. Вместе со своими двумя детьми он следил за дворцами, предотвращал случаи проникновения и разграбления, тушил зажигательные бомбы.

Жизнь и работа в России

Летом 1741 года, после возвращения на родину, Ломоносова направили изучать естествознание под руководством профессора Амману. Никакого жалования ему на период обучения не полагалось. Чтобы как-то выживать, Михаил для Минерального кабинета Кунсткамеры составлял каталог окаменелостей и минералов. Также написал две диссертации по химии и физике в надежде, что их рассмотрят, одобрят и он получит авторский гонорар.

Но его диссертации лежали мёртвым грузом, так как канцелярией Академии наук руководил тогда немец Шумахер, а он способствовал продвижению своих соотечественников.

К счастью Ломоноса, в ноябре 1741 года началось правление императрицы Елизаветы Петровны, Михаил решился написать к ней прошение о присуждении ему должности. И уже в начале 1742 года он был назначен адъюнктом физического класса, получил квартиру на две комнаты, свечи, дрова и 360 рублей годового жалования.

В 1745 году после защиты диссертации «О металлическом блеске» Ломоносов получил звание профессора химии.

В 1749 году при Академии наук проходило торжественное собрание, на котором Ломоносов произнёс своё знаменитое «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне». С этого времени Михаил имел успех при дворе, сблизился с фаворитом императрицы Шуваловым И. И., а сама Елизавета Петровна пожаловала учёному мызу Усть-Рудица и четыре окрестные деревни, где он обустроил фабрику мозаики.

В 1757 году Ломоносов стал членом канцелярии Академии наук. Одновременно с этим была опубликована одна из самых известных его работ «Слово о рождении металлов от трясения земли».

В следующем 1758 году он стал управлять в Академии географическим департаментом и начал составление нового «Атласа России».

1759 год ознаменовался в его жизни выходом «Рассуждений о большой точности морского пути». Здесь учёный описал новые изобретённые им приборы, с помощью которых можно будет определять широту и долготу.

В 1761 году вышел его научный трактат «О сохранении и размножении российского народа».

Огромное значение для развития российской науки имели его работы:

  • «О слоях земных»;
  • «Краткое описание разных путешествий»;
  • «Древняя Российская история»;
  • «Первые основания металлургии или рудных дел»;
  • «О пользе книг церковных в российском языке».

Скончался великий учёный в возрасте 53 лет от воспаления лёгких. Это произошло 19 апреля 1765 года. Его похоронили в Александро-Невской лавре.

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов был первым русским ученым-естествоиспытателем, литератором, историком, художником, а главное — организатором российской науки. Родился он 19 ноября 1711 года недалеко от села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина, занимавшейся морским промыслом. Его мать умерла очень рано, поэтому воспитывала маленького Мишу его мачеха. Читать он научился рано, а первыми прочитанными книгами были «Грамматика», «Арифметика» и «Стихотворный Псалтырь».

В холодном декабре 1730 года Ломоносов на рыбном обозе уехал в Москву, и в январе 1731 года, представившись сыном дворянина, стал учащимся Славяно-греко-латинской академии, где учился 5 лет и изучал латинский язык, а также всю тогдашнюю «науку». Как одного из самых лучших учеников, в 1735 году его отправили учиться в Санкт-Петербург в Академический университет, а уже через год будущий ученый вместе с тремя студентами был направлен в Германию, чтобы углубленно изучать математику, физику, философию, химию и металлургию. В Германии будущий ученый женился, и у него родились дети, но выжила только дочка Елена.

Изучив все премудрости европейской науки, спустя 5 лет он вернулся в Россию и поступил на службу в физический класс Академии, а в 1745 году стал первым русским, которого выбрали профессором химии. В то время лекции читались на латыни либо на немецком языке, но профессор Ломоносов добился того, чтобы чтение публичных лекций осуществлялось на русском языке. В 1746 году он добивается того, чтобы для учебы набирали студентов из семинарий, хлопочет о доступности книг, о том, чтобы все естественные науки могли применяться на практике, а также пишет научные трактаты по физике и химии.

В то время российский народ практически не имел доступа к наукам, поэтому с 1748 года Ломоносов вступает в ожесточенные споры с немцем Миллером, который в те годы возглавлял Академию, он обвиняет его в том, что в науке тот принижает русский народ. В 1748 году учёный добился построения первой в России химической лаборатории для проведения исследований.

С 1749 года Михаила Ломоносова начинают принимать в высшем свете, и вскоре ученый привлекает внимание Императорского Двора. Но все свои знакомства в высшем свете ученый использует для развития российской науки

После того, как при его непосредственном участии ученого в 1755 году состоялось открытие Московского университета, он отстаивает права на образование самого низшего русского сословия. В 1758 году ученому поручают контролировать работу Географического департамента, Исторического собрания, университета и Академической гимназии при Академии Наук. В эти годы он работает над составлением Российского Атласа, занимается устройством гимназии, а в 1763 году избирается членом Академии художеств. В конце своей жизни Ломоносов избирается почетным членом Болонской и Стокгольмской Академий наук. Умер Михаил Васильевич Ломоносов 15 апреля 1765 года от простуды.

Этот доклад о М. В. Ломоносове идеально подойдёт для ученика 3 или 4 класса. Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:

Краткая биография Ломоносова

Среди биографий ученых Ломоносов занимает особое место потому, что он вошел в науку еще и как астроном и приборостроитель, географ и металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

Такое количество областей знаний дает нам полное право утверждать, что Михаил Ломоносов – это один из немногих примеров универсального гения.

Едва ли краткая биография Ломоносова позволит нам осветить все стороны жизни этой уникальной личности, но самое главное мы вам расскажем.

Ранние годы

Родился Михаил Ломоносов 8 ноября 1711 г. в селе Мишанинская, что в Архангельской губернии. До середины XVIII века деревни Денисовка и Мишанинская существовали порознь, а затем были объединены в одно село Ломоносово.

Родители Ломоносова были состоятельными людьми, так как отец Василий был деятельным и трудолюбивым рыбаком. Михаил с ранних лет начал выходить с отцом в море.

Грамоте и чтению Ломоносов обучался у дьячка местной Дмитровской церкви. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел читать и грамотно писать, что для того времени и места была немало.

Когда маленькому Михаилу было 8 лет, умерла его родная мать. Отец женился еще два раза, и последняя, третья жена, с самого начала возненавидела Михаила Ломоносова.
Это сильно угнетало юного гения, и он, узнав, что отец собрался его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Ранним декабрьским утром он убегает из дому, и через три дня догоняет караван рыбаков, направляющийся в Москву. Упросив их не прогонять его, он благополучно прибывает с ними в столицу.

Годы учебы и деятельность

Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов подделал документы, выдав себя за сына холмогорского дворянина. Дело в том, что простому крестьянину дорога в учебные заведения была закрыта.

Так начинается тяжелый период в биографии Ломоносова. Бедность и постоянная нужда лишали будущего ученого многих насущных потребностей, но он с невероятным упорством продолжал обучение, поглощая все новые и новые знания.

В 1734-1735 проходит учебу в Киево-Могилянской академии, а затем возвращается в Москву заканчивать Славяно-греко-латинскую академию.

В 1736, в числе лучших студентов, отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки. Параллельно он осваивает иностранные языки и изучает европейскую литературу. Начинает делать переводы художественных произведений.

Краткая биография Михаила Ломоносова не позволяет во всей красе рассказать, какой невероятно пытливой и любознательной натурой он был. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Но даже при такой колоссальной занятости он умудряется регулярно и углубленно заниматься поэзией, литературой и историей.

В 1739 он женится в Германии на дочери квартирной хозяйки, а в 1741 Михаил Васильевич возвращается на родину в Россию.

В 1742 Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Уникальное наследие

Вклад Ломоносова в самые разные сферы науки очень велик. Например, именно он впервые выдвинул идею о том, что весь материальный мир состоит из атомов и молекул. Официально ученый мир заговорил об этом только спустя 100 лет.

Также он заложил основы физической химии, которая объясняет химические явления на основе законов физики.

Его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики.

Независимо от Леонардо да Винчи (чьи работы были найдены гораздо позже), Михаил Ломоносов изобрел первый прототип вертолёта.

Его литературное творчество содержит произведения на разных языках: «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», стихотворения и многое другое.

В 1754 году Ломоносов разработал проект Московского университета, который позже был назван в его честь. Кроме всего сказанного, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также и в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Михаил Васильевич серьезно занимался риторикой и словесностью став, по сути, основоположником русского языка.

Кончина

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Детство

Будущий академик появился на свет 19 ноября 1711 г. в северной окраине империи, в Архангельской губернии, а именно в деревне Мишанинской, располагавшейся на Курострове в низовье Северной Двины.

Его отец Василий Дорофеевич был работящим, мужественным, строгим, но добрым и религиозным человеком. Выходец из крестьянской семьи, он занимался зверобойным и опасным в суровых северных морях рыбным промыслом, имел свое судно, землю, дом, хозяйство, нажитые тяжелым трудом. Он первым из поморов построил судно типа «гукор», с помощью которого не только ловил рыбу, но и доставлял грузы.

Мать Михаила, Елена Ивановна, дочь просвирницы-вдовы дьякона из близлежащего села, не уступала мужу в трудолюбии и была заботливой и любящей матерью.

Единственный сын Ломоносовых рос смышленым, пытливым и рассудительным ребенком. Он быстро всему учился, с детства помогал родителям по дому, подростком ходил с отцом на охоту и на судах за рыбой. Однако его беззаботное детство закончилось в 1720 году, когда умерла мама. Отец привел вначале одну, а после ее смерти вторую мачеху, что сделало родной дом чужим и холодным для мальчика.

Сделанные открытия

Ломоносов был не только ученым-теоретиком, который лишь сидел в кабинете и над картами делал свои открытия. Михаил Васильевич лично возглавил несколько географических экспедиций на север, изучал родную Архангельскую область и неоднократно ездил в Сибирь, занимаясь там исследованием полезных ископаемых. Им были открыты несколько золотых жил, давших стране тонны золота.

По своему происхождению Ломоносов был из поморских крестьян, а его родная деревушка располагалась на самом берегу моря. Неудивительно, что дальние плавания так влекли эту отважную и романтичную натуру

Отправиться в кругосветное путешествие у Ломоносова всё же не получилось, однако он уделял внимание Арктике, неоднократно совершал вылазки в северные края. Им были сделаны карты северных морских путей, он изучал время и длительность становления льдов, что позволило обосновать возможность исследования Северного Ледовитого океана

Ломоносов исследовал:

  • Архангельскую область.
  • Арктику.
  • Северные моря.
  • Западную Сибирь.

Занимаясь географическими исследованиями, Ломоносов часто вступал в конфликт с другими академиками, в том числе с многочисленными приглашенными немцами. Они не видели смысла в составлении атласа, тем более не хотели выдавать финансы на организацию дальних плаваний.

Вклад Ломоносова в географию сегодня изучается в старших классах российских школ. Ученикам рекомендуется кратко составить небольшие доклады, в которых будет говориться о заслугах этого великого учёного, описываться экономическая выгода от сделанных им открытий и рассказываться о том, какая территория присоединилась к России во время экспедиций этого первооткрывателя.

https://youtube.com/watch?v=SmzASAjpYEU

Главные достижения

Великий ученый М. В. Ломоносов стал основоположником российской науки. Именно он совершил множество открытий и продвинул использование учеными русского языка. Перечислять все его заслуги можно очень долго, и это делают многочисленные исторические исследователи. Мы же расскажем о нескольких главных достижениях, связанных с именем Ломоносова:

  1. Объяснение полярных сияний как природного явления (до этого загадочное свечение не имело достоверного объяснения и считалось чудом). 
  2. Открытие атмосферы у планеты Венера.
  3. Выделение молекул и атомов в составе веществ (это стало основой для молекулярно-кинетической теории, которую мы знаем в современном мире). 
  4. Выведение отдельной дисциплины – «экономической географии». 
  5. Создание науки о стекле (она произошла на стыке физики и химии). Ломоносов представил обществу возможность создания цветных стекол и варку смальт. Сам он создавал таким образом уверительные мозаичные картины. 
  6. Многочисленные филологические труды. Среди них – «Русская грамматика», внесение реформ в стихотворное творчество и введение в русский язык новых слов (большинство из них связано с различными научными исследованиями). 

Нельзя забывать и о том, что Михаил Васильевич был отличным филологом и поэтом. Он написал несколько произведений, и одно из них даже было отмечено государственной наградой (есть легенда, согласно которой две тысячи рублей были доставлены ему на двух возах, так как в казне были только медные деньги). Среди известных поэтических сочинений М. В. Ломоносова: «Размышления о Божием величестве»; «Гимн бороде»; «Блаженство общества всядневно возрастает…», «Ода на день восшествия Елисаветы».

Ведущим жанром его произведений (их относят к лирике) является торжественная ода. 

Российская грамматика М. В. Ломоносова

Очень много сделал великий русский ученый для создания русских научных терминов, что было одним из важнейших моментов в борьбе против засорения русского языка иностранными словами, которые «вкрадываются к нам нечувствительно, искажают собственную красоту нашего языка». Многие употребляемые нами научные названия введены Ломоносовым.

От Ломоносова ведут свое начало: удельный вес (интересно, что здесь Ломоносов в нужном ему смысле использовал старинное слово «удел»), земная ось, равновесие тел, преломление лучей, воздушный насос, зажигательное стекло. Некоторые научные термины Ломоносов не счел возможным или нужным заменить русскими, но упростил их, придав более близкое русской речи звучание: формула, пропорция, барометр, горизонт, микроскоп, квадрат (вместо квадратуум). Другой вопрос — усовершенствование русского синтаксиса — Ломоносов разрешил как практически, показав образцы ясно, просто, четко построенных предложений, так и теоретически, создав первую русскую грамматику, сменившую старые церковно-славянские. «Российская грамматика» Ломоносова долгое время была учебником русского языка в школах; большинство правил ее вошло затем в новые школьные учебники.

Двести с лишним лет, отделяющие нас от времени Ломоносова, отодвинули от нас деятельность его как поэта и как филолога. Но его величие не меркнет. Как поэт Ломоносов сделал огромный шаг в будущее. Без него не достигли бы высот Державин и Жуковский. Он был предшественником Пушкина. Дело Пушкина как творца русского литературного языка было облегчено Ломоносовым. Он первый в России положил начало науке о языке.

В великом Ломоносове поражает нас не только гениальность ученого, но и удивительная человечность. Это был человек простой и смелый, исполненный высокого человеческого достоинства. Как хорошо сказал он о себе в письме к И. И. Шувалову: «Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но ниже у самого господа бога, который дал мне смысл, пока разве отнимет».

Непримиримый и резкий в отношениях с «неприятелями российских наук», Ломоносов был добр и заботлив к людям в несчастье. Трогательно его попечение о семье погибшего друга профессора Рихмана.

И конечно же, не только известность его как ученого и поэта привела к гробу великого русского человека «огромное стечение народа», о чем свидетельствует враг Ломоносова — Тауберг.

Ломоносов умер в 1765 г., на пятьдесят четвертом году жизни.

Не сразу и не все, что сделал Ломоносов, получило мировое признание. Может быть, только в наши дни человечество оценило по заслугам величие гения Ломоносова. Пушкин назвал его «первым нашим университетом». Это мудрая, хотя и не претендующая на полноту, оценка. Ломоносов был великий человек, вышедший из самой гущи русского народа, русский человек, воплотивший в себе лучшие качества великого русского народа.

Учителю особенно дорог Ломоносов. Это был учитель, воспитатель, просветитель, много заботившийся о русской школе

И он был живой пример, убеждающий, как важно даже гениальному человеку быть великим тружеником

по материалам журнала «Начальная школа», 1961 год

Детские годы Ломоносова

О детстве будущего ученого, писателя и художника сведений не очень много, хотя дата его рождения установлена точно – 8 ноября 1711 года, а по новому стилю – 19 ноября. Он появился на свет в Архангельской губернии, в деревне, которая сейчас носит его имя, а тогда называлась Мишанинской. Других детей в семье Ломоносовых не было. Отец был рыбаком. Семья считалась зажиточной, но склонности к образованию у родителей не было, о чем Ломоносов позднее кратко упомянул в своей автобиографии. Когда мальчику было девять, мать его умерла. Отец после этого дважды женился. Вторая жена относилась к ребенку неплохо, а вот третья оказалась самой настоящей мачехой – жестокой и злой. С детства Ломоносов освоил рыбацкий промысел. Рыбачил вместе с отцом на Белом море. Мальчик был очень наблюдательным, он хорошо изучил окружающую природу, умел ориентироваться по звездам, а тяжелая работа закалила – он всегда оставался физически очень сильным. Тогда же он начал учиться грамоте у местного дьячка. Изучал грамматику, арифметику по знаменитому учебнику Магницкого, церковные книги. Писал красиво и грамотно, то есть в родных краях мог считаться очень образованным человеком. Он полюбил книги, но этого его родные не понимали. Отец готовил сына к обычной жизни рыбака-помора, но накануне своей свадьбы юноша сбежал в Москву.
Рис. 2. Михаил Ломоносов в молодости

Активная деятельность Михаила Васильевича Ломоносова

Кем же был Михаил Васильевич? Смерть Ломоносова прервала его выдающуюся научную и просветительскую деятельность. Он был членом Академии художеств, почетным членом Шведской и Болонской академий наук.

Когда умер Ломоносов, выдающийся деятель науки и культуры, осталось богатейшее наследие. Он сделал много научных открытий, некоторые из них нашли подтверждение только спустя десятилетия.

В 1832 году в Архангельске за великие достижения установили памятник ученому. Изваяние создал скульптор Мартос. В 1940 году был открыт музей Ломоносова. Он был создан на месте именной усадьбы. Основой музейной экспозиции являлись научные и литературные труды выдающегося деятеля. Годы спустя, памятники ученому были возведены в селе Ломоносово и в городе Северодвинске.