Содержание
Служба
В 1953 году поступает, по комсомольскому набору, в летное училище Кременчуга. В 1954 году получает звание сержанта.
В 1955 году по разнарядке отправлен в военное авиационное училище летчиков испытателей Чугуевска. Оканчивает училище в звании лейтенанта в 1957 г. и получает распределение в 10-ю Гвардейскую авиационную истребительную дивизию, находящуюся в Кременчуге.
В 1959 году, празднуя свой 25 день рождения, Алексей Архипович знакомится со своей будущей женой Светой Доценко, 14 ноября сыграли свадьбу. На следующий день Алексей Архипович отбывает на службу в Германию, где служит старшим летчиком авиационного полка. Только весной, получив вызов, приезжает жена космонавта Светлана Павловна Леонова.
11 января 1960 создают часть для подготовки космонавтов в закрытом Звездном городке, в дальнейшем Центр подготовки космонавтов.
И уже в марте зачисляют первых космонавтов, в их число попадает и Алексей. Леонов знакомится с Гагариным Юрием (летчик космонавт СССР, годы жизни и смерти 9 марта 1934 — 27 марта 1968), вместе часто ездят на охоту.
Блестяще сдает выпускные экзамены в апреле шестьдесят первого года.
Получает звание старшего лейтенанта двадцать восьмого марта 1960 г., звание капитана десятого июля 1961.
Весной 1963 года его начинают подготавливать, в качестве резервного пилота на космический корабль «Восток 5».
С августа 64 начал проходит подготовку для полета на корабле «Восход 2».
Алексей Леонов готовится вместе с Павлом Ивановичем Беляевым (летчик космонавт, дата смерти 10 января 1970). Восемнадцатого марта 1965 года совершает свой первый космический полет вторым пилотом «Восход- 2».
В 11 часов 34 минуты он совершил выход в космическое пространство на двенадцать минут и девять секунд и удалился от корабля на пять метров. Это был 1-ый выход человека в открытый космос.
Не все прошло гладко, возникло несколько нештатных ситуаций, полет длящийся 26 часов 2 минуты 17 секунд, закончился благополучно.
В этот же день Алексею Леонову присваивают звание —подполковник.
23 марта присвоены звания Героев Советского Союза Беляеву и Леонову, а также им вручают медали «Золотая Звезда», ордена Ленина.
Назначен космонавтом инструктором первого отряда космонавтов Центра подготовки 14 марта 1966 году.
С 25 июня 1966 заместитель командира 1-го отряда Центра.
1968 год, Алексей Архипович заканчивает инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Жуковского.
А 22 января 1969 все переживали, жив ли космонавт Леонов? Алексей Архипович находился в автомобиле, вместе с другими космонавтами, когда машину расстреливал в упор Владимир Ильин. Он считал, что там находится Леонид Ильич Брежнев.
В марте 1969 назначают старшим инструктором космонавтом и заместителем начальника первого управления.
В период с 1967 по апрель 1973 годы неоднократно Леонов проходил предполетные подготовки, но полеты по разным причинам не состоялись.
С мая 1973 года по июнь 1973 проходит подготовку в качестве командира экипажа, программа ЭПАС (программа совместного полета советского корабля «Союз -19» и американского «Аполлон»). Второй полет в космос космонавт Леонов совершил, совместно с Валерием Николаевичем Кубасовым, 15 июля 1975 года. Впервые была проведена стыковка космических кораблей разных стран. Длительность полета составила 5 дней 22 часа 51 секунду.
За проявленное мужество и героизм, успешный полет 22 июля 1975 получает звание генерал-майор авиации, награждается орденом Ленина и второй медалью «Золотая звезда».
В марте 1976 года назначен командиром отряда космонавтов.
С 26 января 1982 отчислен из отряда, Леонова назначают на должность 1-ого заместителя начальника Центра по летной и космической подготовке. Где он служит по сентябрь 1991 года.
9 марта 1992 года уволен в запас по возрасту.
Космонавт Алексей Леонов
Возвращение домой
Борьба Леонова за жизнь была завершена; люк за его спиной захлопнулся, отделив тесный светлый уютный мирок кабины «Восхода-2» от темного бесконечного холода космического пространства. Но тут возникла другая проблема. Начало повышаться парциальное давление кислорода в кабине, оно дошло уже до 460 мм и продолжало расти, — и это при норме в 160 мм. Малейшая искра в электросхемах приборов могла привезти к взрыву. Позднее выяснилось, что из-за того, что долгое время «Восход-2» был стабилизирован относительно Солнца, он нагревался неравномерно (с одной стороны +150°С, а с другой -140°С), что привело к незначительной деформации корпуса. Датчики закрытия люка сработали, но осталась небольшая щель, из которой улетучивался воздух. Система автоматики исправно обеспечивала жизнеобеспечение космонавтов, подавая в кабину кислород. Разобраться самостоятельно с этим экипаж был не в силах, и космонавтам оставалось лишь с ужасом наблюдать за показаниями приборов. Когда общее давление достигло 920 мм, люк под его напором захлопнулся, и угроза миновала — вскоре атмосфера внутри кабины нормализовалась.
Но и на этом беды космонавтов не закончились. В штатном режиме корабль должен был начать программу посадки после 17-ого витка, но тормозная двигательная установка не сработала в автоматическом режиме, и корабль продолжал с бешеной скоростью нестись по орбите. Сажать корабль пришлось в ручном режиме, Беляков сориентировал его в правильное положение и направил в безлюдную местность в тайге в районе Соликамска. Больше всего тогда командир боялся попасть в густонаселенный район и задеть линии электропередач или дома. Был также риск залететь на недружественную на тот момент территорию Китая, но всего этого удалось избежать. После включения тормозных двигателей и торможения в атмосфере потянулись мучительные секунды ожидания. Но все обошлось: парашютная система сработала в штатном режиме, и «Восход-2» приземлился в 30 километрах юго-западнее города Березники в Пермской области. Командир блестяще справился с задачей, отклонившись от расчетной точки всего на 80 км с учетом того, что корабль летел со скоростью около 30 000 км/ч.
С вертолета очень быстро обнаружили красные парашюты, повисшие на верхушках деревьев, но вот найти место для посадки и вытащить удачно приземлившийся экипаж не было никакой возможности. Двое суток Беляев и Леонов просидели в заснеженной тайге, ожидая прибытия помощи. Не вылезая из скафандров, они закутались в теплоизоляционную обшивку, обмотались стропами парашютов, развели костер, но в первую ночь согреться не удалось. Наутро им сбросили продукты и теплые вещи (пилоты сняли куртки со своих плеч), на канатах спустили группу с врачом, которая, добравшись до приземлившихся космонавтов, смогла обеспечить им лучшие условия. Все это время неподалеку вырубали площадку для приземления эвакуационного вертолета, куда космонавты могли добраться на лыжах. Уже 21 марта Беляев и Леонов были в Перми, откуда доложили об удачном завершении полета лично генсеку КПСС Леониду Брежневу, а 23 марта героев встречала Москва.
Второй полет
15-го июля 1975-го года Алексей Архипович начал свой второй полет вместе с Валерием Кубасовым на борту корабля «Союз-19» в рамках программы ЭПАС – совместного экспериментального полета «Аполлон» (США) и «Союз» (СССР). Спустя двое суток корабль «Аполлон» начал сближение с кораблем «Союз» со скоростью около 0.25 м/с. Стыковка длилась три часа и по ее окончанию произошло рукопожатие двух командиров – советского космонавта Леонова и американского Стаффорда. Было выполнено четыре перехода космонавтов между кораблями, за время нахождения в состыкованном состоянии. Еще через двое суток, 19-го июля, корабли расстыковались, и 21-го июля 1975-го года Алексей Леонов вернулся на Землю.
На следующий день Алексей Архипович, генерал-майор авиации, во второй раз был награжден званием Героя СССР, за выдающиеся заслуги перед мировой космонавтикой. В марте 1976-го года Леонов стал командиром отряда космонавтов. В 1981-м году заканчивает адъюктуру ААИА Жуковского и становится кандидатом технических наук. Уволен из отряда был 1982-го года, по причине назначения 1-м замом начальника ЦПК по космической подготовке, проработал в ЦПК до 1991-го года.
Опасность выхода в открытый космос
Следует отметить, что 60-е гг. прошлого столетия человек ещё не имел досконально известных причин возможной опасности нахождения в открытом космосе. Это объясняется тем, что сегодня бескрайнее пространство более изучено, чем более чем 50 лет назад. Из самых распространённых опасностей для космонавта можно отметить такие факторы.
Столкновение с космическим мусором, которого с каждым годом становится всё больше. На высоте более 300 км над поверхностью Земли скорость их движения составляет почти 7,7 км/сек, что в 10 раз превышает скорость пули. Стандартная песчинка имеет энергию пули, отличающуюся гораздо большей массой.
Как показывает статистика, еще большую опасность играет психологическая и эмоциональная нагрузка космонавтов, полностью подготовиться к которой тренировками просто невозможно.
Из потенциальных опасностей можно назвать непредвиденные ситуации, например, чрезмерное удаление от космического корабля.
Однако история освоения космического пространства показывает, что чаще всего непредвиденные ситуации возникали в первые полёты, как советские, так и американские. Сегодня, когда на орбитальных космических станциях постоянно работают люди, такие происшествия минимизированы.
Записка руководителей оборонно-промышленного комплекса в ЦК КПСС
Записка в адрес ЦК КПСС, подписанная заместителем председателя Совета Министров СССР по оборонным отраслям промышленности, Председателем Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам Л.В. Смирновым и другими руководителями промышленности, поясняющая назначение проекта «Восход» как этапа «отработки ряда элементов и узлов комплекса «Союз» с наименьшими затратами». Судя по этому документу, корабль 3КД (первоначальное наименование «Выход») для выхода человека в открытый космос задумывался и разрабатывался параллельно с первым многоместным кораблем 3КВ («Восход»).
Пора домой
Как уже говорилось выше, корабль не прошел череду тестов, а значит, имел множество проблем, которые могли помешать завершению миссии, но в космосе ничего этого не произошло, а вот на спуске случилось ЧП. Во время отстрела надувного шлюза, датчики звёздной ориентации оказались залеплены, корабль не мог снижаться, во время 16-го витка вокруг планеты, штаб СССР приказал спускаться. А корабль начал заходить на очередной виток, тогда и стало понятно, что автоматическое ориентирование не работает и придется делать все в ручном режиме. Полет грозился завершиться трагедией.
Беляев и Леонов действительно мастера своего дела, которые смогли вернуть контроль над кораблем и единственной их ошибкой стало опоздание с включением двигателя, правда, всего на одну минуту, которая в результате привела к внезапному изменению места посадки. Летательный аппарат, вместе с космонавтами на борту, ответившими всему миру на вопрос «кто первым вышел в открытый космос?», оказался в глухих зимних лесах России.
Краткая биография
- 05.1934 – Родился.
- 1953 – Закончил среднюю школу. Мальчик с детства мечтал стать художником, много рисовал, ходил в изостудию и оформлял газеты. Не удивительно, что он поступил в академию художеств Риги. Но общежитие и стипендию не давали, а денег на проживание не было. В детстве у Алексея было еще одно увлечение. Он интересовался устройством самолетов и теорией полета, изучая эти вопросы по конспектам старшего брата. Поэтому поступил в авиашколу, куда был объявлен комсомольский набор. Там было полное гособеспечение.
- 1955 – Поступил в Чугуевское высшее авиаучилище.
- 1957 – Закончил училище, получив погоны лейтенанта и квалификацию летчика-истребителя. С октября служил в Кременчуге, в 10-й гвардейской авиадивизии. Вступил в КПСС.
- 1959 – Отправился служить старшим летчиком в 294-й разведывательный авиаполк советских войск в ГДР. Туда приехала комиссия и отобрала Леонова для космических испытаний.
- Март 1960 – Зачислен в отряд летчиков, избранных для космических полетов (1-й набор) в Центр подготовки космонавтов (ЦПК).
- Март 1965 – Впервые в мировой истории выплыл из шлюза космического корабля прямо в открытый космос. Надвинулась звенящая тишина, нарушаемая лишь стуком сердца. Из-за разницы давлений снаружи и внутри скафандр неожиданно сильнее рассчитанного нагрелся, раздулся и стал жестким, не давая протиснуться в люк. Пришлось стравить давление, проходить головой вперед и разворачиваться для закрытия люка. Потом отказала автоматика, сумели вручную сориентироваться и приземлились в глухой пермской тайге. После полета космические этюды Леонова по достоинству оценили известные художники и приняли его в свой профессиональный Союз.
- 1967-70 – Готовился к полетам на спутник Земли – Луну, но программу свернули.
- 1968 – Закончил инженерную академию имени Жуковского.
- 1974 – Назначили заместителем начальника ЦПК.
- Июль 1975 – Совершил 2-й космический полет командиром корабля «Союз-19», продолжавшийся около 6 суток. Осуществлялись 2 стыковки с кораблем США «Аполлон» и члены экипажей переходили в чужие корабли. Присвоили звание генерал-майора авиации.
- 03.1976 – Стал командиром отряда космонавтов.
- 1981 – Защитив диссертацию, стал кандидатом технических наук.
- 1982 – Назначен 1-м замом начальника ЦПК по космической и летной подготовке.
- 1992 – Вышел в отставку. Стал директором космических программ в фирме «Четек».
- 1993 – Выбрали президентом компаний «Беринг-Восток» и «Восток-Капитал», а также чекового фонда инвестиций (ЧИФ) «Альфа-капитал».
- 2000 – Назначили вице-президентом Альфа-банка.
- 12.2002 – Вошел в Высший совет «Единой России». Творчество сопровождало Леонова всю жизнь. Его картины размещались в Хьюстоне, в Москве и других городах. В Кемерове он стал содержать творческую школу для детей с нарушениями двигательной активности, в которой находилось 70 его работ.
- 2017 – Опубликовал книгу «Время первых…».
- 10.2019 – Умер из-за сердечной недостаточности.
Политическая подоплека
Первостепенной задачей для руководства СССР было опередить американцев и первыми отправить в открытый космос своего пилота. Ранее предпринимались попытки запуска ракет-носителей, но человек не покидал пределов летательного аппарата. Например, известный полет Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года. А в 1964 году советский «Восход» доставил на орбиту сразу трех космонавтов, что тоже было громадным шагом вперед.
Что касается США, то в 1965 году они собирались совершить пять пилотируемых пусков. А выход первого человека в космос американцы хотели осуществить в марте (по факту удалось это сделать только в июне).
Почему руководство СССР так торопилось поскорее отправить своих пилотов в открытый космос? Дело в том, что со стороны двух сильнейших держав – США и Советского Союза – началась отчаянная битва за Луну. Но лунный корабль по своей конструкции гораздо сложнее, чем капсула для надземных путешествий, он включает командный модуль, камеру для посадки на поверхность, цистерны для транспортировки топлива. Но столь мощных ракет, способных отправить на орбиту такую махину, не было ни у СССР, ни у США, собирать аппараты с отсеками в те времена еще не умели. Оставался один выход: доставлять в несколько полетов части судна на Луну, а уже только потом перемещать экипаж в нужный модуль. Но делать это людям пришлось бы, выходя в открытый космос.
Детство
1934 год. Недалеко от Кемерово, в холодном Западносибирском крае, в селе Листвянка, на стыке весны и лета 30 мая, в семье Леонова Архипа Алексеевича и его супруги Евдокии Минаевны родился сын, которого назвали Алексеем в честь деда.
У Алексея шесть сестер: Люба, Рая, Тоня, Нина, Александра, Надя, брат Петр.
Годы жизни родителей космонавта Леонова: отец с 1892 по 1981 год, мать в девичестве Сотникова с 1895 по 1967 год.
Отец работал в Донбассе шахтером. Получил образование зоотехника и ветеринара.
Мама учительствовала, после отъезда из Листвянки стала домохозяйкой.
После серьезного скандала с главой колхоза, в 1936 году его отца посадили. У семьи отобрали весь скарб, выселили из дома, старших девочек отчислили со школы. Евдокию Минаевну уволили, не посмотрели, что семья многодетная и осталась без кормильца, и что она была в положении (младший родился в 1937 г.).
Семье пришлось уехать в Кемерово, к старшей дочери Шуре. К тому времени она уже была замужем за Антоном Платоновичем Ходанович, с которым познакомилась на строительстве ГРЭС. Молодой семье дали свою 16-метровую комнату, куда и пригласил зять семью своей жены. Так и ютились все вместе в маленькой комнатушке.
Архип Алексеевич был оправдан, в 1939 году приехал семье. Устроился работать экспедитором.
А вскоре, благодаря указу о поддержке многодетных семей, получили 2 комнаты в бараке.
В военный 1943 год Алексей идет в 1 класс, где сразу обнаруживают его художественный талант, посещает Дворец пионеров кружок по рисованию. С третьего класса редактирует школьную стенгазету. Уже тогда начинает увлекаться темой полетов в небо и самолетостроения.
В 1946 году сестру Любу, вместе с мужем отправляют восстанавливать завод в Кенигсберг. Устроившись сами, они через два года вызвали остальных.
Семья переезжает в Калининград, им выделили отдельный домик, да и климат после Сибири казался мягче.
Школьное образование Леонов продолжает в 21 школе Калининграда, мечтает стать художником. На весенних каникулах решает съездить в Ригу на разведку. Его интересуют условия для поступления в академию художеств, но узнает, что комната не предоставляется, придется снимать жилье и весьма дорого. Средств в семье лишних не было, и после окончания школы решает поступать в летное училище, определяющим фактом было полное довольствие во время учебы.
В дальнейшем, Алексей Леонов космонавт многие годы жизни посвятит живописи. Его персональные выставки будут проводиться в разных странах, а картины находиться в частных коллекциях Германии, Казахстана, Чили, России, Киргизии и США.
Космонавт Алексей Леонов
Возвращение
По расписанию посадка должна была начаться после завершения 17-ого витка, но произошел сбой в работе тормозной двигательной установки, поэтому корабль продолжил движение. Причиной стал отказ автоматики из-за отстреливания уникальной шлюзовой камеры.
Павел Беляев по инструкции переводит корабль на ручное управление. Далее командиру приходится покинуть кресло (они расположены к панели управления под прямым углом, поэтому манипуляции проводить в таком положении невозможно), чтобы проложить маршрут и привести в действие тормозную двигательную установку. На все эти действия Беляев потратил 22 секунды, за это время аппарат успел пролететь лишних 165 километров к северо-востоку.
Корабль начал снижение и упал не в той точке, куда должен был приземлиться изначально. У пилотов был только передатчик КВ, по которому они отправили сигнал. Приземление корабля зафиксировано 19 марта в 12.02 вблизи города Березники (Пермская область).
Возвращение героя на Землю
Рисунок 5. Возвращение на Байконур
Процесс приземления должен был начаться после того, как корабль облетит Землю 17 раз. Однако снова произошло непредвиденное обстоятельство — автоматическая система посадки не запустилась. В результате, экипаж получил разрешение сажать вручную. Произошло это на 18-м витке.
19 марта в 12:02:17 «Восход-2» приземлился в тайге, между Соликамском и Пермью. Сложные климатические и географические обстоятельства стали причиной того, что первые спасатели добрались до них лишь к вечеру следующего дня, а эвакуация началась лишь 21 марта. На следующий день, после расчистки площадки 70 х 200 м посреди заснеженной тайги был вывезен и «Восход-2».
Спустя 10 лет Алексей Архипович летал в космос ещё раз. Произошло это в составе экспедиции «Союз-19, Аполлон-21» в 1975 г. В этот раз полёт длился 5 суток 22 часа, но выхода в открытое пространство не было. Цели были иные.
Спустя много лет после геройского подвига советских космонавтов, в 2017 г., о полёте Алексей Леонова и Павла Беляева был снят художественный фильм. «Время первых» рассказывает не только о технической составляющей проекта, но и личностных, а также психологических переживаниях. Это позволяет в очередной раз восхититься мужеством космонавтов, внёсших неоценимый вклад в освоение космоса.
Экипаж космического корабля «Восход-2»
На кого возложить эту ответственную миссию решили не сразу. Были проведены множественные тесты на психологическую совместимость. Ведь экипаж должен действовать как единый механизм.
Беляев — выдержан и хладнокровен и мог быстро принимать решение в нестандартных ситуациях. Леонов, полная его противоположность, горяч и стремителен, но очень смел и отважен. Эти два таких разных человека составили отличный тандем для осуществления эксперимента.
В течение 3-х месяцев космонавты знакомились с устройством нового корабля. Тренировки выхода в космос осуществлялись на борту самолета Ту-104, в котором был установлен макет космического корабля «Восход-2» в натуральную величину. Ежедневно советские космонавты бегали кроссы или совершали пробежки на лыжах, усиленно занимались тяжелой атлетикой и гимнастикой.
Космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов
Из воспоминаний Алексея Леонова о подготовке к выходу в открытый космос: «На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км… В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре — около 600 мм, а снаружи — 10 — 9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно…»
Выход в открытый космос
В тот момент, когда Алексей Леонов 18 марта 1965 года выкарабкался наружу своего космического корабля и увидел себя на высоте в 500 километров над поверхностью нашей планеты, он совсем не почувствовал движения. Хотя на самом деле он несся вокруг Земли со скоростью, которая во много раз превышала скорость реактивного самолета. Перед Алексеем открылась невиданная ранее никем панорама нашей планеты — наподобие гигантского холста, который был насыщен контрастирующими текстурами и красками, живыми и яркими. Алексей Леонов навсегда останется первым человеком, который смог увидеть Землю во всем ее великолепии.
У советского космонавта в тот момент просто перехватило дух:
В открытом космосе Алексей Леонов начал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты. Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние — один метр — для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до -100°С. Павел БЕЛЯЕВ с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой второго пилота в космосе и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.
В тот момент, когда Алексей Леонов увидел Енисей и Иртыш, ему поступила команда от командира корабля Беляева возвращаться назад. Но сделать это у Леонова не получалось очень долго. Дело оказалось в том, что его скафандр в вакууме сильно раздулся. Настолько, что космонавт просто не мог втиснуться в люк шлюзовой камеры, а советоваться по поводу этой ситуации с Землей было некогда. Леонов делал попытку за попыткой, но все они заканчивались безрезультатно, а запаса кислорода в скафандре хватало всего на 20 минут, которые неумолимо таяли (космонавт провел в космосе 12 минут). В конце-концов Алексей Леонов решил просто сбросить давление в скафандре и вопреки выданным инструкциям, предписывающим заходить в шлюз ногами, решил «вплыть» в него лицом вперед. К счастью, это у него получилось. И хотя Леонов пробыл в открытом космосе всего 12 минут, за это время он успел взмокнуть так, как будто на него вылили целый ушат воды — настолько велика была физическая нагрузка.
1 of 7