Содержание
- Космология пифагора. Космологическое учение пифагора. основные эстетические категории
- Апории Зенона и их философское значение (продолжение вопроса 9).
- Устройство пифагорейской общины
- Пифагореизм и числа
- Семья и юность
- Краткая биография
- Биография
- Основные достижения
- Брахман
- Учение Пифагора
- Легенды о пифагоре. Факты из биографии Пифагора
- Читать биографию Пифагора Самосского
- В углу
- Пифагорейская система
- Основные эстетические категории космологического учения
Космология пифагора. Космологическое учение пифагора. основные эстетические категории
Как уже говорилось выше, с именем Пифагора связаны выдающиеся открытия не только в области математики, вместе с тем существовало влиятельное теологическое направление, которое впервые попыталось дать философско-математическое обоснование религиозному учению о бессмертии души. И хотя сочетание религиозной мистики и математического рационализма может показаться странным, но это слияние науки и религии в значительной мере объясняет то огромное влияние, которое пифагореизм оказывал в древности.
Обожествление числа приводило пифагорейцев к мистификации чисел и числовых отношений. К разряду особо священных чисел они относили семерку, десятку, единицу и др. Поскольку пифагорейцы жили в разных частях Греции, каждая из групп пифагорейского братства по-своему фантазировала насчет того, какое из чисел должно быть возведено в ранг священного или наиболее священного.
На Пифагора оказала большое влияние традиционная вера в таинственный характер чисел, числа 7 в особенности. Во времена Пифагора был написан даже трактат об универсальном значении числа 7. Имя автора этого трактата осталось неизвестным, но отрывки из его сочинений дошли до нас. Традиционные взгляды на числа и их значение в мире и в самой жизни людей укрепляли веру Пифагора и его школы в то, что числа и числовые отношения составляют сокровенную основу Вселенной и всех вещей. Пифагор рассматривал число 7 как верховное число, и считал, что все в мире семерично.
Привлекая примеры из материалов древних и поздних пифагорейцев, немецкий исследователь В. Рошер приходит к выводу, что для пифагорейцев число 7 есть мироправящее (божественное) число, требующее почитания. Играя «космическую» роль, число 7 независимо, не возникает ни из одного числа и черпает свою силу, по мнению ранних пифагорейцев, из того, что является средним арифметическим чисел 4 и 10, то есть 4+10=14; 14: 2=7. В качестве всеопределяющей силы («силы свершений») и творца («демиурга») всего число 7 есть судьба под именем kairos — критическое время. Таким образом, число 7, судьба и kairos для пифагорейцев одно и то же. Т.е., можно сказать, что источник имеет иррационалистическую (религиозно-мистическую), а не рационалистическую (гносеологическую) основу.
Апории Зенона и их философское значение (продолжение вопроса 9).
Мелисс основывал свой аргумент на постулате, что ничто не может возникнуть из ничего. Он утверждал, что существо не может существовать, а существует вечно и не может быть уничтожено, потому что существо не может не существовать. Если сущность бесконечна во времени, то она также бесконечна в пространстве.
Эту школу также представлял его ученик. Зенон сформулировал ряд апорий («неразрешимых предложений»). В современном языке он показал, что в них совпадают два процесса: само физическое движение и появление в нашем сознании последовательности его отдельных фрагментов, что приводит к логическим противоречиям. Из 45 апорий, установленных Зеноном, девять спустились к нам. Пять из них — классические апории, в которых Зенон анализирует идеи множественности и движения.
Зенон разработал метод опровержения оппонента, разоблачая противоречия в своих суждениях. Оригинальность этого метода состояла в том, что Зенон , условно приняв опровергаемый тезис, вывел из него два взаимоисключающих последствия, делая этот тезис самопротиворечивым, логически противоречивым и теоретически неразрешимым.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Причинные и функциональные связи в историческом процессе
- Новейший позитивизм
- Алфред Джулс Фйер, английский философ-неопозитивист
- Философия русского космизма
- Необходимость и случайность, возможность и действительность в историческом процессе
- Научное и обыденное сознание
- Проблемы философии
- Либертарно-юридический тип правопонимания и философии права
- Галилей — основатель современного естествознания — Происхождение, детство и юность Галилео Галилея
- Взаимосвязь культуры и экономики
Устройство пифагорейской общины
Человеку, который хотел вступить в пифагорейский союз и стать его полноценным членом, приходилось, подобно послушнику в монастыре, пройти довольно серьезные испытания. Следует отметить, что само это сообщество осознавало себя именно как религиозно-политическую общину или орден, а не как школу или философское общество, образцом которой станет, к примеру, Академия Платона или другие философские школы — стоики, эпикурейцы и т. д. В общинах Пифагора — нужно иметь в виду, что это была целая сеть религиозных организаций — существовала общность имущества, то есть отсутствовала частная собственность, поскольку Пифагор не уставал повторять, что «у друзей — всё общее, и дружба есть равенство». После того как человек изъявлял желание вступить в общину, Пифагор (если это была его община), по сообщению Ямвлиха, лично осматривал каждого и подробнейшим образом изучал человека — как с виду, так и в отношении психических реакций. Он наблюдал, как и когда он смеется, что и как говорит, отчего огорчается и чему радуется, он исследовал его мимику и жестикуляцию, походку, осанку, внешность, телодвижения, полагая, что все эти, как бы мы сказали, несущественные и случайные свойства, являются неоспоримыми и безошибочными свидетельствами о внутренней сущности характера человека.
Такой способ определения характера по его внешним проявлениям называется физиогномикой, которая имела широкую популярность начиная с Античности и вплоть до начала 20 в., когда была подвергнута серьезной научной критике. Тем не менее нельзя отрицать и того, что «судя по одежке», то есть по поведению человека, по его выражению лица и манерам, о человеке действительно можно многое сказать, и все мы в той или иной степени, порою совершенно неосознанно, грешим тем, что оцениваем людей и составляем себе представление об их личности именно на основе такого внешнего и, разумеется, в большинстве случаев совершенно ошибочного «метода», и связано это не с тем, что «метод» этот плох, но в первую очередь с тем, что мы недостаточно проницательны. После того как претендент проходил проверку, его ждало еще три года испытаний, во время которых проверялось усердие новичка в любви к мудрости и его готовность презреть мирские блага (богатство и славу). Когда и этот трехлетний искус был пройден, следовало пять лет пребывания в полном молчании. Именно на этой ступени частная собственность претендента переходила во владение общины и передавалась специальным администраторам, имеющим опыт хозяйственной деятельности, которые назывались политиками.
Пифагореизм и числа
Пифагореизм возник в результате одностороннего раздувания роли числа в познании и превращения его в оторванный от материи абсолют, в первичную по отношению к природе реальность. Метафизически подходя к процессу познания, осуществляя его вне контроля практики, мысленно отвлекаясь от качественного различия конкретных тел, пифагорейцы стали оперировать понятием тела вообще. Отвлекаясь от размеров тел, они получили понятие пространства вообще. Отвлекаясь от пространства, они стали отождествлять его с количеством вообще и выражать в числах. Наименьшую величину пространства — точку — пифагорейцы отождествили с основным элементом счисления — единицей, линию приравняли к двойке, плоскость — к тройке, тело — к четверке. В результате подобного одностороннего, не контролируемого практикой абстрагирования пифагорейцы настолько раздули значение чисел — мысленных образов пространственных форм материальных вещей, что отождествили их с реальными вещами. Материальные вещи и явления в последней степени абстракции стали представляться пифагорейцами как числа. Оторвав числа, продукты абстрактного мышления, выражающие в сознании человека количественные стороны и закономерности природы, от породившего их объективного источника — конкретных вещей и явлений, пифагорейцы как идеалисты стали считать числа первичными, изначальными элементами всего сущего.
В борьбе против материализма милетской школы, а позже и против материализма Гераклита пифагорейцы стали выдавать числа не только за первоэлементы всех вещей, но также и за основу явлений сознания, признали всю Вселенную, указывал Аристотель, гармонией и числом. Растворив весь мир в числах, пифагорейцы приписали им также решающую роль и в познании мира, сделали попытку свести процесс познания к процессу числового выражения познаваемого.
Принимая число за первоэлемент всех вещей и явлений мира, пифагорейцы в своей трактовке чисел подходили к идеалистической диалектике. Они, например, считали, что числа состоят из таких основных пар противоположностей, как определенное и неопределенное, чет и нечет. Эти основные пары противоположностей, из которых состоят все образующие Вселенную числа, согласно учению пифагорейцев, конкретизируются в таких парных противоположностях, как предел и беспредельное, единое и многое, правое и левое, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, большое и малое и т.п. Перечисляя противоположности, пифагорейцы рассматривали их вне движения, в состоянии статики.
Семья и юность
Точную дату рождения Пифагора определить невозможно, судить о ней и о его жизни в целом можно лишь по рукописным источникам об учениях философа, самый ранний из которых появился лишь через 200 лет после его смерти. Предполагается, что Пифагор родился примерно в 570 до н. э. на греческом острове Самос. Папа, его звали Мнесарх, был камнерезом. Мама носила имя Партенида. Известно, что она была из благородной семьи, предок которой основал греческую колонию на Самосе.
Плен в Вавилоне
Согласно одной из легенд, когда Пифагору исполнилось 18 лет, он покинул родной дом и отправился в Египет, чтобы набраться мудрости у местных жрецов. Там будущий философ изучал медицину и математику на протяжении 20 лет. Потом его взял в плен персидский властитель Камбис и увёл в Вавилон. В качестве узника Пифагор провёл ещё 12 лет, часто взаимодействуя с магами, и лишь потом вернулся на родной Самос. Уже в тот период местные жители признали 56-летнего Пифагора самым мудрым человеком в мире.
Вернувшись на родину, Пифагор стал преподавать свои идеи и учения. Вскоре о нём заговорила вся Греция. Люди с разных уголков страны съезжались на Самос, чтобы только увидеть и услышать мудрейшего философа. Со временем Пифагора стали привлекать к общественным делам. Утомившись от повышенного внимания и удручавшей его работы, он снова покидает остров и отправляется в Южную Италию.
Краткая биография
Пифагор – древнегреческий философ-идеалист, математик, основатель пифагореизма, политический, религиозный деятель. Его родиной был остров Самос (отсюда и прозвище — Самосский), где он появился на свет приблизительно в 580 г. до н. э. Его отцом был резчик по драгоценным камням. Согласно древним источникам, Пифагор с рождения отличался удивительной красотой; когда стал взрослым, носил длинную бороду и диадему из золота. Его одаренность также проявилась в раннем возрасте.
Образование у Пифагора было очень хорошим, юношу обучало много наставников, среди которых были Ферекид Сиросский и Гермодамант. Следующим местом, где Пифагор совершенствовал познания, стал Милет, там его ждало знакомство с Фалесом, ученым, посоветовавшим ему поехать в Египет. У Пифагора было с собой рекомендательное письмо самого фараона, однако жрецы поделились с ним секретами только после успешного прохождения трудных испытаний. Среди наук, которых он хорошо освоил в Египте, была и математика. Следующие 12 лет он прожил в Вавилоне, где также с ним делились своими познаниями жрецы. Согласно легендам, Пифагор побывал и в Индии.
Возвращение на родину состоялось примерно в 530 г. до н. э. Статус полупридворного-полураба при тиране Поликрате не казался ему привлекательным, и он какое-то время жил в пещерах, после чего переехал в Протон. Возможно, причина его отъезда крылась в философских взглядах. Пифагор являлся идеалистом, приверженцем рабовладельческой аристократии, а в его родной Ионии были весьма популярны демократические взгляды, их приверженцы имели немалое влияние.
В Кротоне Пифагор выступил организатором собственной школы, которая была одновременно и политической структурой, и религиозно-монашеским орденом со своим уставом и очень строгими правилами. В частности, все члены пифагорейского союза не должны были употреблять мясную пищу, раскрывать другим учение своего наставника, отказывались иметь личную собственность.
Прокатившаяся в то время волна демократических восстаний в Греции и колониях докатилась и до Кротона. После победы демократии Пифагор с учениками переселяется в Тарент, позднее в Метапонт. Когда они прибыли в Метапонт, там бушевало народное восстание, и в одном из ночных побоищ Пифагор погиб. Тогда он был глубоким старцем, ему было почти 90. Вместе с ним прекратила существование и его школа, ученики рассредоточились по всей территории страны.
Поскольку Пифагор считал свое учение тайной и практиковал только устную передачу его ученикам, собрания сочинений после него не осталось. Некоторые сведения все-таки стали явными, однако разграничить истину и выдумки невероятно сложно. Ряд историков сомневаются в том, что знаменитая теорема Пифагора была доказана именно им, аргументируя это тем, что она была известна другим древним народам.
Имя Пифагора всегда было окружено большим количеством легенд даже при жизни. Считалось, что он мог управлять духами, умел прорицать, знал язык животных, общался с ними, птицы под влиянием его речей могли изменить вектор полета. Предания приписывали Пифагору и умение исцелять людей, в том числе с помощью прекрасного знания лекарственных растений. Его влияние на окружающих было сложно переоценить. Рассказывают такой эпизод из биографии Пифагора: когда однажды он рассердился на ученика, тот от горя покончил жизнь самоубийством. С тех пор философ взял за правило больше никогда не выплескивать на людей свое раздражение.
Помимо доказательства теоремы Пифагора, этому математику приписывают подробное изучение целых чисел, пропорций и их свойств. Пифагорейцам принадлежит значительная заслуга в придании геометрии характера науки. Пифагор являлся одним из первых, кто был убежден, что Земля – это шар и центр Вселенной, что планеты, Луна, Солнце движутся по-особому, не как звезды. В определенной степени идеи пифагорейцев о движении Земли стали предтечей гелиоцентрического учения Н. Коперника.
Детство
Ребенок рос любопытным, всеми любимым. Учитель мальчика учил риторике, музыке, письму. Он изучал поэзию, поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» заучивал наизусть.
Биография
Современной науке неизвестна точная дата, когда родился Пифагор. По мнению историков, наиболее вероятным можно считать 580 год до нашей эры. Местом рождения стала Греция, остров Самос. Известны имена его родителей: отца звали Мнесархом, и он занимался обработкой золота, а мать – Партенией, или Пифиадой. Есть мнение, что у философа было еще два младших брата, которых звали Тиррен и Эвност, чья биография не была задокументирована.
Существует легенда, которая гласит, что родители будущего мыслителя во время свадебного путешествия отправились в Дельфах, где им повстречался местный оракул. Тот сообщил им, что вскоре у пары родится сын, которому предречено стать мудрецом. Пророчество быстро сбылось, и сына нарекли Пифагором в честь Пифии – жрицы бога Аполлона. Чтобы способствовать осуществлению пророчества, отец мальчика окружил его заботой и помог получить лучшее образование, а также создал алтарь богу Солнца.
С раннего детства, Пифагор заинтересовался наукой и проявлял уникальные способности. Обучал его музыке, живописи, риторике, чтению и письму – Гермодамант. Когда мальчику исполнилось 18 лет, его следующим наставником был Ферекид Сиросский, от которого будущий философ получил знания по медицине, физике, космологии и другим наукам.
Прожив несколько лет на Лесбосе, Пифагор отбыл в город Милет, чтобы брать уроки у Фалеса, который был основателем первой греческой школы, где преподавали философию. Затем, Пифагор продолжил образование в Египте, приобщаясь к тайнам жрецов и сам становясь одним из них.
Начало Персидской войны остановила путь развития и образования философа, потому что он был пленен и провел время плена в Вавилоне. Там он познакомился с персидскими магами, приобщившими его к мистическим ритуалам, астрономии и арифметике. В этот же период он изучает взгляд восточных народов на медицину и врачевание. Персы считали, что перечисленные науки имеют магическое происхождение, и это мнение перенял и Пифагор, основав на нем философские и математические теории.
Узнав про ученого пленника, спустя 12 лет после начала войны, персидский хан освободил Пифагора. Тогда мудрец вернулся в родной город, чтобы учить современников наукам. Он давал уроки на открытом воздухе, и присутствовать на них мог каждый желающий. Но ученики получали испытательный срок, который продолжался до пяти лет. Во время этого срока им запрещалось задавать вопросы во время занятий. Многие видные политики, историки, астрономы и ученые того времени были воспитанниками Пифагора. Современные математики до сих пор пользуются открытиями философа: теоремой Пифагора и таблицей умножения, которая изначально именовалась таблицей Пифагора.
В это же время, на шестом десятке лет, он встречает будущую супругу – Феану. Позже она родила ему сына и дочь. По некоторым источникам, жена Пифагора была дочерью его друга, мыслителя Бронтина.
Во время демократического восстания в Кротоне, где находилась школа Пифагора, философ уехал в город Метапонт. Как он погиб, неизвестно. По одной из версий, его убил тот, кому он отказал в проведении оккультического обряда. По другой версии, его убили во время стычек с мятежниками. Считается, что смерть настигла его в возрасте около 90 лет.
Основные достижения
Пифагор считал, что в основе любой вещи лежит число, и изучить мир – значит изучить управляющие им числа. Он был великим математиком и создал одну из самых известных теорем: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Считается, что сам Пифагор не доказывал эту теорему, он лишь передал людям знание. И вполне успешно! На данный момент в современном научном мире существует уже более 300 доказательств теоремы Пифагора, которая приняла основополагающее значение для геометрии.
Ещё одним фундаментальным трудом греческого философа стала «таблица Пифагора», проще говоря, таблица умножения. Она актуальна для миллионов людей по всему миру и в наши дни. Помимо математики Пифагор большое количество времени уделял нумерологии, философии и астрономии. В некоторых источниках говорится, что он был одним из первых учёных, кто установил, что Земля круглая.
Он много говорил о космосе, о разных способах движения небесных сфер и светил, о затмениях, об отклонениях от правильного движения, об эксцентриситетах, эпициклах и дифферентах.
Своим ученикам он старался донести: «Прекрасно зрелище небосвода и движущихся по нему светил для тех, кто способен усмотреть порядок в этом движении, причастность к первосущему и умопостигаемому — числам и пропорциям».
Пифагор учил, что Солнце и другие звезды — боги, и в них преобладает тепло — причина жизни.
Пифагор также говорил, что движутся не только планеты, но и неподвижные звезды, однако они движутся и совершают собственное круговращение таким же образом, как Вселенная, т. е. не поступательно, а крутясь на месте подобно бураву.
Пифагору приписывают книги, связанные с природой, государством и воспитанием, однако большинство его работ не удалось сохранить. Великий философ практически ничего не записывал, он предпочитал передавать свои учения устно, да и допускал к ним далеко не всех, только избранных и «просвещённых» личностей. Кстати, именно на одной из лекций Пифагор познакомился со своей будущей супругой, которую звали Феано. Предполагается, что ему тогда было уже за 50 лет, а то и за 60 лет. У пары в браке появились двое детей, сын и дочь, точные их имена неизвестны.
Таблица Пифагора
Брахман
В древнеиндийской философской школе существовало схожее с греческим представление об Едином — индийцы называли его словом Брахман. Они верили в то, что весь наш мир во всем его многообразии: каждый листок на дереве, каждый камушек на земле, каждое живое существо, каждый момент времени, являются частичками некоего сверхсущества — Брахмана, а все физические, химические, биологические и исторические процессы во Вселенной являются жизненными процессами этого сверхсущества. Это существо не является личностным Богом, Брахман — это скорее душа мира, индифферентный абсолют, это непосредственно сама реальность. Это существо ниоткуда не появилось, и никуда не исчезнет, оно — само бытие. Утверждали, что Брахману не может быть дано никакое утвердительное определение, его можно определить лишь через отрицание: Брахман бесконечный, Брахман неизменный, Брахман неподвижный. Верящие в Брахмана древние индийцы были первыми пантеистами.
Интересно отметить, что знаменитый физик Эрвин Шрёдингер был ярым поклонником индийской философской школы веданты и написал целый трактат про связь квантовой механики и Брахмана. Но в отличии от Шредингера далеко не все философы древней Индии были согласны с идеей Брахмана, и об одном из них пойдет речь далее.
Учение Пифагора
Знакомясь с трудами Пифагора, точнее — с записями его учеников, боготворивших своего учителя, складывается впечатление, что этот философ жаждал заглянуть во все уголки Вселенной, надеясь там найти ответы на мучившие его вопросы о жизни, смерти, смысле жизни и прочих загадках природы.
Создаваемое им тайное общество в Кротоне было нацелено на смещение деспотического режима и создание нового гармоничного общества, в котором правили бы люди посвященные, эзотерики, разрабатывавшие такие законы, которые позволяли бы мыслителям, философам править над всем народом.
Для этой цели он создавал школу избранных, аристократов, вводил среди них суровую дисциплину.
В результате получилось философское, религиозное и политическое братство, готовое к свержению правящей олигархии.
Пифагор был уверен в переселении человеческих душ, в их вечном скитании. Он верил, что человеческая душа может войти и в животное
Некоторые ученики не понимали, как эта душа может проявить себя в животном. До нас не дошли сведения о доказательствах Пифагора. Но в том, что он находил для этого убедительные аргументы, сомнений нет.
Пифагор не смог воплотить все свои идеи в жизнь. Его школа распалась. Но его ученики донесли до нас удивительные теории учителя.
Для своих современников Пифагор был выдающимся математиком, непревзойденным мудрецом, божественным пророком.
Статуя Пифагора на Шартрском соборе
Легенды о пифагоре. Факты из биографии Пифагора
- По мнению Пифагора, числа были основой всего сущего. Он учил своих последователей, что мир контролируется математическими гармониями, составляющими реальность. Более того, эти числа почитались как боги. У пифагорейцев каждая цифра и их последовательность имела сакральный смысл: 7 было числом мудрости, 8 — правосудия, а 10 считалось числом высшего порядка.
- Отец Пифагора не был образованным человеком. Он был обычным камнерезом.
- Восемнадцатилетним юношей Пифагор покинул родной остров. Спустя несколько лет, проведенных в путешествиях и во встречах с мудрецами из разных краев, прибыл в Египет. В его планы входит обучение у жрецов, постижение древних премудростей. В этом ему помогает рекомендательное письмо Самосского тирана Поликрата к фараону Амасису ( интересные факты о Египте ).
- Именно Пифагор первым пришёл к мысли о том, что Земля имеет форму шара.
- Пифагор принимал участие в Олимпийских играх, где не раз побеждал в кулачном бою.
- В Египте учёный провёл целых 22 года, после чего на 12 лет перебрался в древний Вавилон.
- Как религиозный новатор, Пифагор создал тайное общество, целью которой было очищение души и тела. Пифагор считал, что душа человека после смерти переселяется в других живых существ до тех пор, пока не искупит грехов и вернется на небо.
- Последователи Пифагора были настолько вдохновлены его учением, что готовы были пойти на пытки, лишь бы не выдать его секреты.
- В результате первой же прочитанной лекции Пифагор приобрел 2000 учеников, которые не вернулись домой, а вместе со своими женами и детьми образовали громадную школу.
- Первые упоминания о жизни Пифагора стали известны лишь после того, как прошло 200 лет со дня его смерти.
- Собственная школа Пифагора включала в себя три направления: политическое, религиозное и философское.
- Во время одного из мятежей в Самосе, согласно древнегреческому историку Порфирию, Пифагор погиб. По одной из версий, наиболее вероятной, ему было 80, по другой – 90 лет.
- Пифагор – это на самом деле прозвище, а не имя.
- Некоторые исследователи полагают, что знаменитая формула «штанов Пифагора» была им попросту позаимствована в Вавилоне у халдейских жрецов.
- Как и современные веганы, Пифагор считал, что нельзя употреблять пищу животного происхождения. Он верил, что в животных переселяются души людей. Соответственно, употребление пищи животного происхождения можно приравнять к каннибализму. По данным от других античных авторов, Пифагор ограничивал себя только в некоторых видах мяса. Кроме того, его учение гласило о непринятии любого кровопролития.
- Пифагорейцы верили, что рациональные числа помогают объяснить устройство Вселенной. Но один из членов союза, Гиппас, открыл золотое сечение, которое опровергало один из ключевых принципов в работах Пифагора, и математик, согласно одной из версий, убил его.
- Трактатов Пифагор не писал. Трактат составить из устных наставлений для народа невозможно, а книге доверить оккультное тайное учение для избранных нельзя было.
- Пифагор утверждал, что в прошлой жизни он был одним из воинов, которые сражались за Трою.
- Письменных работ Пифагора не осталось. О его достижениях можно судить только по устным преданиям.
- Вступая в школу Пифагора, людям приходилось отказываться от своего имущества.
- Одевался Пифагор необычно для своего времени и страны: носил штаны, широкие белые одежды и золотую диадему на голове.
- В честь Пифагора был назван один из астероидов ( интересные факты об астероидах ).
- Согласно одной из легенд, знаменитую теорему Пифагор добыл как выигрыш: он поспорил с неизвестным математиком о том, кто кого перепьет, и выиграл. Математик отдал свиток с теоремой Пифагору и сказал, что человек, который владеет этим свитком, будет известным не одно тысячелетие.
- Пифагор великолепно играл на лире.
- Пифагорейцы верили в сверхъестественные способности своего лидера. Они считали, что он может говорить с животными и помнит свои прошлые жизни.
- Последователи Пифагора действительно верили, что он был полубогом. Они называли его «божественным Пифагором» и всерьёз доказывали людям, что его отцом был один из олимпийских богов.
Читать биографию Пифагора Самосского
Греческий философ, ученый и религиозный учитель Пифагор основал философскую школу, которая была известна как Милетская школа, а также сформулировал многие математические и философские теории.
Ранние годы
Рожденный на острове Самос, у Греции, в Средиземном море, Пифагор был сыном Мессарха. Мало что известно о его ранней жизни. После учебы в Греции он бежал в южную Италию, чтобы избежать сурового правления Поликрата, который пришел к власти около 538 года до нашей эры. Говорят, что Пифагор находился в Египте и Вавилоне в это время.
Пифагор и его последователи стали политически могущественными в Кротоне, на юге Италии, где Пифагор создал школу для своей группы последователей. Вероятно, пифагорейцы заняли позиции в местном правительстве, чтобы привести людей к чистой жизни, которая была распространена их учением. В конце концов, конкурирующая группа начала атаку на пифагорейцев на их собрании, и группа почти была почти полностью разрушена. Пифагор был вынужден либо покинуть Кротон, либо добровольно ушел незадолго до этой атаки. Он умер в Метапонте в начале пятого века до н.э.
Религиозные учения
Пифагор и его сделали большой вклад как в религию, так и в науку. Его религиозные учения были основаны на доктрине (обучении) метемпсихоза, в которой говорится, что душа никогда не умирает и обречена на цикл перерождений до тех пор, пока она не сможет освободиться от цикла через чистоту своей жизни.
Пифагореизм отличался от других философских систем своего времени не просто интеллектуальным поиском истины, а целым образом жизни, который привел бы к спасению или избавлению от греха
Важной частью пифагорейства была связь всей жизни
Математические учения
Пифагорейцы представили в качестве факта дуализм (что жизнь контролируется противоположными силами) между ограниченным и неограниченным. Вероятно, Пифагор заявил, что цифры могут раскрыть тайны Вселенной, ограничивая и придавая форму материи. Изучение музыкальных интервалов, привело его к открытию того, что основные интервалы могут быть выражены в числовых соотношениях (связях между числами) между первыми четырьмя целыми числами (положительные целые числа), что, в свою очередь, привело к тому, что число десять – это сумма первых четырех положительных чисел.
Возможно, Пифагор обнаружил теорему, которая все еще носит его имя (в прямом треугольнике , квадрат н гипотенузы равен сумме квадратов катетов), хотя это предложение было обнаружено на камне, датируемый временем вавилонского царя Хаммурапи (умер 1750 г. до н. э.). Независимо от источников, пифагорейцы сыграли важную роль в развитии математики.
Космологические взгляды
Пифагорейцы, в результате своих религиозных убеждений и тщательного изучения математики, разработали космологию (имеющую отношение к структурам Вселенной), которая в то время отличалась некоторыми важными аспектами от существующих в то время мировоззрений, наиболее важными из которых были их взгляды на Землю как на сферу, которая находилась в центре Вселенной. Неизвестно, насколько эта теория относилась к самому Пифагору.
Математических и философских исследований, проведенных Пифагором и его последователями, было достаточно, чтобы сделать его важной фигурой в становлении некоторых западных ученых и мыслителей. Интересные факты и даты из жизни
Интересные факты и даты из жизни
Пифагор
В углу
Любой школьник скажет, что теорема Пифагора устанавливает соотношение между сторонами прямоугольного треугольника: сумма квадратов длин катетов равна квадрату длины гипотенузы. Древние египтяне знали, что все три стороны треугольника, чья длина составляет 3, 4 и 5 частей, целочисленны и формируют прямоугольный треугольник. Такой треугольник они использовали для ежегодного расчерчивания границ полей в пойме Нила.
Но Пифагор пошел дальше: прямоугольный треугольник — это всего лишь две параллельные прямые, которые неизбежно пересекутся в одной из точек и которые затем соединяются третьей перпендикулярной линией, образуя треугольник. В то время как параллельные прямые, которые никогда не пересекаются, представляют собой довольно сложный случай, Вселенная состоит из непараллельных прямых, постоянно пересекающихся друг с другом. И, по Пифагору, геометрия треугольников и других геометрических фигур, которые могут быть образованы в результате пересечения этих линий, есть демонстрация материи, лежащей в основе природы.
Пифагор стал одним из первых известных нам людей, кто смог найти математическое доказательство теоремы, которая носит его имя. но существует и несколько других способов доказать ее. на рисунке приведено простое наглядное доказательство, изложенное в одном из поздних арабских текстов.
Пифагорейская система
Пифагорейцы утверждали, что Луна, Солнце, планеты и звезды находились в сферах, вращающихся вокруг Земли. Эти сферы по мере вращения издавали музыкальные тона. Расстояния между планетами рассчитывались из тех же коэффициентов, что и применялись для получения гармоничных звуков от натянутых струн. Те сферы, что находились ближе к Земле, давали более низкие звуки, те же, что были расположены дальше, двигались быстрее и звучали выше.
Диаграмма XVII века, нарисованная Робертом Фладдом, показывает руку Бога, настраивающую Вселенную для исполнения «музыки сфер».
Как стать пифагорейцем?
Члены пифагорейского союза должны были следовать некоторым необычным правилам:
- Воздерживайся от употребления в пищу бобов.
- Не прикасайся к белому петуху.
- Не поднимай то, что упало.
- Не ломай хлеба.
- Не шагай через перекладину.
- Не размешивай огонь железом.
- Не откусывай от целой булки.
- Сердца не ешь.
- Не ходи по большой дороге.
- Не смотрись в зеркало около огня.
- Не дозволяй ласточкам жить под крышей.
- Вынимая горшок из огня, не оставляй следа его на золе, но помешай золу.
- Когда встаешь с постели, сверни постельное белье и разгладь оставшиеся на нем следы твоего тела.
Поделиться ссылкой
Основные эстетические категории космологического учения
Влияние пифагореизма на становление христианского вероучения и формирование догмат, с ним связанных, совершенно не случайно. Первоначальное единство мистической и теологической составляющей этим учением было расширено и представлено как симбиоз науки и религии, чем во многом и объясняется то колоссальное влияние, оказываемое пифагореизмом на умы человечества.
Отдельной темой здесь прослеживалось и попытка философско-математического обоснования религиозного учения о бессмертии души.
Тело Бога, по Пифагору, состоит из световой субстанции, а природа Бога — из субстанции истины.