Содержание
- Луна — спутник Земли
- Игры для детей. Изучаем планету Земля
- Есть ли еще планеты
- Формирование Солнечной системы — для детей
- Расширить границы
- Расположение Земли
- Перечень наиболее интересных фактов
- Особенности
- Марс
- «Галилеева четверка»
- Земля
- Уран
- Плутон входит в состав Солнечной системы или нет?
- Формирование и эволюция Земли — объяснение для детей
- Юному жителю планеты
- Лунный прыжок и сила тяжести
- Меркурий – бывший спутник Венеры?
- Космические корабли, станции, марсоходы, луноходы
- Земная Луна — объяснение для детей
- №5
Луна — спутник Земли
Луна вращается вокруг Земли и никуда не может улететь, потому что Земля ее притягивает. А еще она все время повернута к нам одной и той же стороной. Луна гораздо меньше нашей планеты, она как яблоко рядом с арбузом или как средняя собака рядом с человеком. А расстояние от Земли до Луны — в тридцать раз больше размера самой Земли. Если бы мы могли поехать к нашему спутнику на машине, дорога заняла бы полгода.
Сама Луна не может светить, она холодная и вся покрыта толстым слоем космической пыли. Но она отражает свет Солнца — потому-то мы и видим, как она светится на небе. Если взять мячик и назвать его Луной, потом взять фонарик и назначить его Солнцем, то можно в этом разобраться. Когда мы светим фонариком на мячик, то с одной стороны он кажется круглым и ярким, как Луна в полнолуние. Но с другой стороны он темный и не освещенный, как Луна в безлунные ночи. А если посмотреть на мячик сбоку, то мы увидим освещенную часть поверхности — как «месяц» Луны в растущей или стареющей фазе.
Что посмотреть и почитать: фильмы «В тени Луны», «Зачем нам Луна?». Книга Е.Качур «Увлекательная астрономия. Детские энциклопедии с Чевостиком».
Игры для детей. Изучаем планету Земля
География на прогулке
Захватите небольшой рюкзачок и отправляйтесь с малышом в увлекательное путешествие. Исследуйте почву и ее виды (чернозем, песок, глина, перегной), рассматривайте растения и деревья. Можно даже устроить настоящие раскопки!
Укрась планету
- Расскажите малышу о богатствах планеты: растениях, грибах, животных, насекомых.
- Нарисуйте заранее на ватмане кустики, травку, деревья, стебли цветов, озеро.
- Вырежьте из картона грибы, бабочек и других насекомых, птиц и т.д.
- Грибочки разложите на кустики под деревьями, цветочки – на стебли, бабочек – на цветочки, рыбок – на озере, птиц – в небе.
Спаси планету.
На большой карте разбросайте небольшие кусочки бумаги и попросите кроху «навести порядок». Пусть Земля в конце игры поблагодарит своего спасителя.
Для наглядности распечатайте картинку земли с мордочкой.
Во время субботников вовлекайте в рабочий процесс и малыша. И не забудьте похвалить его за проделанную работу.
Суша, вода, лед
Веселая игра на реакцию, в которой по команде нужно выполнять определенные действия:
- на слове «суша» встать на зеленый коврик (например, массажный);
- на слове «вода» встать в таз с водой;
- на слове «лед» встаем на пенопласт.
День – ночь
Возьмите обычный фонарик и яблоко, насаженное на деревянную шпажку
Зайдите в темное помещение (например, ванную комнату), затем начните медленно вращать макет Земли, обращая внимание крои на то, что одна сторона освещается, а другая – нет. Напротив фонарика – день, а с другой стороны – ночь.
Кто и где живет
Детям до трех лет достаточно иметь общее представление о частях света. Дополнительно (если ребенку интересно) можно рассказать об особенностях климата, о природных зонах (саванна, степь, пустыни, джунгли, леса и др.).
Разложите на полу большую карту мира, назовите 6 материков. Начните с двух-трех обитателей каждого материка. Просто показывайте континенты и называйте их «жителей». Чтобы информация легче запоминалась, преподносите ее в игровой форме.
Можно распечатать и вырезать животных, а затем разложить их «по домам». Еще интереснее будет играть с фигурками животных и перемещать их различными способами: на вертолете, поезде, машине.
Примеры животных разных материков
- Евразия: бурый медведь, волк, заяц, лиса.
- Африка: лев, слон, верблюд, жираф.
- Южная Америка: ленивец, колибри, пеликан.
- Австралия: кенгуру, коала, страус
- Антарктида: тюлень, пингвин, морской леопард.
- С малышами лучше играть с парными животными (например, мама-кунгуру и малыш). Соотносить животных проще и увлекательнее.
- Желательно заранее приобрести карту животного мира и внимательно ее изучить
Есть ли еще планеты
Астрологи и астрофизики уже много десятилетий занимаются поиском и открытием экзопланет. Так называют планеты, находящиеся за пределами солнечной системы. Активно в этом помогают телескопы, размещенные на орбите Земли, которые делают снимки и стараются дать точное представление, какого цвета планеты еще существуют. Основная цель этих трудов — найти в космическом безмолвии обитаемую планету, похожую на Землю.
В параметрах поиска основным критерием считается свечение планеты, а точнее отражение ее свечения от звезды, по образу Земли. Бело-голубой цвет не единственный оттенок. По мнению ученых, планета с излучением красного спектра также может быть обитаема. Отражение большей части Земли происходит от водной поверхности это бело-голубое свечение, а отражение от континента с растительностью будет иметь красноватый оттенок.
Пока обнаруженные экзопланеты по своим характеристикам очень похожи на Юпитер.
> Планеты
Исследуйте все планеты Солнечной системы
по порядку и изучите названия, новые научные факты и интересные особенности окружающих миров с фото и видео.
На территории Солнечной системы проживает 8 планет: Меркурий, Венера, Марс, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Первые 4 относятся к внутренней Солнечной системе и считаются планетами земной группы. Юпитер и Сатурн – большие планеты Солнечной системы и представители газовых гигантов (огромные и наполнены водородом и гелием), а Уран и Нептун – ледяные гиганты (крупные и представлены более тяжелыми элементами).
Ранее девятой планетой считался Плутон, но с 2006 года перешел в разряд карликовых. Впервые эта карликовая планета была найдена Клайдом Томбом. Сейчас это один из крупнейших объектов в поясе Койпера – скопление ледяных тел на внешнем краю нашей системы. Плутон потерял планетарный статус после того, как в МАС (Международный Астрономический Союз) пересмотрели само понятие.
Согласно решению МАС планетой Солнечной системы является тело, которое выполняет орбитальный проход вокруг Солнца, наделена достаточной массой, чтобы сформироваться в виде сферы и очистить территорию вокруг себя от посторонних объектов. Плутон не смог соответствовать последнему требованию, поэтому и стал карликовой планетой. Среди других подобных объектов можно вспомнить Цереру, Макемаке, Хаумеа и Эриду.
При небольшой атмосфере, суровыми поверхностными особенностями и 5-ю спутниками, Плутон считается сложнейшей карликовой планетой и одной из удивительнейших планет в нашей Солнечной системе.
Но ученые не теряют надежды найти загадочную Девятую планету — , после того, как в 2016 году объявили о гипотетическом объекте, влияющем гравитацией на тела из пояса Койпера. По параметрам она в 10 раз превышает земную массу и в 5000 раз массивнее Плутона. Ниже представлен список планет Солнечной системы с фото, названиями, описанием, детальными характеристиками и интересными фактами для детей и взрослых.
Планета | Диаметр относительно,Земли | Масса, относительно Земли | Орбитальный радиус, а. е. | Период обращения, земных лет | Сутки, относительно Земли |
Плотность, кг/м³ | Спутники |
---|---|---|---|---|---|---|---|
0,382 | 0,06 | 0,38 | 0,241 | 58,6 | 5427 | нет | |
0,949 | 0,82 | 0,72 | 0,615 | 243 | 5243 | нет | |
1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 5515 | 1 | |
0,53 | 0,11 | 1,52 | 1,88 | 1,03 | 3933 | 2 | |
0,074 | 0,000013 | 2,76 | 4,6 | 0,46 | ~2000 | нет | |
11,2 | 318 | 5,20 | 11,86 | 0,414 | 1326 | 67 | |
9,41 | 95 | 9,54 | 29,46 | 0,426 | 687 | 62 | |
3,98 | 14,6 | 19,22 | 84,01 | 0,718 | 1270 | 27 | |
3,81 | 17,2 | 30,06 | 164,79 | 0,671 | 1638 | 14 | |
0,098 | 0,0017 | 39,2 | 248,09 | 6,3 | 2203 | 5 | |
0,032 | 0,00066 | 42,1 | 281,1 | 0,03 | ~1900 | 2 | |
0,033 | 0,00065 | 45,2 | 306,28 | 1,9 | ~1700 | нет | |
0,1 | 0,0019 | 68,03 | 561,34 | 1,1 | ~2400 | 1 |
Земные планеты Солнечной системы
Первые 4 планеты от Солнца именуют планетами земного типа, потому что их поверхность скалистая. У Плутона также твердый поверхностный слой (замерзший), но он относится к планетам карликового типа.
Планеты газовые гиганты Солнечной системы
Во внешней Солнечной системе проживают 4 газовых гиганта, так как они достаточно огромные и газообразные. Но Уран и Нептун отличаются, так как в них больше льда. Поэтому их именуют также ледяными гигантами. Однако всех газовых гигантов объединяет один момент: все они состоят из водорода и гелия.
МАС выдвинула определение планеты:
- Объект должен вращаться вокруг Солнца;
- Иметь достаточную массу, чтобы приобрести форму шара;
- Очистить свой орбитальный путь от посторонних объектов;
Плутон не смог соответствовать последнему требованию, так как делит орбитальный путь с огромным количеством тел из пояса Койпера. Но не все были согласны с определением. Однако на арене появились такие карликовые планеты как Эрида, Хаумеа и Макемаке.
Также между Марсом и Юпитером проживает Церера. Ее заметили в 1801 году и посчитали планетой. Некоторые до сих пор считают её 10-й планетой Солнечной системы.
Формирование Солнечной системы — для детей
Большинство исследователей согласны, что Солнечная система появилась из гигантского вращающегося газового и пыльного облака – солнечная туманность
Важно объяснить детям, что с нарастанием силы тяжести, она расширялась, ускоряла вращение и сплющивалась в форму диска. Большая часть материала сконцентрировалась в центре, чтобы создать главную звезду – Солнце
Остальной материал продолжал сталкиваться и объединяться, пока не стал кометами, астероидами, спутниками и планетами.
Дети должны знать, что солнечный ветер обладал такой мощью, что переместил легкие элементы (водород и гелий) с внутренних планет, оставив скалистые образования. Во внешних областях он ослаб, позволив сформироваться газовым гигантам.
Расширить границы
Очень важно, чтобы рассказ родителя об астрономии не носил скучного поверхностного характера, не ограничивал любопытство ребенка. Можно рассказать малышу следующее:
- О Плутоне, небольшом небесном теле, которое ранее считалось девятой планетой Солнечной системы, но позднее было принято решение исключить ее из этого списка. Некоторые исследователи вообще не относят Плутон к планетам.
- Что такое астероид. Это не планета, не спутник, а совершенно уникальное небесное тело, представляющее собой осколок погибшей планеты. Такая идея покажет, что Вселенная изменяется, одни небесные тела пропадают, другие, напротив, зарождаются. Отдельные астероиды образуют пояс, который защищает нашу планету от внешних воздействий.
- Кометы. Это красивые небесные тела с хвостом из газа, которые периодически пролетают в непосредственной близости от Земли.
- Возможность жизни на других планетах. Любознательному ребенку стоит рассказать, что пока не доказано наличие или отсутствие разумной жизни, что есть несколько теорий на этот счет.
- Строение Земли. Планета состоит из ядра, мантии и оболочки, то есть, по сути, очень похожа на персик: косточка – это ядро, раскаленная часть. Мантия – это мякоть, а тонкая кожица – это оболочка. Люди, как и все живое, располагаются именно на оболочке. Только здесь условия приемлемы.
- Теория большого взрыва. Не вдаваясь в подробности, можно пояснить, что, согласно наиболее распространенной гипотезе, наша Вселенная возникла из-за взрыва газа, произошедшего миллиарды лет назад. В результате этого процесса возникли знакомые нам небесные тела.
- Звезды. Что это такое, какие самые известные мы знаем, как образуются созвездия.
Очень важно не заставлять ребенка заучивать названия и свойства небесных тел, а знакомить его с ними в увлекательной форме, вызывать искренний интерес и желание узнать больше
Расположение Земли
Расстояние от Солнца до некоторых объектов Позицию Земли в Солнечной системе можно назвать самой выгодной, ведь именно на этой планете зародилась жизнь. Третья планета вращается вокруг звезды по эллипсоиде. Максимальное расстояние между Землей и Солнцем составляет 152 млн км и называется афелием, а минимальное равно 147 млн км и зовется перигеем.
Интересный факт: во время пути Земля достигает афелия в июне, а перигея в январе. Именно при пересечении этих точек начинает наблюдаться стабильное похолодание или потепление на планете.
За счет выгодного расположения Земля постоянно подогревается солнечными лучами. В зависимости от времени года и расположения, температура поверхности меняется от -89 до 57 градусов Цельсия. Этого достаточно для появления и развития жизни.
Перечень наиболее интересных фактов
Мы живем на планете и думаем, что Земля равноправный член Солнечной системы. Реальность такова, что масса центральной звезды составляет 99,8% от массы Солнечной системы. И большая часть, от оставшихся 0,2% приходит на Юпитер. Таким образом, масса Земли составляет сотые доли массы Солнечной системы.
Солнце на 74% состоит из водорода, и на 24% гелия. Оставшиеся 2% включает в себя небольшое количество железа, никеля, кислорода. Иными словами, Солнечная система в основном состоит из водорода.
Мы знаем, что существуют удивительно большие и яркие звезды, например Сириус или Бетельгейзе. Но они находятся невероятно далеко. Наше собственное светило является относительно яркой звездой. Если бы вы могли взять 50 ближайших звезд в радиусе 17 световых лет от Земли, то она будет 4-й по яркости звездой.
Его диаметр в 109 раз больше Земного, внутри него могли бы поместиться 1300 тысяч Земель. Но существуют гораздо большие звезды, чей диаметр почти достиг бы орбиты Сатурна, если бы звезда была помещена внутрь Солнечной системы.
Астрономы считают, что наша звезда образовалось около 4590 миллионов лет назад. Примерно через 5 миллиардов лет оно войдет в стадию красного гиганта, и раздуется, затем, сбросив внешние слои, превратится в белый карлик.
Хотя наше светило и выглядит как горящий огненный шар, но на самом деле, имеет внутреннюю структуру поделенную на слои. Видимая поверхность, называется фотосфера, она нагрета до температуры около 6000 градусов по Кельвину. Под ней находится зона конвекции, где тепло медленно движется от центра к поверхности, а охлажденное звездное вещество падает вниз. Эта область начинается на расстоянии 70% радиуса. Под зоной конвекции находится радиационный пояс. В этой зоне, тепло передается через излучение. Ядро простирается от центра на расстояние в 0,2 солнечных радиусов. Это место, где температура достигает 13,6 млн градусов Кельвина, и молекулы водорода сливаются в гелий.
Солнце на самом деле медленно нагревается. Оно становится на 10% ярче каждый миллиард лет. В течение всего миллиарда лет, жар будет настолько сильным, что жидкая вода не сможет существовать на поверхности Земли. Жизнь на Земле, исчезнет навсегда. Бактерии смогут жить под землей, но поверхность планеты будет выжженной и необитаемой. Через 7 миллиардов лет оно превратится в красного гиганта, и прежде чем оно расширится, Солнце притянет к себе Землю и уничтожает всю планету.
В отличие от планет, Солнце это огромная сфера из водорода. Из-за этого, различные части вращаются с разной скоростью. Вы можете видеть, насколько быстро вращается поверхность, путем отслеживания движения пятен по поверхности. Вращение на экваторе занимает 25 дней, в то время как на полюсах, полный оборот может занять 36 дней.
Поверхность имеет температуру 6000 градусов Кельвина. Но это гораздо меньше, чем температура атмосферы звезды. Над поверхностью имеется область атмосферы, — называемая хромосферой, ее температура может достигать 100,000 К. Еще более далекие области, называемые короной, достигают температуры 1 млн. К.
Самый известный космический корабль, посланный для наблюдений, запущен в декабре 1995 года и называется SOHO. SOHO постоянно наблюдает за нашим светилом. В 2006 году были запущены два аппарата миссии STEREO. Эти два корабля были разработаны, чтобы наблюдать за активностью с двух разных точек зрения, это дает трехмерные модели нашей звезды, и позволяет астрономам более точно прогнозировать космическую погоду.
Особенности
Итак, что же нужно рассказать дошкольникам, какие начальные астрономические знания им важно передать?
- Что такое Солнце, какова его роль, почему система носит название Солнечной?
- Расположение планет.
- Краткая информация о самих планетах. Так, дошкольник уже вполне в состоянии понять, почему Марс красный.
- Сведения о том, как зародилась Вселенная.
Особо любознательным малышам также можно рассказать:
- чем планеты отличаются от звезд;
- что такое спутник (например, почему Луна называется спутником Земли);
- какие существуют известные созвездия, как они выглядят на звездной карте и на небе.
Слушая объяснение мамы или папы, малыш не только узнает много нового об окружающем его мире. У него улучшится словарный запас, обогатившись специальной лексикой, кроме того, занятия астрономией помогут развивать мышление, воображение, память.
Марс
Марс – четвертая планета от светила. Марс часто называют Красной планетой, потому что он выглядит красным. Красный цвет существует из-за количества пыли от ветра на поверхности. На поверхности Марса есть кратеры и горы высокие и большие.
Вся поверхность Марса представляет собой пустыню, которая покрыта пылью и твердыми породами красновато-оранжевого цвета. Слои атмосферы планеты Марс состоят из углекислого газа и газообразного азота.
На этой планете нет воды, и у Марса есть два естественных спутника под названием Фобос и Деймос. Венера и Марс планеты наиболее вероятные для посещения людьми.
Планета | Расстояние до Солнца(млн. км) | Диаметр(км) | Температура поверхности(ºC) | |
от | до | |||
Марс | 228 | 6800 | -120 | +35 |
«Галилеева четверка»
Четыре крупнейших спутника Юпитера поразительно не похожи друг на друга. Это своего рода «Солнечная система в миниатюре». Но лишь благодаря снимкам с космических зондов «Вояджер-1», «Вояджер-2» и «Галилео», астрономам стали известны детали их строения, рельефа и многие другие удивительные подробности.
Пестро окрашенная Ио, диаметр которой составляет 3 643 км, обладает самой высокой вулканической активностью в Солнечной системе — на спутнике может одновременно извергаться до десятка вулканов.
Рельеф Ио полностью изменяется буквально за несколько десятков лет. Крупнейшие вулканы на этой планетке выбрасывают расплавленные горные породы и окислы серы на высоту до 300 км.
По своему строению Ио похожа не на ледяные спутники газовых гигантов, а на планеты земной группы. Кроме вулканов на Ио были обнаружены озера расплавленной серы и лавовые потоки длиной в несколько сот километров.
Европа по своим размерам ближе всего к Луне и тоже, как и Ио, состоит из горных пород. Но поверх «каменного ядра» этот уникальный спутник Юпитера покрыт… водой.
И это не просто вода в жидком состоянии, а грандиозный океан глубиной около 100 км, сверху покрытый льдом толщиной до 10 км. Общее количество воды на Европе больше, чем во всех океанах Земли, вместе взятых.
Поверхность Европы, по земным меркам, очень холодная — 150-190 ° ниже нуля, ее пересекает множество разломов и трещин во льду, напоминающих ледяной панцирь на Северном полюсе Земли.
Но самое главное — под ледяной броней находится жидкий и теплый океан, температура в котором даже выше, чем в земных тропических морях. Глубина его достигает 90 км.
Ганимед — самый большой спутник в Солнечной системе. Он в два раза массивнее Луны, а его диаметр превышает диаметр Меркурия.
В глубине спутника скрываются расплавленное металлическое ядро и состоящая из горных пород мантия, поверх которых лежит слой водяного льда толщиной 900-950 км. Не исключено, что между каменистыми породами и льдом находится слой жидкой воды.
Каллисто — также крупный и, пожалуй, самый «спокойный» в геологическом отношении спутник Юпитера. На ее поверхности огромное количество кратеров — наибольшее в Солнечной системе.
Это означает, что Каллисто очень стара, ей более 4 млрд лет. Поверхность спутника покрыта ледяной корой толщиной 200 км, под которой скрывается внушительный слой жидкой воды. В целом она на 60 % состоит из льда и воды и лишь на 40 % из горных пород и железа.
На поверхности спутника выделяется необычное образование — светлое пятно диаметром 1 600 км, окруженное концентрическими кольцами. Это след от падения огромного метеорита, носящий название Асгард. Каллисто имеет разреженную атмосферу, состоящую из углекислого газа.
Земля
Земля – это планета, которая находится третьей от Солнца. Земля – единственная планета, которая заселена живыми существами. Земля имеет атмосферу, состоящую из азота, кислорода, углекислого газа и водяного пара.
Атмосфера защищает живое от ультрафиолетовых лучей, которые опасны для жизни Атмосфера защищает Землю от излучения, идущего от небесных объектов, которые находятся близко к Земле. Кроме того, атмосфера также поддерживает температуру Земли, чтобы оставаться в соответствии с потребностями живых существ.
Если смотреть с неба, то Земля выглядит голубой со слоем атмосферы белого круга. У Земли есть спутник, а именно Луна. Луна вращается всегда повернувшись одной стороной вокруг Земли и одновременно вокруг Солнца вместе с Землей. Расстояние до Солнца (150 млн.км) свет преодолевает за 500 секунд.
Планета | Расстояние от планеты до Солнца(млн. км) | Диаметр(км) | Температура поверхности(ºC) | |
от | до | |||
Земля | 150 | 12.750 | -90 | +53 |
Уран
Эта планета стала первой, о существовании которой люди узнали только после изобретения телескопа: ее открыл в 1781 году английский астроном Уильям Гершель. Чтобы не нарушать традиций, ее тоже назвали в честь бога, но не из римской, а из греческой мифологии. Уран — бог неба.
До официального открытия планету не раз наблюдали и даже фиксировали в своих записях астрономы, — правда, они считали ее тусклой звездой.
Масса Урана почти в 15 раз больше массы Земли.
Уран — самая холодная из всех планет Солнечной системы, хотя и не самая удаленная от Солнца (Нептун дальше). На этой планете зарегистрирована самая низкая температура: -224 °C.
У Урана нет твердой поверхности, но это и не только газ (как Сатурн и Юпитер): газообразная атмосфера этой планеты плавно переходит в жидкие слои, состоящие из смеси воды, аммиака и метана. Из-за низких температур это скорее лед, чем жидкость, поэтому астрономы называют Уран «ледяным гигантом».
День на Уране длится 17 земных часов, а год — 84 земных года.
У Урана 27 спутников.
Интересной особенностью этой планеты является ее положение: Уран вращается вокруг своей оси, как бы «лежа на боку». Из-за такого положения «времена года» на планете довольно необычные: 42 года «лета» и солнечного света в полушарии, направленном к Солнцу, — и непрерывная «полярная ночь» длиной в 42 года в противоположном полушарии. Потом полушария меняются.
Уран визуально кажется сине-зеленым из-за присутствия незначительного количества метана в атмосфере.
Плутон входит в состав Солнечной системы или нет?
Плутон Еще с XIX века ученые предполагали, что в Солнечной системе существует девятая планета, расположенная дальше всех от Солнца. В 1930-ом году 23-летнему Клайду Томбо, сотруднику обсерватории Маунт-Вильсон, удалось обнаружить Плутон. Сделал это он с помощью регулярного фотографирования звездного неба и поиска движущихся элементов. Объект был обнаружен в области пояса Койпера.
В том же году Плутон официально объявили девятой планетой. Из-за недостатка данных его соотносили по размерам с Землей. Но дальнейшие исследования показали, что он обладает радиусом всего в 2376 км, а его масса в 6 раз меньше, чем у Луны.
Интересный факт: площадь Плутона всего лишь на 0,6 млн кв.км меньше, чем у России и равна 17,1 млн кв.км.
Поверхность планеты состоит преимущественно из камня и льда, как у большинства тел из пояса Койпера. Вокруг Плутона находятся пять спутников. Орбита вращения вокруг Солнца овальная, причем при максимальном приближении планета находится к светилу ближе, чем Нептун, а при максимальном отдалении дистанция составляет 7,4 млрд км.
При дальнейших исследованиях пояса Койпера ученые открыли еще несколько небольших планет, размер которых не сильно отличается от Плутона. В 2006 году было принято решение причислить им статус карликовых. С тех пор Плутон официально перестал быть девятой планетой Солнечной системы. Однако некоторые ученые до сих пор настаивают, что его следует обратно переместить из карликовых к основным.
Формирование и эволюция Земли — объяснение для детей
Объяснение для детей останется неполным, если описание Земли обойдет предысторию. Исследователи полагают, что Земля сформировалась вместе с Солнцем и другими планетами 4.6 миллиардов лет назад. Тогда Солнечная система воссоединилась с огромнейшим газовым и пыльным облаком – солнечной туманностью. Сила тяжести постепенно разрушала ее, придавая больше скорости и форму диска. Большая часть материала притянулась в центр и начала формировать Солнце.
Другие частицы сталкивались и соединялись, образуя более крупные тела. Солнечный ветер обладал такой силой, что ему удалось сместить более легкие элементы (водород и гелий) из самых отдаленных миров. Именно поэтому Земля и другие планеты стали скалистыми.
В ранней истории планета Земля для детей способна показаться безжизненным куском скалы. Радиоактивные материалы и растущее из глубины давление давали достаточно тепла, чтобы расплавить внутреннее пространство. Из-за этого некоторые химикаты выплеснулись наружу, образовывая воду, а другие стали атмосферными газами. По последним данным, кора и океаны могли появиться через 200 миллионов лет после формирования планеты.
Дети должны знать, что земную историю делят на 4 эона: хадейский, архейский, протерозойский и фанерозойский. Первые три заняли почти 4 миллиарда лет и вместе называются докембрийскими. Доказательства наличия жизни обнаружили в архее около 3.8 миллиарда лет назад. Но жизнь не отличалась богатством до фанерозоя.
Период фанерозоя делится на 3 эпохи: палеозой, мезозой и кайнозой. Первая продемонстрировала появление многих разновидностей животных и растений в морях и на суше. Мезозой предоставил динозавров, а вот кайнозой – это буквально наша эпоха (млекопитающие).
Гипотетический вид планеты 3 миллиарда лет назад
Большинство окаменелостей из палеозоя – беспозвоночные животные (кораллы, трилобиты и моллюски). Окаменелости рыбы датировались возрастом в 450 миллионов лет, а земноводных – 380 миллионов лет. Огромные леса, болота и ранние рептилии заселили Землю 300 миллионов лет назад.
Мезозой стал периодом жизни динозавров. Хотя окаменелости млекопитающих также имели возраст в 200 миллионов лет. В этот период власть захватили цветущее растения (и продолжают удерживать ее сегодня).
Кайнозой стартовал около 65 миллионов лет назад, когда вымерли динозавры (ученые приписывают эту заслугу космическому воздействию). Млекопитающим удалось выжить, и они стали главными существами на планете.
Юному жителю планеты
Терентiй Травнiкъ
Попробуй, и не пожалеешь,
Коснуться неба, ты – сумеешь –
Далеких звезд коснуться, лун,
Коснуться ветра тонких струн.
Попробуй к солнцу прикоснуться
Улыбкой. Просто улыбнуться
Ему в рассветный тихий час,
Как в первый раз… Как в первый раз
Взгляни на мир, на дом, на руки…
Послушай звук, как звука звуки,
То в одиночку, то гурьбой
Сквозь стены, сквозь тебя проходят
Неправ здесь тот, кто не находит
Чудес. Они везде, смотри!
Они снаружи и внутри!
И синь, и гладь, и высота,
И ширь, и даль, и чистота –
Всё чудо – волшебство чудес,
Всё – щедрость пламенных Небес!
Попробуй, ты не пожалеешь –
Коснуться жизни. Ты – сумеешь!
Возьми карандаши, альбом:
Рисуй же солнце, небо, дом,
У дома пруд, за домом лес
И дальше – тысячи чудес!
Лунный прыжок и сила тяжести
На Луне мы можем подпрыгнуть гораздо выше и дальше, чем на Земле. Можно измерить свой «земной прыжок»: выйти во двор, прыгнуть, отметить мелом начало и конец прыжка, измерить длину рулеткой. Так вот, если добавить к своему прыжку еще пять таких же — получится «лунный прыжок». Вот как мы бы прыгали на Луне! А все потому, что там меньше сила тяжести. Чем меньше вес планеты или другого небесного тела, тем меньше она притягивает к себе человека и все, что находится на ее поверхности. Правда на Луне придется надеть скафандр, и в нем прыгать будет не так удобно.
«Марсианский прыжок» больше земного в 2,5 раза, а на Юпитере — наоборот, меньше в 2,5 раза. На Юпитере или Сатурне нам было бы сложно даже просто ходить — такая там сила тяжести из-за огромной массы планет. Зато если находиться в открытом космосе, вдалеке от любых планет и астероидов, ты будешь плавать в невесомости. Вот почему космонавты в своих кораблях плавают, будто в воде — их ничего не притягивает.
Что посмотреть и почитать: сериал ВВС «Планеты», книга Принджа Р. «Планетариум».
фото: www.roscosmos.ru
Меркурий – бывший спутник Венеры?
Современные ученые не смогли зафиксировать естественные спутники Венеры, хотя есть сведения, что до 1770 года неоднократно их наблюдали около этой планеты.
Сейчас нет доказательств, которые бы подтверждали, что у этой планеты когда-либо были спутники, но специалисты не исключают такую возможность. Куда же они пропали? Есть две гипотезы.
Согласно одной, спутник был, но из-за приливных сил Солнца он приблизился к Венере, она притянула его к себе, и он исчез, не оставив следа. Если бы в это время были мощные телескопы, они бы зафиксировали эту мощную катастрофу.
По другой версии, Меркурий – бывший спутник Венеры. Но он по какой-то причине отделился от нее и стал самостоятельной планетой. Есть несколько теорий, объясняющих это. По одной из них, Меркурий столкнулся с кометой или астероидом. Во второй он приобрел собственную орбиту из-за солнечного притяжения.
Космические корабли, станции, марсоходы, луноходы
Самый первый космический аппарат полетел в космос в 1957 году — за 4 года до Юрия Гагарина, и тоже в Советском Союзе. Это был первый искусственный спутник Земли, похожий на шарик с четырьмя ножками. Он летел и попискивал — передавал на Землю радиосигналы.
С тех пор люди придумали и запустили в космос много аппаратов и станций. Некоторые летают по орбите вокруг Земли, ведут съемки нашей планеты, передают нам фотографии и другие сообщения. Благодаря им у нас есть точные карты, а еще мы лучше предсказываем погоду. Другие космические корабли, например, американский «Вояджер», улетают далеко-далеко, чтобы посылать нам снимки других планет. Третьи приземляются на Луну или Марс, ездят по ним и посылают на Землю сообщения — это луноходы и марсоходы. Луноходы даже смогли отправить обратно на Землю образцы лунной пыли.
Самые сложные корабли — это те, на которых летают космонавты. Есть целые космические станции, которые отправили на орбиту Земли, чтобы космонавты могли прилетать туда, как на работу, и проводить исследования. Сейчас самая крупная станция на орбите — это российская «Международная космическая станция» (МКС), на ней работают космонавты из разных стран. Чтобы запустить космонавта или груз с Земли в космос, нужно много топлива. Когда взлетает ракета, она сжигает это топливо и почти целиком сгорает сама — остается только маленькая капсула, которая летит дальше по своим делам. Но сегодня конструкторы создают «многоразовые» ракеты, которые не сгорают при взлете, а возвращаются на землю — это ракеты Илона Маска «Фальконы».
Что посмотреть и почитать: игровые фильмы «Салют-7» (12+), «Человек на Луне» (12+), российский мини-сериал про космическую гонку «Открытый космос». Книги А.Ткаченко «Циолковский. Путь к звездам», Н.Акулова, М.Корниенко «Чему я могу научиться у Сергея Королева», О.Соломатина «Чему я могу научиться у Илона Маска».
Земная Луна — объяснение для детей
Дети не должны забывать, что у Земли есть верный спутник — Луна. В ширину достигает 3474 км (примерно четверть земного диаметра). Наша планета располагает всего одним спутником, хотя у Венеры и Меркурия их вообще нет, а у некоторых есть два и более.
Луна сформировалась после того, как в Землю врезался гигантский объект. Оторванные обломки и стали составным материалом Луны. Ученые считают, что объект был примерно размером с Марс.
Луна |
|
Пока известно, что Земля – единственная планета во Вселенной, населенная жизнью. Насчитывают несколько миллионов известных видов от самого глубокого океанского дна до наивысших уровней атмосферы. Но исследователи говорят, что еще не все обнаружено (примерно 5-100 миллионов, из которых нашли лишь около 2 миллионов).
Ученые подозревают, что есть и другие обитаемые планеты. Среди них рассматривают спутник Сатурна Титан или Европу Юпитера. Пока исследователи все еще разбираются в процессах эволюции и кажется, что у Марса есть все шансы на наличие организмов. Некоторые думают, что именно из марсианских метеоритов, упавших на Землю, и зародилась наша жизнь.
Важно напомнить детям, что наша планета считается самой изученной, потому что исследование Земли ведется от первобытных племен до сегодня. Множество интересных наук предлагают характеристику планеты со всех сторон
География Земли раскрывает страны, геология изучает состав и движение плит, а биология рассматривает живые организмы. Чтобы ребенку было интереснее исследовать Землю, используйте печатные или Гугл карты, а также наши онлайн телескопы. Не забывайте, что планета Земля — уникальная система и пока единственный мир с жизнью. Поэтому ее нужно не только всесторонне изучать, но и оберегать.
Планеты |
№5
Многие
говорят о том, что Марс может стать
будущим пристанищем для человечества
и что ученые постоянно готовят различные
миссии для посещения этой планеты.
Однако мало кто говорит о том, сколько
потребуется времени чтобы достичь
«Красной планеты». На
этой уйдет 8 месяцев. Это даже дольше,
чем пребывание космонавтов на МКС
(Международная космическая станция).
При этом еще нужно 8 месяцев для того,
чтобы космонавты вернулись домой.
Лучше
всего посещать Марс тогда, когда он
находится на самом маленьком расстоянии
от Земли. Это
случалось в 2003 году. Тогда планеты
находились друг от друга всего на
расстоянии 56 миллионов километров.
Максимальное же расстояние от Земли до
Марса может составлять 401 миллионов
километров, что в 8 раз больше минимального.