История воды в бутылках, крупнейшей аферы человечества

Распределение соленой и пресной воды

Общий объем воды на Земле оценивается в 1,386 миллиарда км3 (333 миллиона кубических миль), из которых 97,5% — это соленая вода, а 2,5% — пресная вода . Из пресной воды только 0,3% находится в жидкой форме на поверхности.

Поскольку океаны, которые покрывают примерно 71% площади Земли, отражают синий свет, Земля кажется синей из космоса, и ее часто называют голубой планетой и бледно-голубой точкой .

Источник воды Объем воды в км³ (куб. Миль) % общей воды % соленой воды % пресной воды % жидкой поверхностной пресной воды
Океаны 1 388 000 000 (321 000 000) 96,5 99,0
Тихий океан 669 880 000 (160 710 000) 48,3 49,6
Атлантический океан 310 410 900 (74 471 500) 22,4 23,0
Индийский океан 264 000 000 (63 000 000) 19.0 19,5
Южный океан 71 800 000 (17 200 000) 5,18 5,31
Северный Ледовитый океан 18 750 000 (4 500 000) 1,35 1,39
Лед и снег 24 364 000 (5 845 000) 1,76 69,6
Ледники 24 064 000 (5 773 000) 1,74 68,7
Антарктический ледяной покров 21 600 000 (5 200 000) 1,56 61,7
Ледяной покров Гренландии 2 340 000 (560 000) 0,17 6,68
Арктические острова 83 500 (20 000) 0,006 0,24
Горные хребты 40 600 (9 700) 0,003 0,12
Подземный лед и вечная мерзлота 300 000 (72 000) 0,022 0,86
Грунтовые воды 23 400 000 (5 600 000) 1,69
Соленые грунтовые воды 12 870 000 (3 090 000) 0,93 0,95
Пресные грунтовые воды 10 530 000 (2 530 000) 0,76 30,1
Влажность почвы 16 500 (4 000) 0,0012 0,047
Озера 176 400 (42 300) 0,013
Соленые озера 85 400 (20 500) 0,0062 0,0063
Каспийское море 78 200 (18 800) 0,0056 0,0058
Другие соленые озера 7 200 (1700) 0,00052 0,00053
Пресноводные озера 91 000 (22 000) 0,0066 0,26 87,0
Великие африканские озера 30 070 (7210) 0,0022 0,086 28,8
озеро Байкал 23 615 (5666) 0,0017 0,067 22,6
Великие озера Северной Америки 22 115 (5 306) 0,0016 0,063 21,1
Другие пресноводные озера 15 200 (3600) 0,0011 0,043 14,5
Атмосфера 12 900 (3100) 0,00093 0,037
Болота 11 470 (2750) 0,00083 0,033 11.0
Реки 2120 (510) 0,00015 0,0061 2,03
Биологическая вода 1120 (270) 0,000081 0,0032

«Логарифм» График источника воды в кубических милях

Источник пресной воды (включая соленые озера и соленые грунтовые воды)

Озера

В совокупности озера Земли содержат 199 000 км 3 воды. Большинство озер находится в высоких северных широтах, вдали от населенных пунктов. В Северной Америке в районе Великих озер , которые содержат 21% мировых запасов пресной воды по объему, являются исключением. В бассейне Великих озер проживает 33 миллиона человек. В канадских городах Торонто , Гамильтон , Санкт — Catharines , Ниагара , Ошава , Виндзор , Барри и Кингстон и США городах Дулут , Милуоки , Чикаго , Гэри , Детройт , Кливленд , Буффало и Рочестер , все они расположены на берегу Великие озера.

Грунтовые воды

Пресные подземные воды имеют большую ценность, особенно в засушливых странах, таких как Китай. Его распределение в целом аналогично распределению поверхностных речных вод, но их легче хранить в жарком и сухом климате, потому что хранилища подземных вод гораздо более защищены от испарения, чем плотины . В таких странах, как Йемен , основным источником воды для орошения являются грунтовые воды из-за непостоянных дождей в сезон дождей .

Поскольку пополнение запасов грунтовых вод гораздо труднее точно измерить, чем поверхностный сток , грунтовые воды обычно не используются в районах, где доступны даже довольно ограниченные уровни поверхностных вод. Даже сегодня оценки общего пополнения подземных вод сильно различаются для одного и того же региона в зависимости от того, какой источник используется, и случаи, когда ископаемые подземные воды эксплуатируются сверх нормы пополнения (включая водоносный горизонт Огаллала ), очень часты и почти всегда серьезно не рассматриваются, когда они были впервые разработан.

Расширение планеты и дрейф материков как причина образования воды

250 млн лет назад существовал 1 сверхконтинент, который впоследствии разделился на части, начавшие двигаться друг от друга так, что между ними образовались широкие проемы, ставшие впоследствии океанами.

Это явление может объяснить гипотеза расширения Земли. Сторонники версии утверждают, что первоначально наша планета была в обхвате в 2 раза меньше, чем сейчас, и материки, вначале слитые воедино, могли полностью ее опоясать. Затем космическое тело начало расширяться, и в едином материке появились трещины — будущие океанические впадины.

Ученые определили, что:

  • средняя полоса России смещается в восточном направлении со скоростью 1 см в год;
  • Германия при этом остается неподвижной.

С такой скоростью всего за 20 млн лет (это маленький срок с геологической точки зрения) на месте Европы может появиться новый океанический пролив шириной 4 тыс. км.

Одна из версий, почему расширяется планета, — активное участие в данном процессе водорода. Земля, окружающие ее планеты, кометы и иные небесные тела состоят из этого химического элемента более чем на 95%.

К нам водород пришел в момент рождения Протоземли вместе с первичным облаком, среди атомов которого были и металлы, отличающиеся способностью поглощать водород в большом количестве, в тысячи раз больше, чем свой размер. И чем больше это поглощение, тем металл активнее уплотняется.

По мере того как пылевое облако становилось плотнее, давление внутри будущей Земли росло, небесное тело разогревалось.

Максимальное сжатие было в его центральных областях, и в какой-то момент температурные показатели в земном ядре достигли критических значений, вызвав обратный процесс — водород начал выделяться из металлов. Ядро резко расширилось, и верхние земные слои не выдержали — треснули.

Водород, проходя сквозь недра, захватывал по пути кислород, появляясь на поверхности уже в виде пара. Он конденсировался, превращаясь в воду, и заполнял литосферные впадины, образуя океаны.


Континенты мира когда-то были одним огромным суперконтинентом под названием Пангея. Единый материк, при расширении Земли (250—300 млн. лет назад), дал трещины, которые, наполнившись водой, превратились в океаны. Credit: sharejunkies.com/nauka.vesti.

Орбита и вращение Земли

Земле требуется примерно 365 дней для того, чтобы сделать полный оборот по орбите вокруг Солнца. Длина нашего года связана в значительной степени со средним орбитальным расстоянием Земли, которое составляет 1,50 х 10 в степени 8 км. При таком орбитальном расстоянии солнечному свету требуется в среднем около восьми минут и двадцати секунд для достижения поверхности Земли.

При орбитальном эксцентриситете .0167 орбита Земли является одной из самых круговых во всей Солнечной системе. Это означает, что разница между перигелием Земли и афелием относительно мала. В результате столь небольшой разницы интенсивность солнечного света на Земле остается практически неизменной круглый год. Тем не менее, положение Земли на своей орбите определяет тот или иной сезон.

Наклон оси Земли составляет приблизительно 23,45 °. При этом Земле требуется двадцать четыре часа для того, чтобы завершить один оборот вокруг своей оси. Это самое быстрое вращение среди планет земной группы, но немного медленнее, чем у всех газовых планет.

Вода на Земле

· На нашей планете содержится около 1 260 000 000 000 000 000 000 литров воды.

· Вода находится в постоянном цикле: она испаряется из океанов, проходит через воздух, выпадает в виде дождя на землю и опять стекает в океаны.

· Около 70 процентов Земли покрыто океанами. Средняя глубина океана составляет 1 километр.

· 98 процентов воды на нашей планете находится в океанах и не пригодна для питья из-за соли.

· Около 2 процентов воды является пресной, но 1,6 процент заключен в ледниках на полюсах. Еще около 0,36 процентов запасов находятся под землей в водоносных слоях.

· Только около 0,036 процентов (тысячи триллионов литров) общих запасов воды находится в озерах и реках.

· Остальная часть воды на планете содержится в воздухе по мере испарения облаков и воды или заключено в растениях и животных. Наше тело состоит на 65 процентов из воды.

Инвентаризация воды Земли [ править ]

Хотя большая часть поверхности Земли покрыта океанами, эти океаны составляют лишь небольшую часть массы планеты. Масса океанов Земли оценивается в 1,37 × 10 21 кг, что составляет 0,023% от общей массы Земли, 6,0 × 10 24 кг. Еще 0,5 × 10 21 кг воды, по оценкам, присутствует во льду, озерах, реках, грунтовых водах и водяном паре атмосферы. Значительное количество воды также хранится в коре , мантии и ядре Земли . В отличие от молекулярной H 2 O, которая находится на поверхности, вода внутри существует в основном в гидратированных минералах или в виде следовых количеств водорода, связанного сатомы кислорода в безводных минералах. Гидратированные силикаты на поверхности переносят воду в мантию на конвергентных границах плит , где океаническая кора субдуцируется под континентальную кору . Хотя трудно оценить общее содержание воды в мантии из-за ограниченного количества образцов, там может храниться масса, примерно в три раза превышающая массу океанов Земли. Точно так же ядро ​​Земли может содержать от четырех до пяти океанов водорода.

Что вызвало кембрийский взрыв?

Кембрийский взрыв произошел на Земле около 540 миллионов лет назад. На протяжении большей части истории Земли до этого периода жизнь состояла в основном из бактерий, эукариот и ультрапростых растений. Но в начале кембрийского периода эволюция, казалось, претерпела скачок роста, и сложные существа начали развиваться с невиданной прежде скоростью.

Внезапно у живых существ появились мозги, глаза и скелеты. Большинство живых существ сегодня могут проследить свою родословную до кембрийского периода. Некоторые ученые считают, что кембрийский взрыв произошел в результате вышеупомянутой стабилизации кислорода, которая произошла примерно в то же время. Но поскольку они не совсем уверены, почему это произошло, это не очень понятно. Другие считают, что такие факторы, как повышение температуры Земли и развитие мелководной водной среды, также способствовали этому скачку.

Как на земле появилась почва?

Что такое почва в принципе? Это природное «тело», которое образовалось в результате преобразования поверхностных слоев суши Земли и представляет собою совокупность (смесь) различных компонентов. Среди этих компонентов присутствуют как минеральные (минералы, воздух, вода), так и органические (почвенные микроорганизмы, растительные и животные остатки, отдельные химические вещества) соединения.

Почвообразование – изначально сложный многокомпонентный био-физико-химический процесс, сильно растянутый во времени. Образовывалось многообразие почв на планете на протяжении долгих веков из поверхностных слоев горных пород под совокупным воздействием так называемых «факторов почвообразования» (геологических процессов, атмосферной влаги, солнечного тепла, растительного и животного мира). Вследствие разнообразия природных условий в разных зонах и регионах мира очень разнообразны и почвы, составляющие его почвенный покров.

Последним в систему почвообразующих факторов «встроился» фактор антропогенный – как только человечество освоило земледелие, главными для людей стали попытки увеличения плодородности почв различными агротехническими способами, но, увы, «параллельно» этому земляне активно способствуют и нарушению состава и структуры почвенного слоя планеты в силу своей другой хозяйственной деятельности (горные работы, добыча ископаемых, осушение болот и т.п.).

Пять факторов почвообразования установленные В.Докучаевым, основоположником школы научного почвоведения

Плодородие почвы – это ее способность «удовлетворять потребности растения» благодаря своему составу, агрегатному (механическому) состоянию компонентов, кислотности, насыщенности влагой и воздухом, наличию и жизнедеятельности микроорганизмов

Важно помнить, что плодородие почвы постоянно и достаточно быстро изменяется под влиянием как естественных, так и антропогенных факторов, поэтому, если хотите видеть здоровые растения и большие урожаи, следить за состоянием почвы на участке нужно постоянно

Гипотезы происхождения воды на Земле

Внепланетные источники

Вода имеет гораздо более низкую температуру конденсации, чем другие материалы, из которых состоят планеты земной группы в Солнечной системе, такие как железо и силикаты. Регион протопланетный диск Ближайший к Солнцу был очень горячим в начале истории Солнечной системы, и невозможно, чтобы океаны воды конденсировались вместе с Землей по мере ее образования. Вдали от молодого Солнца, где температура была ниже, вода могла конденсироваться и образовывать ледяной планетезимали. Граница области образования льда в ранней Солнечной системе известна как линия мороза (или снежная полоса) и находится в современном поясе астероидов, между 2,7 и 3,1 астрономические единицы (AU) от Солнца. Поэтому необходимо, чтобы объекты, образующиеся за линией замерзания, например кометы, транснептуновые объекты, и богатый водой метеороиды (протопланеты) — доставляли воду на Землю. Однако сроки доставки пока остаются под вопросом.

Одна теория утверждает, что Земля сросшийся (постепенно увеличивался за счет накопления) ледяных планетезималей около 4,5 миллиардов лет назад, когда они составляли от 60 до 90% своего нынешнего размера. В этом сценарии Земля смогла удерживать воду в той или иной форме во время аккреции и крупных столкновений. Эта гипотеза подтверждается сходством содержания и изотопных соотношений воды между старейшими из известных углистый хондрит метеориты и метеориты из Веста, оба из которых происходят из Солнечной системы пояс астероидов. Это также подтверждается исследованиями осмий соотношения изотопов, которые предполагают, что значительное количество воды содержалось в материале, который Земля аккрецировала на раннем этапе. Измерения химического состава лунных проб, собранных Аполлон 15 и миссии дополнительно подтверждают это и указывают на то, что вода уже присутствовала на Земле до образования Луны.

Одна проблема с этой гипотезой заключается в том, что благородный газ изотопные отношения атмосферы Земли отличаются от таковых в ее мантии, что предполагает, что они были сформированы из разных источников. Чтобы объяснить это наблюдение, была предложена так называемая теория «поздней облицовки», согласно которой вода поступала намного позже в истории Земли, после лунного удара. Однако нынешнее понимание образования Земли допускает аккрецию менее 1% материала Земли после образования Луны, подразумевая, что материал, образовавшийся позже, должен был быть очень богатым водой. Модели ранней динамики Солнечной системы показали, что ледяные астероиды могли быть доставлены во внутренние области Солнечной системы (включая Землю) в течение этого периода, если бы Юпитер переместился ближе к Солнцу.

И все же третья гипотеза, подтвержденная свидетельствами молибден соотношения изотопов, предполагает, что Земля получила большую часть воды из того же межпланетное столкновение что вызвало образование Луны.

Горячее происхождение Земли

Наша планета когда-то была раскаленным телом. В результате остывания появилась литосфера.

Каждая из них выплеснула в космос большое количество сырья для новых миров.

В результате реакции двух химических элементов появилась парообразная вода. Она выходила из трещин в планете и заполняла собой пространство. Охлаждаясь, пар образовывал облака. Когда температура во вновь рожденной атмосфере снизилась, содержащийся в облаках пар превратился в жидкую воду, пошли дожди.

Ливни шли несколько тысячелетий, заполнив все выемки на земной тверди и образовав протоокеан.

Считается, что некогда Земля была расплавленным огненным шаром, который, излучая тепло в пространство, постепенно остывал. Появилась первородная кора, возникли химические соединения элементов и среди них соединение водорода с кислородом, или, проще говоря, вода. Credit: историиземли.рф/in-space.

Вода в школьной программе

Необходимость изучения воды

Водопад в лесу на острове Сан Мигель, Азорские острова.

Наверняка никому не придет в голову отрицать необходимость изучения воды как в школьной, так и в программах высшего образования. Это выглядит совершенно естественным, учитывая значение воды как для жизни и трудовой активности человека, так и в целом для жизни всей нашей планеты. Другое дело, что могут возникнуть некоторые затруднения, в рамках каких учебных дисциплин следует изучать воду.

Вода в программе начальной и средней школы

Возможные варианты:

1)Естествознание (предмет, который не в столь отдаленные времена назывался природоведением, и на котором дети в начальной школе получают первые представления об устройстве  окружающей среды).

2)Физика – как иллюстрация к открытию важнейших законов (Архимед с его ванной).

3)География в более старших классах, изучение видов водоемов, круговорота воды в природе, ее значения и т.д.

4)Химия – растворимость веществ, взаимодействие с водой, первые знания о качестве питьевой воды, способах ее бытовой и промышленной очистки.
Вот лишь несколько школьных предметов, существенная часть в программе которых посвящена изучение воды. А ведь мы еще не коснулись рисования (пейзажи), ботаники, заоологии и биологии (составная часть всех живых организмов) и прочих предметов.

Основные физические свойства

К таковым принято относить кристаллическую решетку, температуры кипения и плавления, особенные индивидуальные характеристики. Все их и рассмотрим.

  1. Строение кристаллической решетки оксида водорода зависит от агрегатного состояния. Оно может быть твердым — лед, жидким — основная вода при обычных условиях, газообразным — пар при повышении температуры воды свыше 100 С. Красивые узорные кристаллы формирует лед. Решетка в целом рыхлая, но соединение очень прочное, плотность низкая. Видеть ее можно на примере снежинок или морозных узоров на стеклах. У обычной воды решетка не имеет постоянной формы, она изменяется и переходит из одного состояния в другое.
  2. Молекула воды в космическом пространстве имеет правильную форму шара. Однако под действием земной силы тяжести она искажается и в жидком состоянии принимает форму сосуда.
  3. То, что по структуре оксид водорода — диполь, обуславливает следующие свойства: высокая теплопроводность и теплоемкость, которая прослеживается в быстром нагревании и долгом остывании вещества, способность ориентировать вокруг себя как ионы, так и отдельные электроны, соединения. Это делает воду универсальным растворителем (как полярным, так и нейтральным).
  4. Состав воды и строение молекулы объясняют способность этого соединения образовывать множественные водородные связи, в том числе с другими соединениями, имеющими неподеленные электронные пары (аммиак, спирт и прочие).
  5. Температура кипения жидкой воды — 100С, кристаллизация наступает при +4С. Ниже этого показателя — лед. Если же увеличивать давление, то температура кипения воды резко возрастет. Так, при высоких атмосферах в ней можно растопить свинец, но она при этом даже не закипит (свыше 300С).
  6. Свойства воды весьма значимы для живых существ. Например, одно из самых важных — поверхностное натяжение. Это формирование тончайшей защитной пленки на поверхности оксида водорода. Речь идет о воде в жидком состоянии. Эту пленку разорвать механическим воздействием очень сложно. Учеными установлено, что понадобится сила, равная весу в 100 тонн. Как ее заметить? Пленка очевидна, когда вода капает из крана медленно. Видно, что она словно в какой-то оболочке, которая растягивается до определенного предела и веса и отрывается в виде круглой капельки, слегка искаженной силой тяжести. Благодаря поверхностному натяжению многие предметы могут находиться на поверхности воды. Насекомые, имеющие особые приспособления, могут свободно передвигаться по ней.
  7. Вода и ее свойства аномальны и уникальны. По органолептическим показателям данное соединение — бесцветная жидкость без вкуса и запаха. То, что мы называем вкусом воды, — это растворенные в ней минералы и другие компоненты.
  8. Электропроводность оксида водорода в жидком состоянии зависит от того, сколько и каких солей в нем растворены. Дистиллированная вода, не содержащая никаких примесей, электрический ток не проводит.

Лед — это особое состояние воды. В структуре этого ее состояния молекулы связаны друг с другом водородными связями и формируют красивую кристаллическую решетку. Но она достаточно неустойчива и легко может расколоться, растаять, то есть деформироваться. Между молекулами сохраняется множество пустот, размеры которых превышают размеры самих частиц. Благодаря этому плотность льда меньше, чем жидкого оксида водорода.

Это имеет большое значение для рек, озер и прочих пресных водоемов. Ведь в зимний период вода в них не замерзает полностью, а лишь покрывается плотной коркой более легкого льда, всплывающего наверх. Если бы данное свойство не было характерно для твердого состояния оксида водорода, то водоемы промерзали бы насквозь. Жизнь под водой была бы невозможна.

Кроме того, твердое состояние воды имеет большое значение как источник огромного количества питьевых пресных запасов. Это ледники.

Особенным свойством воды можно назвать явление тройной точки. Это такое состояние, при котором лед, пар и жидкость могут существовать одновременно. Для этого требуются такие условия, как:

  • высокое давление — 610 Па;
  • температура 0,01С.

Показатель прозрачности воды варьируется в зависимости от посторонних примесей. Жидкость может быть полностью прозрачной, опалесцентной, мутной. Поглощаются волны желтого и красного цветов, глубоко проникают лучи фиолетовые.

Гипотеза английского астрофизика Хойла

Британский ученый утверждал, что конденсация первичного водородного облака проходила по-разному во всех зонах Солнечной системы, в первую очередь из-за разницы температур:

  1. Непосредственно около светила конденсировались металлы, потому что солнечного тепла хватало, чтобы расплавить даже такие тугоплавкие элементы.
  2. Далее орбиты Сатурна температура была такова, что конденсировались там преимущественно водяные пары. Это объясняет водную природу транссатурновых объектов.

Но процесс происхождения дальних планетарных тел не был гладким. По какой-то причине вырванные из них глыбы льда полетели в направлении ближних планет. Часть объектов таяла по дороге, но крупные экземпляры не успевали растаять под воздействием лучей Солнца, долетали до Земли, оседали в ее атмосфере ледяными каплями, превращаясь в дожди.

Математическими расчетами Хойл доказал, что таких осадков было достаточно, чтобы за несколько миллионов лет образовать океаны.


В процессе формирования внешних планет имело место гравитационное «выталкивание» глыб льда в область внутренних планет. Огромные глыбы, не успев полностью испариться от солнечных лучей, достигали Земли и падали на нее в виде с ледяного «дождя». Credit: photo.nationalgeographic.fr/историиземли.рф.

Агрегатные состояния

Из всех веществ, существующих на Земле, только вода может иметь три принципиально разных агрегатных состояния: жидкое, газообразное и твердое. Благодаря трём агрегатным состояниям происходит круговорот воды в природе и жизнь на Земле. Рассмотрим подробнее каждое агрегатное состояние.

  1. Жидкое (вода). В нормальных условиях вода является жидкостью. Образует мировой океан, реки, ручьи и т.д.
  2. Газообразное (водяной пар) — это бесцветный газ, не имеет вкуса и запаха. Испаряется с поверхности океанов, рек, болот, почвы, растений и поступает в воздух или образуется путём кипения жидкой воды или сублимации из льда. Сублимация — переход вещества из твёрдого состояния сразу в газообразное, минуя стадию плавления (перехода в жидкое состояние).
  3. Твердое (лёд). При температуре от нуля и ниже вода превращается в лёд. В холодное время года он сковывает реки и лужи, выпадает в виде осадков: снежинок, града, инея, образует ледяные облака. Встречается в виде ледников и айсбергов.

Строение в различных агрегатных состояниях

Жидкая вода, лёд и водяной пар имеют один и тот же состав, но разные состояния.

Рассмотрим строение молекулы на изображении.

Многочисленные исследования ученых подтверждают, что по структуре вода и лед близки друг к другу. Структура льда – это решетчатый каркас. Структура воды зависит от содержания разных веществ, которые в ней растворяются, а также от нерастворимых соединений и некоторых других факторов.

В воде возникают структуры, которые стали называть «кластерами» — группа атомов или молекул, которые представляют собой единую структуру, но внутри имеют свои индивидуальные особенности.

При температуре близкой к точке замерзания, молекулы жидкой воды собираются в небольшие группы, практически так, как в кристаллах. При температуре близкой к точке кипения они располагаются более свободно.

Свойства

Вода — уникальный природный компонент, который обладает рядом свойств. Рассмотрим основные:

  • не имеет цвета, запаха и вкуса;
  • распространенный растворитель;
  • обладает высоким поверхностным натяжением, уступая в этом только ртути;
  • имеет большую теплоту испарения (используется для терморегуляции);
  • чистая вода — хороший изолятор;
  • обладает большой теплоёмкостью (увеличение тепловой энергии вызывает лишь сравнительно небольшое повышение ее температуры);
  • плотность в разных диапазонах температур меняется неодинаково.

Существуют необычные свойства. Например, в твердом виде вода легче, чем в жидком. Лёд не тонет в воде. В твёрдом состоянии частички воды располагаются по порядку, между ними остается много свободного пространства. Когда лёд тает, активность частичек повышается, свободное пространство заполняется. Жидкая форма становится более тяжелой, нежели твердая.

Такая уникальная способность даёт возможность любому водоёму не замерзать по всей глубине. Даже при самом сильном морозе температура воды у дна не опускается ниже +4 ᵒС. Все живые существа (рыбы и другие) могут спокойно пережить самую суровую зиму подо льдом.

Горячая вода замерзает быстрее, чем холодная. Это связано с большей скоростью испарения и излучения тепла.

Теплоемкость и некоторые другие физические свойства воды тоже зависят от температуры неодинаково. Другие виды жидкостей не имеют таких особенностей – чтобы какой-то один параметр менялся по-разному на разных порогах температуры.

Круговорот воды в природе

Вода образует водную оболочку нашей планеты – гидросферу.

Её делят на Мировой океан, континентальные поверхностные воды и ледники, а также подземные водоёмы. Переходы H2O из одних частей гидросферы в другие составляют сложный круговорот воды на Земле

Круговорот воды в природе — это непрерывное движение воды в гидросфере Земли. В процессе этого обмена водная масса меняет агрегатное состояние: из жидкой или твердой превращается в газообразную и обратно.

Рассмотрим на примере.

  • С поверхности океанов, морей, рек и суши вода в виде пара поднимается вверх.
  • Высоко над землей он охлаждается и образует множество водяных капелек и льдинок. Из них образуются облака.
  • В виде осадков вода возвращается на Землю.