В чем разница между камерой и человеческим глазом?

[править] Единицы измерения остроты зрения

 → Разрешающая способность (оптика)

Острота зрения определяется по формуле Снеллена:

V = d/D,

где V (Visus) — острота зрения, d — расстояние, с которого знаки данного ряда таблицы видит испытуемый, D — расстояние, с которого видит глаз с нормальной остротой зрения.

Принято, что человеческий глаз с остротой зрения, равной единице — v = 1,0), различает две точки, угловое расстояние между которыми равно одной угловой минуте или 1″ = 1/60° на расстоянии, например, 5 м. Откуда острота зрения v , прямо пропорциональна расстоянию просмотра.

При расстоянии просмотра R = 5 м, то глаз с остротой зрения v = 1,0 различит две точки, расстояние между которыми х = 2×5*tg(α/2) = 0,00145 м = 1,45 мм. Это основной критерий определения толщина штриха, расстояние между соседними штрихами в буквах на таблице и размеры самих букв (см. рис. 2, где: высота буквы Б = 5×1,45 = 7,25 мм).

При остроте зрения плохой, соседние штрихи не различаются, поэтому области чёрного цвета могут поменяться с белыми. Так, в букве Ш человек увидит вместо 3-х штрихов — 2, то есть увидит перевёрнутую букву П.

Буквы в таблице сделаны квадратными специально для того, чтобы её сложнее было опознать по размытому силуэту. Это сделано для проведения тестирования остроты с большей чистотой оценки остроты зрения.

В качестве стандартизованного ряда значений остроты зрения приняты десятичная таблица, предложенная в 1875 г. Монуайе (Monoyer). Эта таблица состоит из 10 рядов букв, верхний из них виден нормальным глазом под углом 5 минут на расстоянии 50 м, нижний — под тем же углом на расстоянии 5 м. Размеры знаков меняются через каждые 0,1 остроты зрения — от 0,1 до 1,0; каждый ряд виден под углом 5 минут на разных расстояниях. Впоследствии таблица была расширена, и включает значения измеряемой остроты зрения от 0,05 до 2,0. Максимальная острота зрения (2,0) соответствует углу наблюдения разрыва и ширины кольца Ландольта, равному 0,5 дуговой минуты.

Строение глаза

Зрительный нерв получает изображение от глаза. Это главная задача последнего. В его состав входит большое количество элементов, каждый из которых играет важную роль.

Роговица представлена прозрачной оболочкой. На ней отсутствуют кровеносные сосуды. Она имеет преломляющую силу и играет ведущую роль в «оптике», а также граничит со склерой. Между ней и радужкой имеется пространство, названной передней камерой с внутриглазной жидкостью.

Радужка имеет цветную округлую форму и отверстие внутри, то есть зрачок. Речь идет о мышцах, выполняющих функции сужения и расширения последнего. Другими словами, регулирует световой поток – это можно сравнить с устройством фотоаппарата. Из-за большого света зрачок уменьшается.

Хрусталик считается своеобразной линзой, которую отличает ее прозрачность и эластичность. Форма меняется во время фокуса на определенном объекте. Благодаря хрусталику ты видишь предметы, которые находятся близко или далеко.

Сетчатка образована из фоторецепторов и нервных окончаний. У них повышена чувствительность. Как уже говорилось, есть колбочки и палочки. Их основная задача – трансформировать фотоны в электроэнергию нашей нервной системы. Речь о сложной фотохимической реакции.

Оболочка, которая находится снаружи и постепенно переходит в роговицу, называется склерой. Движения глаз происходят за счет мышц, прикрепленных к последней. Сзади находится сосудистая оболочка, которая посылает кровь ко всей структуре глазного яблока. Нервы посылают сигнал в мозг, и мы видим изображения.

Рекомендуем также ознакомиться: «8 способов улучшить свое ночное зрение».

Цветовой баланс

Видимые нами цвета предметов – это не свойство самих предметов, а свойство нашего зрения. Трава выглядит зелёной только потому, что отражённые от неё лучи света с длиной волны в диапазоне 500-565 нм, попадая на светочувствительные рецепторы глаза, вызывают в мозгу ощущение зелёного цвета. Привыкнув к тому, что обычно трава зелёная, мы видим её зелёной даже в непривычном освещении. Человеческому зрению свойственно цветопостоянство. Наш мозг выравнивает цветовой баланс таким образом, чтобы предметы по возможности сохраняли для нас свои естественные цвета независимо от цвета освещения. Белая бумага кажется нам одинаково белой, что днём, когда она освещена холодным светом, льющимся из окна, что вечером, когда на неё падает тёплый свет ламп накаливания. Мозг знает, что бумага должна быть белой и принимает меры, корректируя реальность, а глупая камера правдиво изобразит бумагу в одном случае синей, а в другом – оранжевой. В фотографии для достижения естественного эффекта следует использовать настройки баланса белого цвета, регулируя его в зависимости от условий освещения либо самостоятельно, либо доверяя этот процесс автоматическому алгоритму.

Дрожание

Это одна из самых больших проблем, которой наш мозг не может собрать сменяющиеся кадры в плавное изображения. Что служит причиной дрожания?

Дело в том, что и движущиеся объекты в некоторых кадрах выбиваются из общего потока информации слишком яркого изображения или повышенной контрастности по краям. HDR усугубляет это яркости соответствующих дисплеев, но факторы, влияющие на дрожание, сводятся к следующему:

  • соотношение движущихся объектов к статичному изображению в поле зрения;
  • скорость движения объектов;
  • контрастность деталей;
  • четкость деталей;
  • уровень яркости дисплея.

Особенности цветового зрения человека

Одной из удивительных особенностей человека является способность различать цвета. Существует мнение, что она появилась у наших далеких предков, чтобы облегчить поиск спелых плодов и растений. С точки зрения физиологии люди являются трихроматами, поскольку для полного восприятия цвета используют три части спектра (красный, зеленый и синий). Пациенты с частичным нарушением цветовосприятия называют дихроматами. Чаще всего они не способны различать красный или зеленый спектр. Дихроматическое зрение также присуще большинству животных. Рассмотрим подробнее особенности цветового зрения человека.

В сетчатке человеческого глаза содержатся специальные клетки — колбочки, которые чувствительны к длине световых волн от 370 до 710 нанометров. Это диапазон видимого излучения. Ниже данных показателей находится радиоспектр и инфракрасное излучение, а выше — ультрафиолетовое, рентгеновское и гамма-излучение. Наш глаз не воспринимает такие световые волны, поскольку они находятся за границами воспринимаемого спектра.

Интересно, что с точки зрения физики цвета не существует. Синие, зеленые и красные объекты отражают свет с различной длиной волны, а колбочки улавливают их и преобразует фотоны в нервные импульсы за счет выделения особых пигментов. Далее они интерпретируются мозгом, что позволяет воспринимать цветное изображение. Глаза человека с имеют около 6-7 млн колбочек. Если количество данных клеток меньше нормы или в их структуре имеются патологии, наблюдаются различные нарушения цветовосприятия. Таким образом, можно утверждать, что цветовое зрение человека — это способность различать волновые спектры света.

Кроме колбочек, на поверхности сетчатки расположены палочки, которые чувствительны к низкому уровню освещения. Благодаря наличию этих клеток человек может различать объекты в сумерках и темноте. Палочки обеспечивают черно-белое видение, а также отвечают за восприятие волны сине-зеленой части спектра.

Особенности цветового зрения:

  • Человек является трихроматом. Для полного различения цвета он использует три части спектра;
  • За преобразование фотонов (частиц света) в нервные импульсы отвечают колбочки, расположенные на сетчатке.
  • Колбочки чувствительны к красному, зеленому и синему спектру световых волн;
  • Глаза человека с нормальным цветовосприятием имеют около 6-7 млн колбочек;
  • Палочки, расположенные на сетчатке, отвечают за черно-белое видение (ночное зрение);
  • Человеческий глаз воспринимает световые волны длиной от 370 до 710 нанометров (видимый спектр).

Как наш мозг обрабатывает реальность

Во-первых, важно понимать, как вы вообще можете видеть изображения

  1. Свет проходит через роговицу в передней части глаза, пока не попадает в хрусталик.
  2. Затем хрусталик фокусирует свет на точку в задней части глаза в месте, которое называется сетчаткой.
  3. Затем фоторецепторные клетки в задней части глаза превращают свет в электрические сигналы, а клетки, известные как палочки и колбочки, улавливают движение.
  4. Зрительный нерв передает электрические сигналы в мозг, который затем преобразует их в изображения.

Реальность и экраны

Когда вы смотрите футбольный матч с трибун или наблюдаете за ребенком, который едет на велосипеде по тротуару, ваши глаза — и ваш мозг — обрабатывают визуальные данные как один непрерывный поток информации.

Но если вы смотрите фильм по телевизору, смотрите видео на YouTube на своем компьютере или даже играете в видеоигру, все немного по-другому.

Мы привыкли смотреть видео или шоу, которые воспроизводятся с частотой от 24 до 30 кадров в секунду. Фильмы, снятые на пленку, снимаются с частотой 24 кадра в секунду. Это означает, что каждую секунду перед вашими глазами мелькают 24 изображения.

Но не все, что вы видите, будет иметь такую ​​же частоту кадров в секунду.

Телевизоры и компьютеры в вашем доме, вероятно, имеют более высокую «частоту обновления», что влияет на то, что вы видите и как вы это видите. Частота обновления — это столько раз ваш монитор обновляет новые изображения каждую секунду.

Если частота обновления вашего настольного монитора составляет , что является стандартным, это означает, что он обновляется 60 раз в секунду. Один кадр в секунду примерно соответствует 1 Гц.

Когда вы используете компьютерный монитор с частотой обновления 60 Гц, ваш мозг обрабатывает свет от монитора как один непрерывный поток, а не как серию постоянных мерцающих огней. Более высокая частота обычно означает меньшее мерцание.

Некоторые исследования показывают, что человеческий глаз может обнаруживать более высокие уровни так называемой «частоты мерцания», чем считалось ранее.

В прошлом эксперты утверждали, что максимальная способность большинства людей обнаруживать мерцание находится в диапазоне от 50 до 90 Гц или что максимальное количество кадров в секунду, которое может видеть человек, не превышает 60.

Почему вам нужно знать о частоте мерцания? Она может отвлекать, если будете воспринимать частоту мерцания, а не единый непрерывный поток света и изображений.

Что такое разрешающая способность глаза

Человеческий глаз — орган сложный по строению. Глазное яблоко имеет форму шара с длиной 24–25 мм и содержит светопреломляющий и световоспринимающий аппарат.

Разрешающей способностью глаза человека считается расстояние между двумя объектами или линиями, видимыми раздельно. Оценить разрешение можно в минутах или миллиметрах, чаще всего выявляют число линий, видимых раздельно в интервале 1 мм. Причиной изменения разрешения глаза становятся анатомические размеры рецепторов и их связи.

Разрешение глаза человека зависит от факторов:

  1. Нервные перерабатывают сигнал, поступивший на сетчатку глаза.
  2. Оптические — неровности роговицы, нарушение фокусировки, дифракция на радужке, рассеивание света и нарушения глаза.

Контрастность объектов оказывает влияние на разрешение. Отличие можно заметить при дневном и ночном освещении. Днем влияние дифракции увеличивается за счет сужения зрачка, а отклонение роговицы от правильной формы не влияет на изображение. Ночью зрачок расширяется и становится частью периферийной зоны роговицы. Качество зрения снижается при нарушении роговицы, что происходит из-за рассеивания света на фоточувствительных зонах глаза.

Как выбрать монитор, безопасный для глаз?

Выбор монитора связан с дальнейшим его использованием. При этом не обязательно отдавать предпочтительнее новинкам, даже если производитель преподносит панель как наиболее безопасную и технологичную. Обкатанные модели не приносят сюрпризов, а пользователи делятся опытом по их использованию.

Домашний монитор для видео и простейших игр подбирают с матрицей IPS или VA с разрешением 2К, FullHD со встроенной защитой зрения.

Панели, рассчитанные на работу с офисными программами, должны отвечать базовым требованиям по яркости, контрасту, иметь матовый экран.

Для геймера выбор неоднозначен. Можно играть на плоских экранах со средним разрешением или установить изогнутый вариант с хорошей цветопередачей и разрешением от 2К, но высокоскоростных в любом случае.

Пользователи профессиональных мониторов готовы платить за 10-битную матрицу, идеальную подсветку, расширенную цветовую гамму.

Влияние мониторов на зрение для каждого человека индивидуально. Поэтому руководствоваться нужно не только техническими характеристиками, но и реакцией своего глаза на выбранную панель. Перед покупкой проводят тестирование на разных режимах.

Мнимая близорукость

Ухудшение зрения не всегда связано с физиологическими изменениями хрусталика глаза.  Снижение остроты зрения иногда наступает вследствие мнимой близорукости. Во время длительных нагрузок на глаза происходит спазм аккомодации. Данное явление называют мнимой или ложной близорукостью.

Мнимая миопия — это сбой в работе глазной (цилиарной или ресничной) мышцы. Эта часть глазного яблока отвечает за фокусировку. При рассматривании предметов на удаленном расстоянии ресничная мышца расслабляется, а на близком, наоборот, приходит в напряжение. Она меняет форму хрусталика, благодаря чему мы можем видеть одинаково хорошо вблизи и вдалеке. Когда происходит спазм, мышца перестает расслабляться и находится в постоянном напряжении. В результате у человека появляются все те же симптомы, что и при близорукости, то есть вблизи он видит хорошо, а на расстоянии контуры предметов становятся размытыми. 

К такому нарушению приводят:

  • повышенные зрительные нагрузки;
  • остеохондроз шейного отдела позвоночника;
  • постоянная работа за компьютером, частое использование гаджетов и просмотр телевизора.

Спазм аккомодации происходит у детей и взрослых. Как правило, с этим явлением сталкиваются школьники и студенты, которым приходится много заниматься. У взрослых людей причиной нарушения часто становится длительная без перерыва работа за компьютером.

Спазм аккомодации не является офтальмологическим заболевание, тем не менее, необходимо принять меры для его устранения, так как в дальнейшем он может привести к проблемам зрения. Избавиться от ложной близорукости можно тремя способами:

  • глазные капли (обычно выписывают «Атропин», «Тропикамид», «Мидриацил», «Цикломед»);
  • физиопроцедуры (проводятся в медучреждении);
  • гимнастика для глаз.

Определить ложная у человека близорукость или истинная, может только специалист. Поэтому при первых признаках миопии следует посетить офтальмолога.

Какой монитор лучше для глаз?

Чтобы свести к минимуму негативное влияние компьютера или ноутбука на качество зрения, стоит обратить внимание целый ряд характеристик монитора при его выборе. Одна их самых важных составляющих — матрица монитора

В настоящее время есть три вида жидкокристаллических экранов:

Одна их самых важных составляющих — матрица монитора. В настоящее время есть три вида жидкокристаллических экранов:

  • IPS;
  • TN;
  • *VA.

Важно понимать, что конкретный тип матрицы не будет оказывать влияние на качество зрения. Но дискомфортные ощущения могут возникать из-за неправильно расположения экрана относительно глаз

К примеру, слишком большой наклон монитора или его отклонение от перпендикуляра в вертикальной плоскости. Так, экраны с TN-панелями могут оказывать влияние на зрение при их чрезмерном наклоне вперед. А для IPS-устройств характерен Glow-эффект, когда приходится наклонять монитор в разные положения в зависимости от освещения, чтобы увидеть четкое изображение

Если выбираете экран с *VA матрицей, обращайте внимание на параметр кристаллизации, который зависит от особенностей защитного покрытия

Также при выборе безопасного для глаз экрана выясните, какая у него подсветка. LCD-мониторы, где ранее использовалось подсвечивание флуоресцентными лампами с холодным катодом (CCFL), остаются в прошлом. На смену им пришли устройства со светодиодами (LED). Нередко встречается мнение о том, что лампы со светодиодами, встроенными в монитор для компьютера, могут вызывать сильную усталость глаз. Это не совсем так. Существует характерная зависимость для устройств с W-LED от качества преобразования длины волны. Так как белых светодиодов не существует в природе, используются синие, а необходимый цвет получают благодаря особому составу люминофора и пленочных фильтров. Переутомление зрительных органов может вызывать несбалансированная интенсивность свечения в длинноволновой зоне спектра. Лучший монитор для глаз должен быть оснащен двумя (GB-LED) или тремя (RGB-LED) цветами. Он, безусловно, будет более дорогостоящим, однако это снизит риск ухудшения зрения при работе за компьютером.

Не менее важная характеристика — частота. В современных экранах оптимальный параметр частоты составляет 120 ГЦ, есть мониторы с 144 Гц, это связано с активным использованием 3D-технологий. Большое влияние на качество зрения оказывает время отклика, в особенности на динамичных устройствах. Если на мониторе медленно переключаются пиксели, это вызывает появление шлейфа за движущимися объектами, что смазывает изображение и вредит зрению. Отличным вариантом будет выбрать монитор на основе TN-матриц.

Яркость компьютерного монитора — тоже очень важный фактор, который стоит учитывать при покупке. С точки зрения физиологии зрительной системы наиболее оптимальным этот параметр считается при показателе 100 нит. Однако при естественном дневном или усиленном искусственном освещении яркость монитора должна составлять от 150 до 200 нт, это под силу любому современному экрану

Важно знать, что чем выше показатель яркости, тем выше риск нанести вред зрению. При этом глаза вынуждены напрягаться и при чрезмерно низкой яркости

На каждом мониторе всегда можно отрегулировать уровень данного параметра.

Разрешение — еще один важный пункт. Помните, что, вне зависимости от реального размера экрана, оптимальным для зрения будет «родное» разрешение устройства. Отображение картинки с меньшим числом пикселей вызывает ее интерполяцию и снижает уровень четкости. Мониторы с большим разрешением необходимо выбирать с мощной видеокартой

Нужно принять во внимание и то, что все элементы на таком устройстве будут казаться визуально меньше, чем на среднем или небольшом экране

Из-за особенностей строения глаза человека комфортно воспринимается изображение при максимальном отклонении взгляда от перпендикуляра на 18-20°. Иными словами, края монитора оптимально должны быть видны под углом 36-40°. Рекомендуемые офтальмологами безопасные мониторы должны находится на расстоянии от 1,5 до 2 диагоналей.

Чтобы понять, какой монитор лучше выбрать, ознакомьтесь в магазине со всеми его характеристиками и задайте вопросы консультанту.

Вход

Существует много оценок разрешающей способности человеческого глаза, однако все они колеблются в пределах 5, 6 или 7 мегапикселей.

Однако, насколько нам известно, еще никто точно это не тестировал… до сих пор.

В этом отчете мы поделимся результатами тестирования различных разрешений IP-камер по сравнению с человеческим глазом.

Итоговые результаты.Вот итоговая таблица наших тестов, которые будут объяснены далее.

Основа тестов

В качестве основы наших тестов мы использовали таблицу Снеллена. Предполагается, что человеческий глаз имеет остроту зрения 20/20, если он может прочитать восьмую строку таблицы с расстояния 20 футов (примерно 6 метров).

Наша цель — найти с каким разрешением камера сможет «прочитать» / «увидеть» одну и ту же строку на одной и той же таблице так же хорошо, как и человеческий глаз.

Тесты

Мы взяли набор IP-камер различного разрешения (720p, 1080p, 5MP и 10MP) и установили угол обзора 60 градусов. Люди имеют гораздо более широкое периферийное зрение, так что в нашем случае угол обзора в 60 градусов представляет собой «взгляд прямо».

Подобно человеку мы разместили камеры в 20 футах (примерно 6 метров) от таблицы Снеллена, чтобы выяснить когда и какая камера сможет сравниться или превзойти человеческий глаз.

Результаты

Мы начали с хорошо освещенной комнаты (освещенность 160 люксов). Снимок ниже показывает общий вид места.

60 градусов — 160 люксов

Первая камера с разрешением 720p смогла распознать только 4 строку таблицы, поэтому «острота зрения» ей была поставлена 20/50

Камера с разрешением 1080p смогла прочитать всего на одну строку больше, и ей была поставлена «острота» 20/40

Перейдя на разрешение 5MP мы продвинулись еще на одну строку и «острота» была оценена как 20/30, хотя кое-кто считал, что и следующая строчка тоже различима и можно поставить 20/25.

И, наконец, камера с разрешением 10MP обеспечила возможность прочитать 8-ю строку, что дает ей остроту зрения человеческого глаза 20/20.

Таким образом в идеале даже при хорошей освещенности 10МP камера может соответствовать и даже немного превосходить человеческий глаз. 3 люкса

Снизив освещенность комнаты до 3-х люксов мы повторили наши тесты. Обычно, при такой освещенности человек с остротой зрения 20/20 сможет различить 6-ю строку (EDFCZP), 20/30, две следующие строки становятся неразличимыми из-за снижения освещенности.

Камера с разрешением 720p смогла распознать только три строки (острота 20/70) из-за сильных шумов и затемненного изображения.

Камера с разрешением 1080p показала себя не лучше, шумов и артефактов ниже третьей строки очень много, поэтому буквы выглядят даже менее различимыми, чем у камеры на 720p.

С разрешением 5MP мы смогли распознать 4 строки (20/50). Заметьте, что некоторые буквы на 5-й строке тоже видны, однако шумы и артефакты не дают полностью распознать строку.

Наконец, камера с разрешением 10MP смогла продвинуться до 5-й строки, 20/40. И опять некоторые буквы на 6-й строке вполне различимы, но строка в целом — нет.

1 люкс

Для нашего финального теста мы снизили освещенность до одного люкса (очень темная комната). На этом этапе только камеры с разрешением 720p и 1080p смогли что-то различить, в то время, как человеческий глаз при такой освещенности способен различить 5 строку (PECFD) с оценкой 20/40.

Камера на 720p смогла распознать две строки с «остротой» 20/100. Прочие строчки были неразличимы.

С разрешением 1080p мы смогли распознать и третью строку. Оценка 20/70.

Камеры на 5MP и 10MP показывали полную черноту, поэтому мы признали их слепыми.


Иcточник: https://ipvm.com/ Переведена: BSP Security

Как проводят измерение

Следует отметить, что человек незамедлительно обнаружит внезапное резкое ухудшение периферического зрения, при котором выпадают части поля зрения.

Но если этот процесс проходит медленно, постепенно снижая угол поля зрения, то такой процесс может пройти незаметно для человека. Именно поэтому рекомендуют проходить полное офтальмологическое обследование ежегодно, даже если нет явных ухудшений зрения для самого пациента.

Диагностирование и определение сужения поля зрения человека в современной офтальмологии проводят инновационным методом под названием компьютерная периметрия. Стоимость такой процедуры приемлема. Она безболезненна для человека и занимает совсем немного времени. Но, благодаря компьютерной периметрии, можно определить снижение периферического зрения даже при малейшем ухудшении и своевременно приступить к лечению.

Порядок диагностики:

Исследование на определение угла поля зрения начинается с консультирования специалистом и получением от него основных инструкций. Врач перед началом должен полностью объяснить все особенности и правила проведения процедуры. Больной проходит исследование без оптических приборов. Очки, линзы должны быть сняты. Каждый глаз человека должен быть исследован по отдельности.

  • Пациент фиксирует взгляд на статической точке, которая расположена на темном фоне прибора. В ходе процедуры по измерению угла поля зрения на периферическом поле будут появляться с разной интенсивностью и яркостью точки. Именно их и должен увидеть человек и зафиксировать при помощи специального пульта.
  • Схема расположения точек меняется. Как правило, компьютерная программа повторяет их, что позволяет со 100% точность определить момент выпадения участка. Так как в ходе проведения периметрии пациент может моргнуть, не вовремя нажать на кнопку пульта, что также не исключается, то такой подход с повторениями считается более правильным и дающим точный результат.
  • Исследование проводится быстро, и уже в течение нескольких минут программа обрабатывает полученную информацию, выдав результат.

Некоторые клиники выдают информацию в распечатанном виде, другие предоставляют возможность записи результатов процедуры на информационный носитель, что очень удобно, если нужно проконсультироваться у другого специалиста, а также при оценивании динамики в ходе лечения заболевания.

Теория модулей

Рисунок 11. Стереограммы со случайными точками Белы Жулеса, парящий квадрат

Второй стартовой точкой в исследованиях Марра (после работы знакомства с работами Уоррингтон)
является предположение, что наша зрительная система имеет модульную структуру. Выражаясь
компьютерным языком, наша главная программа «Зрение» охватывает широкий круг подпрограмм,
каждая из которых полностью независима от других, и может работать независимо от других
подпрограмм. Ярким примером такой подпрограммы (или модуля) является стереоскопическое
зрение, при помощи которого глубина воспринимается как результат обработки изображений,
поступающих с обоих глаз, которые представляют собой немного отличающиеся друг от друга
изображения. Прежде считалось, что чтобы видеть в трех измерениях, мы сначала распознаем
изображения целиком, а потом решаем какие объекты находятся ближе, а какие дальше. В 1960
году Бела Жулес (Bela Julesz), который был удостоен премией Heineken в 1985 году, смог
продемонстрировать, что пространственное восприятие двумя глазами происходит исключительно
сравнением небольших различий между двумя изображениями, полученными с сетчаток обоих глаз.
Таким образом, можно почувствовать глубину даже там, где нет и не предполагается никаких
объектов. Для своих экспериментов Жулес придумал стереограммы, состоящие из случайно
расположенных точек (см. рис. 11). Изображение, видимое правым глазом, идентично изображению
видимому левым глазом во всем, кроме квадратной центральной области, которая обрезана и
немного смещена к одному краю и снова совмещена с задним планом. Оставшийся белый промежуток
затем был заполнен случайными точками. Если на два изображения (на которых не распознается
никакого объекта) посмотреть сквозь стереоскоп, квадрат, который ранее был вырезан, будет
выглядеть парящим над задним планом. Такие стереограммы содержат пространственные данные,
которые автоматически обрабатываются нашей зрительной системой. Таким образом, стереоскопия
является автономным модулем зрительной системы. Теория модулей показала себя достаточно эффективной.