Содержание
- Основные события из жизни
- Авиакатастрофа
- На пути к исполнению мечты
- Летают ли в космос непрофессиональные космонавтки?
- Первый полет
- Личная жизнь
- Легендарная женщина
- ↑ Жизнь после космоса
- Светлана Савицкая, полёты в 1982 и 1984 годах
- Биография
- Дальнейшая жизнь
- Савицкая Светлана Евгеньевна (1948- гг.)
- ↑ Первые шаги в небо
- Материалы по теме
- Дальнейшая жизнь
- И напоследок…
- Елена Серова, полёт в 2014 году
- Валентина Терешкова, полёт в 1963 году
- Как проходил первый в мире выход в открытый космос
- Подготовка к полёту
Основные события из жизни
Савицкая — самая что ни есть маршальская дочка. Но папины связи к карьере женщины-космонавта №2 непричастны, только гены его и мамы, которая была лётчицей в годы войны.
- 1969-1977 – еще будучи студенткой МАИ девушка включена в сборную Союза по пилотажному спорту, где добилась заметных успехов. Чего стоят ее мировые рекорды в групповых прыжках из стратосферы и победа в мировом первенстве по высшему пилотажу на поршневых самолётах.
- 1970 – Светлана стала «Заслуженным мастером спорта СССР».
- 1975-1978 – установлены 4 рекорда высоты и скорости полета для женщин.
- 1976 – окончена Школа летчиков-испытателей Минавиапрома СССР. В НПО «Взлёт» испытывает новые самолеты: «Илы», «МиГи», «Су».
- 1978-1981 – многие типы новых самолетов освоены летчиком-испытателем Савицкой за годы работы на машиностроительном заводе «Скорость» ОКБ им. Яковлева.
- 1980 – до осуществления детской мечты осталось совсем немного. Светлана добилась включения ее в отряд летчиков-космонавтов. Через год она назначена космонавтом-испытателем.
- 1982 – первый космический полет Светланы Савицкой. Она космонавт-исследователь. На орбите с Л. Поповым и А. Серебровым они провели без малого 8 суток. За свой подвиг получила первое звание Героя Советского Союза. Ей вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».
- 1984 – второй раз Савицкая отправляется к звездам. Теперь она бортинженер. Полет в экипаже с В. Джанибековым и И. Волковым продолжался почти 12 суток. Первой из женщин шагнула в открытый космос и оставалась за пределами космического корабля 3 час. 35 мин. Теперь Савицкая – дважды Герой СССР.
- 1985-1992 – работает первым зам. председателя Советского фонда мира.
- 1986 – в космос должен полететь женский экипаж, командиром которого была назначена Светлана Евгеньевна, но не случилось. Савицкая успешно защищает кандидатскую диссертацию. Теперь она кандидат технических наук.
- 1988 – вышла в свет ее биографическая книга «Вчера и всегда».
- 1989 – дан старт политической карьере летчика-космонавта Савицкой. Она становится народным депутатом СССР, членом ВС СССР
- 1993 – Савицкая покидает отряд космонавтов в звании майора и трудится в должности заместителя начальника 291-го отдела НПО «Энергия» апреля 1994 года.
- 1994 – занимается преподаванием в МАИ в качестве доцента.
- Декабрь 1995 — Светлана Савицкая избирается депутатом Госдумы РФ II созыва. Затем последовательно избиралась в Государственную думу РФ III-VI созывов. Занимала пост зампредседателя комитета Госдумы по обороне.
- 1997- н.в. – вице-президент Российской ассоциации Героев СССР и РФ и полных кавалеров ордена Славы.
- 2016 — Депутат Государственной думы VII созыва.
Авиакатастрофа
Лариса и Владимир Савицкие купили билеты на рейс, запланированный 24 августа 1981 года. Самолет оказался полупустым, поэтому стюардессы просили пассажиров пересаживаться вперед, а молодожены, напротив, заняли освободившиеся места в хвосте. Там меньше трясло, и Лариса моментально уснула.
На высоте 5200 метров лайнер Ан-24, на котором летели супруги и еще 36 человек, столкнулся с бомбардировщиком. От удара пассажирский борт начал распадаться, в результате чего обломки разбросало в радиусе 7 км.
Выжившая в авиакатастрофе Лариса Савицкая и ее сын Георгий
Лариса пробудилась от толчка и резкого падения температуры. Сначала она ударилась головой, затем вылетела из кресла и потеряла сознание. Очнувшись, девушка переползла с прохода на ближайшее место и схватилась за поручни, не пристегнувшись. Позже вспоминала, что в тот миг сосредоточилась на собственном выживании под крики людей вокруг, но толком не осознавала происходящее.
Спустя 8 минут фрагмент хвостовой части вместе с Савицкой спланировал на заросли березы посреди тайги. Она получила множество серьезных травм: переломы позвоночника, ребер, конечностей, сотрясение мозга, потеряла почти все зубы, но могла передвигаться и оказалась единственной выжившей в авиакатастрофе.
Савицкая соорудила подобие шалаша, чтобы укрыться от ливня, который шел непрерывно, и обмоталась полиэтиленом от насекомых. В первую ночь к импровизированному лагерю приходил медведь, и Лариса слышала его рычание. Позже выжившая увидела самолет спасателей, которые приняли девушку за геолога и оставили у обломков.
На третий день Савицкая сама пошла искать людей, но вернулась в лагерь ни с чем и попыталась разжечь костер. Тогда Ларису наконец нашли спасатели, удивившись такому чуду. Обессилевшую женщину на вертолете доставили в реанимацию.
Режиссер Дмитрий Суворов и Лариса Савицкая на съемках фильма-катастрофы «Одна»
Несмотря на множественные повреждения и психологическую травму, моральной поддержки Савицкой не оказали и впоследствии не присвоили официальную инвалидность. Позднее состояние здоровья ухудшилось настолько, что потерпевшую парализовало, но она смогла выкарабкаться.
После катастрофы выжившая получила компенсацию — 75 рублей за себя и 150 рублей за погибшего супруга и вернулась в квартиру, где жила с ним после свадьбы.
На пути к исполнению мечты
Кажется, что судьба этой женщины была предопределена с самого рождения. Ей довелось увидеть свет в семье знаменитого летчика, дважды Героя Союза ССР маршала авиации СССР Евгения Яковлевича Савицкого. Да и мама Светланы – Лидия Павловна – школьная учительница, в годы войны была летчицей. Девочка родилась в Москве 8 августа 1948 г.
Ее знаменитый отец, сам в детстве числившийся беспризорником, а в войну ас-истребитель, дочери предоставлял полную свободу. Она и школу посещала факультативно. Правда, училась отлично. Каждое лето проходило в пионерлагерях. Читать, писать и играть на пианино Светлану научила бабушка.
О чем могла мечтать дочь знаменитого летчика? Конечно, о небе. А после полета Гагарина, все ее мысли занимал космос. Упорства и дисциплины девочке было не занимать. Она упорно осваивала точные науки, изучала все, что печаталось в то время по космической теме, а в 16 лет записалась, в секцию ДОСААФ по прыжкам с парашютом. В Калужском авиационном летно-техническом училище (тогда ЛТШ при ЦК ДОСААФ) она продолжала учебу, когда после окончания школы стала в 1966 г. студенткой МАИ. Кстати, именно тогда о ее мечте узнали родные.
В молодости
В 1972 г. Светлана получила диплом с отличием о высшем образовании, а годом раньше квалификацию «летчик-инструктор» в училище.
Летают ли в космос непрофессиональные космонавтки?
Американская учительница математики Криста МакОлифф должна была стать первым непрофессиональным космонавтом на орбите. Она победила в конкурсе среди 11 тыс. коллег и собиралась проводить из космоса уроки для школьников. 28 января 1986 года на 73 секунде взлета Challenger с семью членами экипажа взорвался. Внутри была и Криста МакОлифф.
За запуском Challenger в прямом эфире наблюдали миллионы американцев
Американка иранского происхождения Ануше Ансари поднялась на орбиту в 2006-м. Первая женщина-космическая туристка, мусульманка, бизнесвумен, она стояла в очереди на полет. Тренировалась как дублер японского миллиардера Дайсукэ Эномото и настраивалась полететь после него. Но неожиданно у японца обнаружили неполадки в сердце, медики на ракету его не допустили, а место в очередном экипаже оказалось свободным. Так Ануше Ансари оказалась над Землей.
На космической станции она проводила эксперименты с радиацией и невесомостью (да, в космосе работают даже туристы) и вела свой блог. Сколько денег Ансари заплатила за полет, запрещает разглашать контракт. Можно судить лишь по условиям предыдущих космических путешественников, которые за возможность очутиться на орбите отдавали $20 млн.
Уолли Фанк полетела бесплатно. На космический корабль New Shepard ее пригласил богатейший человек планеты Джефф Безос, который вместе со своим экипажем в июле 2021-го на 10 минут поднялся в космос. Уолли Фанк стала самым возрастным человеком, слетавшим на орбиту: ей 82 года. Всю жизнь она мечтала о космосе, в 1960-е входила в группу «Меркурий-13», в которой готовили женщин-астронавтов, а потом стала летчицей, когда с мечтой ничего не вышло. Спустя полвека все получилось.
В 2010 году Уолли Фанк купила билет за $200 тыс. для участия в программе Ричарда Брэнсона Virgin Galactic, однако в космос полетела только в 2021 году и совсем с другим миллиардером
(Фото: Blue Origin)
Российская актриса Юлия Пересильд ждала куда меньше. «Роскосмос» и «Первый канал» задумали снять на МКС художественный фильм и осенью 2020 года объявили кастинг на главную роль. Претенденток было несколько тысяч. На кастинге от них ждали прочтения «Письма Татьяны» Александра Пушкина и отменного здоровья. И то, и другое продемонстрировала 36-летняя Пересильд. Вместе с ней полетит режиссер будущего фильма Клим Шипенко, который возьмет на себя сразу несколько ролей: будет и играть, и снимать, и гримировать. Полет запланирован на октябрь 2021 года и продлится 12 дней.
Первый полет
19-го августа 1982-го года космонавт-исследователь Светлана Савицкая, командир Леонид Попов и бортовой инженер Александр Серебров стартовали на борту «Союз Т-7» на орбиту Земли. За неделю пребывания на борту станции экипаж принял две экспедиции посещения и четыре грузовых корабля. 27-го августа команда космонавтов вернулась на Землю.
За успешно проведенную космическую миссию вторая женщина-космонавт мира, Светлана Савицкая стала Героем СССР. С мая 1983-го года была космонавтом-испытателем НПО «Энергия». В декабре того же года Светлана начала подготовку в качестве бортового инженера корабля «Союз Т-12» по программе посещения станции «Салют-7».
Личная жизнь
Виктор Станиславович Хатковский – спутник жизни Светланы Евгеньевны – талантливый инженер-конструктор и летчик. Знакомство их состоялось в сборной СССР по пилотажному спорту. Она прыгала с парашютом, он был летчиком-инструктором. Они до сих пор вместе. О нем известно не так много. Даже когда Светлана слетала в космос и о ней писали все газеты, о семейном положении женщины-космонавта мало кто знал.
Осенью 1986 года у супругов родился сын Константин. Сама педантичный и целеустремленный человек, таким воспитывала и ребенка. Она сделала себя, и сын ее должен был понять, что в своей жизни можно изменить многое.
О сыне известно немного. Костя занимался в ДОСААФ, окончил МАИ, как его легендарная мама, но по стопам родителей не пошел. Его увлекла стрельба. Он несколько лет на посту первого зам. председателя Центрального совета Федерации практической стрельбы России.
Легендарная женщина
Легендарная женщина-космонавт является почетным президентом Федерации авиационного спорта России, вице-президентом Российской ассоциации Героев Советского Союза, РФ, полных кавалеров ордена Славы. Савицкая имеет воинское звание – полковник. Два астероида (малых небесных тела) были названы в ее честь: №4118 и №4303. В смоленском городе Вязьма установлен на постаменте самолет «МиГ», принадлежащий когда-то Светлане Савицкой.
Несмотря на свою «космическую» должность, она всегда находила время для своей семьи. Мужем Светланы Евгеньевны стал Виктор Хатковский, известный инженер, летчик, конструктор. В 1986 году в семье появился сын Константин.
Обаятельная и доброжелательная советская женщина всегда находилась в центре внимания. Особое притяжение Светланы Евгеньевны отмечали все члены экипажей, в составе которых работала эта женщина-космонавт.
Она с самого детства всегда с восторгом вглядывалась в звездное небо, оно словно манило ее к себе. Семья военного начальника, в которой выросла Светлана, отличалась строгим порядком и образцовой дисциплиной. Мама Савицкой Лидия Павловна служила в военные годы рядом с мужем. Сложно было представить для дочери военного иную судьбу, чем обучение в авиационном институте. Света со школьной скамьи стала заниматься пилотажным спортом, она даже вошла в состав сборной страны по данному виду спорта. Савицкая с гордостью рассказывала о том, как ей удалось в 1970 году в Англии одержать победу в мировом чемпионате по пилотажу, проводимом на поршневых самолетах.
↑ Жизнь после космоса
В конце 1980-х Савицкая начинает активно заниматься политикой. До 1992 года она была в числе народных депутатов СССР. С 1995 года по 2011 год избиралась депутатом в Государственную Думу. По сей день является членом КПРФ. Светлана Евгеньевна имеет множество наград, за заслуги перед Отечеством и в освоении космоса. За свою жизнь она установила множество рекордов, два раза летала в космос, впервые от мира женщин побывала в открытом космосе, активно занималась политикой и все равно жалеет, что не смогла сделать больше.
Так, например, она всегда мечтала поучаствовать в программе «Буран», иными словами отправиться в космос на многоразовом космическом корабле. Заслуги Светланы Евгеньевны неоценимы, и ее выход в открытый космос будут помнить всегда, наравне с полетом Валентины Терешковой.
Светлана Савицкая, полёты в 1982 и 1984 годах
Светлана, дочь маршала авиации Евгения Савицкого, с детства мечтала связать жизнь с космосом. Причём она была уверена, что если не получится стать космонавткой, то она всё равно будет работать в этой отрасли. А повлиял на её решение Герман Титов — самый молодой космонавт в истории, за полётом которого она следила по телевизору.
Светлана наметила себе план действий: чтобы полететь в космос, нужно быть здоровой, а значит, заниматься спортом, и изучать технические науки — физику и математику. В школьные годы она начала заниматься парашютным и пилотажным спортом, а позже в 1966 году поступила в авиационный институт.
После окончания института она стала лётчиком-испытателем. Входила в сборную СССР по пилотажному спорту, выиграла несколько престижных чемпионатов и установила несколько рекордов. И здесь тоже проявилась целеустремлённость Светланы: в какой-то момент она поняла, что добилась всего чего только можно на поршневых самолётах, — пора было осваивать новую технику.
Она изучила таблицу рекордов реактивных самолётов, увидела, что не все из них закрыты, и пошла переучиваться, чтобы уметь управлять ими. Её руководителем был маршал авиации Александр Покрышкин.
В 1969 году первый отряд женщин-космонавтов распустили, а нового набора пока не было. Однако Савицкая знала, что рано или поздно женщин начнут набирать снова, потому что в Америке, с которой у СССР по-прежнему шла космическая гонка, готовили своих женщин-астронавтов.
И в 1980 году Светлана была прикомандирована к отряду космонавтов. Причём, по её словам, инициативу она проявила сама. Светлана узнала, что планируется женский набор, через знакомых нашла телефон Валентина Глушко, который в то время руководил космической отраслью, позвонила ему и сказала, что хочет работать на его объектах.
Первый полёт Савицкой в космос состоялся в 1982 году. В составе смешанного экипажа она провела на орбите около восьми суток, работая на станции «Салют‑7». Она стала второй женщиной в истории, отправившейся в космос.
Второй полёт Светланы состоялся в 1984 году, и здесь она установила сразу два рекорда: стала первой женщиной, дважды слетавшей в космос, и первой, которая совершила выход в открытый космос. Вместе со своим напарником Владимиром Джанибековым она испытывала специальный сварочный аппарат. Они провели за пределами космического судна 3 часа 35 минут.
Биография
8-го августа 1948-го года в столице СССР родилась будущая женщина-космонавт Савицкая Светлана Евгеньевна. Отец Светланы, Евгений Яковлевич – военный летчик, Ас-истребитель, участник Великой Отечественной войны дважды Герой СССР, а также маршал авиации. Мать Светланы, Лидия Павловна – проходила службу в корпусе, которым командовал Евгений Яковлевич. Желая пойти по стопам служащих родителей, после окончания московской школы в 1966-м году, Светлана Савицкая поступила в авиационный институт (МАИ). Кроме того, будущий космонавт окончила в 1971-м году Калужское летно-техническое училище. МАИ окончила в 1972-м году.
С 1969-го года по 1977-й год Светлана Евгеньевна являлась членом сборной Советского Союза по пилотажному спорту. Выиграла первенство мира в 1970-м году в Великобритании. На счету Светланы Савицкой три мировых рекорда по парашютному спорту и восемнадцать рекордов на реактивных самолетах. Стала заслуженным мастером спорта Советского Союза в 1970-м году.
С 1972-го года Светлана стала сотрудником Центрального аэроклуба Чкалова, г. Москва, где работала летчиком-инструктором. В 1976-м году Светлана Савицкая окончила Школу летчиков-испытателей, самолетное отделение, в ЛИИ, в городе Жуковский. С весны 1978-го года по лето 1981-го года Светлана работала летчиком-испытателем в машиностроительном заводе «Скорость», Конструкторского бюро Яковлева, г. Москва.
Дальнейшая жизнь
За своих два космических полета Светлана Савицкая, вторая женщина-космонавт, была дважды награждена званием героя СССР. Светлана Евгеньевна продолжила космическую подготовку к дальнейшим экспедициям на орбитальный комплекс «Салют», однако в 1986-м году прекратила подготовку по причине ухода в декретный отпуск.
В 1993-м году Светлана официально ушла из отряда космонавтов в связи с выходом на пенсию. В 1994-1995-м годах была доцентом МАИ, где занималась работой в сфере экономики и инвестиций. С 1995-го несколько раз была избрана депутатом Госдумы, в том числе и в 2016-м году.
Савицкая Светлана Евгеньевна (1948- гг.)
Краткая биография:
Число выходов в открытый космос: 1;
Светлана Савицкая – 53-й советский космонавт, дважды герой СССР: вторая женщина-космонавт в мире, биография, фото, личная жизнь, важные даты, первый полет.
Савицкая Светлана Евгеньевна – 53 космонавт СССР и 111 космонавт мира.
Светлана Евгеньевна Савицкая – выдающийся деятель государства, летчик – испытатель. Эта мужественная женщина совершила два полета в космос. Необходимо отметить, что она первая из женщин-космонавтов, вышла в невесомость, и проработала в ней более 3 часов. Светлана Савицкая стала космонавтом – испытателем ММЗ «Скорость», а немного позже НПО «Энергия».
Появилась на свет эта замечательная женщина 8 августа 1948 года в Москве в прекрасной интеллигентной семье дважды Героя Советского Союза, маршала авиации Евгения Яковлевича Савицкого и Савицкой Лидии Павловны. В 1966 году окончила московскую среднюю школу № 637. Неся в себе гены своих родителей, она, конечно же, без малейших колебаний выбрала для себя дальнейший жизненный путь и поступила в Московский авиационный институт (МАИ), который успешно окончила в 1972 году.
Параллельно с учебой в институте Светлана посещала объединенную летно-техническую школу ДОСАФ при Центральном Комитете и по ее окончании в 1971 году получила квалификационный разряд летного инструктора. Затем в 1976 году Савицкая завершила учебу при Летно-исследовательском институте Министерства авиационной промышленности (МАП) в городе Жуковский. А в конце февраля 1986 года получила степень кандидата технических наук, защитив диссертацию в МВТУ им. Баумана.
Космос
Светлана Савицкая сделала свои первые шаги к космосу в 1979 году, записавшись на второй набор женщин, готовящихся к полетам в космос. Пройдя обследование медкомиссии, и получив одобрительное разрешение, она приступила к трудной и специфической подготовке, вплоть до июня 1980 года. После этого с 1981 по 1982 года Савицкая готовилась стать исследователем для основного состава космического корабля «Союз Т-7». Ее подготовка неукоснительно касалась второй экспедиции космического посещения (ЭП-2).
Первый полет
Первый свой полет Светлана Савицкая совершила вместе с Л. Поповым и А. Серебряковым с 19 по 27 августа 1982 года в качестве космонавта-исследователя КК «Союз Т-7» / «Союз Т-5». Продолжалась экспедиция 7 суток 21 час 52 минуты и 24 секунды.
Второй полет
Второй полет произошел с 17 по 29 июля 1984 года, и теперь Светлана Савицкая посетила космос уже в качестве бортинженера КК «Союз Т-12» и станции ДОС «Салют -7» в составе экипажа. В. Джанибекова, И. Волка. Полет продолжался 11дней 19часов 14 минут и 36 секунд.
Личная жизнь
Светлана Савицкая вышла замуж за Хатковского Виктора Станиславовича, летчика, инженера-конструктора, работающего на машиностроительном заводе им. Ильюшина, и в 1986 году родила сына Константина.
↑ Первые шаги в небо
Светлана Евгеньевна родилась в Москве, 8 августа 1948 года, и была из тех, кто, как говорится, родом с небес. Ее отец был известный летчик-ас Отечественной войны, маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий. Мать – Лидия Павловна – так же была участницей войны — летчиком и служила вместе с Савицким.
Несмотря на свою деятельность, отец никогда не влиял на выбор Светланы Евгеньевны. Напротив, он, будучи беспризорником в детстве, предоставлял ей полную свободу практически во всех аспектах, включая образование. Однако, хороший пример отца и правильные ориентиры сыграли свою роль, и несмотря на то, что школу Савицкая посещала в свободном режиме, училась с отличием.
Светлана Савицкая фото
После окончания школы в 1966 году, она, также, без вмешательства родителей, решила идти по стопам отца и поступила на учебу в Московский авиационный институт, который закончила в 1972 году. Одновременно с этим, активно занималась парашютным спортом и состояла в сборной СССР по пилотажному спорту, преуспела в обоих видах деятельности.
Ей принадлежит три мировых рекорда по групповым прыжкам с парашютом и 18 рекордов в полетах на реактивных самолетах, звание чемпионки мира по пилотажу на поршневых самолетах. После окончания МАИ год была летчиком-инструктором, а с 1976 года, получив соответствующую квалификацию, летчиком-испытателем. В это время установила еще 4 рекорда среди женщин по скорости полета и высоте. Все полеты выполнялись на МиГ-25ПУ.
Материалы по теме
Космонавт Савицкая вместе с космонавтом Джанибековым совершила выход в открытый космос, который продлился более трех с половиной часов. Работа в открытом пространстве включала испытание разнообразных инструментов для работы с металлами в условиях микрогравитации. Таким образом, Светлана Савцикая – первая женщина, которая выполнила выход в безвоздушное пространство. 29-го июля 1984-го года женщина-космонавт вернулась на Землю.
За выполнение второго космического полета Светлана Савицкая вновь была награждена званием Героя Советского Союза. В 1985-м году Светлана Евгеньевна готовилась к очередной экспедиции посещения станции «Салют-7». Данная экспедиция предполагалась как чисто женская, в состав экипажа должны были войти Е.Доброквашина и Е.Иванова. Однако, по причине поломки «Салют-7» полет был перенесен с 1985-го на 1986-й год, а позже был отменен.
В 1986-м году Светлана Савицкая проводила подготовку к экспедиции посещения станции «Мир», вновь в качестве командира женского экипажа, но вскоре ушла в дикрет.
Дальнейшая жизнь
После окончания своего второго космического полета Светлана Савицкая защитила диссертацию кандидата технических наук, в 1986-м году. В 1989-1990-х гг. являлась депутатом Верховного Совета Советского Союза, с 1990-го по 1993-й гг. – народным депутатом России. С 1994-го по 1995-й года Светлана работала доцентом Московского авиационного института, проводила работу в сфере экономики и инвестиций. С 1995-го – депутат Госдумы России.
Светлана Евгеньевна – единственная женщина, дважды удостоенная звания Героя СССР. В 2014-м году получила орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени. Именем женщины-космонавта были названы две малые планеты.
И напоследок…
Второй не значит хуже. Светлане Евгеньевне выпало стать достойным продолжателем великой миссии, второй женщиной-космонавтом. А она повторила подвиг предшественницы и продвинулась дальше: слетала дважды, шагнула в открытый космос. Собственной исключительности эта удивительная женщина совсем не ощущает. Все, чего добилась в жизни – результат упорного труда.
«Маршальская дочка» добилась всего сама. Ей есть чем гордиться. Дважды видеть с орбиты родную планету, прожить три недели на космической станции, провести больше трех часов в открытом космосе, причем, не просто провести, а еще и выполнить сварочные работы – не всякий мужчина может таким похвалиться. Светлана Евгеньевна очень наделялась полететь на советском шаттле, но «Буран» так и остался в мечтах.
Савицкой уже за 70, а она продолжает заниматься политикой, преподавать в «альма-матер». Эта удивительная женщина – образец для подражания для молодых космонавтов нашей страны и всего мира. Кстати, по ее собственным словам, в политику пошла в свое время по убеждению, бороться с теми, кто разваливал страну. В депутатском корпусе она остается уже более 20 лет, и нисколько не сомневалась в своем выборе.
Елена Серова, полёт в 2014 году
Космонавтка Елена Серова встретила Новый год — 2015 на орбитальной станции МКС. Она отправилась в космос в сентябре 2014 года на корабле «Союз». Елена была первым бортинженером — это второй по значимости человек после капитана. Именно она отслеживала любые угрозы и проблемы и мгновенно предлагала варианты решения. К этому полёту Елена готовилась восемь лет.
В космосе Серова провела полгода. Она стала первой россиянкой на Международной космической станции. Елена с детства мечтала стать женщиной-космонавтом и связать свою жизнь именно с полётами. Её отец был военным лётчиком и иногда брал дочь с собой на работу; когда она впервые оказалась в кабине пилота — её это очень впечатлило.
На станции Елена вместе с другими космонавтами занималась различными биотехнологическими и геофизическими исследованиями. Например, изучением влияния микрогравитации на человеческий организм.
Кстати, муж Елены тоже космонавт-испытатель Марк Серов.
Больше великих женщин в истории
Валентина Терешкова, полёт в 1963 году
Сегодня к Валентине Терешковой можно относиться по-разному. Но много лет назад именно она стала первой женщиной, полетевшей в космос.
В шестидесятые, после полёта Юрия Гагарина, между СССР и США шла космическая гонка. Для Советского Союза было принципиально важным первым отправить в космос женщину. Поэтому приняли решение создать отряд из женщин-космонавток.
В 1962 году отряд сформировали из пяти кандидаток, среди которых и была Валентина Терешкова. Более того, её назначили старшей в группе.
Терешкова была «выходцем из народа». В отличие от других девушек у неё не было высшего образования. Она жила и работала в Ярославле на ткацкой фабрике «Красный Перекоп». В будние дни ходила на завод, выходные проводила на аэродроме — прыгала с парашютом. Кроме этого, Терешкова отличалась дисциплинированностью и умела хорошо выступать на публике.
Отряд готовили целый год. Например, по воспоминаниям самой Терешковой, никто из них не умел летать, поэтому их учили управлять самолётом. Когда пришло время выбирать первую женщину, которая отправится в космос, кандидатуру Терешковой предложил Сергей Королёв — конструктор ракетно-космических систем. Именно он создал первый в мире пилотируемый космический корабль «Восток‑1» и реализовал первый в мире полёт человека в космос.
Валентина Терешкова отправилась в космос 16 июня 1963 года на корабле «Восток‑6». У неё был позывной «Чайка», а перед стартом она процитировала поэму Маяковского «Облако в штанах»: «Эй! Небо! Сними шляпу!».
Нужно сказать, что полёт проходил в полной секретности. Никто из родных Терешковой не знал о старте. Даже маме она написала, что поехала на соревнования по парашютным прыжкам.
На орбите Терешкова провела почти трое суток. Она стала первой женщиной, покорившей космос, и единственной, которая совершила одиночный полёт в космическом корабле.
Как проходил первый в мире выход в открытый космос
Угрожающих факторов, с которыми мог столкнуться Алексей Леонов за бортом ракеты, было немало: это и потеря связи с кораблем, и столкновение с так называемым космическим мусором, и недостаточный запас кислорода. Кроме того, не исключались перегрев, переохлаждение или поражение радиацией.
Сборка в цехе космического корябля Восход-2
Леонова соединял с кораблем прочный трос длиной 5,5 метров. Алексей то отдалялся от корпуса корабля, то приближался к нему вплотную, снимая весь процесс на кинокамеру. В те годы еще не были изобретены специальные реактивные ранцы, позволяющие космонавтам свободно передвигаться и маневрировать в открытом космосе, а потом возвращаться на корабль. Тонкий прочный трос, снабженный двумя металлическими карабинами, – вот все, что соединяло Алексея Архиповича с кораблём, а значит, и с Землей.
Скафандр Леонова, названный разработчиками «Беркутом», представлял собой полностью автономную защитную систему с максимальным запасом кислорода в 1666 л. При этом космонавт каждую минуту расходовал более тридцати литров. Поэтому на весь процесс выхода в открытый космос Леонову отводилось время одного школьного урока – 45 минут. Пилот должен был успеть переместиться в шлюз, выйти в космос, произвести необходимые действия, вернуться в шлюзовую камеру и дождаться её закрытия. «Лишнего» кислорода на случай неудачи просто не было!
Весь процесс выхода Алексея Леонова в открытый космос занял 23 минуты 41 секунду. За бортом корабля пилот пробыл 12 минут 9 секунд.
Скафандр «Беркут» для выхода в открытый космос.
Леонову повезло: он успел завершить все свои действия до того момента, когда корабль вошел в теневую зону. В противном случае низкие (до минус 100о) температуры могли помешать выполнению программы и даже создать угрозу жизни космонавта. Кроме того, в полной тьме Алексею было бы крайне сложно справиться с тросом и войти обратно в шлюз. Но пребывание на солнечной стороне, где температура достигала +60о, также оказалось сомнительным удовольствием: все двенадцать минут космонавт страдал от нестерпимой жары и обливался потом. По словам Леонова, какой-то особо едкий пот буквально заливал ему глаза, и терпеть жжение было просто невыносимо.
Шлюз был надут на самом первом витке. Беляев и Леонов в скафандрах заняли свои места. Как только ракета пошла на второй виток, Леонов перебрался в камеру шлюза и командир закупорил люк. В 11 ч 28 мин из «Волги» был выкачан воздух, а еще через четыре минуты открылся внешний люк, и Алексей Архипович оказался один на один с бездной. В 11 ч 34 мин Леонов вышел в открытый космос.
Сначала Алексей «отплыл» от ракеты примерно на метр и сразу же вернулся. Его тело могло совершать любые движения в пространстве, свободно переворачиваться. Перед космонавтом развернулась земная панорама, которую он наблюдал сквозь стекло: Черное море с кораблями.
Кадр из фильма «Время первых»
Леонов несколько раз отдалялся от корабля и вновь приближался к нему, раскидывая руки и делая различные развороты в невесомости. Все это время он не переставал общаться с Беляевым и Центром управления полетами на Земле. Когда Алексей «проплывал» над Волгой, командир дал ему возможность послушать сообщение ТАСС о выходе советского пилота в открытый космос. Эту грандиозную новость о самом себе Леонов услышал по телефону, размещенному внутри скафандра и подключенному к радио Москвы. В этот самый момент камеры корабля вели трансляцию на Землю, и все люди планеты смогли увидеть, как Леонов жестом поприветствовал землян прямо из открытого космоса!
Подготовка к полёту
Тренировки проходили очень интенсивно. Леонов вспоминал, как ежедневно пробегал не менее пяти километров и проплывал по семьсот метров. Во время вращения в центрифугах будущие космонавты нередко теряли сознание. Одним из самых тяжких испытаний было длительное пребывание в сурдокамере, в условиях полной звукоизоляции.
Составляя долгосрочные космические программы, и советские, и американские ученые понимали, что будущим космонавтам придется проводить на орбите по многу недель, а то и месяцев. Не исключено, что возникнет необходимость проведения наружных ремонтных или профилактически работ. Естественно, делать это придется самим космонавтам, поэтому нужно как можно скорее разработать эффективную и безопасную систему выхода в открытый космос.
Леонов на лопинге во время тренировки / Валентина Черединцева /Фотохроника ТАСС
В Советском Союзе разработками занимался Сергей Павлович Королёв. Он же подбирал кандидатуру пилота, способного осуществить этот грандиозный проект. Выбор пал на космонавта из первого отряда – Алексея Архиповича Леонова. Как оказалось, Королёв был настоящим романтиком. Он на полном серьезе говорил, что первый человек, увидевший нашу планету из открытого космоса, должен быть не только летчиком, но и художником. Картины Алексея Леонова не раз приводили главного конструктора в восхищение. Генерал Николай Каманин, руководивший первыми космонавтами, также полагал, что именно Леонов лучше других сможет почувствовать и передать «всю красоту и своеобразие этого эксперимента».
Впрочем, зная, что Леонов – человек рисковый, Сергей Павлович Королёв наставлял его «не лезть на рожон», в открытом космосе, а просто выйти из корабля и помахать рукой. Тогда Королев еще не мог предвидеть, насколько сложным окажется для космонавта этот краткосрочный выход в бездну.
Космонавт Леонов А.А. в скафандре в самолете-лаборатории во время тренировки на невесомость в период подготовки к полету на КК «Восход-2». Борт самолета, 1965г. Фото из архива РГА НТД
К концу зимы 1965 года «наземная» часть программы была практически выполнена: создана усовершенствованная версия космической ракеты «Восход-1», на которой годом раньше совершили полёт трое советских пилотов, разработаны надувная шлюзовая система «Волга» и особый защитный скафандр. Экипажу первого «Восхода», В. Комарову, Б. Егорову и К.Феоктистову, пришлось так тесниться в кабине, что полёт проходил без скафандров. В случае разгерметизации корабля это привело бы к немедленной гибели. Поэтому «Восход-2» был сконструирован в расчете на свободное размещение двух пилотов в полном космическом снаряжении.
И все-таки Королёв и Мстислав Келдыш (президент Академии наук СССР), поговорив с космонавтами, решили не менять планов. Была окончательно утверждена дата выхода человека в открытый космос – 16 марта 1965 года.
Главный конструктор С. П. Королёв рассказывает о космическом корабле «Восход-2» и выходе космонавта в открытый космос. Видеофрагмент из документального фильма «Королёв» (Центрнаучфильм, 1986 г.). РГАНТД. Арх. № 934-11
Состав экипажей был оглашен лишь за два дня до старта. Командиром корабля назначили подполковника Павла Беляева, а пилотом, выходящим в открытый космос, – майора Алексея Леонова. Экипаж-дублёр: майоры Дмитрий Заикин и Евгений Хрунов.
Позывной Леонова, «Алмаз-2», аналогичен позывному командира Павла Беляева. Отличались позывные лишь цифрой: Беляев был «Алмазом-1».