Космонавт номер два: что мы знаем о легендарном германе титове?

Тамара

Титов прожил со своей супругой Тамарой Черкас 43 года, пережил с ней потерю сына, и вырастил двух дочерей. А познакомились молодые на танцах в поселке Сиверский Ленинградского округа. Тамара, не поступив в медицинское училище, работала в гарнизонной столовой, а будущий космонавт проходил там службу.

Молодые поженились. Тамара ждала мужа с полетов сидя на окне их маленькой 11-метровой комнатушки.

Когда Титову предложили пройти отбор в первый отряд космонавтов, он даже не сказал супруге, куда его берут. Просто не знал, как такое сказать, не потревожив беременную тогда жену. Сказал, что предложили пройти отбор в отряд испытателей, и очень даже маловероятно, что он его пройдет, просто чтоб не беспокоить. Однако обо всех испытаниях он писал ей в письмах очень подробно, и все письма, несмотря на особый гриф секретности, дошли до адресата.

Однажды он приехал домой без предупреждения, постучал в окно. Выглянув в окно, Тамара увидела куклу – Герман очень мечтал о дочери.

В марте 1960 года чета Титовых переезжает в Москву. Начинается усиленная подготовка к полету, нагрузки становятся не только физическими, но и психологическими. Сурдобарокамера полностью изолирует пилота от внешнего мира, проверяя его организм на отсутствие звука, запахов, информации извне.  Титов провел две недели в такой камере. С Гагариным они шли на равных, и о том, что первый полет совершит именно Юрий Алексеевич, стало известно буквально за пару дней до назначенной даты.  Такое решение больно ударило по самолюбию Германа, он был амбициозен и рвался к победе, но его супруга втайне обрадовалась, что полетит не он, как впрочем, и жены остальных претендентов. Ведь это было все еще так ново и неизведанно, никто не знал, чем обернется эксперимент.

Второй вылет был назначен на 6 августа, и тут уже сразу было известно, что полетит именно Титов. Семья только-только переехала в новую квартиру, где еще не были расставлены вещи. Накануне вылета Герман Степанович долго возился с замком на входной двери.

Встреча Титова после полета в Москве намного превосходила встречу его предшественника, она была уже четки слаженным действием государственного масштаба. Тамара чувствовала себя не в своей тарелке, и ей на выручку пришел лично Никита Сергеевич Хрущев. Разговорившись с ней, узнав, что она украинка, как и он сам, он не отпускал ее от себя, называл доченькой, всячески поддерживал.

Почему Титов не стал первым

До самого конца не было известно, кто из отряда совершит легендарный первый полет в космос. Титов с Гагариным шли на равных, и предпочтение отдавалось Титову. Есть несколько версий, почему в результате выбор пал на Гагарина. 

По второй версии, «отвод» кандидатуре Титова дал главный конструктор Сергей Королев. Дело в том, что в период подготовки к полету будущий космонавт перенес страшную семейную трагедию: умер его маленький сын. Мальчик родился с пороком сердца и прожил всего семь месяцев. Эта потеря стала серьезным испытанием для Титова. А Королев хотел быть уверенным в максимальной психологической устойчивости первого космонавта. 

Наконец, возможно, что Германа Титова просто приберегли, как более ценного и сильного кандидата, для второго полета – более сложного. Это подтверждает запись в дневнике помощника Главнокомандующего ВВС по космосу генерала Каманина, лично выбиравшего первых космонавтов: «Единственное, что меня удерживает от решения в пользу Германа Титова, – необходимость иметь на суточный полет более крепкого космонавта».

Сбывшиеся и несбывшиеся мечты

Долгожданный звездный час Титова наступил 6 августа 61-го, точнее — целых 25 звездных часов и 11 минут. Его слова звучали из радиоприемников на весь СССР. Все с любопытством слушали о первом космическом обеде и о невесомости. И никто не знал, каким испытаниям подвергся организм космонавта в эти часы. Германа преследовали постоянные головокружения и тошнота.

Только когда ответы Титова на вопросы из ЦУПа стали односложными, на Земле заподозрили неладное. Лишь Павлу Поповичу, тренировавшемуся с ним в одном отряде, он прямо признался, что самочувствие «хреновое». У него была возможность совершить досрочное приземление, но он отказался.

На следующий день в восьмом часу утра неподалеку от Красного Кута, что под Саратовом, капсула с космонавтом на парашюте плавно опускается к земле. В расчетной точке приземления его уже ждут. Но через несколько минут Титов с ужасом замечает, что по железной дороге, возле которой он вот-вот должен приземлиться, навстречу несется поезд.

Время приземления космонавта не сопоставили с расписанием транспорта. Эту нештатную ситуацию трудно было предвидеть. Считанные секунды отделяют космонавта от нелепой смерти под колесами поезда. Но Титова спасает порыв ветра, и он приземляется в тридцати метрах от железнодорожного полотна. 

Внешность второго космонавта многие считали голливудской. В зарубежных поездках его часто принимали за актера. Ничего удивительного, что Титову приписывали множество романов. Например, со звездой оперетты Татьяной Шмыгой. Поводом для слухов стал снимок в газете, на котором фотографы запечатлели их, когда они стояли рядом. Но это все необоснованные домыслы, он слишком любил жену и дочерей. 

Казалось, у Германа Титова есть все, о чем только можно мечтать. Но сам он мечтает только об одном: вновь полететь в космос. Он был им просто болен, впрочем, как и все другие космонавты. Возраст, здоровье, подготовка и опыт – все позволяло ему стать первым человеком, дважды побывавшим в космосе. 

Но мечтам Титова не суждено сбыться. 27 марта 68-го разбился Гагарин. Смерть друга сама по себе становится для Германа настоящим ударом. Но через несколько дней он получает еще один сокрушительный удар: запрет на любые полеты. Приказ главкома ВВС. Летчик-космонавт Титов больше никогда не поднимется в небо. Теперь он слишком важен для страны, чтобы им рисковать. А ведь ему всего тридцать три. 

Титову в буквальном смысле приходится учиться жить заново – уже без неба, без космоса. Он первый из всех космонавтов получает высшее образование, окончив ВВИА им. Жуковского. В 1970 году он уходит из отряда космонавтов и поступает в Военную академию Генштаба. Через три года Германа Титова назначают замначальника Управления космических средств. Здесь под его руководством создаются будущие военно-космические войска страны.

Однако Титов все еще надеялся вновь увидеть Землю из космоса. Но с каждым годом шансов на второй полет остается все меньше. А молодых космонавтов, отобранных для новых полетов, наоборот, целая очередь.

29 октября 98-го США производят запуск космического корабля «Дискавери». Один из членов экипажа – известный астронавт Джон Гленн. В 1962 году он уже побывал в космосе, и это его второй полет. На тот момент Гленну исполнилось 77 лет.

Герману Титову 63 года. Он уже свыкся с мыслью о том, что больше никогда не будет летать. Но новость о полете пожилого американца подарила ему новую надежду. Наиболее молодой космонавт Земли теперь хочет стать и наиболее возрастным в истории космонавтики. Герман Степанович мечтает совершить свой второй полет в 78-летнем возрасте. 

Увы, мечта осталась нереализованной. В 65 лет Титов умер от инфаркта. Это именно он первым предложил сделать 12 апреля праздником всех космонавтов. Он первым находился на орбите более суток. Он первый сфотографировал Землю из космоса. Он первым подтвердил, что человек может жить и работать на орбите. Несмотря на все свои достижения, этот человек навсегда остался в истории лишь как космонавт номер два.

Краткая биография

С того момента, как в 1959 году молодой военный летчик получил предложение от госкомиссии летать на новой технике, в его жизни начались крутые перемены. Он не догадывался, о каких летательных аппаратах идет речь, но согласился сразу. Им двигала жажда ко всему новому. А дальше события развивались, как в калейдоскопе:

1960 – Титов в первом отряде космонавтов. Он успешно прошел жесточайший отбор из более чем 3,5 тыс. кандидатов. Новые тесты и испытания, суровее уже перенесенных, он прошел с пятеркой других отважных парней. Началась подготовка к первому космическому полету. Их осталось двое – Герман Титов и Юрий Гагарин. Кто из них полетит, не было известно до самого конца. И лишь в день полета, 12 апреля, всех расставили по местам: Гагарин – летит, Титов – дублер.

  • 14 апреля 1960 – в Москве гремят салюты в честь первого в мире летчика-космонавта, а Герман Титов узнает, что он следующий. И продолжаются тесты и испытания.
  • 6 августа 1961 – на корабле «Восток-2» Герман Титов совершил свой полет, который продолжался 25 час 11 минут, стал космонавтом №2. Но он все равно первый, потому что это уже не 108 гагаринских минут, это более суток на орбите. А еще ему было всего 25. Космонавта моложе история не знает. По возвращении из космического полета Титов пишет докладную командованию. Это не простой отчет о выполненной работе. Это еще и грамотное обоснование ненужности, даже вредности слишком завышенных перегрузок, которым будущие космонавты подвергаются на тренировках, которые подрывают их здоровье без всякой пользы. Эта информация была услышана. Правительство внесло изменения в планы подготовки к полетам, и новые потенциальные космонавты тренируются в «людских» условиях.
  • 1966-1970 – в отряде космонавтов Титов вошел в группу летчиков-испытателей для работы над созданием летательного аппарата под названием «Спираль» (ЦПК шифровал новый орбитальный самолет «изделие-50»). Позже, в 1973 году, проект был закрыт. Но через много лет Герману Степановичу пришлось к нему вернуться – для создания «Бурана» требовались специалисты, имеющие опыт работы по «Спирали».
  • С 1973 – работа в Летно-испытательном институте у Микояна. Летчик-космонавт теперь испытывает самолеты: МиГи, Су, Яки и др.
  • 1968 – получен диплом Военно-воздушной академии Н.Е. Жуковского.
  • 1972 – Титов окончил Военную академию Генштаба.
  • 1972-1973 – назначен зам. начальника Центра по управлению космическими аппаратами военного назначения ГУКОС Минобороны СССР – именно здесь создавались ВКС.
  • 1973-1991 – заместитель, первый зам. начальника ГУКОС Минобороны СССР. Участвовал в разработке корабля «Маршал Неделин».
  • 1980 – защитил кандидатскую, спустя несколько лет докторскую диссертацию по военным наукам.
  • 1988 – присвоено очередное звание «генерал-полковник авиации».
  • Октябрь 1991 – Герман Титов – пишет заявление об отставке и выходит в запас. Он не понимал и не принял «перестройку». Даже отказался от должности начальника Академии им. Можайского в Ленинграде.
  • 1995 — избирается депутатом Госдумы два созыва подряд.
  • 1999 – генерал-полковник авиации в запасе возглавил Федерацию космонавтики России.
  • На 66-м году жизни 20 сентября 2000 г. Герман Степанович Титов скончался. Ушла живая легенда.

Титов Герман Степанович (1935-2000 гг.)

Краткая биография:

Продолжительность: 1 сутки 01 час 18 минут;

Герман Титов – 2-й советский космонавт, герой СССР, дублер Гагарина: биография с фото, космос, личная жизнь, важные даты, первый и длительный космический полет.

Титов Герман Степанович – 2 космонавт СССР и 2 космонавт мира.

Степанович Титов – Герой Советского Союза. Он вошел в историю, как второй человек, полетевший в космос (на 4 месяца раньше него первый виток вокруг Земли совершил Юрий Гагарин). Герман Титов провел в невесомости больше суток, установив первый рекорд по продолжительности нахождения в космическом пространстве. Он стал самым молодым космонавтом за всю историю космических полетов – на момент старта ему не исполнилось и 26 лет.

Родина второго советского космонавта – Алтайский край. Там, в небольшом селе под названием Верхнее Жилино, 11 сентября 1935 года и появился на свет Герман Титов. Он рос в обычной семье. Его отец – Степан Павлович Титов работал учителем, читал русский язык и литературу. Мать – Александра Михайловна Титова была домохозяйкой.

Жизнь космонавта начиналась довольно обычно. Юноша в 1955 году получил среднее образование, через два года стал выпускником Волгоградской авиационной школы. Еще три года понадобилось Титову, чтобы с отличием закончить другое учебное заведение – Сталинградское военное авиационное училище в Новосибирске. Отсюда он вышел дипломированным специалистом и получил квалификацию «военный летчик».

Космос

1960-й год в корне меняет жизнь Германа Титова. В марте его берут слушателем на курсы летчиков-космонавтов, с этого времени он начинает проходить общекосмическую подготовку.  Добиться уже такого результата было не просто. Кандидатов в первые космонавты выбирали из лучших летчиков всей страны. Строго проверяли соответствие всех «параметров»: возраст, рост, вес. Кандидат в космонавты должен был обладать 100% здоровьем.

Приказом Главнокомандующего Военно-воздушных сил №176 Герман Титов был принят в «элитный отряд» — первую шестерку претендентов на полет в космос. Вместе с ним тренировки продолжил Юрий Гагарин, Валерий Быковский, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович.

Стать космонавтом №1 Титову не удалось. За несколько дней до запуска, пилотом космического корабля «Восток» назначили Юрия Гагарина. Герману Степановичу пришлось довольствоваться вторым местом, быть в запасе.

Первый полет

После успешного полета Гагарина к запуску стали готовить вторую космическую миссию. Пилотом «Востока-2» стал Титов. Его путешествие на орбиту началось 6 августа 1961 года и длилось 25 часов. «Орел» (именно таким был позывной Титова) совершил первый столь длительный полет вокруг Земли. За это время его корабль совершил 17 оборотов вокруг планеты, а пилот провел несколько научных экспериментов. Все задания Герман Степанович выполнил и успешно завершил второе космическое путешествие. За проделанную работу летчик-космонавт получил звание Героя Советского Союза.

Герман Титов продолжает учиться. В 1961 году он становится членом Компартии и поступает в военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. Через семь лет с отличием защищает дипломную работу и получает очередную квалификацию «летчик-инженер-космонавт».  1972-й год приносит еще один диплом – Герман Степанович заканчивает Военную академию Генерального штаба. Вместе со знаком отличия он получает квалификацию офицера с высшим военным образованием.  Позже в этом же ВУЗе Титов защитит кандидатскую и докторскую диссертации.

После своего звездного полета Герман Степанович занимается испытательской деятельностью. В 60-х годах проводит тестирование авиационно-космической системы под названием «Спираль». Для ее проверки нужны были пилоты, которые имели большой летный опыт. Среди прочих был и Герман Титов. Он проводил испытания таких самолетов как МиГ-21, Су-7, Су-9, Су-11, Як-28 и других.

Личная жизнь

Женился Герман Титов в 1958 году – еще до своего космического полета. Его жена – Тамара подарила космонавту двух дочерей. Старшая Татьяна родилась в 1963 году, через два года на свет появилась младшая Галина.

После выхода в 1991 году в запас, Герман Степанович жил в Москве. Космонавт увлекался литературой и музыкой. Много читал, наизусть знал произведения классиков, сам стал автором книг про космос.

Скончался Титов 20 сентября 2000 года на 66-м году жизни. Причиной смерти стал сердечный приступ. Похоронен второй космонавт на Новодевичьем кладбище в Москве.

биография

Титов родился в селе Верхнее Жилино в Алтайском крае, учился в Сталинградском военном авиационном училище. После получения диплома летчика ВВС в 1960 году был отобран для подготовки космонавтов.

Он совершил полет на космическом аппарате «Восток-2», запущенном 6 августа 1961 года. Продолжительность полета составила 25,3 часа, он совершил 17 витков вокруг Земли. Его позывной был Eagle ( русский : Орёл ). Он приземлился недалеко от города Красный Кут в Саратовской области , Россия. Ему не исполнилось 26 лет на момент запуска, и он оставался самым молодым человеком, побывавшим в космосе до июля 2021 года, когда его рекорд побил голландский подросток Оливер Дэмен . Титов был членом Коммунистической партии Советского Союза , как и почти все советские космонавты.

Титов был прекрасным спортсменом, увлекался гимнастикой:

Он был первым человеком, который страдал от космической болезни ( укачивание в космосе), а также первым человеком, который спал в космосе. Он проспал примерно одну орбиту и с удивлением проснулся, подняв руки в воздух из-за отсутствия нормальной гравитации. Он вернулся в сон после того, как его руки были под ремнем безопасности, и он проспал на 30 минут больше, чем предполагалось планом полета. Он заявил: «Если вы правильно расположите руки и ноги, космический сон станет прекрасным… Я спал как младенец».

Титов появляется с президентом США Джоном Кеннеди и американским астронавтом Джоном Гленном , 1962 год.

Хотя на орбите он страдал космической болезнью, после приземления Титов праздновал. Его празднование описывается как «приступ эйфории» после приземления, и на обратном пути в Кубышев для разбора полетов он встревожил медицинский персонал, открыв и выпив пиво, что является полным нарушением правил.

После приземления Титов был отправлен в больницу для дальнейшего обследования, чтобы убедиться, что он не болен. Сообщается, что после своей миссии он стал вести себя неприемлемым для кого-то, кто работает в космической программе. Сообщается, что он был очарован своей любовью к женщинам, чрезмерному пьянству и быстрым машинам, что заставило некоторых предположить, что его поведение потенциально было еще одним побочным эффектом космической болезни, которую он испытал из-за невесомости . Дальнейшие испытания показали, что это не так.

Во время широко разрекламированного визита в Сиэтл в 1962 году для посещения Всемирной выставки Century 21 репортеры спросили Титова, как его космический полет повлиял на его жизненную философию. Он ответил: «Иногда люди говорят, что Бог там. Я внимательно осматривал весь день, но никого там не нашел. Я не видел ни ангелов, ни Бога». Это высказывание использовалось в советской антирелигиозной пропаганде, но было ошибочно приписано Юрию Гагарину .

После космического полета Титов занимал различные руководящие должности в советской космической программе до своего выхода на пенсию в 1992 году. В 1995 году он был избран в Государственную Думу как член Коммунистической партии Российской Федерации . Он умер от остановки сердца в своей сауне в возрасте 65 лет в Москве . Похоронен на Новодевичьем кладбище .

Как жил Титов после возвращения на Землю

После возвращения на Землю на Титова обрушилась поистине всенародная слава. Сотни новорожденных в СССР получили в честь него имя Герман. Еще бы: по сути он доказал, что полеты в космос становятся работой мечты, что Гагарин – не единственный, и космонавтом в сущности может стать любой из мальчишек, надо только учиться и тренироваться.

Майору Герману Титову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». А еще он получил новую квартиру и новенький автомобиль «Волга» со спецномером 0002 (у автомобиля Гагарина был номер 0001).

Герману Титову, как космонавту №2, приходилось вращаться в правительственных кругах, в том числе встречаться с главами государств СССР и США. Тем не менее Титов, по свидетельству его друзей, совсем не страдал звездной болезнью и много сил отдавал работе.

Но в космос он больше не полетел, хотя продолжал служить в отряде космонавтов и окончил Военно-воздушную инженерную академию. В составе первого отряда космонавтов Титов оставался в течение 10 лет: участвовал в программе подготовки космических полетов «Спираль», испытывал летательные аппараты МиГ-21 и Су-7, Су-9, Су-11, Як-28, ЯК-25РВ и другие. Однако гибель Юрия Гагарина в марте 1968 года поставила крест на космической карьере космонавта. Решением Политбюро ЦК КПСС его отстранили от полетов, так как не хотели им рисковать.

После окончания академии Герман Титов был назначен заместителем руководителя Центра по управлению космическими аппаратами Министерства обороны СССР. С 1973 года возглавлял научно-исследовательские программы в области космонавтики. В 45 лет Герман Титов защитил кандидатскую по военным наукам, а к середине 80-х годов стал уже доктором наук. В 1988 году космонавту было присвоено звание генерал-полковника авиации. В 1991 году Герман Титов уволился в запас, но еще долго работал в космической сфере. В частности, в 1999 году он возглавил Федерацию космонавтики РФ. Всю жизнь Герман Титов преклонялся перед возможностями космической техники и считал, что это только начало великого пути человечества в космос.

Общественно-политическая деятельность:

С 1992 года по 1993 года — президент Международного научно-технического центра по космонавтике и электронике «Космофлот». В 1993-1995 гг. — заместитель председателя совета Российского центра конверсии аэрокосмического комплекса.

Был членом КПСС (с 1961 года). Избирался депутатом Верховного совета СССР 6-го и 7-го созывов (1962, 1966), а также Государственной думы РФ первого, второго и третьего созывов (1993, 1995, 1999), входил в состав фракции КПРФ.

Являлся президентом Ассоциации практиков космонавтики (с 1992 года) и Федерации космонавтики РФ (с 1999 г.). Входил в состав редколлегии научно-технического журнала «Полет (с 1998 года) и редакционный совет научно-популярного журнала «Новости космонавтики» (с 1999 года).

Скончался 20 сентября 2000 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище г. Москвы.

  • Удостоен ряда зарубежных наград и званий: Герой Монгольской Народной Республики (1961), Герой Труда Демократической Республики Вьетнам (1962), Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария (1962); орденов Хо Ши Мина и «Дружба» (Вьетнам), Георгия Димитрова (Болгария; 1962), Сухэ-Батора (Монголия; 1961), Карла Маркса (ГДР; 1961) и др.
  • Награжден золотой медалью им. К.Э. Циолковского АН СССР (1961), медалью де Лаво Международной авиационной федерации.
  • Почетный гражданин Алтайского края и многих российских городов, в их числе Калуга, Курск, Севастополь, Барнаул, и ряда зарубежных: Юрмала (Латвия), Варна (Болгария), Афины (Греция) и др.
  • Именем Германа Титова назван кратер на обратной стороне Луны, подводная гора в Тихом океане, остров в Тонкинском заливе (Китай) и остров в заливе Ха Лонг (Вьетнам). Сейчас остров Титова, или Тип-топ, как называют его вьетнамцы, служит одной из туристических достопримечательностей залива. На его вершине, куда ведут три сотни ступеней, установили смотровую площадку и памятную табличку с объяснением необычного названия.
  • Имя второго космонавта планеты носит аэропорт города Барнаула, Главный испытательный центр испытаний и управления космических средств, расположенный в городе Краснознаменске Московской области. В этом городе открыт мемориальный комплекс, посвященный Герману Титову. Его имя присвоено лицею № 1 Краснознаменска, в котором открыт музей космонавта. Именем Германа Титова названы улицы нескольких российских городов, а также городов ближнего и дальнего зарубежья.

Опубликовал более 30 научных трудов в области применения космических средств. Автор книг «700000 километров в космосе» (1961), «Авиация и космос» (1963), «Голубая моя планета» (1972), «На звездных и земных орбитах» (1987) и др.

Был женат на Тамаре Васильевне Титовой (Черкас, род. в 1937 г.) — по образованию историк, работала в Институте военной истории. Дочери: Татьяна (род. в 1963 г.) — выпускница МГИМО, экономист; Галина (род. в 1965 г.) — окончила Военный институт иностранных языков, переводчик.

В селе Полковниково действует Алтайский государственный мемориальный музей Г.С. Титова (с 1965 г.). В Москве в штабе Космических войск открыт музей-кабинет Г.С. Титова (2002) и мемориальная доска (2007). Мемориальная доска также установлена на здании Института космических исследований Российской академии наук (2007). Памятники космонавту открыты на месте приземления космического корабля «Восток-2» вблизи г. Красный Кут (Саратовская обл.), в Краснознаменске (Московская обл.) — в мемориальном комплексе-сквере им. Г.С. Титова.

В 2001 г. Федерацией космонавтики РФ была учреждена медаль имени Г.С. Титова. Имя космонавта носят Международный аэропорт Барнаул (2010), Алтайский оптико-лазерный центр (2010), лицей в г. Краснознаменске (Московская обл.), средняя школа в Щелково-3 (Московская обл.), улицы в родном селе Верх-Жилино, городах Барнауле, Волгограде, Екатеринбурге, Красном Куте, Новосибирске, Байконуре (Казахстан) и др.

Награды и звания

Виртуальная выставка из книг Германа Титова

Памяти Германа Титова

Гражданское мужество

Полет подходил к своему завершению. «…Плавно нарастали перегрузки, приготовился к максимальной, – напишет позже Герман Титов в книге «Голубая моя планета». – Нарушений зрения не было, но в глазах потемнело. Перегрузки постепенно уменьшились, зрение восстановилось. Решил катапультироваться…»

7 августа 1961 года, в 7 часов 11 минут утра неподалеку от поселка (ныне города) Красный Кут Саратовской области Герман Титов на красно-белом парашюте благополучно приземлился в том же районе, где и Юрий Гагарин.

По оценке дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Виталия Севастьянова, Титов прекрасно выполнил всю программу полета. Впервые вручную управлял кораблем. Он очень четко понимал работу борта, все его доклады были грамотными и блестящими, много привез интересного.

После полета на земле его ждала медицинская комиссия, врачей интересовало самочувствие Титова на орбите. До заседания госкомиссии он усадил рядом с собой членов отряда космонавтов Николаева, Поповича, Нелюбова и Быковского и сказал: «Плохо дело, ребята. Очень хреново себя чувствовал. Что делать будем? Вас подводить не хочу, но и правду скрывать нехорошо». Все дружно решили: надо говорить правду.

На заседании госкомиссии Титов искренне рассказал все о своем полете: на самочувствие космонавта влияла невесомость, наблюдался дискомфорт, были проблемы 
с питанием, есть не хотелось, а то, что ел, – вырвал…

Рассказ космонавта многих огорчил. И в первую очередь Королёва. Было принято решение работать дальше, совершенствуя условия.

– Вот в чем, с моей точки зрения, человеческое величие Германа Титова: он откровенно рассказал о своем самочувствии в полете, – восхищался поступком Германа Степановича психолог космонавтов Ростислав Богдашевский. – Для этого нужно было обладать мужеством, интеллигентностью. Почему? Потому что очень многие мои коллеги сказали тогда: «Э, братец, ну что ж ты, слабак, мы же вот, грубо говоря, на тебя надеялись и рассчитывали…» А он все рассказал откровенно и честно.

– Прошло много лет после того полета, но последующие космонавты за эту его объективность и по сей день остаются ему благодарны, – говорит в унисон Богдашевскому Тамара Титова. – И подготовка к полету в космос уже Андрияна Николаева и Павла Поповича была проведена с учетом этих замечаний. Прежде всего, они прошли более серьезную физическую подготовку с нагрузкой на вестибулярный аппарат. Было составлено другое меню. Разработана другая пища, которая лучше принимается и усваивается в полете. Несколько усовершенствовали техническую часть корабля. И все это было сделано с учетом доклада Германа…

Служба в отряде космонавтов и ЦПК:

7 марта 1960 года приказом главнокомандующего ВВС Герман Титов был зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС (ЦПК; ныне — Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина). С 16 марта 1960 по 18 января 1961 года проходил общекосмическую подготовку. 17 и 18 января 1961 года сдал выпускные экзамены и был зачислен на должность космонавта ЦПК ВВС.

11 октября 1960 года приказом Главкома ВВС № 176 был зачислен в группу для подготовки к первому пилотируемому полету на космическом корабле «Восток» вместе с Валерием Быковским, Юрием Гагариным, Григорием Нелюбовым, Андрияном Николаевым и Павлом Поповичем. С октября 1960 по апрель 1961 года проходил непосредственную подготовку к полету на корабле «Восток» в составе группы.

25 января 1961 года назначен на должность космонавта. 8 апреля 1961 года решением Госкомиссии назначен дублером пилота корабля «Восток». 10 апреля в 11:00 состоялась встреча членов Государственной комиссии, ученых и конструкторов с группой космонавтов, на которой он был официально представлен в качестве дублера командира корабля.

С мая по август 1961 года проходил непосредственную подготовку к полету на корабле «Восток-2». Спустя четыре месяца после полета Юрия Гагарина Герман Титов побывал в космосе и стал вторым космонавтом планеты. 6-7 августа 1961 года Герман Титов совершил полет на космическом корабле «Восток-2». Продолжительность полета составила одни сутки и один час. Космический корабль совершил 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. Это был первый в мире космический полет длительностью более суток.

На орбите он дважды управлял кораблем вручную, выполнял его ориентацию и стабилизацию. С помощью репортерской кинокамеры «Конвас» провел первую киносъемку Земли из космоса (за фильм, снятый в космическом полете, был удостоен Ломоносовской премии). Впервые выполнял физические упражнения, питался, спал на околоземной орбите. По сегодняшний день является самым молодым космонавтом, побывавшем в космосе: в день старта ему было 25 лет 10 месяцев 25 дней (этот факт занесен в Книгу рекордов Гиннесса).

После своего полета с сентября 1961 года работал в ЦПК заместителем командира 1-го отряда и одновременно инструктором-космонавтом, с 1964 г. — инструктором-космонавтом 2-го отряда, с 1968 года — командиром 2-го отряда и старшим инструктором-космонавтом. В 1962 году выступил инициатором установления праздника — Дня космонавтики (12 апреля).

С 1966 года входил в группу по программе «Спираль» (создание орбитального самолета). Участвовал в испытаниях самолетов МиГ-21 и Су-7, Су-9, Су-11, Як-28, Як-25РВ и др. С марта 1969 года возглавлял 4-й отдел ЦПК, занимающийся данной программой. 17 июня 1970 года Герман Титов был отчислен из отряда космонавтов ЦПК в связи с поступлением на очное отделение в ВАГШ ВС СССР.

Увлечение техникой и мечты о красивой форме

Начальную школу Герман Титов окончил, пока отец был на фронте. Чем он только не увлекался. Сперва его манило кино, и мальчишка во всю помогал сельскому киномеханику. Потом он загорелся идеей создать школьный радиоузел и собрал для него самодельный радиоприемник. К старшей школе Герман Титов продвинулся в своем увлечении техникой настолько, что построил даже маленькую опытную электростанцию.

«Однажды в село приехал муж нашей учительницы, – рассказывал Герман Титов. – Золотые пуговицы, погоны, галстук, ботинки блестящие. Я и спросил, мол, где все это дают? Он ответил, что в авиации». Отчасти поэтому, когда в 1953 году выпускника школы Титова призвали в армию, то в военкомате он попросил направить его служить в авиацию.

Летчик-космонавт майор Герман Степанович Титов на центрифуге во время тренировок перед полетом в космос. Фото: Жихаренко Вера/ТАСС