Лебедев валентин витальевич

Работа в Центральном конструкторском бюро

Еще во время учебы в МАИ имени С. Орджоникидзе парень подал заявление на предмет поступления в отряд космонавтов. И в 1963 году получил рекомендацию партийной ячейки института. Сейчас это звучит удивительно, но в советские времена без такого сопровождения невозможно было получить допуск к деятельности в серьезных организациях. Окончив институт, Валентин Лебедев добился разрешения на работу в Центральном конструкторском бюро. Эту организацию тогда возглавлял легендарный С. П. Королёв. Позже, в 1979 году, учреждение было переименовано и стало называться НПО «Энергия». В данной организации Валентин Лебедев, биография которого делала свой решающий виток, прошел путь от рядового инженера до старшего научного сотрудника.

В 1967 году ученый участвовал в экспедициях в акватории Индийского океана, организованных с целью поиска непилотируемых космических летательных аппаратов «Зонд», используемых для полетов на Луну. В следующем году опять-таки в Индии инженер руководил группой специалистов, которая обслуживала «Зонд-5» – космическую станцию, облетевшую вокруг Луны и впервые предоставившую землянам качественные снимки нашего спутника.

Лебедев Валентин Анатольевич все теснее связывал свою деятельность с космосом и разработками в данной области. Об этом говорят дальнейшие вехи его биографии:

  • Усовершенствовал отработку средств спасения космических экипажей при посадке на воде и суше.
  • Участвовал в летно-конструкторских испытаниях таких кораблей, как «Прогресс», «Союз», орбитальных станций «Салют» (от четвертой до шестой).
  • Работал на космодроме «Байконур» руководителем оперативно-технической группы.
  • Был инструктором-методистом в Центре подготовки космонавтов, где готовил экипажи кораблей «Союз» (4–9) к полету.
  • Разрабатывал документацию по методикам ручной стыковки и сближения, а также управления кораблем и орбитальной станцией.

Бесценные научные эксперименты

За время двух космических путешествий талантливый бортинженер провел около трехсот необходимых экспериментов в разных областях науки и техники. Многие из них были уникальны. Произведены измерения состава атмосферы вблизи станции, выяснен уровень вибрации внутри космического комплекса, разработаны методы получения стерильных биологических проб. И наконец, впервые в истории космонавтики на борту КК выращено растение под названием «арабидопсис», которое претерпело полный развивающий цикл.

Кроме того, удалось разработать методику автономного управления орбитальной станцией «Салют-7» с целью обнаружения тектонико-геологических структур на нашей планете. Таким образом, была дана подсказка, в каком направлении необходимо вести поиски нефтяных, полиметаллических и газовых месторождений в районе Алтая.

После полетов Валентин Лебедев продолжал работать в Конструкторском бюро и заниматься научной деятельностью. Так, в 1985 году инженер защитил докторскую диссертацию на тему методических разработок, облегчающих деятельность орбитальных комплексов и повышающих их эффективность. Эта работа стала в определенной степени революционной – в ней Валентин Витальевич предложил оптимизировать работу экипажа, избавив его от ненужной рутины, а также внес коррективы в расположение съемочного оборудования.

Валентин Лебедев: дневник космонавта (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Помимо научных работ (193), которые до сих пор берут за основу студенты многих вузов специфической направленности, Валентин Витальевич писал книги. Например, «Мое измерение» и «Материалы научных исследований бортинженера». Но эти работы были созданы с использованием материалов легендарного «Дневника космонавта». Уникальность записей в том, что они велись не для публикации, а просто, чтобы излить свои чувства и переживания на бумаге. Не обращая внимания на стилистику, космонавт описывал дни перед стартом, во время него, а также находясь на борту станции. Примечательна клятва, данная Лебедевым самому себе непосредственно перед полетом. В ней он обещал не горячиться, не обижать напарника, нести ответственность за принятые решения и полностью отдаваться работе.

Конечно, в дневнике есть место и чувствам, которые космонавт испытывал по отношению к семье, матери. Между строк ощущается тоска по родным и Земле. Также в записи включена информация о физической сложности адаптации к внеземным условиям: бессонница, тошнота, упорные головные боли. Были и неблагоприятные психологические моменты – сложно было наладить контакт с напарником из-за скопившегося напряжения.

«Дневник космонавта» впервые приоткрывает завесу и показывает будни этих людей, их мысли и чувства. Эти записи очень познавательны для тех, кто интересуется деятельностью в условиях космоса.

Первое космическое путешествие Лебедева

Старт полета состоялся в 1973 году, зимой (18 декабря). Валентин Лебедев был в составе экипажа корабля «Союз-13» в качестве бортинженера. Его позывной – «Кавказ-2». Полет был недолог – около 7 суток, но имел огромное научное значение. Дело в том, что космическое судно было оснащено новой системой телескопов марки «Орион-2», благодаря слаженной работе новейшей аппаратуры и профессиональных инженеров начались важнейшие астрофизические наблюдения за ультрафиолетовым спектром в условиях вакуума.

Через два года после окончания своего первого полета Лебедев защитил диссертацию на тему подготовки экипажей с помощью тренировочного стенда и методических приемов, способствующих этому. Все это время космонавт продолжает деятельность в НПО «Энергия». Кандидатская диссертация, блестяще защищенная им, предлагала принципиально новый, усовершенствованный взгляд на тренировки перед выходом в космос

Особенно важной была максимальная реалистичность условий их проведения: звездное пространство, нюансы сближения, стыковки, космические трассы

Долгая дорога в космос: начало (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Оренбургское авиационное училище – вот сознательный выбор будущего космонавта. Обучение там позволило парню утвердиться в мысли о правильности избранной дороги. К сожалению, в те времена происходила реорганизация и сокращение Вооруженных сил СССР, поэтому в данной сфере происходили частые изменения. В конце концов авиационное училище, в котором проходил обучение Лебедев, расформировали. Валентин решил не изменять мечте и поступил в Московский авиационный институт на факультет летательных аппаратов. Но учебой юноша не ограничился, а параллельно начал осваивать нелегкое дело управления самолетами. Он летал на таких аппаратах, как Як-18, Ил-29, познакомился с вертолетом МИ-1. Причем начинал работу с освоения планеров (КАИ-12). Таким образом, Валентин Лебедев ощутил власть над металлическими летательными аппаратами, подчинив их себе.

Литература

  • И. А. Маринин, С. Х. Шамсутдинов, А. В. Глушко (составители). Советские и российские космонавты. 1960—2000 / Под редакцией Ю. М. Батурина. — М.: ООО Информационно-издательский дом «Новости космонавтики», 2001. — ISBN 5-93345-003-0.
  • Ракеты и люди — Б. Е. Черток, М: «Машиностроение», 1999г, — ISBN 5-217-02942-0;
  • А. И. Осташев. Слово о космонавте В. В. Лебедеве // Испытание ракетно-космической техники — дело моей жизни. События и факты. — Королёв, 2005. — С. 165—173.
  • «С. П. Королёв. Энциклопедия жизни и творчества» — под редакцией В. А. Лопота, РКК «Энергия» им. С. П. Королёва, 2014 г. ISBN 978-5-906674-04-3

Подготовка к полету (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Получив необходимый опыт, занимаясь столь разносторонней деятельностью, Валентин Лебедев вплотную подошел к поставленной цели. В 1969 году выдающийся инженер получил допуск к специальным тренировкам. Его выдала Главная медкомиссия после тщательного и всестороннего обследования будущего космонавта. Это происходило в стенах уважаемой организации, называемой Институт медико-биологических проблем. В связи с этим значимым в жизни Лебедева событием ему пришлось прервать обучение в школе летчиков-испытателей. За время учебы он успел освоить пилотирование истребителей «Миг-15» и «Миг-21».

После усиленной подготовки к космическому полету (пока в качестве дублера) Валентин Витальевич показал настолько отменные результаты, что беспрекословно был зачислен в состав основного экипажа.

Биография

Родился Валентин в Москве в 1942 году. Его отец был военнослужащим, а мама – бухгалтером. Младшая сестра Людмила появилась на свет в конце 1945 года.

Общеобразовательную школу будущий космонавт закончил в г. Наро-Фоминске Московской области. Потом армия и поступление в авиационное училище на штурмана, где учёба продлилась всего год, так как военное заведение расформировали.

В 1960 г. Валентин Витальевич поступил в МАИ. Здесь будущий знаменитый покоритель космоса подробно изучает летательные аппараты на одноименном факультете. На практических занятиях он с однокурсниками начинает учиться летать на небольших машинах, которые впоследствии сменил на более мощные, в том числе и вертолеты. В студенческие годы Лебедева направили в отряд начинающих космонавтов.

Валентин Витальевич закончил институт и поступил на работу в ЦКБ машиностроения, возглавляемое конструктором и ученым Королевым С.П.

Жизнь

Начало карьеры

Лебедев учился в Московском государственном авиационном институте (МАИ), который оставил в 1966 году инженером. Затем он перешел на работу в ОКБ-1 (позднее — ЗКБЭМ и Энергия ), которое, в частности, разработало космический корабль « Союз» и лунный зонд « Зонд» .

В рамках советской лунной программы Лебедев работал над закопками и утилизацией возвратной капсулы. Позже он обучал космонавтов и работал над методами ручной сближения между космическим кораблем «Союз» и космической станцией типа DOS , которые также были разработаны в ЗКБЭМ.

Подборка в космонавта

С 1969 года Лебедев подавал документы в отряд советских космонавтов. 22 марта 1972 года он был отобран космонавтом-испытателем. В его группу входили еще два инженера из ZKBEM ( Борис Андреев и Юрий Пономарёв ), инженер из конструкторского бюро ZKBM ( Валерий Макрущин ) и три доктора из Института микробиологических проблем.

Союз 13

С июля 1972 г. Лебедев работал в группе обеспечения полета «Союза», в котором должна была использоваться астрофизическая камера « Орион-2» . В сентябре 1973 года перешел в запасную команду и был назначен командиром Петром Климуком . 7 декабря Госкомиссия приняла решение, что первоначально запланированные космонавты Воробьев и Яздовский не должны быть отправлены, а Климук и Лебедев выдвинулись.

Климуку и Лебедеву было всего 31 год, что делало их самым молодым экипажем многоместного космического корабля. Лебедев также прошел самый короткий на сегодняшний день курс подготовки советского космонавта «Союз» — всего 21 месяц между отбором и первым полетом. Под этой отметкой в ​​1984 г. останавливался только врач Олег Атьков менее чем за год.

Климук и Лебедев запустили » Союз-13″ 18 декабря 1973 года . И астрофизические записи, и наблюдения Земли проводились камерой Орион-2. Полет также служил для проверки различных бортовых систем, которые были переработаны после аварии » Союз-11″ . Посадка произошла 26 декабря в снежную бурю.

Салют 6

С декабря 1977 года Лебедев готовился к полетам на новую космическую станцию ​​« Салют-6 и приставлялся к командиру Леониду Попову . Попов и Лебедев сформировали группу поддержки первого и второго долгосрочного экипажа ( Салют 6 ЭО-1 и Салют 6 ЭО-2 ), после чего Попов и Лебедев перешли в дублирующую группу для третьего полета Салют 6 ЭО-3 , который состоялся в феврале 1979 года. начал.

Попов и Лебедев планировались как четвертая команда ( Салют 6 ЭО-4 ), но в марте 1980 года Лебедев получил травму колена во время прыжка на батуте, что сделало его использование невозможным. Лебедева пришлось заменить, и на Салют-6 его больше не использовали.

Салют 7

С сентября 1981 года Лебедев готовился к полету на новой космической станции Салют-7 . Вместе с командиром Анатолием Березовым он должен был сформировать первый многолетний экипаж «Салют 7 ЭО-1» .

Березовой и Лебедев взлетели 13 мая 1982 года на космическом корабле «Союз Т-5» , на следующий день состыковались с «Салютом» и запустили станцию ​​в эксплуатацию.

В конце июня на борт поднялся экипаж корабля «Союз Т-6» , в состав которого входил Жан-Лу Кретьен , первый французский космонавт. В ходе дальнейшей миссии Березовой и Лебедев совершили космический выход 30 июля 1982 года . Вторая краткосрочная миссия использовалась для обмена космическими кораблями. «Союз» пристыковался к Т-7 20 августа . Экипаж посещения доставил космический корабль «Союз Т-5» на Землю 27 августа 1982 года.

Когда Лебедев и Березовой приземлились на корабле «Союз Т-7» 10 декабря 1982 года, они установили новый многолетний рекорд космического полета в 211 дней.

После космических полетов

С 1983 года Лебедев прошел обучение на бортинженера космического планера «Буран» . Лебедев покинул программу в 1986 году, задолго до того, как она была прекращена по финансовым и политическим причинам.

В ноябре 1989 года Лебедев поступил в Академию наук СССР и стал заместителем директора Института географии. В июле 1991 года он возглавил недавно созданный Центр географических информационных систем.

Лебедев официально уволился из отряда космонавтов 25 февраля 1993 года. В мае 2000 года он стал первым космонавтом, который был назначен членом-корреспондентом Российской академии наук.

Карьера

В 1967 г. в качестве представителя от ЦКБ Лебедев В.В. входит в состав летной поисковой экспедиции ВМФ. А через год он становится руководителем группы по обслуживанию знаменитой космической станции «Зонд», которая облетела Луну и привезла оттуда материалы для исследований.

Валентин Лебедев:

  1. Занимался подготовкой к испытаниям «Союза» и орбитальных станций.
  2. Руководил байконурской группой.
  3. Готовил на тренажерах будущих покорителей космоса.
  4. Разрабатывал документы для орбитальных станций.
  5. Создавал методики по сближению и стыковке кораблей.

1965 году Лебедев успешно прошел авторитетную медицинскую комиссию и получил разрешение к спец. тренировкам, а поскольку он уже состоял в отряде космонавтов, то сразу началась подготовка к полетам в космос.

Московское детство

Лебедев Валентин Витальевич – советский летчик-космонавт, кандидат наук, профессор и мастер спорта. Этот человек верно служил достойному делу научных исследований космоса, поэтому прочно вошел в историю мировой космонавтики. Во всемирном реестре ему был присвоен № 70, а согласно советской переписи – № 29. Валентин Лебедев на протяжении своей карьеры совершил два полета за пределы Земли и единожды на довольно продолжительное время (более двух часов) вышел в открытый космос.

Родился будущий космонавт в городе Москве. Дата его рождения известна: 14 апреля 1942 года. Воспитывался в обычной семье. Его мама – Антонина Федоровна — работала бухгалтером, а отец – Виталий Владимирович — избрал карьеру военного. Вероятно, на решение мальчика выбрать именно эту мужественную профессию оказали влияние гены его отца. Учился Валентин Лебедев в Наро-Фоминской средней школе № 4, которую окончил в 1959 году. В это время юноша определился с вектором движения и жизненными приоритетами, решив избрать путь летчика.

Награды и звания

  • Дважды Герой Советского Союза (28 декабря 1973 года и 10 декабря 1982 года).
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 декабря 2007 года) — за большой вклад в развитие науки и многолетнюю плодотворную деятельность.
  • Два ордена Ленина (28 декабря 1973 года и 10 декабря 1982 года).
  • Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) — за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность.
  • Медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали» (1985).
  • Медаль Алексея Леонова (Кемеровская область, 2015) — за совершённый в 1982 году выход в открытый космос.
  • Офицер ордена Почётного легиона (Франция, 1982).
  • Заслуженный деятель науки Российской Федерации (4 июня 1999 года) — за большой вклад в развитие отечественной науки, подготовку высококвалифицированных кадров и в связи с 275-летием Российской академии наук.
  • Почётный гражданин города Тынды ().

Является почётным гражданином многих городов России и стран СНГ, а также города Форт-Уэрт (США). По предложению НАСА избран почётным гражданином штата Техас (США). Занесён в международную «Книгу рекордов Гиннеса» (1984, с.79). В его честь малой планете (англ.), зарегистрированной в международном каталоге под № 10015 = 1978 SА5, по решению Международного Астрономического Союза присвоено имя ValenLebedev (Minor Planet Circular № 60298, 2007 July 30). Бронзовый бюст установлен в Москве на Аллее космонавтов.

В Наро-Фоминске, где он является почетным гражданином города, в 2016 году установлен бронзовый бюст. Постановлением губернатора Московской области А. Ю. Воробьёва  №576-ПГ от 21.12.2020г. Наро-Фоминской школе №9, где он учился с 1 по 8 класс, присвоено его имя.