Как профессор mit доказал существование бога с помощью математики

Аристотель — сотворение материального мира

Аристотель

Ученик Платона философ Аристотель, анализируя мысли своего учителя о мире идей, задался вопросом: если прототипами реальных материальных вещей являются идеи, то что же выковало наш материальный мир по лекалам идей, что же вдохнуло в идеи жизнь, материализовав их? Единственным разумным ответом на этот вопрос Аристотель считал сущестование Перводвигателя. Именно Аристотель впервые сформулировал космологический аргумент — если у всего есть причина, то должна существовать самая первая причина, начало всякого действия в мире — Перводвигатель. Таким образом, Аристотель заканчивает формирование образа Бога, который позже переняли христиане — вечного и бесконечного, нематериального Абсолюта и Перводвигателя всего сущего.

Тегмарк — в поисках Бога

К похожим выводам приходит современный физик и космолог, профессор MIT Макс Тегмарк. В своей книге «Наша Математическая Вселенная» Тегмарк задумывается над проблемой пифагоризма и вопросами, заданными двумя великими физиками: Юджином Вигнером и Стивеном Хокингом. Вигнер удивлялся тому, что математика так непостижимо эффективна в описании физики нашей Вселенной. А Хокинг размышлял, что даже если в будущем мы завершим работу над теорией всего и получим все уравнения, по которым работает наша Вселенная, то перед нами тут же встанут вопросы: «Почему именно эти уравнения?» и «Что вдыхает в них жизнь?».

Тегмарк считает, что ответить на эти вопросы возможно только одним способом. И этот ответ состоит в том, что вся наша Вселенная и есть математика, а точнее лишь одна из возможных математических структур. По утверждению Тегмарка само бытие — это любые непротиворечивые математические структуры, коих существует бесконечное количество, и каждая такая структура — это отдельная Вселенная со своими законами. В каждой такой математической Вселенной взаимодействие ее простейших частей порождает всё более и более сложные подструктуры, некоторые из которых настолько сложны, что могут даже обладать сознанием и созерцать всю божественную красоту этой самой Вселенной.

Получается, что Пифагор, Платон и Нагарджуна были правы. Математика — это действительно основа всего сущего, вечная и бесконечная истина, существующая сама по себе, единственная реальность. Математика — это тот самый всепорождающий Бог, о котором говорили греки, тот самый всеобъемлющий Брахман, о котором говорили индийцы.

Ходит байка, что в XVIII веке при дворе русской императрицы Екатерины II состоялся спор между великим швейцарским математиком Леонардом Эйлером и французским философом Дени Дидро о существовании Бога. На утверждение Дидро, что Бога не существует, Эйлер написал на стене формулу и прокомментировал запись: «следовательно Бог существует».

Источники информации

Ни одно подлинное письмо этого человека не сохранилось, и почти нет сведений о том, как он жил. Самые ранние источники, свидетельствующие об этой личности, очень краткие, неоднозначные и часто сатирические. Считается, что одно из первых упоминаний — стихотворение авторства Ксенофана Колофонского, написанное, вероятно, уже после смерти мыслителя.

Алкмеон из Кротона — врач, который жил примерно в одно время с философом, оставил записи в своей книге, где он ссылается на пифагорейские учения. Возможно, он был знаком с их автором лично. Предполагаемые современники — поэт Гераклит Эфесский, который родился недалеко от Самоса, Ион Хиосский, Эмпедокл Акрагасский вскользь упоминают о мыслителе. Кто-то из них смеётся над ним, другие — восхищаются.

Первая краткая биография Пифагора была написана историком Геродотом (ок. 484 — 420 гг. до н. э.). Он описывает мыслителя как «не самый незначительный» из греческих мудрецов, который учил последователей, как достичь бессмертия. Работы, приписываемые пифагорейскому философу Филолаю из Кротона, жившему в конце пятого века до нашей эры, являются одними из ранних текстов, описывающих нумерологические и музыкальные теории Пифагора.

Аристотель создал трактат «О пифагорейцах», который не сохранился в целом виде. Его ученики Дикаирх, Аристоксен и Гераклид также писали на эту тему. Большинство источников, свидетельствующих о жизни мыслителя, относятся к римскому периоду. По словам немецкого классициста Вальтера Беркерта, пифагорейская история была трудоёмкой реконструкцией чего-то потерянного и ушедшего.

Три больших повествования о жизни Пифагора пережили античные времена, однако и они заполнены в основном мифами и легендами. Принято считать самым респектабельным из них «Жития и мнения знаменитых философов», автором которого был Диоген. Два других принадлежали неоплатоникам Парфирию и Ямвлиху и были частично предназначены для полемики против христианства.

Жизненный путь

По записям Геродота, Исократа и других ранних авторов, Пифагор был сыном Мнесарха и родился на греческом острове Самос, который располагается в восточной части Эгейского моря. Говорят, что его отец был гравёром по драгоценным камням или богатым торговцем, но его реальное происхождение не вполне ясно. Есть легенда, связанная с пифийским Аполлоном: будто он явился матери мыслителя, когда она была беременна, и сказал ей, что она родит ребёнка в высшей степени прекрасного, мудрого и благотворного для людей.

Что касается даты его рождения, Аристоксен заявлял, что Пифагор оставил Самос во время правления Поликрата в возрасте 40 лет, то есть предположительно в 570 году до н. э. В годы становления Пифагора его родной город был известен своими достижениями:

  • передовая архитектурная инженерия (тоннель Эвпалинос);
  • фестивальная культура.

Поиск знаний

Как и многие другие греческие мыслители, Пифагор учился в Египте. В некоторых источниках можно найти информацию о том, что философ научился говорить по-египетски у самого фараона Амасиса II. А также, опять же по слухам, мыслитель был единственным иностранцем, когда-либо получившим привилегию принимать участие в обрядах фивских священников. Одни древние писатели утверждали, что Пифагор изучил геометрию и учение о метемпсихозе у египтян. Другие авторы, однако, говорили, что он получил эти знания у волхвов в Персии или даже у самого Зороастра.

Финикийцы, как предполагают учёные, обучили философа математике, а халдеи — астрономии. К третьему веку до нашей эры мыслитель учился уже у евреев. Вопреки всем этим сведениям, Антониус Диоген, пишущий в третьем веке до нашей эры, утверждал, что Пифагор сам открыл свои учения путём интерпретации своих снов. К возможным наставникам философа относят Гермодаманта из Самоса, потомка Креофила. К мифическим учителям приписывают даже Орфея, таким образом представляя Орфические Мистерии.

Неоплатоники писали о «Священном дискурсе», написанном Пифагором о богах на дорическом греческом диалекте. Полагалось, что он был продиктован мыслителю орфическим священником Аглаофамом. Ямвлих описывает пифагореизм как синтез всего, что философ узнал от Орфея, египетских священников, Элевсинских мистерий и других религиозных и философских традиций. Жизнь столкнула Пифагора с такими великими мудрецами, как Ферекид Сиросский и Фалес из Милета. Последний, кстати, был на 54 года старше ученика.

Семья и друзья

Диоген утверждал, что Пифагор «не баловался удовольствиями любви». Он также предостерегал других, повторяя, что соитие должно происходить тогда, когда человек готов стать слабее, чем его партнёр. Однако у мыслителя была жена — Феана, которая родилась и выросла на Крите. У них родились сыновья — Телавг и Аригнот, а также дочь — Мия. Но и это всего лишь версии.

Интересно, что Ямвлих не упоминает ни одного из этих детей, но зато говорит о Мнесархе — сыне, названном в честь отца самосского философа. Этот мальчик был воспитан назначенным преемником Пифагора Аристеем, а когда пришло время, возглавил отцовскую школу. Вообще, история очень запутанная: тот же Диоген утверждает, что Феана была ученицей мыслителя, а вот её дочь стала ему женой.

Политические перипетии привели к тому, что на пифагорейцев было совершено нападение. Возможно, и это неточные сведения, поскольку записи об атаке настолько противоречивы, что рассказчики вполне могли спутать их с более поздними антипифагорейскими восстаниями. Здание, где собирались ученики Пифагора, было подожжено, и многие из собравшихся погибли. Бежать удалось только молодым участникам. Дальнейшая судьба мыслителя, если анализировать источники, представлена в нескольких сценариях:

  • Философ вообще не присутствовал на собрании, поскольку находился на Дилосе, где ухаживал за умирающим другом.
  • Был там, но сумел бежать, прихватив с собой группу людей, и просил убежища у локрийцев. Получив отказ, Пифагор повёл соратников в город-колонию Метапонт, где они укрылись в храме муз. Смерть от голода настигла его после сорока дней без еды.
  • Порфирий записывал эту историю так: когда дом загорелся, преданные ученики легли на землю, прокладывая путь учителю. Пифагору удалось бежать, но он так сильно был подавлен смертью своих учеников, что совершил самоубийство.

Нумерология Пифагора

В биографии Пифагора имеется примечательная вещь: его всю жизнь чрезвычайно сильно интересовали числа. С их помощью он старался познать природу вещей и явлений, жизни и смерти, страданий, счастья и прочих важных вопросов бытия.

Цифру 9 он связывал с постоянством, 8 – со смертью, а еще уделял огромное внимание квадрату чисел. В этом смысле совершенным числом была 10

Десятку Пифагор называл символом Космоса.

Пифагорейцы первыми разделили числа на четные и нечетные. У четных чисел, по мнению математика, было женское начало, а у нечетных – мужское.

В те времена, когда не существовало науки как таковой, люди познавали жизнь и мироустройство, как могли. Пифагор, как великий сын своего времени, старался искать ответы на эти и другие вопросы с помощью цифр и чисел.

Философское учение

Учение Пифагора следует разделить на две категории:

  • Научный подход
  • Религиозность и мистика

К сожалению, далеко не все труды Пифагора удалось сохранить. А все из-за того, что ученый практически не делал никаких записей, передавая знания ученикам в устной форме.

Кроме того, что Пифагор был ученым и философом, его можно по праву назвать и религиозным новатором. В этом на него немного был похож Лев Толстой (интересные факты о Толстом мы публиковали в отдельной статье).

Пифагор был вегетарианцем и побуждал к этому своих последователей. Он не разрешал ученикам употреблять пищу животного происхождения, запрещал им пить спиртные напитки, сквернословить и вести себя непристойно.

Философ проповедовал, что человек может сохранить свою душу лишь при условии физического и нравственного очищения.

Интересен и тот факт, что Пифагор не обучал простых людей, которые стремились получить лишь поверхностные знания. Он принимал в ученики только тех, в ком видел избранных и просвещенных индивидов.

Личная жизнь

Изучая биографию Пифагора, может сложиться ошибочное впечатление, что времени на личную жизнь у него не было. Однако это не совсем так.

Когда Пифагору было около 60 лет, на одном из своих выступлений он повстречал красивую девушку по имени Феана.

Они поженились, и от этого брака у них родились мальчик и девочка. Так что выдающийся грек был семейным человеком.

Смерть

Как это ни удивительно, но ни один из биографов не может однозначно сказать, каким образом умер великий философ и математик. Существует три версии его смерти.

Согласно первой, Пифагора убил один из учеников, которого он отказался обучать. В порыве гнева, убийца поджег Академию ученого, где тот и погиб.

Вторая версия рассказывает о том, что во время пожара, приверженцы ученого, желая спасти его от смерти, создали мост из собственных тел.

Но самой распространенной версией кончины Пифагора считается его гибель во время вооруженного конфликта в городе Метапонт.

Великий ученый прожил более 80 лет, умерев в 490 г. до н. э. За свою долгую жизнь он успел сделать очень многое, и его вполне справедливо считают одним из самых выдающихся умов в истории.

Если же вам вообще нравятся краткие биографии, истории из жизни великих людей и просто интересные факты – обязательно подписывайтесь на InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Философское учение

Пифагор на фреске Рафаэля (1509 г.)

Учение Пифагора следует разбить на две составляющие части: научный подход к познанию мира и религиозно-мистический образ жизни, проповедуемый Пифагором. Доподлинно неизвестны заслуги Пифагора в первой части, так как ему позднее приписывали всё, созданное последователями в рамках школы пифагореизма. Вторая часть превалирует в учении Пифагора, и именно она осталась в сознании большинства античных авторов.

Достаточно полные сведения о развиваемых Пифагором представлениях о переселении душ и основанных на них пищевых запретах даёт поэма Эмпедокла «Очищения».

В сохранившихся работах Аристотель никогда прямо не обращается непосредственно к Пифагору, но лишь к «так называемым пифагорейцам». В потерянных работах (известных по выдержкам) Аристотель рассматривает Пифагора как основателя полурелигиозного культа, который запрещал есть бобы и имел золотое бедро, но не принадлежал к последовательности мыслителей, предшественников Аристотеля.

относился к Пифагору с глубочайшим почтением и уважением. Когда пифагореец Филолай впервые опубликовал 3 книги, излагающие основные положения пифагореизма, Платон по совету друзей немедленно их купил за большие деньги.

Деятельность Пифагора как религиозного новатора VI в. до н. э. заключалась в создании тайного общества, которое не только ставило перед собой политические цели (из-за чего пифагорейцев разгромили в Кротоне), но, главным образом, освобождение души путём нравственного и физического очищения с помощью тайного учения (мистическое учение о круговороте переселений души). По Пифагору, вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться обратно на небеса.

Шартрский собор, статуя Пифагора

В акусматах (изречениях) Пифагора содержатся обрядовые наставления: о круговороте человеческих жизней, поведении, жертвоприношениях, погребениях, питании. Акусматы сформулированы лаконично и доступно для понимания любого человека, в них содержатся также постулаты общечеловеческой морали. Более сложная философия, в рамках которой развивалась математика и другие науки, предназначалась для «посвящённых», то есть избранных людей, достойных владеть тайным знанием. Научная составляющая учения Пифагора развивалась в V в. до н. э. усилиями его последователей (Архит из Тарента, Филолай из Кротона, Гиппас из Метапонта), но сошла на нет в IV в. до н. э., в то время как мистическо-религиозная составляющая получила своё развитие и второе рождение в виде неопифагореизма во времена Римской империи.

Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познать управляющие им числа. Изучая числа, пифагорейцы разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние.

Как отмечал И. Д. Рожанский: «Несмотря на пережитки магического мышления, основная идея Пифагора о том, что в основе всех вещей лежат числа или отношения чисел, оказалась очень плодотворной». Как отмечал Стобей: «Судя по всему, больше всех (наук) Пифагор почитал науку о числах, он продвинул её вперёд, выведя её за пределы употребления в торговле и выражая, моделируя все вещи числами» (1, «Проэмий», 6, с. 20).

Несмотря на встречающееся мнение о том, что Пифагор будто бы был вегетарианцем, Диоген Лаэртский пишет, что Пифагор изредка ел рыбу, воздерживался только от пахотных быков и от баранов, а остальных животных дозволял в пищу.

В качестве критика Пифагора выступал его современник : «Пифагор, Мнесархов сын, занимался собиранием сведений больше всех людей на свете и, понадергав себе эти сочинения, выдал за свою собственную мудрость многознайство и мошенничество».По Диогену Лаэртскому, в продолжении известного изречения Гераклита «Многознание уму не научает» упоминается среди прочих и Пифагор: «а не то научило бы и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем».

Нравоучения Пифагора

В III в. до н. э. в рукописном виде появились некоторые нравоучения Пифагора, его предсказания и пожелания, которые назывались Священное слово.

Позднее их частично переложили на стихи, которые назвали Золотые стихи. Вот фрагмент из этих стихов-предсказаний в переводе И. Петер:

Ты же будь твердым: божественный род присутствует в смертных,
Им. возвещая, священная все открывает природа
Если не чуждо это тебе, ты наказы исполнишь,
Душу свою исцелишь и от множества бедствий избавишь
Яства, сказал я, оставь те, что я указал в очищеньях,
И руководствуйся подлинным знанием — лучшим возничим.
Если ты, тело покинув, в свободный эфир вознесешься,
Станешь нетленным, и вечным, и смерти не знающим богом.

Пифагор прожил примерно 40 лет (по другим сведениям — 56 и даже 90). Но и 40 лет — возраст вполне достойный для того далекого времени.

В памяти людей этот ученейший муж, философ, основатель учения о переселении душ остался известен также как математик, определявший геометрические закономерности окружавшего его мира, содействовавший развитию математических, астрономических и географических знаний.

Учение Пифагора о волшебных числах, с помощью которых можно познать и измерить мир, позволило в дальнейшем определить движение светил на небосводе, создать календарь, измерить расстояния и прочие земные величины.

Его начальная геометрия позволила активно развиваться строительству, архитектуре и даже музыке.

Его теория переселения бессмертных душ оказала большое влияние на эзотерическое учение в иудаизме — Каббалы, которое появилось позднее, спустя столетия, в XII в. и получило большое распространение в XVI в.

Математика и музыка. Рисунок 1492 г.

Пифагор — культ единицы

Пифагор

Незадолго до Парменида в греческой Италии жил другой древнегреческий философ и математик Пифагор, и поныне известный своей знаменитой теоремой о соотношении длин катетов и гипотенузы прямоугольного треугольника. Пифагора восхищало открытое им соотношение высоты издаваемого арфой звука от длины ее струн — после этого открытия Пифагор создал первую в историю математическую теорию музыки. Видя, что и остальные закономерности природы, как и музыка, описываются математикой, Пифагор выдвинул гипотезу, что математика лежит в основе всего сущего, или, другими словами, что «всё есть число». Математическую красоту мироустройства Пифагор по аналогии с музыкой называл великой гармонией Вселенной.

Пифагор обожал числа, особенно его восхищала единица — Пифагор называл её монадой и поклонялся ей, считал её высшим абсолютом, символом единой и неделимой первоосновы всего сущего, божеством. Двойку же Пифагор считал принципом раздвоения всего сущего на противоположности: предельное и беспредельное, четное и нечетное, единое и множественное, правое и левое, мужское и женское, покой и движение, прямое и кривое, свет и тьму, добро и зло.

Такая вера привела Пифагора к созданию собственной религии. Набрав идей в популярной в те времена в Греции монотеистической религии орфизме, он создал пифагорейскую школу — религиозно-математический кружок по интересам. Пифагорейцы поклонялись Единому, а в качестве материального воплощения Единого они выбрали Солнце. Пифагорейцы искали у себя грехи и совершали исповеди. По сведениям античных историков Пифагор наказывал своим ученикам: «Да не коснётся очей твоих сон, смежающий веки, прежде, чем трижды дневные дела разберёшь по порядку: «В чём прегрешил? Что сделал? Что должное я не исполнил?»». Несмотря на математичность пифагорейской школы, у них было множество запретов и суеверий: пифагорейцам запрещалось есть бобы, шагать через перекладину, касаться белых петухов, смотреть в зеркало около огня, ломать хлеб и многое другое. Также они практиковали вегетарианство, так как унаследовали от орфизма учение о переселении душ.

Гипотеза Пифагора о математическом устройстве Вселенной стала очень популярной среди учёных — ей вдохновлялись Ньютон, Кеплер, Эйнштейн. Эта гипотеза подтверждается даже в современных научных исследованиях. Если мы посмотрим на квантовую механику, описывающую наш мир на микроуровне, то увидим, что там твердый материальный мир рассыпается на чистые математические абстракции: гильбертово пространство, комплексные числа, волновые уравнения Шредингера, тензоры и линейные операторы.

Читать биографию Пифагора Самосского

Греческий философ, ученый и религиозный учитель Пифагор основал философскую школу, которая была известна как Милетская школа, а также сформулировал многие математические и философские теории.

Ранние годы

Рожденный на острове Самос, у Греции, в Средиземном море, Пифагор был сыном Мессарха. Мало что известно о его ранней жизни. После учебы в Греции он бежал в южную Италию, чтобы избежать сурового правления Поликрата, который пришел к власти около 538 года до нашей эры.  Говорят, что Пифагор находился в Египте и Вавилоне в это время.

Пифагор и его последователи стали политически могущественными в Кротоне, на юге Италии, где Пифагор создал школу для своей группы последователей. Вероятно, пифагорейцы заняли позиции в местном правительстве, чтобы привести людей к чистой жизни, которая была распространена их учением. В конце концов, конкурирующая группа начала атаку на пифагорейцев на их собрании, и группа почти была почти полностью разрушена. Пифагор был вынужден либо покинуть Кротон, либо добровольно ушел незадолго до этой атаки. Он умер в Метапонте в начале пятого века до н.э.

Религиозные учения

Пифагор и его сделали большой вклад как в религию, так и в науку. Его религиозные учения были основаны на доктрине (обучении) метемпсихоза, в которой говорится, что душа никогда не умирает и  обречена на цикл перерождений до тех пор,  пока она не сможет освободиться от цикла через чистоту своей жизни.

Пифагореизм отличался от других философских систем своего времени не просто интеллектуальным поиском истины, а целым образом жизни, который привел бы к спасению или избавлению от греха

Важной частью пифагорейства была связь всей жизни

Математические учения

Пифагорейцы представили в качестве факта дуализм (что жизнь контролируется противоположными силами) между ограниченным и неограниченным. Вероятно, Пифагор заявил, что цифры могут раскрыть тайны Вселенной, ограничивая и придавая форму материи. Изучение музыкальных интервалов, привело его к открытию того, что основные  интервалы могут быть выражены в числовых соотношениях (связях между числами) между первыми четырьмя целыми числами (положительные целые числа), что, в свою очередь, привело к тому, что число десять – это сумма первых четырех положительных чисел.

Возможно, Пифагор обнаружил теорему, которая все еще носит его имя (в прямом треугольнике , квадрат н гипотенузы равен сумме квадратов катетов), хотя это предложение было обнаружено на камне, датируемый временем вавилонского царя Хаммурапи (умер 1750 г. до н. э.). Независимо от источников, пифагорейцы сыграли важную роль в развитии математики.

Космологические взгляды

Пифагорейцы, в результате своих религиозных убеждений и тщательного изучения математики, разработали космологию (имеющую отношение к структурам Вселенной), которая в то время отличалась некоторыми важными аспектами от существующих в то время мировоззрений, наиболее важными из которых были их взгляды на Землю как на сферу, которая находилась в центре Вселенной. Неизвестно, насколько эта теория относилась к самому Пифагору.

Математических и философских  исследований, проведенных Пифагором и его последователями, было достаточно, чтобы сделать его важной фигурой в становлении некоторых западных ученых и мыслителей. Интересные факты и даты из жизни

Интересные факты и даты из жизни

Пифагор