Волков, владислав николаевич

↑ Краткая биография

Родился Владислав Николаевич Волков 23 ноября 1935 года в Москве в семье, все члены которой профессионально занимались авиацией. Его отец был ведущим инженер — конструктором крупнейшего авиационного предприятия, мать работала там же в конструкторском бюро.

Закономерно, что Владислав с детства мечтал об авиации. Окончив в 1953 году московскую школу номер 212, он одновременно поступает в знаменитый МАИ – кузницу советских авиационных инженеров и, в аэроклуб.

Занятия и в институте, и в в аэроклубе проходили очень успешно. Волков даже входил в спортивную студенческую команду МАИ и принимал участие в первенстве Москвы за спортивный клуб “Буревестник”.

После окончания института Владислава направляют работать в секретное конструкторское бюро Королева ОКБ-1. С 1959 года Волков принимал участие как инженер в разработке и создании самых разных типов космической техники различного использования.

Вскоре после первых триумфальных полетов в космос его первооткрывателей, потребовалось не просто пилотировать космический корабль, но и заниматься научными исследованиями и инженерными разработками. Поэтому в отряды космонавтов стали принимать кандидатов с инженерным, медицинским, техническим образованием.

Владислав Волков оказался в числе таких кандидатов, и успешно пройдя весной 1964 года строжайшую медицинскую комиссию, был предложен в отряде космонавтов как инженер – космонавт, но Мандатная комиссия его не утвердила. Только через два года весной 1966 года был сформирован специальный отдел для космонавтов с инженерной подготовкой в качестве испытателей и Волкова включили в его состав.

космонавт Волков Владислав фото

Предполетная подготовка была очень обширной и сложной. Она включала в себя все пункты, которые проходили в основном составе космонавтов – барокамера, парашютные прыжки с приводнением, имитация спуска с орбиты на аппарате корабля “Союз”. Успешно пройдя все испытания и получив допуск медицинской комиссии, Владислав Волков был зачислен в отряд космонавтов в качестве бортинженера.

Первоначально его планировали использовать при полете корабля Союз К-7 в третьем резервном составе по программе “Стыковка”. Позже планы изменились и Владислав Волков был назначен инженер – испытателем в основной состав.

Биография[ | код]

Владислав Волков родился 23 ноября 1935 года в семье бригадира Филевского филиала ЦКБМ.

  • 1953 год — поступил в Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе
  • 1959 год — начал работу в ОКБ-1 (КБ Королёва), участвовал в создании многих образцов космической техники, в том числе космических кораблей Восток и Восход
  • 1966 год — зачислен в отряд космонавтов (Группа гражданских специалистов № 2)
  • 1969 год — совершил свой первый полёт в качестве бортинженера корабля «Союз-7» (—17 октября). Полёт продолжался 4 суток 22 часа 40 минут 23 секунды.
  • 1971 год — совершил полёт в качестве бортинженера космического корабля Союз-11 и орбитальной космической станции Салют-1. Полёт продолжался 23 дня 18 часов 21 минуту 43 секунды. При спуске произошла разгерметизация спускаемого аппарата Союз-11, экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб.
Статистика
# Стартовый корабль Старт, UTC Экспедиция Корабль посадки Посадка, UTC Налёт Выходы в открытый космос
1 Союз-7 12.10., 10:44 Союз-7 Союз-7 17.10., 09:25 04 суток 22 часа 40 минуты нет
2 Союз-11 06.06., 04:55 Союз-11, Салют-1 (1) Союз-11 29.06., 23:16 23 суток 18 часов 21 минута
28 суток 17 часов 01 минута

Тело было кремировано. Урна с прахом была помещена 3 июля в Кремлёвской стене (Некрополь у стен Кремля).

Биография

В русской семье Марии Сергеевны (дев. Кольцова) и Ивана Пантелеевича Пацаевых было двое детей — сын Виктор и дочь Галина. 17 августа Ивана Пантелеевича отправили на фронт в составе 312-й стрелковой дивизии. В октябре 1941 года он погиб в районе села Детчино.

Спустя год после войны семья Пацаевых переехала в дом отчима Ивана Ивановича Волкова, который после смерти жены остался с четырьмя детьми — Виктором, Анатолием, Геннадием и Эммой. Они сдружились с Виктором и Галиной. В сентябре 1948 года семья переехала в город Нестеров Калининградской области. Отчима Виктора поставили на должность начальника сберкассы, Мария Сергеевна устроилась продавцом, а 20 сентября все дети пошли в школу.

Из воспоминаний сестры, Галины Пацаевой:

  • 1950 — Виктор Пацаев окончил школу и получил аттестат. После выпускного вечера он решил подать документы в Московский геологоразведочный институт на факультет аэрофотосъёмки. Виктор успешно сдал все экзамены, но не набрал нужного количества баллов, и ему предложили перевестись в Пензенский индустриальный институт. В течение всего первого курса он не расставался со своей мечтой — снова перевестись в геологоразведочный, но в Пензенском индустриальном институте на факультете точной механики открылось отделение счётно-аналитических машин, и Виктор подал заявление в деканат о зачислении его на новое отделение.
  • 1955 — окончил Пензенский индустриальный институт и был направлен на работу в Центральную аэрологическую обсерваторию Гидрометслужбы СССР. Участвовал в конструировании приборов для метеорологических ракет.
  • 1958 — перешёл на работу в ОКБ-1 (КБ Королёва). Работал в конструкторском отделе антенно-фидерных устройств.
  • 1968 — принят в отряд космонавтов (Группа гражданских специалистов № 3).
  • 1971 — совершил полёт в качестве инженера-исследователя космического корабля «Союз-11» и орбитальной космической станции «Салют-1». Полёт продолжался в течение 23 суток 18 часов 21 минуты 43 секунд. При спуске произошла разгерметизация спускаемого аппарата «Союза-11», экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб.
Статистика
# Стартовый корабль Старт, UTC Экспедиция Корабль посадки Посадка, UTC Налёт Выходы в открытый космос Время в открытом космосе
1 Союз-11 06.06., 04:55 Союз-11, Салют-1 (1) Союз-11 29.06., 23:16 23 суток 18 часов 21 минута

Без признаков жизни

Поисковая группа обнаружила космонавтов без сознания в «Союз-11». Они располагались в своих креслах с отстегнутыми плечевыми ремнями, а у Добровольского ремни были перепутаны и застегнут лишь верхний поясной замок. Врачи вытащили космонавтов из аппарата и принялись проводить реанимационные мероприятия.

Медики не сразу поняли, насколько все серьезно. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца делались до тех пор, пока всем не стало понятно, что космонавтов уже не вернуть к жизни. Усилия врачей оказались безуспешными, и в Центр управления полетами сообщили, что весь личный состав погиб.

Почтовая марка СССР. 1971. Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков, В. И. Пацаев

Путь в профессию

Владислав Николаевич Волков появился на свет 23.11.1935, жил и учился в Москве. Отец его был непосредственно связан с летным делом – работал инженером-авиаконструктором. Его любовь к своему делу повлияла на профессиональный выбор сына.

Поэтому после школы No212, будущий космонавт Владислав Волков поступает в тысячу девятьсот пятьдесят третьем в Москве в институт авиации, выучивается на инженера-электромеханика. Позже, в тысячу девятьсот шестьдесят восьмом, через девять лет после окончания института, он стал дипломированным летчиком-спортсменом, пройдя обучение в Коломенском аэроклубе.

Причины трагедии

Пока вся страна скорбила о погибших космонавтах, специалистам необходимо было как можно скорее провести расследование и установить причины гибели личного состава в «Союз-11». Вердикт был однозначным – разгерметизация. Первым делом проверили люк, с которым возникли проблемы при отстыковке, но он был полностью исправным.

Причина нашлась практически сразу. Неисправен был вентиляционный клапан. Предназначался он для поддержания системы жизнеобеспечения на борту спускаемого аппарата и открывался автоматически на высоте четырех километров с целью выравнивания давления внутри. При посадке корабля «Союз-11» этот люк открылся в 150-ти километрах от поверхности Земли в полном вакууме.
Что послужило причиной преждевременного открытия люка, так и не удалось достоверно установить. По официальной версии, разгерметизацию спровоцировал подрыв пиропатронов при разделении отсеков спускаемого аппарата. Однако во время попытки воссоздать ситуацию на Земле воспроизвести этот вариант развития событий не получилось.

Космонавты Волков, Пацаев, Добровольский умерли от острого кислородного голодания и декомпрессионной болезни. Шансов выжить в создавшихся условиях у них не было.

Память

Памятник В. Н. Волкову в Москве

  • Научно-исследовательское судно «Космонавт Владислав Волков».
  • Кратер на Луне.
  • Малая планета (1790) Волков.
  • Улицы во многих городах (в Ростове-на-Дону в Северном жилом массиве, Черкассах и Орске в год смерти троих космонавтов появились улицы, названные их именами), Кропивницком, Коростене, квартал в Луганске, бронзовый бюст (Скульптор — Г. М. Тоидзе, архитекторы — И. М. Студенкин, Б. И. Тхор) в Москве на улице Космонавта Волкова, бюст в Ташкенте во дворе школы № 225, памятная доска на одной из школ на улице его имени в Кирове.
  • Именем Владислава Волкова, Георгия Добровольского, Виктора Пацаева, а также Владимира Комарова названы четыре планеты в популярной компьютерной игре Mass Effect 2 (созвездие «Память» скопления «Центр Аида»).

Мемориальная доска на территории МАИ

  • Скверы в Москве (там же установлен его бюст) и Калуге.
  • Московская школа № 212, в которой учился В. Н. Волков, носит его имя.
  • Увековечен в скульптурной композиции «Павший астронавт» — единственной художественной инсталляции на Луне.
  • C 1973 года в СССР стали проводить международный турнир спортивных акробатов посвященные памяти В. Н. Волкова «Кубок Волкова». Эти соревнования получили статус неофициального чемпионата мира.

Фильмы

  • Крутые дороги космоса — СССР, Центрнаучфильм, 1972.
  • Добровольский, Волков, Пацаев. Вернуться и умереть — Россия, Первый канал, Тайны века, 2006.
  • Гибель «Союза» — Россия, телекомпания «Останкино», ТРК «Петербург — Пятый канал», 2008.

Космическая подготовка[править | править код]

В мае — июне 1964 года был направлен на медицинское обследование в НИАГ в качестве одного из 14 кандидатов от ОКБ-1 для полёта на первом трёхместном КК «Восход» (целевой набор «Восход») в качестве космонавта-инженера. В июне 1964 года получил допуск медицинской комиссии к спецподготовке. Его кандидатура рассматривалась на заседании Мандатной комиссии 11 июня 1964 года, но к зачислению в группу он рекомендован не был.

В июле 1965 года прошел медицинское обследование в ИМБП в качестве участника первого набора космонавтов в отряд ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия») и был одним из 12 инженеров, прошедших все этапы отбора.

Весной 1966 года, после появления приказа № 25 по ЦКБЭМ о формировании в летно-испытательном отделе № 90 группы подготовки инженеров-испытателей, был направлен на повторное обследование в ИМБП, которое вновь прошёл успешно. 23 мая 1966 года прошел мандатную комиссию в ЦКБЭМ и приказом В. П. Мишина № 43 был включен в первую группу кандидатов в космонавты-испытатели ЦКБЭМ.

С мая по август 1966 года проходил подготовку в профилактории ЦКБЭМ, участвовал в парашютных прыжках и полетах на невесомость в ЛИИ в Жуковском на летающей лаборатории Ту-104, проходил испытания в барокамере. В период с 15 по 25 августа 1966 года участвовал в водных тренировках на Черном море на макете спускаемого аппарата корабля «Союз».

В сентябре 1966 года прошел медицинское обследование в ЦВНИАГ и после получения допуска военных врачей начал подготовку в ЦПК им. Ю. А. Гагарина. С сентября 1966 по декабрь 1968 года проходил подготовку в качестве бортинженера пассивного корабля «Союз» (7К-ОК) по программе «Стыковка» сначала в группе, а с января 1967 года в третьем (резервном) экипаже вместе с В. Шаталовым и П. Колодиным (в августе 1968 года с В. Шаталова сменил А. Куклин).

27 мая 1968 года приказом MOM № 163 был зачислен в отряд космонавтов ЦКБЭМ. В развитие этого приказа 18 июня 1968 года приказом главного конструктора ЦКБЭМ В. П. Мишина был назначен на должность космонавта-испытателя 731-го отдела (отряда космонавтов) ЦКБЭМ.

С февраля по сентябрь 1969 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа пассивного корабля «Союз-7» по программе полёта трех пилотируемых кораблей, вместе с А. Филипченко и B. Гоpбатко.

Что происходило на борту в те роковые минуты

В момент, когда отсеки корабля «Союз-11» разделились, давление в кабине начало резко падать. Воздух выходил из спускаемого аппарата, издавая страшный свист, при этом образовался сильный туман. У космонавтов было очень мало времени на то, чтобы разобраться с причинами случившегося. Они попытались отключить все приборы, чтобы услышать, откуда выходит воздух. Добровольский успел проверить состояние люка, с которым возникли проблемы при отсоединении от станции.

Когда космонавты поняли, в чем дело, времени у них уже не оставалось. Самочувствие их резко ухудшалось с каждым мигом. Из-за острой декомпрессионной болезни члены экипажа ощущали дикую боль во всех частях своего тела. Резкий перепад давления привел к разрыву барабанных перепонок, и космонавты перестали слышать. Сознание их начало угасать уже через двадцать секунд после случившейся разгерметизации.

Но даже в условиях стресса, паники и ужасной боли экипаж корабля «Союз-11» успел сообразить, что причина аварии в вентиляционном люке. Кто-то из космонавтов даже попытался перекрыть его, но потерял сознание. Смерть их наступила еще до посадки, примерно через 2 минуты после начала разгерметизации.

«Ребята были еще теплыми»

1. «Наконец и мы, медики, увидели через иллюминатор вертолета бело-оранжевый парашют корабля, чуть серебристый от восходящего солнца, — рассказывал «ФАКТАМ» врач Центра подготовки космонавтов Анатолий Лебедев. — «Союз» спускался так величаво, красиво. Вот бесшумно (мы не слышали из-за гула вертолета) взбили облако пыли двигатели мягкой посадки. Плавно сникла пена парашютного шелка.

Садимся вслед за кораблем, метрах в ста пятидесяти. Обычно как бывает? Открываешь люк — оттуда раздаются голоса экипажа. А тут — хруст окалины, которой, как и положено, был покрыт спускаемый аппарат, стук металла, стрекот садящихся поблизости вертолетов и… тишина из корабля. Ребята были без сознания.

Мне довелось извлекать первым командира Георгия Добровольского. Он сидел в среднем кресле. Не скрою, я его не узнал: космонавты обросли бородами за время длительного полета, у них были сложности с бритьем. Могли повлиять на внешний вид и перегрузки, возникающие во время спуска. Вслед за Добровольским мы вытащили Пацаева и Волкова.

Волков был очень красивым мужчиной. В Звездном городке друзья называли его Марчелло, в честь модного в те годы выдающегося итальянского киноактера Марчелло Мастроянни. Перед полетом мы с Владиславом играли в шахматы. Меня вдруг вызвало начальство, партию не доиграли. А Волков оставил мне записку на клочке бумаги: «Вернусь — доиграю…» Позже я обнаружил ее в своем архиве.

Тогда, в первые мгновения, мы ничего не поняли. Что произошло за эти несколько минут радиомолчания? На вид ребята — целы-целехоньки, теплые, температура у всех практически нормальная. Мысль о трагедии никому и в голову не приходила. Мгновенно развернулась вся наша медицинская бригада. У нас был опытный реаниматолог из Института имени Склифосовского. Шесть врачей начали делать космонавтам искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Минута, еще… «Ну?!» — коротко спросил меня руководитель группы поиска и спасения генерал-майор авиации Герой Советского Союза Леонид Горегляд. Ему надо было уже докладывать председателю государственной комиссии. Такого еще не было — корабль благополучно приземлился, все линии связи (аж до Кремля) работают, а мы молчим. «Дайте еще несколько минут врачам», — говорю Леониду Ивановичу. Мы продолжали работать, используя все, что могли.

Один за другим возле нас приземлялись вертолеты. Люди замирали в мучительном ожидании вестей от обливающихся потом медиков. Стояла тягостная тишина. Невозможная, абсолютно невозможная для такого момента при нормальной посадке.

Генерал Горегляд снова, теперь уже более строго и громко, потребовал от меня заключения о состоянии экипажа: «Это необходимо для доклада правительству!»

Будто сам не знаю. Я и сейчас с содроганием вспоминаю минуты, когда произнес: «Передайте, что экипаж приземлился без признаков жизни…»

Еще задолго до старта медики предполагали, что после полета такой продолжительности при спуске могли быть «сложности перенесения перегрузок». Но не такой финал. Все медицинские работники продолжали выполнять свои обязанности до появления абсолютных признаков смерти космонавтов…»

Второй полет

Кроме Сергея Александровича на корабле «Союз ТМА-02М» полетели Майкл Фоссум из США и Сатоси Фурукава из Японии. Запуск состоялся 7.06.2011. За время полета Волков один раз вышел в открытый космос, чтобы установить на наружной поверхности станции приборы для экспериментов и запустить микроспутник. Работы заняли 6 часов 22 минуты. Из экспедиции вернулся 22 ноября 2011, через 167 суток после старта.

В 2012-2015 годах входил в состав экипажей дублеров. В 2012-2014 командовал отрядом космонавтов, а осенью 2013 года стал инструктором и космонавтом-испытателем первого класса. В январе 2014 и марте 2015 проходил комплексные тренировки вместе с российскими космонавтами и астронавтами из США. Экипажи отрабатывали действия при посадке в зимнем лесу, занимались на тренажерах, которые имитировали российский сегмент МКС и корабль серии «Союз». Летом 2015 Волков снова возглавил основной экипаж транспортного корабля. На орбите он был бортинженером 45/46 долговременной экспедиции.

Краткая биография

Владислав Николаевич родился 23 ноября 1935 г. в Москве. После школы, в 1953-м году, поступил в авиационный институт. В 1958-м году у Владислава родился сын. Спустя год завершил обучение на специальность «инженер-электромеханик». После чего начал работу в конструкторском бюро №1 (сегодня – РКК «Энергия») на позиции инженера и конструктора. Под руководством выдающегося инструктора — Сергея Королева, Владислав Волков принимал участие в разработке различной космической техники, в число которой входили корабли «Восход» и «Восток». Последний доставил Юрия Гагарина в космос.  В 1964-м году Владислав Волков завершил медицинское обследование для набора в отряд космонавтов для миссии на корабле «Восход», однако зачислен не был. В 1968-м году Владислав был принят в группу космонавтов в роли космонавта-испытателя.

↑ Краткая биография

Родился Владислав Николаевич Волков 23 ноября 1935 года в Москве в семье, все члены которой профессионально занимались авиацией. Его отец был ведущим инженер — конструктором крупнейшего авиационного предприятия, мать работала там же в конструкторском бюро.

Закономерно, что Владислав с детства мечтал об авиации. Окончив в 1953 году московскую школу номер 212, он одновременно поступает в знаменитый МАИ – кузницу советских авиационных инженеров и, в аэроклуб.

Занятия и в институте, и в в аэроклубе проходили очень успешно. Волков даже входил в спортивную студенческую команду МАИ и принимал участие в первенстве Москвы за спортивный клуб “Буревестник”.

После окончания института Владислава направляют работать в секретное конструкторское бюро Королева ОКБ-1. С 1959 года Волков принимал участие как инженер в разработке и создании самых разных типов космической техники различного использования.

Вскоре после первых триумфальных полетов в космос его первооткрывателей, потребовалось не просто пилотировать космический корабль, но и заниматься научными исследованиями и инженерными разработками. Поэтому в отряды космонавтов стали принимать кандидатов с инженерным, медицинским, техническим образованием.

Владислав Волков оказался в числе таких кандидатов, и успешно пройдя весной 1964 года строжайшую медицинскую комиссию, был предложен в отряде космонавтов как инженер – космонавт, но Мандатная комиссия его не утвердила. Только через два года весной 1966 года был сформирован специальный отдел для космонавтов с инженерной подготовкой в качестве испытателей и Волкова включили в его состав.

космонавт Волков Владислав фото

Предполетная подготовка была очень обширной и сложной. Она включала в себя все пункты, которые проходили в основном составе космонавтов – барокамера, парашютные прыжки с приводнением, имитация спуска с орбиты на аппарате корабля “Союз”. Успешно пройдя все испытания и получив допуск медицинской комиссии, Владислав Волков был зачислен в отряд космонавтов в качестве бортинженера.

Первоначально его планировали использовать при полете корабля Союз К-7 в третьем резервном составе по программе “Стыковка”. Позже планы изменились и Владислав Волков был назначен инженер – испытателем в основной состав.

Работа в космосе

Космонавт Владислав Волков свой первый полет совершил 12.10.1969 и пробыл в космосе более четырёх суток. Космический корабль «Союз-7» был одним из группы кораблей, в которую входили также аппараты «Союз-6» и «Союз-8». Во время полета отрабатывали маневрирование кораблей, их сближение и стыковку. Стыковка не состоялась по причине проблем с автоматической системой управления, но за успешный полет, героизм и проявленное мужество Волкову присвоили звание Героя Советского Союза.

Второй полет состоялся 6.06.1971. Название корабля – «Союз-11». Этот полет был довольно продолжительным – более двадцати трёх суток. За первые сутки успешно была выполнена поставленная задача – стыковка с «Салют-1», первой орбитальной станцией в мире. Космонавты перешли на «Салют» и оставшееся время успешно работали на ней.

Трагедия произошла, когда экипаж возвращался на землю. В результате сбоя в работе датчика и компьютера произошла разгерметизация аппарата корабля «Союз», на котором космонавты должны были спуститься на землю. Обеспечивающий вентиляцию клапан открылся раньше положенного времени, поэтому в аппарате не осталось пригодного для дыхания воздуха. Космонавты погибли.

Нажмите на изображение, чтобы увеличить

Сергей Александрович (01.04.1973 г.)

Краткая биография

Сергей Александрович Волков

Родился 1 апреля 1973 года в г. Чугуев, Харьковская обл., УССР. Провел детство в Звездном городке, значительная часть которого представляет собой центр подготовки космонавтов. СПосле получения среднего образования в том же городке в 1990-м году, поступил в Тамбовское авиационное училище. После завершения обучения, в течение 1996-го года служил летчиком.

В 1997-м году Александр Волков обнаружил рапорт, написанный его старшим сыном Сергеем, с просьбой о зачислении последнего в отряд космонавтов. Несмотря на недовольство опытного космонавта подобным выбором сына, Сергей Александрович летом того же года был зачислен в отряд космонавтов. Таким образом образовалась первая в мире династия космонавтов.

Космическая карьера

Спустя два года после поступления в отряд космонавтов, в 1999-м году, Сергей Александрович получил квалификацию космонавта-испытателя. Отдав большую часть времени тренировкам, космонавт Волков совершил три полета в космос с 2008-го по 2016-й:

  • В 2008-м году в составе 17-й экспедиции на МКС. За это время дважды выходил в космос (6 ч 18 мин. и 5 ч 54 мин.) для проведения работ. Общая длительность миссии составила 198 суток и 16 часов.
  • 7-го июня 2011-го года в роли командира экипажа корабля Сергей Волков вновь отправился на космическую станцию, где выполнял обязанности бортового инженера 28/29-й экспедиции МКС. В третий раз вышел в открытое пространство на 6 часов 22 минуты. В этот раз миссия космонавта Волкова продлилась больше 167-ми суток.
  • Третий полет Сергей Александровича начался 2 сентября 2015 года и закончился приземлением в Казахстане совсем недавно, 2 марта 2016 года. За время миссии принимал участие в работах на борту МКС, а также совершил свой четвертых выход в скафандре, продолжительностью почти 5 часов. Общее время проведения миссии почти 182 суток.

В 2009-м году, за успешное проведение своей первой космической миссии Сергей получил звание героя Российской Федерации. Космонавт во 2-м поколении, Волков Сергей преуспевает в своей профессиональной деятельности. В свои 43 года на счету космонавта 547 суток и 22 часа, посвященных пребыванию в космосе с целью поддержки и проведения научных исследований.